Выставка, созданная при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, проходит в рамках проекта «Россия, помнящая Петра» Ассамблеи петровских музеев, к которой Музей кино присоединился в 2023 году. Открытие проекта состоялось в филиале Музея-заповедника «Бородинское поле» в городе Можайске 16 октября в 14:00. С приветственным словом на открытии выставки выступили директор Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника Игорь Валерьевич Корнеев, директор Государственного центрального Музея кино Лариса Вячеславовна Баженоваи советник главы Можайского городского округа, депутат Совета депутатов Можайского городского округа Василий Михайлович Овчинников. Мероприятие приурочено ко Дню основания военно-морского флота.
В Можайске выставка продлится до 28 октября 2023. Затем она будет экспонироваться во «Всероссийском историко-этнографическом музее» города Торжок (с 3 по 30 ноября 2023) и в «Объединенном мемориальном музее-заповеднике Ю.А. Гагарина» города Энгельс (с 27 ноября по 20 декабря 2023). Архитектурной доминантой эффектной экспозиции стали модели кораблей – образы, крепко связанные в массовом сознании с личностью Петра I, основоположника российского флота.
В фондах Музея кино собраны уникальные материалы, относящиеся к созданию нескольких фильмов о жизни и деятельности Петра I, а также тех фильмов, где он присутствует в качестве персонажа второго плана. Это картины «Пётр Первый» (1937 г., реж. Владимир Петров, по сценарию Алексея Толстого), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980 г., реж. Сергей Герасимов), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976 г., реж. Александр Митта), «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970 г., реж. Юрий Шевырёв), «Демидовы» (1983 г., реж. Ярополк Лапшин), «Пётр Великий» (1986 г., реж. Марвин Чомски, Лоуренс Шиллер). «На выставке представлено широкое многообразие фотоматериалов и эскизов к фильмам о Петре I. Мы предлагаем рассмотреть не только картины, которые вошли в золотой фонд отечественного кино, но и проследить, какой фигуру императора видят современные кинематографисты. Из новых материалов, которые мы представляем широкой публике впервые – эскизы художницы Инессы Снежкиной к сериалу «Августейший посол» 2009 года. Мы благодарим Министерство культуры за поддержку в реализации этого проекта», – комментирует многогранность проекта директор государственного центрального Музея кино Лариса Баженова.
Каждая эпоха и каждый постановщик предлагают зрителю свой ракурс взгляда на знаменитого самодержца и свою трактовку его личности, деятельности, значения его реформ. По тому, как менялся экранный образ Петра I, можно судить не только о развитии кинематографических средств выразительности, но и о более глобальных процессах. Не просто конкретная историческая личность, но и обобщённый образ самодержца-реформатора, полководца-завоевателя – как «подавали» Петра I в 1910-е, в 30-е, в 70-е, в 80-е? Гостям выставки предлагается ответить на этот вопрос и совершить экскурс в мир кино, в область отношения общества к «большой» истории.