Четвёртый день ММКФ
29.08.2022 22:35
28 августа 2022 года в рамках 44-го Московского Международного кинофестиваля состоялись пресс-конференции по фильмам «Без предварительной договоренности» (основной конкурс), «Кого люблю…» (конкурс документального кино), «Ульи» (основной конкурс), «F20» (конкурс «Русские премьеры»), «Горящий лед» (конкурс документального кино), «Голубоглазый японец» (конкурс документального кино).
Главная героиня фильма «Без предварительной договоренности» – Ясмин. Когда ей было шесть лет, как сейчас её сыну, семья иммигрировала в Берлин. Теперь героиня вынуждена вернуться в Иран из-за смерти отца. Сын страдает аутизмом, и это сильно осложняет поездку. Приехав в Иран, Ясмин, которая почти не знала своего отца, с удивлением обнаруживает, что всё наследство он оставил ей. Короткое и нежеланное пребывание в родном городе отца и встречи с теми, кто его знал, заставляют её по-новому осмыслить такие понятия, как жизнь, смерть и человеческая сущность. В пресс-конференции принял участие режиссер Бехруз Шоайби.
Бехруз Шоайби: «Когда я делал этот фильм, я говорил своим друзьям и соратникам, что для меня очень важно, как молодежь будет понимать этот мир, когда достигнет возраста своих бабушек и дедушек. Россия, как и Иран, – страна с большим и богатым историческим прошлым. И для нас очень важно, чтобы нынешнее поколение понимало предыдущее и наследие прошлого не исчезало. На мой взгляд, одна из задач искусства кино – напоминать о прошлом и делать все, чтобы оно не оказалось в забвении. Когда знакомые спрашивают, почему я так интересуюсь прошлым, я в шутку отвечаю, что начал этим интересоваться, когда в моей бороде появились седые волосы. В нашей картине показан путь человека не из одной географической точки к другой, это путь души, возврат человека к своим истинным нравственным ценностям».
В документальной картине «Кого люблю…» двое гастарбайтеров приехали в Финляндию за лёгкими деньгами. Цель Миши, рабочего из маленького украинского городка Конотоп, – заработать на квартиры, чтобы сдавать их и больше не работать. Полковнику советской армии из Литвы Сергею Фёдоровичу нужно привести в порядок свою гордость – land rover, да и приключений на пенсии тоже хочется. Вот только попали они не совсем удачно – на летнюю усадьбу эмигрантов 1918 года из Санкт-Петербурга. Миссия Мартти – восстановление строений усадьбы и тем самым воскрешение памяти о своем дедушке. Молодая дочь Мартти Анна решает снимать об этом фильм.
В пресс-конференции приняли участие режиссер Анна Бергер, продюсер Карина Шарафутдинова и герой фильма Мартти Бергер.
Анна Бергер: «Идея фильма пришла, когда я была в Финляндии во время пандемии и по учебе в Москве мне нужно было что-то снять. А у меня никого из однокурсников рядом нет, то есть съемочная группа могла состоять только из одного человека. Так что я выбрала сюжет, который могла реализовать сама. К тому же, тема традиций всегда для меня была очень важна. Гастарбайтеров я заранее не знала. Увидела их, когда они уже пришли работать. И я подумала, что они подходящие типажи. Особенно Миша, тяжелая судьба привела его к цинизму, которым он даже гордится. У главного героя при этом утопические взгляды, ностальгия по миру, которого уже нет и никогда не будет, по поводу людей, с которыми он потерял связь. Так наш фильм получился о конфликте между поколениями, между старым мировоззрением и новым».
Мартти Бергер: «Я концентрировался не на творческой работе Анны, а наблюдал за реставрацией этой избушки. Только когда все было готово или почти готово, я стал думать про фильм. И по прошествии времени я понял, что в этом фильме очень много разных слоев – человеческих, социальных, исторических. Здесь представлены не только утопические взгляды, но и интерес восстановления старых принципов архитектуры, которые не уважают современные рабочие и строители».
Карина Шарафутдинова: «У Анны очень тонкий режиссерский подход, в том числе и в музыкальном сопровождении картины. Композитора как такового тут нет, ничего для фильма специально не писалось. Вся музыка в картине внутрикадровая, и это одно из талантливых решений режиссера этой картины».
Главный герой фильма «Ульи» – Луис. После тридцати лет службы в муниципалитете новый мэр увольняет Луиса. Ему уже шестьдесят, и он решает вернуться в родной город, где 25 лет назад террористы убили крестьян и его родителей. Он решает возродить пчеловодство, которому с детства его учил отец, и таким образом находит, чему посвятить свою дальнейшую жизнь. В пресс-конференции принял участие режиссер Луис Басурито.
Луис Басурито: «Этот фильм связан непосредственно со мной. Я родился в перуанских Андах, примерно в восьми часах езды от Лимы, в одном из мест, которые больше всего пострадали от вооруженного конфликта в нашей стране в 1980-1990е годы. Этот жестокий конфликт в свое время унес жизни многих людей – они погибли и от рук государства, и от рук самих террористов «Сияющий путь». И, конечно, на меня лично эти события очень сильно повлияли, так что главный герой соткан из того, что видел и знал непосредственно я сам. Во многих деревнях этого региона людей убивали и даже не находили их тела, человеческая жизнь ничего там не стоила, поэтому люди вынуждены были уезжать из деревень в города, чтобы как-то спасти свою жизнь».
Главный герой фильма F20 Олег – парень с окраины Питера. Он занимается боксом и работает вместе со своим другом Лёхой в автомастерской на Канонерском острове. Олег строит планы на будущее и копит на кругосветное путешествие, пока очередная тренировка не разделяет его жизнь на «до» и «после».
В пресс-конференции приняли участие режиссер Арсений Герасимов, генеральный продюсер Роман Свиридов, продюсер, художник по костюмам Софья Федорова, исполнительный продюсер Никита Брагин, соавтор сценария Юрий Клавдиев, актеры Павел Давыдов и Никита Павленко.
Арсений Герасимов: «Началом для работы над фильмом в некотором смысле послужила история из моего города – про молодого, физически одаренного спортсмена, который был призером мира по греко-римской борьбе. Он начал употреблять наркотики, в том числе героин, о чем узнал его друг и избил его. Спортсмен пообещал, что он больше не притронется к наркотикам, в итоге укололся, ему стало стыдно перед другом, он написал записку и повесился. А дальше история для фильма эволиционировала».
Юрий Клавдиев: «В свое время я преподавал в Санкт-Петербургской школе нового кино, и Арсений был моим учеником на сценарном факультете. Однажды он пришел ко мне с синопсисом этой идеи – буквально на 3-4 предложения – и хотел сделать короткометражку. Я сказал, идея хорошая и на короткометражку ее тратить жалко, давай попробуем сделать полный метр».
Роман Свиридов: «Причиной успешного поиска денег служило желание Арсения снимать кино, и это позволило реализовать фильм за скромный бюджет и без государственных денег».
Никита Брагин: «Финансирование было полностью частное – мы искали по знакомым, друзьям, использовали связи. Так что если задаться целью снять независимый фильм, то это можно сделать. На съемках было полное погружение – Павел Давыдов несколько дней проживал в центре реабилитации наркозависимых. Ребята там были максимально открытые. Мы поняли, что на первых этапах пребывания там люди еще не готовы делиться, а те, кто там находится дольше – 3-6 месяцев, некоторые даже год или два, – достаточно открыто говорят, и, мне кажется, это им даже помогает».
Павел Давыдов: «У каждого, наверное, есть какие-то детские травмы, которые вытекают из традиционного воспитания, свои паттерны, которые уже во взрослом возрасте вызывают ужасы, комплексы. И для роли это надо было доставать их и просто подгонять в условия окружающего мира наркозависимого. Наркозависимых людей, к сожалению, очень много. Особенно из тех мест, где родился я. Это абсолютная периферия, и они были рядом – соседи, кто-то из друзей. Специально я ни к кому не обращался, просто вспомнил и подгонял под рамки».
Никита Павленко: «Я полностью доверился режиссеру, приехал в Санкт-Петербург, и мы сразу же пошли гулять на Канонерский остров. И когда ты там видишь эти кеды, висят на проводах, понимаешь, что начинается зона наркоманов. И начинаешь по кирпичикам, по ощущениям набирать материал для роли. Я получил огромное удовольствие, снимаясь в этом фильме, подъем опыта. Мы делали то, что нас волнует, и это было здорово».
Фильм «Горящий лед» рассказывает о том, как после подачи заявки на проведение зимних Олимпийских игр в Пекине хоккей на льду стал приобретать всё большую популярность в стране, постепенно переходя на профессиональную основу. Герои фильма – три девятилетних нападающих пекинской юношеской любительской хоккейной команды – мечтают стать профессионалами. Пока они всецело отдают себя тренировкам, их родители стоят перед непростым выбором: поддержать своих детей в стремлении стать профессиональными спортсменами или заставить их забыть о своей мечте. В пресс-конференции принял онлайн-участие режиссер Лю Ханьсян.
Лю Ханьсян: «Я сам из Пекина и пять лет назад узнал, что создан юношеский клуб хоккея в Пекине. Мне было интересно узнать, как там все проходит, какое будущее у этого клуба, почему эти ребята интересуются хоккеем. К тому времени у меня уже был 10-летний опыт документальных съемок около 10 лет, и меня привлекло, что именно дети играют в хоккей. Но я снимал кино не о том, как китайское государство растит хоккейных игроков, а о том, как семья растит игроков. У них могут быть разные цели – кто-то хочет стать профессиональным игроком, прославиться, добиться успеха, улучшить свои условия. Но если говорить про детей, которых я снимал, то у них семьи ставят задачу развития ребенка, чтобы он занимался тем, что ему нравится, они это делают не ради медалей. Также я хотел показать, как три поколения семьи относятся к мечте ребенка и как их отношение постепенно меняется. Конечно, хоккей сейчас в Китае находится на стадии развития, и он не может сравниться по уровню с такой мировой величиной, как Россия».
В фильме «Голубоглазый японец» две сестры воссоединяются спустя 42 года, чтобы раскрыть невероятную историю своего отца. Виктор Старухин, молодой русский беженец, обладавший броском убойной силы, сумел пережить нищету, ксенофобию и Вторую мировую войну и стать японской суперзвездой бейсбола.
В пресс-конференции приняли участие режиссер Чавдар Георгиев (онлайн), продюсер Анна Шалашина и один из героев Олег Старухин.
Чавдар Георгиев: «Мы семь лет вместе работали над этим фильмом, на идею которого мы вышли через одного из наших продюсеров Андрея Климова, который всегда находит уникальные истории с русской изюминкой. При этом мне всегда попадаются проекты, которые на первый взгляд выглядят неосуществимыми: нужно было найти людей, которые знали Старухина, убедить его дочерей принять участие в нашей картине, причем у старшей даже не было паспорта для того, чтобы выехать за границу, и я лично водил ее в консульство. Наташу было найти легко, так как она достаточно известный человек в Японии. У нас был японский линейный продюсер. Она очень вежливый человек – не из Токио, из провинции, – и много кланяется людям так, что многие для нас сделали то, что никогда бы не сделали для меня или для Ани. Так мы потихоньку вышли на всех, в том числе на бейсбольный музей и ведущих японских игроков. Вторая часть процесса – выкопать все архивы и решить вопрос, как войти во внутренний мир человека, который уже не с нами. И поэтому мы остановились на анимации, визуально выполненной в стиле бейсбольных карточек 1930-1940 годов. Первоначально мы думали, что Наташа и Лиз смогут полностью рассказать историю, но потом мы поняли, что она затрагивает Америку, Японию, Россию, и везде открывается новая грань Виктора. Так мы вышли на Олега, от которого мы узнали очень много интересного. Меня поразило, как Олег философски смотрит на своих родственников в Японии. Их семья до фильма 100 лет не встречалась – и для нас, киношников, это уникальный момент. В целом, я думаю, что это достаточно гуманистическая картина, которая сегодня одинаково резонирует и в Японии, и в России, где нужно учиться помнить свою историю. В Японии, например, было четыре фильма Старухина, и везде его показывали как позитивного героя, спортсмена, но очень мало было о том, что он пережил от японцев, хотя среди них у него были очень хорошие друзья. Так что это очень важный фильм, который нужно посмотреть, чтобы осознать свою историю».
Олег Старухин: «Мы все были просто в шоке от того, что на нас вышла съемочная группа, и до сих пор не можем в себя прийти. Семья распалась – это большое горе. И фильм позволил ей снова соединиться, за что огромное спасибо. Мои прабабушки старались ничего не говорить о тех сложных временах, считали, что та семья погибла полностью в гражданскую войну. Мои отец и дед выросли и жили в Тагиле и никогда даже не упоминали эту историю».
Анна Шалашина: «Наша компания подключилась к проекту с первых дней, когда Андрей Климов только принес нам эту идею. Была длительная подготовка, несколько этапов съемок, длительный монтаж и пять лет, когда мы пытались найти партнеров и деньги, чтобы доделать кино. В России судьба картины так или иначе сложится. После ММКФ у нас еще два фестиваля в России, также картина продана на канал «ТВ-3» и платформу Premier, но дату релиза пока сказать не можем. Хотели бы международную премьеру в Азии, в Америке, и работаем над этим – надеемся, что будут новости».
Главная героиня фильма «Без предварительной договоренности» – Ясмин. Когда ей было шесть лет, как сейчас её сыну, семья иммигрировала в Берлин. Теперь героиня вынуждена вернуться в Иран из-за смерти отца. Сын страдает аутизмом, и это сильно осложняет поездку. Приехав в Иран, Ясмин, которая почти не знала своего отца, с удивлением обнаруживает, что всё наследство он оставил ей. Короткое и нежеланное пребывание в родном городе отца и встречи с теми, кто его знал, заставляют её по-новому осмыслить такие понятия, как жизнь, смерть и человеческая сущность. В пресс-конференции принял участие режиссер Бехруз Шоайби.
Бехруз Шоайби: «Когда я делал этот фильм, я говорил своим друзьям и соратникам, что для меня очень важно, как молодежь будет понимать этот мир, когда достигнет возраста своих бабушек и дедушек. Россия, как и Иран, – страна с большим и богатым историческим прошлым. И для нас очень важно, чтобы нынешнее поколение понимало предыдущее и наследие прошлого не исчезало. На мой взгляд, одна из задач искусства кино – напоминать о прошлом и делать все, чтобы оно не оказалось в забвении. Когда знакомые спрашивают, почему я так интересуюсь прошлым, я в шутку отвечаю, что начал этим интересоваться, когда в моей бороде появились седые волосы. В нашей картине показан путь человека не из одной географической точки к другой, это путь души, возврат человека к своим истинным нравственным ценностям».
В документальной картине «Кого люблю…» двое гастарбайтеров приехали в Финляндию за лёгкими деньгами. Цель Миши, рабочего из маленького украинского городка Конотоп, – заработать на квартиры, чтобы сдавать их и больше не работать. Полковнику советской армии из Литвы Сергею Фёдоровичу нужно привести в порядок свою гордость – land rover, да и приключений на пенсии тоже хочется. Вот только попали они не совсем удачно – на летнюю усадьбу эмигрантов 1918 года из Санкт-Петербурга. Миссия Мартти – восстановление строений усадьбы и тем самым воскрешение памяти о своем дедушке. Молодая дочь Мартти Анна решает снимать об этом фильм.
В пресс-конференции приняли участие режиссер Анна Бергер, продюсер Карина Шарафутдинова и герой фильма Мартти Бергер.
Анна Бергер: «Идея фильма пришла, когда я была в Финляндии во время пандемии и по учебе в Москве мне нужно было что-то снять. А у меня никого из однокурсников рядом нет, то есть съемочная группа могла состоять только из одного человека. Так что я выбрала сюжет, который могла реализовать сама. К тому же, тема традиций всегда для меня была очень важна. Гастарбайтеров я заранее не знала. Увидела их, когда они уже пришли работать. И я подумала, что они подходящие типажи. Особенно Миша, тяжелая судьба привела его к цинизму, которым он даже гордится. У главного героя при этом утопические взгляды, ностальгия по миру, которого уже нет и никогда не будет, по поводу людей, с которыми он потерял связь. Так наш фильм получился о конфликте между поколениями, между старым мировоззрением и новым».
Мартти Бергер: «Я концентрировался не на творческой работе Анны, а наблюдал за реставрацией этой избушки. Только когда все было готово или почти готово, я стал думать про фильм. И по прошествии времени я понял, что в этом фильме очень много разных слоев – человеческих, социальных, исторических. Здесь представлены не только утопические взгляды, но и интерес восстановления старых принципов архитектуры, которые не уважают современные рабочие и строители».
Карина Шарафутдинова: «У Анны очень тонкий режиссерский подход, в том числе и в музыкальном сопровождении картины. Композитора как такового тут нет, ничего для фильма специально не писалось. Вся музыка в картине внутрикадровая, и это одно из талантливых решений режиссера этой картины».
Главный герой фильма «Ульи» – Луис. После тридцати лет службы в муниципалитете новый мэр увольняет Луиса. Ему уже шестьдесят, и он решает вернуться в родной город, где 25 лет назад террористы убили крестьян и его родителей. Он решает возродить пчеловодство, которому с детства его учил отец, и таким образом находит, чему посвятить свою дальнейшую жизнь. В пресс-конференции принял участие режиссер Луис Басурито.
Луис Басурито: «Этот фильм связан непосредственно со мной. Я родился в перуанских Андах, примерно в восьми часах езды от Лимы, в одном из мест, которые больше всего пострадали от вооруженного конфликта в нашей стране в 1980-1990е годы. Этот жестокий конфликт в свое время унес жизни многих людей – они погибли и от рук государства, и от рук самих террористов «Сияющий путь». И, конечно, на меня лично эти события очень сильно повлияли, так что главный герой соткан из того, что видел и знал непосредственно я сам. Во многих деревнях этого региона людей убивали и даже не находили их тела, человеческая жизнь ничего там не стоила, поэтому люди вынуждены были уезжать из деревень в города, чтобы как-то спасти свою жизнь».
Главный герой фильма F20 Олег – парень с окраины Питера. Он занимается боксом и работает вместе со своим другом Лёхой в автомастерской на Канонерском острове. Олег строит планы на будущее и копит на кругосветное путешествие, пока очередная тренировка не разделяет его жизнь на «до» и «после».
В пресс-конференции приняли участие режиссер Арсений Герасимов, генеральный продюсер Роман Свиридов, продюсер, художник по костюмам Софья Федорова, исполнительный продюсер Никита Брагин, соавтор сценария Юрий Клавдиев, актеры Павел Давыдов и Никита Павленко.
Арсений Герасимов: «Началом для работы над фильмом в некотором смысле послужила история из моего города – про молодого, физически одаренного спортсмена, который был призером мира по греко-римской борьбе. Он начал употреблять наркотики, в том числе героин, о чем узнал его друг и избил его. Спортсмен пообещал, что он больше не притронется к наркотикам, в итоге укололся, ему стало стыдно перед другом, он написал записку и повесился. А дальше история для фильма эволиционировала».
Юрий Клавдиев: «В свое время я преподавал в Санкт-Петербургской школе нового кино, и Арсений был моим учеником на сценарном факультете. Однажды он пришел ко мне с синопсисом этой идеи – буквально на 3-4 предложения – и хотел сделать короткометражку. Я сказал, идея хорошая и на короткометражку ее тратить жалко, давай попробуем сделать полный метр».
Роман Свиридов: «Причиной успешного поиска денег служило желание Арсения снимать кино, и это позволило реализовать фильм за скромный бюджет и без государственных денег».
Никита Брагин: «Финансирование было полностью частное – мы искали по знакомым, друзьям, использовали связи. Так что если задаться целью снять независимый фильм, то это можно сделать. На съемках было полное погружение – Павел Давыдов несколько дней проживал в центре реабилитации наркозависимых. Ребята там были максимально открытые. Мы поняли, что на первых этапах пребывания там люди еще не готовы делиться, а те, кто там находится дольше – 3-6 месяцев, некоторые даже год или два, – достаточно открыто говорят, и, мне кажется, это им даже помогает».
Павел Давыдов: «У каждого, наверное, есть какие-то детские травмы, которые вытекают из традиционного воспитания, свои паттерны, которые уже во взрослом возрасте вызывают ужасы, комплексы. И для роли это надо было доставать их и просто подгонять в условия окружающего мира наркозависимого. Наркозависимых людей, к сожалению, очень много. Особенно из тех мест, где родился я. Это абсолютная периферия, и они были рядом – соседи, кто-то из друзей. Специально я ни к кому не обращался, просто вспомнил и подгонял под рамки».
Никита Павленко: «Я полностью доверился режиссеру, приехал в Санкт-Петербург, и мы сразу же пошли гулять на Канонерский остров. И когда ты там видишь эти кеды, висят на проводах, понимаешь, что начинается зона наркоманов. И начинаешь по кирпичикам, по ощущениям набирать материал для роли. Я получил огромное удовольствие, снимаясь в этом фильме, подъем опыта. Мы делали то, что нас волнует, и это было здорово».
Фильм «Горящий лед» рассказывает о том, как после подачи заявки на проведение зимних Олимпийских игр в Пекине хоккей на льду стал приобретать всё большую популярность в стране, постепенно переходя на профессиональную основу. Герои фильма – три девятилетних нападающих пекинской юношеской любительской хоккейной команды – мечтают стать профессионалами. Пока они всецело отдают себя тренировкам, их родители стоят перед непростым выбором: поддержать своих детей в стремлении стать профессиональными спортсменами или заставить их забыть о своей мечте. В пресс-конференции принял онлайн-участие режиссер Лю Ханьсян.
Лю Ханьсян: «Я сам из Пекина и пять лет назад узнал, что создан юношеский клуб хоккея в Пекине. Мне было интересно узнать, как там все проходит, какое будущее у этого клуба, почему эти ребята интересуются хоккеем. К тому времени у меня уже был 10-летний опыт документальных съемок около 10 лет, и меня привлекло, что именно дети играют в хоккей. Но я снимал кино не о том, как китайское государство растит хоккейных игроков, а о том, как семья растит игроков. У них могут быть разные цели – кто-то хочет стать профессиональным игроком, прославиться, добиться успеха, улучшить свои условия. Но если говорить про детей, которых я снимал, то у них семьи ставят задачу развития ребенка, чтобы он занимался тем, что ему нравится, они это делают не ради медалей. Также я хотел показать, как три поколения семьи относятся к мечте ребенка и как их отношение постепенно меняется. Конечно, хоккей сейчас в Китае находится на стадии развития, и он не может сравниться по уровню с такой мировой величиной, как Россия».
В фильме «Голубоглазый японец» две сестры воссоединяются спустя 42 года, чтобы раскрыть невероятную историю своего отца. Виктор Старухин, молодой русский беженец, обладавший броском убойной силы, сумел пережить нищету, ксенофобию и Вторую мировую войну и стать японской суперзвездой бейсбола.
В пресс-конференции приняли участие режиссер Чавдар Георгиев (онлайн), продюсер Анна Шалашина и один из героев Олег Старухин.
Чавдар Георгиев: «Мы семь лет вместе работали над этим фильмом, на идею которого мы вышли через одного из наших продюсеров Андрея Климова, который всегда находит уникальные истории с русской изюминкой. При этом мне всегда попадаются проекты, которые на первый взгляд выглядят неосуществимыми: нужно было найти людей, которые знали Старухина, убедить его дочерей принять участие в нашей картине, причем у старшей даже не было паспорта для того, чтобы выехать за границу, и я лично водил ее в консульство. Наташу было найти легко, так как она достаточно известный человек в Японии. У нас был японский линейный продюсер. Она очень вежливый человек – не из Токио, из провинции, – и много кланяется людям так, что многие для нас сделали то, что никогда бы не сделали для меня или для Ани. Так мы потихоньку вышли на всех, в том числе на бейсбольный музей и ведущих японских игроков. Вторая часть процесса – выкопать все архивы и решить вопрос, как войти во внутренний мир человека, который уже не с нами. И поэтому мы остановились на анимации, визуально выполненной в стиле бейсбольных карточек 1930-1940 годов. Первоначально мы думали, что Наташа и Лиз смогут полностью рассказать историю, но потом мы поняли, что она затрагивает Америку, Японию, Россию, и везде открывается новая грань Виктора. Так мы вышли на Олега, от которого мы узнали очень много интересного. Меня поразило, как Олег философски смотрит на своих родственников в Японии. Их семья до фильма 100 лет не встречалась – и для нас, киношников, это уникальный момент. В целом, я думаю, что это достаточно гуманистическая картина, которая сегодня одинаково резонирует и в Японии, и в России, где нужно учиться помнить свою историю. В Японии, например, было четыре фильма Старухина, и везде его показывали как позитивного героя, спортсмена, но очень мало было о том, что он пережил от японцев, хотя среди них у него были очень хорошие друзья. Так что это очень важный фильм, который нужно посмотреть, чтобы осознать свою историю».
Олег Старухин: «Мы все были просто в шоке от того, что на нас вышла съемочная группа, и до сих пор не можем в себя прийти. Семья распалась – это большое горе. И фильм позволил ей снова соединиться, за что огромное спасибо. Мои прабабушки старались ничего не говорить о тех сложных временах, считали, что та семья погибла полностью в гражданскую войну. Мои отец и дед выросли и жили в Тагиле и никогда даже не упоминали эту историю».
Анна Шалашина: «Наша компания подключилась к проекту с первых дней, когда Андрей Климов только принес нам эту идею. Была длительная подготовка, несколько этапов съемок, длительный монтаж и пять лет, когда мы пытались найти партнеров и деньги, чтобы доделать кино. В России судьба картины так или иначе сложится. После ММКФ у нас еще два фестиваля в России, также картина продана на канал «ТВ-3» и платформу Premier, но дату релиза пока сказать не можем. Хотели бы международную премьеру в Азии, в Америке, и работаем над этим – надеемся, что будут новости».