ГОСУДАРСТВЕННАЯ "ГАЛЕРЕЯ "НАГОРНАЯ"
НИКОЛАЙ ДОБРИН
живопись
с 24 апреля по 5 мая 2012 года
Вернисаж 25 апреля 2012 года в 18.00
Государственная "Галерея "Нагорная"
метро "Нагорная"
Николай Добрин сделал потрясающее открытие в технике живописи.
Однажды, увидев работы этого художника, вы никогда их уже не забудете. Они могут нравиться или нет, но это буйство красок, их яркость и одновременная прозрачность захватывают с первого взгляда и остаются в памяти навсегда.
На его персональных выставках - всегда многолюдно, потому что там царит атмосфера праздника. Как говорит сам художник, его картины - своеобразное задание на дом, поскольку в них заложена маленькая притча. В них всё чуть преувеличено, они предполагают вдумчивого зрителя, который способен воспринять глубину проникновения в замысел творца, тем самым расширяя свой кругозор.
В этом мире нет ничего случайного. Значит, так и должно было случиться, что именно Николай Добрин совершил несколько удивительных открытий в технике живописи. Одно из них состоит в том, что ему удалось соединить в своих полотнах возможности масляных красок и акварели. Стать же таким ярким художником ему помогли зрители, которые оценили его творческие порывы, поверили в него, покупали его картины.
- Мне невероятно повезло, что на пути становления мне встретились люди, - рассказывает Николай Добрин, - которые говорили: пиши, это здорово, то, что ты делаешь. Именно они дали мне возможность работать. Благодаря им, я стал писать всё больше и больше, экспериментировать с цветом. И считаю, что всякая встреча – это таинство. Мне всегда встречались хорошие и доброжелательные люди.
Направленность живописи Николая говорит сама за себя. В его картинах нет мрачных тонов. Ему не интересно показывать «дно» жизни. Он воспевает красоту и совершенство мира, в чём-то может быть, преувеличивая и приукрашивая действительность, но, делая это так мастерски, так изящно, что зритель совершенно по-новому уже смотрит, например, на такие знакомые уголки химкинского края. И это стремление нести в мир добро и красоту и самому Николаю Добрину помогает добиваться всё больших высот.
- Когда я был совсем юным, после окончания художественного училища думал, что буду делать, что скажу миру, что привнесу в него, - говорит Николай, - Мне всегда хотелось отражать в своих работах окружающий мир не как данность, а как некую притчу. Знаю, что иногда мои коллеги критикуют меня. Судить легко. Но, как известно, писатель всегда переживёт критику. Я же делаю, что умею с удовольствием и радостью. Считаю, что живопись должна быть позитивной, совершенной, направленной на благое, на внутреннее развитие человека. Особенно сейчас, в отсутствие настоящих идеалов, когда мы не знаем, чему радоваться, куда стремиться.
Особенно много работ художника посвящено осени. Эта тема для него особенная. Колоритные, звонкие, торжествующие пейзажи – нам раскрывают призрачную грань между бренной природой и непостижимой вечностью. Листья падают, сгорают, но от этого воздух становится чище. Всё увядает, должно быть грустно, но на душе наступает умиротворение , потому что душа чувствует в себе что-то незыблемое.
Эта философская тема осени, как заката человеческой жизни прослеживается во многих произведениях художника. С самого детства человек идёт к своей осени, и это грустно, но и восторженно, смотря как к этой осени подойти. В детстве мы все чисты как ангелы, затем полны страданий и соблазнов, когда же находим смысл, который раскрывается в течении всей жизни, понимаем своё назначение в этой жизни, становимся зрелыми и совершенными, умеем радоваться каждому дню. По словам самого художника, смысл жизни заключается в поиске духовных ценностей, основанных на любви к человеку и Богу, которые человек унаследует в вечность. И тогда осень жизни в предвидении вечного бытия воспринимается совсем по-другому.
Всё в нашем мире символично, хотя кажется обыденно простым. Весна – наше детство, лето – юность, осень – зрелость, зима – наша вечная вечность. Просто ошеломляет серия картин Николая Добрина «Бег времени», посвящённая этой теме, исполненная экспрессивно и эмоционально. Четыре коня - четыре времени года. Первый – прозрачный, розово-сиреневый, кажется каким-то воздушным, бестелесным, он мчится без оглядки, не чувствуя под собой земли и символизирует начало жизни – весну, наше детство. Второй – брутальный жеребец уже обуреваем страданиями, это лето – наша юность и вступление во взрослую жизнь. Третий конь - уже зрелый, самодостаточный, который уверенно топчет землю. Если все трое бегут мимо нас, как и быстро летящие годы нашей жизни, то четвёртый вселенский космический конь несётся на нас, и настигает… Но это полотно символического прощания с жизнью не вызывает грусти, оно возвышает нас над бытиём.
Нет счастливее человека, чем тот, который воспринимает Жизнь как данность свыше. Это счастье и внутренняя гармония, свойственная Николаю, прорываются во все его картины – пейзажи, цветы и особенно портреты. Мало кому из современных художников удаётся передать так глубоко и проникновенно внутренний мир человека. А особенная техника Николая Добрина делает их настоящими шедеврами. Если в пейзажах он позволяет себе абстрагироваться – ему важнее показать состояние природы, дуновение ветра, всплеск воды, а не выписывать конкретную травинку или цветок, то к портретам совсем другое отношение. Для художника важно отразить реальные черты конкретного человека и самые возвышенные состояния его души.
В творчестве Николая есть несколько тем, к которым он возвращается постоянно. В том числе работы, посвящённые Венеции. Этот загадочный город каждый художник видит и изображает по-своему. У Николая свой особый взгляд.
В отличие от других живописцев, он практически не пишет с натуры. Для него важна некая дистанция между природой или объектом и его внутренними переживаниями. Так писал свои знаменитые полотна Иван Айвазовский. Николаю нужно было самому понять тайну этого города, и он её для себя разгадал.
Венеция для меня ещё праздничная, ещё цветут цветы, но виден налёт разрушения, все фасады плывут, по сути это уже не город – скалы. Некое природное состояние не для рационального, прагматичного, утилитарного приминения, а место для созерцания, место для осознания времени. Каждый старый город несёт в себе отпечаток времён.
По сути, все его картины - этюды. Они всегда великолепны, не выглядят законченными, что придаёт им некую загадочность. Главная особенность Николая Добрина, что он не пишет с натуры, но в тоже время пишет этюдно, очень быстро, заранее продумывая тему, или же она рождается на месте. За видимой лёгкостью письма стоит огромный титанический труд. Поначалу из пяти-шести работ лишь одна удовлетворяла художника. Он всегда пишет в одно прикосновение, ничего не исправляя и не дописывая. Только в портретах он дорабатывает и прописывает какие-нибудь детали. Даже пастозная краска вплетена в нижний слой.
Когда душа рука и ум соединены одной идеей, одной целью, когда руки слушаются душу, тогда рождаются истинные шедевры.
Недавно Николай Добрин сделал ещё одно потрясающее открытие. Ему предшествовала встреча с изумительным человеком, который помог организовать необычную выставку работ Николая. В одном из залов ЦДХ в трёхмерном изображении были разложены все картины Николая. Зрелище было потрясающее, краски просто «вываливались» из картин. Они и так стереоскопические, но это было что-то необыкновенное. Но это чистая технология. К живописи не имеет ни какого отношения.
Николай же смог совершить открытие благодаря своей технике письма. Самое главное в его живописи – свет. Краски являются лишь цветными линзами между холстом и зрителем. И потому свет проникает сквозь красочный слой и отражается как бы изнутри, с холста и поэтому его картины прозрачны и звонки. Новые открытия в области фотолюминафоров позволили ему усовершенствовать свою технику живописи. Они были разработаны в 60-е годы прошлого века. Это специальные пигменты, которые накапливали свет, а затем его ночью отдавали. Первоначально они были вредными, а в наше время учёные нашли совершенно безопасные, экологические чистые варианты. И Николай Добрин, экспериментируя с этими красками, создал картины, которые обладают уникальным свойством. Явление красок накапливать цвет удачно наложилось на технику живописи Николая, её прозрачность. В этом плане она и уникальна. Картины, если так можно сказать получаются двойные. При обычном дневном освещении они озарены солнцем, на них яркие краски, а в темноте они превращаются в ночной пейзаж с соответствующими оттенками ночи. Изначально надо писать этими бесцветными красками так, зная заведомо, как картина будет выглядеть ночью. Так, итальянская улочка, вся освещённая солнечным светом, в темноте превращается в ночной город, какой мы в реальности и видим. Эту технологию Николай патентует. Им уже создано приличное количество работ. В ближайшее время он представит эти первые эксперименты на суд зрителей. Выставка планируется так, что вдруг выключится свет, и зрители увидят как после яркого солнца и феерических цветов красного, жёлтого, фиолетового, наступает ночь и всё становится удивительно мерцающим.
Марина Александрина