8 ноября, 19:00
Зал Зарядье
МГАСО в Зарядье
Дирижер - Ярослав Забояркин
Солист - Даниил Коган
В Зале Зарядье МГАСО 8 ноября представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.
В программе:
А.П. Бородин - "Половецкие пляски" из оперы «Князь Игорь»
П.И. Чайковский - Концерт для скрипки с оркестром
Н.А. Римский-Корсаков – симфоническая сюита "Шехеразада"
Ярослав Забояркин: «Что в музыке важнее? Мелодия или гармония? Этому вопросу уже почти 250 лет, и дискуссий на эту тему множество. На предстоящем концерте в Зале Зарядье мы не будем искать ответа на этот вопрос, а будем наслаждаться и мелодией и гармонией. При одном лишь упоминании «Половецких плясок» на ум приходит прекрасная мелодия песни «Улетай на крыльях ветра». Но могла ли прозвучать эта мелодия так же нежно и трепетно без гармонического сопровождения других музыкальных инструментов?
Все прекрасно знают мелодию главной темы «Шехеразады» Римского- Корсакова, исполняемой первой скрипкой оркестра, уводящей слушателя прямиком в мир «Книги тысячи и одной ночи». Сочетание мелодии и восточного гармонического колорита, обладают неуловимым магнетизмом, приковывающим слушателя к прекрасной музыке и уводящим его в удивительный мир историй и сказок Востока…».
Великий русский композитор и ученый-химик Александр Бородин говорил, что его заветная мечта - написать эпическую русскую оперу.
Основой оперы «Князь Игорь» послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», материалы собрал Владимир Стасов, либретто написал сам Бородин. Один из выдающихся российских химиков, друг Менделеева и Бутлерова, Бородин оставался большим ученым и в работе над монументальной оперой: он и в композиции сумел подняться до общих законов, которым подчинены частные явления. В момент создания «Князя Игоря» проторенной дорожки к эпической опере еще не было. Бородин хотел, чтобы в его произведении ожило историческое прошлое русского народа, чтобы героями были не сказочные персонажи, а реально существовавшие люди – князь Игорь и хан Кончак.
Вначале был написан «Половецкий марш», затем «Половецкие пляски», задуманные композитором как восточные танцы – «так как половцы – восточный народ». Несмотря на то, что Бородину катастрофически не хватало времени на сочинение музыки, он реализовал свою заветную мечту о написании эпической русской оперы: «Некоторые из присяжных музыкантов не могут мне простить, что я, занимаясь лишь в часы досуга музыкой, создаю такие вещи, которые обращают на себя огромное внимание, они же при всем старании не могут высидеть ничего путного. Ученые же коллеги косятся на мои занятия, видя в них поругание над ученой мантией». Оркестровку начал автор, и продолжил Н.А.Римский- Корсаков, который сумел завершить недописанную оперу после скоропостижной смерти Бородина.
Концерт для скрипки с оркестром создан Петром Ильичем Чайковским всего за месяц в счастливый для композитора период конца 1870-х гг. во время путешествия по Швейцарии. Произведение стало результатом душевного просветления после кризиса, когда жизнь вновь открыла композитору свой прекрасный манящий облик.
«Я сознал счастье жить», – писал Чайковский. «Мне так хорошо, я так покоен, доволен собой по причине успешной работы, здоровье мое в таком превосходном состоянии, в будущем так мало тревожного и грозного, что я смело могу назвать мое теперешнее состояние счастьем». Чайковский ощутил прежний прилив творческих сил и писал в ощущении восторга, наслаждаясь. Оттого и получилось праздничное, лишенное драматизма и мотивов неумолимого рока произведение, впервые исполненное Адольфом Бродским в Вене в 1879 г. и сразу снискавшее общеевропейскую известность. Главная ценность скрипичного концерта Чайковского - чарующий, выдающийся по красоте мелодизм. Наряду с Первым концертом для фортепиано с оркестром и Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре.
Скрипичный концерт П. И. Чайковского исполнит лауреат конкурсов им. П. И. Чайковского и В.В. Третьякова Даниил Коган. Выступление вместе с МГАСО – специальный приз от Зала Зарядье, полученный Даниилом наряду с первой премией Международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова.
Даниил Коган: «Специальный приз от Зала Зарядья - почетный. Я играю с МГАСО с юности. Последний раз мы выступали вместе около года назад. Каждый раз для меня большая радость выйти на сцену с этим замечательным коллективом и с музыкантами МГАСО. Я с нетерпением жду этого момента, тем более, что я буду играть Концерт Чайковского, который я исполнял в финале Конкурса Третьякова. Выступать с дирижером Ярославом Забояркиным мне еще не приходилось, но я с нетерпением жду нашего сотрудничества».
Замысел симфонической сюиты "Шехеразада" возник у Римского-Корсакова, когда он работал над завершением оперы Бородина «Князь Игорь», в середине трудной для композитора зимы 1887 г. "Шехеразада" была написана очень быстро летом 1888 г. и стала одной из вершин симфонического творчества композитора . В основу сюиты легли некоторые из сказок сборника «1001 ночь» – несравненного образца шкатулочного повествования, основанного на арабском, индийском и иранском фольклоре.
Первоначально композитор дал название каждой из частей сюиты «Море и Синдбадов корабль», «Фантастический рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение», но указания, какие именно сказки легли в основу частей, не оставил. Сборник сказок окрылил фантазию композитора без привязки к конкретным сюжетам. Следуя пожеланию автора, исследователи никогда не занимались уточнением программы и не выясняли, какие именно сказки легли в основу сюиты.
Великолепная музыкальная повесть о сказочных чудесах, созданных поэтической фантазией народов Востока, вдохновляет многие поколения творцов – от балетмейстеров до продюсеров радио-шоу. И хотя в «Шехеразаде» нет ни одной подлинной восточной народной мелодии, Римский-Корсаков с поразительной художественной чуткостью передал в сюите дух восточной музыки и поэзии.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.