Культовый фильм Алена Рене «Хиросима, моя любовь» выйдет в российский прокат
26.05.2022 23:00
Просто Мария

В российских кинотеатрах 2 июня 2022 года выйдет культовая картина Алена Рене «Хиросима, моя любовь» – одна из самых пацифистских картин в мировом кинематографе.

В ряде городов пройдут премьерные спецпоказы, где можно будет не только до проката увидеть фильм, но и обсудить его вместе с критиками и экспертами. Все показы и прокат пройдут на языке оригинала (французский) с русскими субтитрами.

Премьерные спецпоказы:

Москва. 30 мая, 20.00. Киноцентр «Октябрь»

Показ и обсуждение с литературоведом Евгением Жариновым. Показ пройдет при поддержке проекта «Каро. Арт».

Москва. 1 июня, 21.00. Москино Музеон

Показ и обсуждение с кинокритиком Денисом Виленкиным.

Полное расписание спецпоказов и билеты

«Хиросима, моя любовь» – это фильм Алена Рене («В прошлом году в Мариенбаде») по сценарию известной французской писательницы Маргерит Дюрас.

Сложный мир ощущений, основанный на сюжетной линии короткой любви французской киноактрисы и японского архитектора в послевоенной Хиросиме. На каждого из них давит груз прошлого, с которым приходится жить каждый час. Это глубокая история о личной боли, которая дает понимание боли вселенской. Каждый из двух героев пережил свою трагедию, разную по масштабу, но сопоставимую по силе. Пройдя свою внутреннюю Хиросиму, они стали способны почувствовать боль целого народа.

Картина должна была бороться за “Золотую пальмовую ветвь” в 1959, но была снята с конкурса из-за темы атомных бомб, чтобы не обидеть американцев. Позднее картина номинировалась на “Оскар” за сценарий и была признана одним из самых влиятельных фильмов в истории кино.

На момент съемок Ален Рене был известным документалистом и собирался снимать о Хиросиме документальный фильм. Однако режиссер столкнулся с невозможностью выразить все возникшие мысли и чувства в документальной картине. Именно потому, что Хиросима никогда не расскажет о катастрофе устами собственных жертв, Рене отказался от идеи документального фильма в пользу игрового. Он снимет кино о невозможности запечатлеть уничтожение Хиросимы. Режиссер «переводит» историю Хиросимы в рассказ и, что особенно важно, на языке запретной любви, которая бесконечно идеализирует, «доводит до ума» предмет собственной страсти.

Изначально планировалось, что сценарий напишет Франсуаза Саган, однако писательница отказалась. Пришедшая на ее место Маргерит Дюрас по просьбе Алена Рене затронула в фильме тонкую тему запретной любви во время войны. Это породило много скандалов и неоднозначных отзывов среди критики. Послевоенное общество восприняло картину довольно остро, ведь по сюжету молодая француженка изменяет «родине» с немецким оккупантом.

Фильм имеет достаточно сложную структуру. Связь прошедшего и настоящего, зыбкий мир воспоминаний и чувств Рене показывает с помощью голосовой полифонии, музыкальной структуры сюжета, поэтических ассоциативных ходов, ярких контрастов и игры светотени, свободных переходов от воображаемого к реальному, от документального к игровому. Фильм стал громким словом в области новаторского киноязыка, не в последнюю очередь благодаря монтажу Анри Кольпи и операторской работе Саши Вьерни и Митио Такахаси.

Фильм относится к периоду французской “новой волны”, но при этом сильно выделяется серьезностью своей темы – ни одна другая картина этого периода не рассматривает последствия разрушительных исторических событий, как «Хиросима, моя любовь». Однажды во время круглого стола членов Cahiers du cinéma’s Эрик Ромер сказал: “Думаю, через пару лет, через десять, через двадцать или тридцать лет мы узнаем, была ли «Хиросима, моя любовь» самым важным фильмом со времен войны, первым современным фильмом звукового кино".

Картина оказала сильное влияние на мировой кинематограф. Своеобразный эксперимент Рене по “разрушению” временной структуры открыл кинематографистам свободное от линейности повествование. Вместе с монтажером Анри Кольпи, с которым двумя годами позже Рене сделает не менее знаковый «В прошлом году в Мариенбаде», режиссер внес значительный вклад в киноязык, повлиявший на многих кинематографистов, от Тарковского до Вонга Кар-Вая. Так, когда продюсер Анатоль Доман сказал: «Я видел все это раньше в «Гражданине Кейне», фильме, который нарушает хронологию и обращает вспять течение времени», Рене ответил: «Да, но в моем фильме время разбито вдребезги». Такой подход режиссера и оказанное им влияние нередко сравнивают с Сергеем Эйзенштейном.

Ален Рене уверял, что его фильм выстроен на четком алгоритме: «Я изложил Маргерит алгебраическую концепцию произведения. Если показать „Хиросиму“ с помощью диаграммы, обнаружится близкая к музыкальной партитуре квартетная форма: темы, вариации на начальную тему, повторы, возвраты назад, которые могут показаться невыносимыми для тех, кто не принимает правила игры в этом фильме. На диаграмме было бы видно, что фильм сконструирован как треугольник, в форме воронки».

Рене также возражал против пессимистической трактовки своего фильма: «„Хиросима“ не приводит к ощущению невозможности жизни… То, что „Хиросима“ показывает страдающих людей, не значит, будто это — пессимистический фильм. Жизнь не всегда радостна, но, по крайней мере, прожитые моими героями 48 часов стоят десяти лет видимого счастья, которое на самом деле — только летаргия. Самое страшное — небытие, пустая жизнь хуже страдания».

Добавить комментарий