Первый день ММКФ
28.08.2022 22:35
25 августа 2022 года в рамках 44-го Московского Международного кинофестиваля состоялись пресс-конференции по фильмам «Сердце пармы» (фильм открытия), «Похожий человек» (конкурс «Русские премьеры»), «Феллини и тень» (конкурс документального кино).
Фильм открытия «Сердце пармы» – экранизация одноименного романа Алексея Иванова. Русский князь Михаил и юная Тиче – дети разных народов, разных миров и разных богов, любовь молодого воителя и ведьмы-ламии кажется невозможной, но преодолевает все запреты, запуская маховик рока. Отныне только от Михаила зависит будущее родной пармы, древних суровых земель, напоенных чудодейственной мощью кровавых языческих богов. Здесь сталкиваются герои и призраки, князья и шаманы, вогулы и московиты. Здесь расстаться с жизнью – не так страшно, как выбрать между долгом, верностью братству и любовью к единственной женщине на свете.
В пресс-конференции приняли участие режиссер Антон Мегердичев, исполнительница главной роли Елена Ербакова, продюсеры Игорь Толстунов и Дарья Лаврова.
Антон Мегердичев: «Такого рода вещь я снимаю в первый раз, и мы вместе с продюсерами исследовали эту тему, совершали ошибки, исправляли их и вместе шли к результату. Мы хотели сделать так, чтобы на экране все выглядело убедительно, не глянцево, а чтобы создавалась иллюзия, что именно так там и было, хотя никто точно не представляет, как все было в действительности. Мы не боялись много снимать, практически не выключали камеру. И уже на монтаже пришел нужный киноязык, причем основной задачей отбора как раз и была та самая убедительность».
Дарья Лаврова: «Парма – это синоним тайги, так на Урале называется вид леса, поэтому сердце пармы – это сердце этого региона. Наш проект – невероятного масштаба, поэтому сложности возникали почти каждый день. Но наибольшей сложностью стала погода. Мы снимали в заснеженной Перми, а потом переехали в декорацию, которую построили в Подмосковье, где снега не было совсем. Но мы как-то выкрутились. Перед нами была большая ответственность. Книга Алексея Иванова – невероятной глубины, так что и фильм в нашем понимании должен стать таким же. Надеюсь, у нас получилось. Алексей Иванов его уже посмотрел, и самой большой наградой для меня были его впечатления, которые превзошли все мои ожидания. Он сказал, что кино получилось масштабнее, объемнее по восприятию, чем роман. В нем было больше радикальных смысловых оценок, а мы постарались сделать многослойное произведение».
Елена Ербакова: «Этой мой первый опыт работы в кино, я театральная актриса, и мне было очень волнительно. «Сердце пармы» стало для меня новым миром. После съемок у меня началась совсем другая жизнь и я очень повзрослела».
Игорь Толстунов: «Сердце пармы» должно стать спасением и для кинотеатров, и для нас, потому что над фильмом работали три продюсерские компании, каждая из которых внесла довольно приличный вклад. У нас в бюджете существуют государственные деньги Фонда кино, но они занимают чуть более трети бюджета. Все остальные – наши собственные. Так что мы рассчитываем, что кинотеатры останутся довольны и мы в свою очередь тоже. Мы находимся в оптимизме, поскольку кинотеатры фильм уже видели, и они тоже находятся в оптимизме».
Фильм «Похожий человек» по мотивам пьесы Дмитрий Данилова «Свидетельские показания» участвует в новой конкурсной программе «Русские премьеры».
По сюжету Саша Иванов – обычный человек, покончивший жизнь самоубийством: в хмурый день он выпал из окна многоэтажки. Безымянный главный герой – обычный детектив, который расследует это дело. Когда он раскрывает обстоятельства смерти Саши, ему приходится допрашивать соседей, сослуживцев, бывшую девушку и других людей, которые его знали. К своему удивлению детектив обнаруживает, что каждый свидетель описывает Сашу как совершенно другого человека…
В пресс-конференции приняли участие режиссер, автор сценария, исполнитель главной роли Семён Серзин и продюсер Наталья Мокрицкая.
Семён Серзин: «Мы долго обсуждали с оператором визуальную составляющую фильма, так как в этой довольно лаконичной истории нужен внятный ход. Я рассуждал про человека, которого нет, и так возникла идея отсутствия цвета. Любое черно-белое изображение, будь то фото или видео, ассоциируется с тем, чего уже нет. Мы нашли единственную камеру, которая снимает только в ч/б – так, чтобы у нас потом не возникло желания все-таки сделать цветное кино».
Наталья Мокрицкая: «Это кино родилось из тандема Семёна Серзина и замечательного, одного из лучших писателей нашей страны сегодня, Дмитрия Данилова. У них получилось сделать блестящую картину «Человек из Подольска», и когда наступили времена прошлого года, и денег не было, и надежд, мы за нее получили грант мэра Москвы. Это были первые деньги, к ним добавились деньги от Фонда кино за прокат «Человека из Подольска». Так мы без начальной государственной поддержки начали съемочный период «Похожего человека». Он был быстрый. В фильме снялись актеры – друзья Семёна. Сняли мы достаточно дешево. Слава богу, министерство культуры недавно нам выделило деньги на постпродакшн, поэтому мы сможем рассчитаться с долгами, заплатить художнику, оператору, режиссеру».
Фильм «Феллини и тень» участвует в конкурсе документального кино. В картине иностранный режиссер собирает материал для фильма о Федерико Феллини и его мечтах. Этапы этого процесса приводят его в значимые для режиссера места. Кадры из его фильмов, фотографии и закулисные сцены показывают кинематографиста в нетрадиционном свете. В картине также представлены анимационные образы, созданные самим мастером. Этот фильм – история бесконечных догадок о символах, характеризующих загадочное творчество Феллини.
В пресс-конференции по фильму «Феллини и тень» приняли онлайн-участие режиссер Кэтрин МакГилврэй, продюсер Джанфранко Анджелуччи.
Кэтрин МакГилврэй: «Мы хотели представить ту сторону жизни Феллини, которая до сих пор не была никем освещена. Это связь его художественной деятельности с юнговским представлением о самоанализе, с которым Феллини познакомился благодаря психоаналитику Эрнсту Бернхарду, через которого прошли многие итальянские деятели культуры послевоенного времени. Эта встреча для обоих стала знаковой, потому что и Феллини, и Бернхард считали крайне важным обращать внимание и придавать значение образам, которые произрастают внутри человека и которые нужно стараться интерпретировать. Большим подспорьем для нашей команды стала книга сновидений, которую Феллини вел на протяжении 30 лет. Я не ставила задачу сделать фильм для узких специалистов. Я хотела, чтобы он был интересен разным зрителям, поэтому мы ввели в сюжет некий нарратив, где иностранный режиссер в поисках материала общается с разными людьми. Кроме того, фильм дополнен анимацией для того, чтобы зритель, который не имеет глубокого представления о работе психоаналитиков юнгианской школы, мог погрузиться в этот способ психоанализа через зрительные образы и тем самым представить себе это противостояние, взаимодействие, а порой борьбу между тенью и светом, которые проходили в голове великого кинематографиста».
Джанфранко Анджелуччи: «Фильм не академичен, он легкий, но это действительно первое представление в кино бессознательного режиссера. Для Феллини мир образов и то, что приходило ему во снах, было абсолютно равноценно миру дневному, миру реальной жизни. Это мы и хотели подчеркнуть в нашем фильме».