В рамках деловой программы кинофестиваля стран БРИКС обсудили особенности национальной кинематографии, международные фестивали, возможности копродукции и съемки в Москве.
В круглом столе «Особенности национальной кинематографии и дистрибуции» приняли участие: продюсер Габриэль Бортолини (Бразилия), продюсер и режиссер Хасан Фирдаусул (Индия), продюсер Милтон Редди (ЮАР), председатель Changchun Film Group Чжуан Ян (Китай).
Габриэль Бортолини: «В Бразилии есть национальный фонд, который инвестирует в кино более 100 млн. долларов в год, причем, как только вы выпускаете фильм, созданный при поддержке этого фонда, он тоже получает процент от кассовых сборов, что позволяет реинвестировать эти средства снова в кино. Таким образом, поддержка растет. Также Бразилия активно участвует в совместном производстве. Пока нет точных цифр по этому году, но на данный момент это около 150 млн. реалов. Бразильская аудитория огромна и представляет собой хороший рынок для распространения фильмов. Во время пандемии у нас произошел определенный спад, но теперь индустрия восстанавливается. В прошлом году бразильские фильмы посмотрели в процентном отношении больше зрителей, чем голливудские. Бразилия очень заинтересована в совместном производстве. На мой взгляд, это не только возможность увеличить производственные бюджеты картин, но и исследовать разные территории. Три наших копродукции принимают участие в Каннском кинофестивале, в том числе в конкурсе есть фильм совместного производства с Германией. Так что мы хотели бы участвовать в еще большем количестве совместных проектов».
Милтон Редди: «Мы (ЮАР) - одна из самых маленьких стран с населением всего в 60 миллионов человек, но мы являемся самой развитой киноиндустрией на континенте и занимаемся производством фильмов на протяжении десятилетий. У нас также самая развитая на континенте дистрибьюторская сеть, стриминг-сервисы, платное телевидение и театральная сеть. Нам есть, что предложить партнерам из разных стран. Подразделения компании, в которой я работаю, занимаются производством независимого кино, больших кинопроектов, в том числе для международных компаний, и дистрибуцией. Сейчас я сосредоточил свои силы на продвижении южноафриканского контента на международный рынок, так что участие в Московском кинофестивале для меня большая честь и возможность наладить партнерские отношения».
Хасан Фирдаусул: «Индия – это страна, где кино не только эмоции, но и движение. Это страна с разнообразными религиями и языками. Мы являемся одним из крупнейших кинопроизводителей в мире. Мы выпускаем около 3000 фильмов на 16 различных языках. И кино играет очень важную роль, не только внося вклад в экономику страны, но и сохраняя единство страны, объединяя ее и продвигая вперед. У нас около 30 штатов, и везде есть красивые локации и прекрасные студии. Мы уже сотрудничаем с 17 странами мира, занимаемся совместным производством и надеемся на дальнейшее сотрудничество с другими странами».
Чжуан Ян: «Сейчас Китай начинает занимать лидирующие позиции в мировом кино. В прошлом году нам удалось поставить рекордную отметку по числу проданных билетов – более 3 млрд. В прошлом году мы также выпустили порядка тысячи фильмов, среди которых 800 игровых, и мы продолжаем наращивать темп. Лидером проката прошлого года стал фильм нашего знаменитого режиссера Чжана Имоу «Полноводная красная река», который стал рекордсменом по количеству проданных билетов и собрал более 4 млн юаней. Сегодня китайские кинотеатры по кассовым сборам перегоняют Голливуд. И эту лакуну вместо голливудских фильмов занимают не только наши национальные ленты, но и картины из Таиланда, Индии, Японии, Франции. Так что мы настроены на то, чтобы укреплять сотрудничество с другими странами и посредством кино обогащать нашу родную культуру. Поэтому мы активно приветствуем Россию и страны БРИКС с их фильмами».
В презентации «Москва – город кино» участие приняли генеральный директор киносети «Москино» Игорь Михайлюк, председатель совета директоров киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор Киностудии им. М. Горького, председатель правления Ассоциации анимационного кино России Юлиана Слащёва, исполнительный директор АПКиТ Ольга Жукова, продюсер KION Ирина Щербович-Вечер, генеральный директор LOOK FILM Владислав Момджян, основатель студии XOVP Юрий Ярушников.
Игорь Михайлюк: «Кинопарк Москино, находящийся в 29 километрах от Москвы, — это огромная территория, около тысячи гектаров. Там представлены такие локации, как вокзал, аэропорт, различные деревни, Москва 40-х, соборные площади, где производители могут снимать фильмы, чтобы разгрузить реальную Москву от съемочных групп. Кроме того, в кинопарке планируется возвести и декорации других городов. Первая очередь парка уже реализована. До 2030 года проект будет реализован полностью. Это будет не только кластер для кинематографистов, но и для туристов. Помимо этого, у «Москино» как у сети кинотеатров накоплен огромный опыт работы со зрителями. У нас 13 кинотеатров, одна библиотека с кинозалом – всего 25 экранов и 3300 посадочных мест. Мы нацелены на продвижение и популяризацию кинолент из разных стран. Кроме того, есть Московская киноплатформа, работающая на нескольких языках. Она агрегирует весь комплекс услуг и сервисов необходимых для кинопроизводства. Там можно найти информацию о компаниях, предоставляющих реквизит и оборудование, посмотреть различные локации. Есть также Московская кинокомиссия, работающая с 2018 года. Так, в прошлом году комиссия оказала поддержку 550 проектам на 3500 локациях в Москве. Через объединенную платформу как раз можно подавать заявки на бронирование локаций, получать все необходимые согласования на съемки. Кроме того, комиссия осуществляет визовую поддержку и помогает с размещением съемочных групп и поиске копродукционных партнеров».
Юлиана Слащёва: «Киностудия Горького является единственной площадкой Московского кинокластера, имеющей собственное производство. Сейчас закончен первый этап модернизации самой киностудии – у нас сегодня работает пять павильонов и открыты шесть новых студий для съемок цифрового контента, причем с возможностью использования LED-экранов и графики. В собственном производстве сейчас находится игровой фильм «Письмо Деду Морозу», в котором оживают сразу шесть CGI-персонажей. Наша коллекция сегодня насчитывает более 200 тысяч единиц костюмов и реквизита. Можно взять в аренду одежду, аксессуары, мебель, предметы быта разных эпох. Всё это занесено в цифровой каталог. Меньше чем за пять лет мы выпустили 14 игровых фильмов, включая партнерский копродакшн, 29 документальных картин и более 48 часов научно-популярного контента. Сейчас у нас в производстве четыре игровых фильма. Помимо «Письма Деду Морозу», это фильм «Никогда не поздно» с Сергеем Лавыгиным в главной роли, «Как я встретил ее маму» и «Тур с Иванушками». Мы начали свой первый сериал – по произведениям Корнея Чуковского, где играют Виктор Хориняк и Агата Муцениеце. На студии «Союзмультфильм» мы также находимся в активном планировании производства. Одна из наших задач – дать персонажам «золотой коллекции» новую жизнь. Помимо «Чебурашки», продолжения которого находятся в производстве, запланировано еще 9 полнометражных фильмов с персонажами «Союзмультфильма» – от Винни-Пуха и героев Простоквашино до «Варежки».
Ольга Жукова: «Россия – страна с невероятным кинематографическим потенциалом. Здесь есть современные и исторические города, великолепные песчаные барханы, водопады, леса, поля. Огромное многообразие локаций! В рамках программы «Кино России» Ассоциация продюсеров развивает благоприятные условия для кинопроизводителей как российского, так и зарубежного контента. Для российских кинематографистов у нас существует программа систем ребейтов, которая действует на территории 14 регионов, и мы работаем над тем, чтобы это была федеральная программа ребейтов, которая касалась иностранных кинопроизводителей. В Москве это будет возможно уже в ближайшее время. Кроме того, в 48 регионах действуют кинокомиссии, которые оказывают содействие в подборе локаций, кастинге, реквизите, аренде съемочного оборудования и многом другом. Такие кинокомиссии в скором времени появятся еще в восьми регионах».
Ирина Щербович-Вечер: «Мы недавно снимали проект «Амура», где очень много съемок было в Таиланде, и почувствовали разницу подходов. У нас, например, нет понедельной оплаты, а есть только посменная и ежемесячная, что позволяет оптимизировать бюджет. Иностранным коллегам, наверное, будет важно знать, что мы привлекательны сейчас не только с точки зрения валютного курса, выгодного для иностранных производителей, а мы еще очень сильно привлекательны именно в оплате. У нас нет такого понятия, как профсоюз, как бы странно это ни звучало. У нас нет установленных ставок и минимальных часов работы. Рабочая смена в России – 12 часов, но это 12 часов от вызова группы до команды «стоп». Конечно, у нас бывают переработки, которые оплачиваются, и которые мы стараемся исключить. И у нас безбарьерная языковая профессиональная среда».
Владислав Момджян: «Компания Lookfilm является одним из лидеров производства контента для онлайн-платформ в России. Мы производим от 10 до 15 проектов в год – это сериалы и полные метры. Сейчас мы активно работаем с турецкими продюсерами. В Москве мы можем предложить полный спектр услуг по продакшн-сервисам. У нас есть большая производственная база, собственный транспорт, камеры, студия компьютерной графики, декорационное направление, склады костюмов, реквизитов, большая административная команда, свободная поддержка на английском языке большинства членов съемочной групп. Мы считаем себя одной из инновационных компаний на рынке, так как 10 лет назад разработали и запустили онлайн-сервис для планирования и организации съемочного процесса, аналогов которому нет на рынке. За 10 лет существования продукт стал стандартом работы в российской индустрии, больше 80% российских компаний работают в нем ежедневно, планируют съемки, формируют отчетность и производственные документы. Сейчас у нас больше 30 тысяч зарегистрированных пользователей и больше 5 тысяч проектов. В настоящее время мы подготовили систему для выхода на международные рынки и рассматриваем возможность коллаборации с иностранными продюсерами и инвесторами, чтобы адаптировать продукт. Мы уже адаптировали его на английский и турецкий языки, но он полностью готов для локализации на любые другие языки».
Юрий Ярушников: «Компания XOVP занимается съемками с использованием технологии виртуального продакшна. Мы можем бесшовно объединить реальное с нереальным, причем делать это прямо на площадке, когда режиссер сам видит, что происходит. Используются для этого диодные экраны, а также движок Unreal Engine, который в реальном времени транслирует фон на экран. Это тренд последних двух-трех лет в мировой киноиндустрии. В России в 2021-м эту технологию использовали всего в 3% проектов, в 2023-м – в 16-18%. Например, в этом году вышел фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего, который был представлен на Токийском международном кинофестивале. Для его производства мы построили, наверное, самый большой в Европе экран – более тысячи квадратных метров. Это позволило режиссеру прямо на площадке повторять один дубль сколько угодно раз, пока он не добьется нужного и не выжмет полностью актеров. Сами актеры, в числе которых был Сергей Безруков, рассказывали, что это был для них безумный опыт. Тут нельзя было посетовать на погоду или другие условия. Кроме того, «Воздух» стал первой в мире работой, где съемки воздушных боев проходили с использованием виртуального продакшена. И после этих съемок фильма мы получили неожиданный звонок от компании Epic Games, производителя движка Unreal Engine, с вопросом, кто мы вообще такие, как мы это сделали и почему мы о вас не знаем. Так что знайте о нас – мы готовы к сотрудничеству».
В круглом столе «Фестивали как возможность попасть на мировой кинорынок» приняли участие продюсер, глава Эфиопского международного кинофестиваля Йиргашева Тешоме Амаре, актриса из ЮАР Флоренс Масебе, индийский продюсер Рамакришна Рамамоорти Шринивасан, бразильский продюсер Габриэль Бортолини, председатель китайской Changchun Film Group Чжуан Ян, иранский продюсер, генеральный директор кинопрокатной компании FilmIran, основатель и владелец платформы IMVBOX.com Али Сатрапи, египетский актер Мохамед Шакву Али, директор Департамента международных продаж российской кинокомпании «Централ Партнершип» Лейла Атакишиева.
Йиргашева Тешоме Амаре: «Эфиопский международный кинофестиваль проходит на протяжении 18 лет. Обычно в конкурсе у нас участвуют только эфиопские фильмы, потому что сравнивать их с американскими, европейскими или российскими не всегда возможно. Остальные фильмы у нас представлены вне конкурса. Кинофестиваль – это площадка, где собираются кинематографисты и продвигаются фильмы. И наш фестиваль всегда этому способствовал, особенно с учетом того, что в Эфиопии нет государственной поддержки кино».
Флоренс Массеби: «Кинофестивали – довольно важная часть индустрии кинопроизводства, потому что именно здесь знакомятся с фильмами, а не только с людьми, которые их создают. Мы учимся у других людей их стилю создания фильмов, знакомимся с историями друг друга и таким образом узнаем друг друга лучше. Для нас важно показывать наши фильмы на фестивалях, а для других важно показывать фильмы на наших фестивалях. В ЮАР старейший кинофестиваль проводится в Дурбане. Там также проводится кинорынок, а важной частью фестиваля является кампус талантов, который позволяет молодым людям начать работу в индустрии. Другой наш важный фестиваль посвящен документальному кино, также есть большой Международный кинофестиваль в Йоханнесбурге. Кроме того, у нас есть Национальный фестиваль искусств, который в целом посвящен искусству и перформансам, но в последние несколько лет в рамках Национального фестиваля искусств начали проводить и кинофестиваль. У нас в стране есть представление о том, как должен выглядеть спектр кинофестивалей, но мы также очень серьезно относимся к тому, чтобы увидеть возможности для южноафриканских кинематографистов за пределами наших смотров. Приятно отметить, что многие южноафриканские кинематографисты принимают участие в кинофестивале БРИКС, а также в самом Московском международном кинофестивале».
Рамакришна Рамамоорти Шринивасан: «Участие кинематографистов в фестивалях – это очень важная вещь, где они, можно сказать, получают академическое образование. Просмотр фильма на фестивале сродни религиозному катарсису, это откровение нашего разума в темноте зала. И если за фестивальную неделю я вижу хотя бы один такой фильм – значит фестиваль удался, он изменил не только меня, но и кого-то другого. Фестивали – это настоящая культурная революция для людей!»
Габриэль Бортолини: «В Бразилии более 50 фестивалей в разных городах, и некоторые из них немного старше Московского кинофестиваля, например, кинофестиваль в Сан-Паулу, который проходит в 48-й раз, или даже кинофестиваль в Бразилии, который проходит в 57-й раз. Я сам являюсь продюсером, а также куратором кинофестиваля "Петрополис" – небольшого городского фестиваля, который проходит в 14-й раз. В Бразилии мы обычно говорим, что у нас разные карьеры в кино: одна из них – фестивальная, а другая – коммерческая. Но я уверен, что проводить фестивали нужно именно для того, чтобы показать разнообразие кинематографа».
Али Сатрапи: «В Иране выпускается 110-120 фильмов местного производства в год, и многие из них имеют фестивальную судьбу как внутри страны, так и за рубежом. Такие режиссеры, как Фархади, Панахи, Расулоф являются одними из известнейших в мире. Наш кинематограф находит признание, несмотря на все трудности и ограничения, с которыми мы сталкиваемся. Не знаю, к счастью или к сожалению, но в Иране мы часто снимаем фильмы только для фестивалей. Надеюсь, что национальный и международный кинематограф придут к фильмам, где Иран показывается таким, какой он есть, а не так как выгодно тем или иным государствам».
Чжуан Ян: «Московский международный кинофестиваль – один из старейших в мире – имеет важное значение для того, чтобы формировать международное взаимодействие, и позволяет нам продвигать международные фильмы. Для основанного в 2016 году кинофестиваля БРИКС задачей стало формирование культурных связей, знакомство с народами наших стран и продвижение кино как искусства, которое объединяет нас и наши культуры. Несмотря на то, что организован он был не так давно, у него огромные перспективы. Площадь стран БРИКС занимает почти 27% всего мира, а народы насчитывают 42% общей популяции планеты Земля. И однозначно среди них огромное число любителей кино. Поэтому я призываю каждого из нас продвигать свои страны вперед и участвовать в фестивале БРИКС».
Мохамед Шакву Али: «Нам всем нужно кино – это организованная мечта, сценарий, по которому мы каждый день убегаем от своей хаотичной жизни. В Египте проходит семь-восемь международных кинофестивалей, самым старым из которых является Каирский. Я начинал свою жизнь не как кинорежиссер, а как челюстно-лицевой хирург. И в какой-то момент мне пришлось измениться, быть врачом стало скучно, поэтому я стал режиссером, и после начал преподавать в киношколе, и сейчас являюсь профессором кинопроизводства в Каирском институте кинематографии».
Лейла Атакишиева: «В последние два с половиной года фокус нашей компании сменился. Безусловно, мы всегда уделяли большое внимание рынкам Латинской Америки, Азии, Китаю, Индии. Страны БРИКС всегда были нашими партнерами и фестивали этих стран сейчас для нас играют большую роль. Последние несколько лет мы особенно активно участвуем в фестивалях в Китае. Фильмы, которые представлены там, обычно бывают проданы китайским дистрибьюторам. Помимо этого, мы активно участвуем в кинофестивале и кинорынке Гоа, смотрим в сторону Ближнего Востока, хотя пока у нас нет опыта участия в фестивалях ни в Саудовской Аравии, ни в Египте, хотя у нас есть опыт успешного коммерческого сотрудничества с Ближним Востоком. На мой взгляд, фестивали не гарантируют продажи фильма на те или иные территории, они все-таки про искусство, поэтому для нас как кинопрокатной компании важно находить через фестивали зрителей со всего мира».
В круглом столе ««Перспективы копродукции и жанровые предпочтения зрителей стран БРИКС» приняли участие председатель китайской Changchun Film Group Чжуан Ян, актриса из ЮАР Флоренс Масебе, первая женщина-режиссер ОАЭ Найла аль Хаджа, индийский продюсер и режиссер Хасан Фирдаусул, иранский продюсер, генеральный директор кинопрокатной компании FilmIran, основатель и владелец платформы IMVBOX.com Али Сатрапи, советник, руководитель отдела культуры, образования, печати и публичной дипломатии Посольства Бразилии в Москве Сузуки Де Аморим Карлос.
Хасан Фирдаусул: «У нас есть соглашение о копродукции с 17 странами. Бразилия, Китай и, надеюсь, Россия – в их числе. Когда мы занимаемся совместным производством, это помогает обмениваться нашей культурой, традициями с другими странами, развивать наше общество. Соглашения о копродукции на высоком уровне, безусловно, важны, но не стоит забывать, что 95% совместного производства строится на взаимодействии отдельных продюсерских компаний. И я лично с нетерпением жду возможности поработать с российскими коллегами».
Флоренс Масебе: «Все копродукции по своей природе имеют два способа работы – государственный и личный. Если соглашения подписаны на уровне государств, то это облегчает производство – вы можете работать в рамках официальных параметров и получать определенные льготы, в том числе налоговые. Так что хотелось бы, чтобы такие соглашения были подписаны между всеми странами БРИКС».
Чжуан Ян: Для Китая копродукция на сегодняшний момент является самой перспективной, продуктивной и результативной формой сотрудничества с другими странами и развития собственного кинематографа. Первый фильм копродукции был снят еще в 1959 году как раз совместно с Советским Союзом – «В едином строю». Сейчас в Китае заключено 20 контрактов с разными государствами по совместному производству кинематографа. Самыми популярными фильмами стали фильмы, снятые в копродукции с Гонконгом и США. Тем не менее в 2023 году снято 37 фильмов с другими государствами, в числе которых Таиланд, Канада, Нидерланды, Сингапур, Германия, Россия. Со всеми этими государствами подписан меморандум о сотрудничестве. И самая главная задача для нас – локализация кино, снятого в копродукции. Нужно учитывать культурные различия и подготовить каждую картину под определенный рынок и местные культурные особенности. Это ключевой и на самом деле самый сложный аспект, с которым мы сталкивались на многих проектах. На наш взгляд, всё, начиная от создания сценария, собственно, самих съемок, постпродакшна, дистрибуции, маркетинга, все должно производиться совместно, учитывая особенности стран-партнеров».
Найла аль Хаджа: «Я начинала 20 лет назад как первая женщина-режиссер в моей стране, и это была не самая веселая история. Страны Персидского залива, откуда я родом, принято считать богатыми, но там есть деньги на все, кроме кино. Оно не так привлекательно для инвесторов с точки зрения рентабельности, проще вложить деньги в недвижимость, сельское хозяйство, складские помещения и так далее. Я надеюсь, что успех стран БРИКС с крупными блокбастерами позволит разрушить это проклятие. На данный момент в ОАЭ, насколько я знаю, нет совместных соглашений с другими странами о копродукции, и это определенно упущенная возможность. Несмотря на то, что мы невелики по размеру, у нас довольно большие финансовые возможности, и я просто чувствую, что они не использованы для развития кинематографа».
Али Сатрапи: «Западные страны и Голливуд, очень активно нас знакомили со своей культурой, в том числе кинематографа. Мы же как страны БРИКС не имеем правильного и достаточного знакомства с нашими соседями. И если нам сосредоточиться на том, чтобы сблизить наши культуры, лучше понять друг друга, то удастся найти важные и интересные темы для фильмов, которые сблизят наши культуры».
Сузуки Де Аморим Карлос: «У Бразилии есть соглашение о совместном производстве с 13 странами. И прямо сейчас мы ведем переговоры о заключении такого соглашения с Россией. У наших зрителей есть большой интерес к кино из разных стран, и совместное производство позволило бы этот интерес усилить. Посольство Бразилии в России проводит свой кинофестиваль, в этом году он будет 15 по счету, и я приглашаю всех присутствующих на него».
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.