Показ рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» состоится в московском театре «Золотое кольцо» 28 мая 2022 года. Постановка петербургской «Рок-Оперы» будет представлена в обновленной версии – в честь 30-летия театра.
Произведение, которое своим появлением обозначило в полной мере рождение нового жанра, стала рок-опера композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда». Написанная в 1970 году и поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона. Феерический успех опера имела и в Лондоне. Высказывались, правда, опасения, что раскрытие религиозных мотивов языком рок-музыки может оскорбить верующую часть слушателей. Публика, однако, приняла оперу с восторгом, а некоторые из ее песен стали исполняться в церквях в дни религиозных праздников. Впоследствии опера была экранизирована режиссером Н. Джуисоном, а пластинки с ее записью разошлись невиданным тиражом. В 1972 году во время пребывания в Лондоне спектакль посетил Д. Шостакович. В это время у нас в стране оперу заочно ругали, как, впрочем, и все, что было связано с рок-культурой. Дмитрий Дмитриевич же, рассказывая о своих лондонских впечатлениях, заметил: «А вы знаете, эта опера очень талантлива. Я ее слушал с большим интересом».
Невероятная рок-музыка и современный текст позволяют зрителям увидеть себя в этой истории, побуждая каждого из нас задавать более серьезные вопросы о вере, лидерстве и убеждениях... и все это под величайшие песни, когда-либо написанные.
Российская премьера состоялась в феврале 1990 года, на сцене ДК им. Ленсовета в Санкт-Петербурге. Одно из наиболее известных произведений жанра «рок-опера», не нуждающееся не только в рекламе, но зачастую даже и в представлении. Символично, что премьера спектакля практически совпала с 1000-летием Православной Церкви, а исполнитель роли Христа Владимир Дяденистов получил благословение на роль.
Рок-опера исполняется на русском языке в переводе Григория Кружкова и Марины Бородицкой. Сценическая редакция произведения отличается от традиционного прочтения рок-оперы, она ближе к Священному Писанию. Родившийся из сочетания, казалось бы, несочетающихся жанров спектакль поражает силой воздействия – нередко молодые люди, посмотрев спектакль театра «Рок-Опера», приходят в Церковь. По воспоминаниям, посмотрев премьеру спектакля, один священнослужитель в восхищении проговорил, обращаясь к артистам: «Мы не можем заставить молодёжь прийти в церковь, но вы можете вернуть им Веру!».
Музыка – Эндрю Ллойд Уэббер
Либретто – Тим Райс
Русский текст – Григорий Кружков и Марина Бородицкая
Музыкальная редакция – Юрий Маркелов
Постановка осуществлена по соглашению с The Really Useful Group Ltd.
Постановка – заслуженный деятель искусств РФ Владимир Подгородинский и Геннадий Абрамов
Балетмейстер – Геннадий Абрамов
Музыкальный руководитель – Анатолий Федченко
Художник-постановщик – Алла Коженкова
Звукорежиссёры – Дмитрий Бирюков, Алексей Родичев, Сергей Прокопов
Художники по свету – засл. раб. культуры РФ Пётр Пчелинцев, Глеб Затеев, Станислав Демидов