Лучшие фильмы «Докера 2024» также будут показаны в Санкт-Петербурге и Ярославле.
Фестиваль «Докер» состоит из двух основных конкурсных программ — полный и короткий метр, — по итогам которых Международное жюри и зрители вручат призы в 7 номинациях. Параллельно состоятся показы специальной секции о ментальном здоровье «Док Терапия», все сеансы которой пройдут с последующим разбором с психологами и психотерапевтами. Программа «Let IT dok!» впечатлит зрителей новым взглядом на информационные технологии и современный цифровой мир, а секция отечественного кино «Док Станция» представит 15 неординарных историй, снятых в самых разных регионах страны. По итогам зрительского голосования в этих двух программах будут выбраны победители. Программа «космического дока» Doker Space kids познакомит детей, подростков и их любознательных родителей с историями о нашей Вселенной, которая ближе, чем кажется.
По словам директора и продюсера фестиваля Ирины Шаталовой, «В 2024 году документалисты мира продолжают идти в глубину, находить объединяющие смыслы в обыденном, размышлять о глобальном будущем через частное «здесь и сейчас». Герои фестивальных лент из разных концов света от Африки до Арктики, от Азии до Центральной Америки смотрят правде в глаза, не боятся раскрыться перед всем миром, ищут и иногда находят ответы, принимают решения и ошибаются, страдают и живут полной жизнью, помогая нам и друг другу собрать паззлы сложной и красивой картины жизни землян на пороге второй четверти 21-го века».
Фестиваль откроется в Москве 5-го сентября Российской премьерой громкого фестивального хита этого года «Агент счастья» — об измерении человеческого счастья в загадочном и малоизученном Бутане. В последние годы эта страна стала известна внешнему миру благодаря философии развития и абстрактной науке «Валового национального счастья», которая там появилась еще в 90-х. Счастливый индекс граждан измеряется исследователями счастья, которые ездят по стране, и на основе результатов составляются 5-летние планы развития. Главный герой фильма Амбер — один из таких агентов, опрашивающий людей, при этом сам остается безнадежным романтиком, естественно, мечтающим о собственном счастье. Лента неизбежно погрузит каждого зрителя, независимо от того, откуда он родом и каков его социальный статус, в глубокие размышления о том, что делает его по-настоящему счастливыми.
Авторы фильма Доротья Зурбо из Венгрии и Арун Бхаттараи из Бутана — давно сложившийся тандем документалистов, которые создают совместные режиссерские работы уже более 10 лет. Мировая премьера «Агента счастья» состоялась в конкурсе Сандэнса в 2024 году, после чего фильм был успешно представлен на десятках престижных мировых кинофестивалей, прямо сейчас картина выходит в широкий прокат в нескольких странах.
В главной конкурсной программе этого года — 12 сильнейших историй из Буркина-Фасо, Венгрии, Израиля, Италии, Канады, Китая, Мексики, Марокко, России, Сербии, Турции и Франции, которые будут показаны в нашей стране впервые.
Подробнее о фильмах основного конкурса рассказывает программный директор фестиваля Настя Тарасова: «Документалисты продолжают разбираться в сегодняшнем мировом хаосе, превращая реальность в киноискусство, до сих пор веря, что только при помощи него можно глубоко проанализировать происходящее с нами. Разные континенты представлены в палитре жанров. Начнем с того, что Россия в Основном конкурсе заявлена двумя фильмами, что до сих пор являлось редкостью для Докера. Сразу две высококлассные премьеры. Мелодрама Елены Ласкари «Можно я не буду умирать?» — глубокая и важная история про отношения, в которых мать и её неизлечимо больная дочь пытаются выстроить здоровые границы. Военная драма «Среди мертвых, среди живых» — мощное высказывание о текущей трагедии с бережным и вдумчивым повествованием свидетеля — это вторая работа Алены Полуниной о событиях на Донбассе с 2015 года. Две картины из Мексики. Монохромный ЧБ-арт «Хостел» — коллективная мозаика обитателей сюрреалистического пространства, и совершенно противоположный ему антинуар в духе вестерна «Белая гвардия», где солнце жаркими лучами освещает террор и насилие, которые творятся в мексиканских провинциях. Семейная сага с оттенками магии «Аль Джанат — исходный рай» из Буркина-Фасо вызовет у зрителя культурный шок, а китайская картина «Горько-сладкая баллада», где жанр заложен уже в самом названии, поразит не меньше сценами из социальной жизни Пекина, где героиня в передаче эмоций даже ломает «четвертую стену», что совершенно нетипично для китайских авторов. Есть в конкурсе и интимная автобиография — это новый фильм израильского режиссера Ефима Грабого «Текстура лжи». Имеется и блестящий фильм-портрет из Венгрии, безжалостный и жизнеутверждающий, под названием «Я не умру». Италия представляет в конкурсе две прекрасные мелодрамы «Ромина» и «Молодость». Турция предстает перед зрителем в образе парка развлечений в драме «Колесо обозрения». А фильм из Марокко охвачен историческим экскурсом в 1950-е, «Мора всё еще здесь» проливает свет на трагическую историю, о которой все долго молчали».
Во второй по значимости программе фестиваля — конкурсе коротких метров — можно будет увидеть 15 лаконичных и выразительных работ из разных точек Земли. Через короткометражное кино с нами в этом году разговаривают о вечном, а именно об отношениях между людьми и о философии времени и пространства, нередко в последнем прибегая к экспериментальной форме, такие страны, как Нидерланды, Пакистан, Бразилия, Сирия, Иран, Бангладеш, Китай, Италия, ОАЭ, Франция, Россия, Испания, Чили, Молдавия. Примечательно, что мировые премьеры «Докеру» подтвердили режиссеры фильмов «Сладкие яблоки Кабула» из Ирана, «Мосты Улуна» из Китая и «Рапа» из Молдавии. Россию представляет фильм «Минеральные сны» Тимофея Зуброва-Андреева, который примет участие в фестивале уже во второй раз.
Единственная на всём мировом фестивальном пространстве конкурсная программа документальных кинокартин об информационных технологиях «Let IT dok!» была учреждена в 2016 году совместно с командой ЛАНИТ. В этом году в программе собраны пять ярких и оригинальных IT-фильмов, фокусирующихся на переменах, происходящих в жизни благодаря развитию информационных технологий, и способах к ним адаптироваться. В ИТ-программе 2024 года состоятся российские премьеры новаторской полиэкранной ленты о повседневной жизни китайцев «Это жизнь», итальянского диджитал-квеста о коллекционере исторических карт «В поисках незнакомца» и канадского док-триллера о судьбе загадочного цифрового изобретателя «Сатоши: таинственное исчезновение создателя биткоина». Россию в программе представляют сразу две громкие ленты: «Народный герой» Владимира Головнева о том, как новые технологии меняют жизнь коренных народов России и «Мой друг Сега» Артёма Гряника о трагической, но мотивирующей истории блогера-миллионника Сергея Кутового.
В секции о ментальном здоровье «Док Терапия» будут продемонстрированы 4 сильные работы, премьеры которых пройдут с последующим разбором с профессиональными психологами и психотерапевтами. Главная цель данной программы — через документальное кино и реальные истории героев привлечь внимание зрителя к ментальным проблемам человека, причинам их возникновения и помочь найти пути их лечения. Кураторы программы предлагают обратить внимание на хрупкость нашей психики и призывают заботиться о ней также тщательно, как мы заботимся о своем теле.
Картины из «психотерапевтической» секции позволят зрителям глубоко порассуждать на тему душевного здоровья. В этом году на первый план выйдут такие темы, как: принятие себя, проживание травмирующего опыта, телесная терапия. В программе состоится мировая премьера тонкой мексиканской драмы «Амазонки» о женщине, пережившей рак груди и теперь ведущей невидимую борьбу с невежеством, мачизмом и социальными табу, которые существуют в культуре в отношении женского тела. Еще один фильм из Мексики «Женщина из долины звезд и гор» поведает непростую историю коренной жительницы Мексики, которая была найдена правозащитной организацией в психиатрической больнице Канзаса в США. Швейцарская лента «Эко: отчаянный путь» затронет тему ментального состояния пар, которые проходят через долгий путь неудачных попыток завести детей и продолжают втайне надеяться на чудо. Россия в программе будет представлена мировой премьерой ленты Олеси Корепановой «Некаквсе», героини которой — молодые девушки с алопецией, которые пытаются «подружиться» со своей особенностью.
Отечественная «Док Станция» наполнена 15-ю разнообразными, как сама наша страна, историями. Следует отметить, что 11 из них пройдут на Докере с пылу с жару, как мировые премьеры. Обращает на себя внимание пестрота тем и идей. «Амба» Валерия Ускова о нанайском рыбаке и его проблемах. Режиссер Николай Бем представит фильм «Благословите Андрея!» о молодом старообрядце, который переезжает из Аляски в Россию. Историю «Любовь во время чумы» про актрису Ирину Терешенкову и удивительные повороты в ее жизни покажет режиссер Мария Педько. Аллегорию о роли искусства в жизни человека отразит в своем новом фильме «На стыке жанров» опытный режиссер Юлия Миронова. Социальная драма Евгении Дудниковой «Недоноски» повествует о борьбе с законодательством врачей и родителей. Очень самобытная по атмосфере картина Владимира Попова «Розовый город» о месте, которое никто не замечает. «Последний материк» Василисы Юренковой и Григория Ярошенко вполне можно назвать блокбастером о мужской самоидентификации. Есть в программе совершенно легкое и умное кино от режиссера Лидии Филлиповой «Требуется хороший человек в парикмахерскую» и безмолвное исследование ностальгии под названием «Я вспоминаю» студента ВГИКа Владислава Зайцева, а так же интересная интимная кинематографическая рекурсия о запутанных отношениях «Циклы семейной жизни» Нины Воловой. О феномене якутского кино можно будет порассуждать при помощи автобиографии «Якутия — между мирами» Владимира Кочаряна. Новая картина Татьяны Соболевой «Против ветра», только что получившая Приз за лучшую режиссеру на Горький fest в Нижнем Новгороде, пронзит зрителя своей вдумчивостью и трагической актуальностью.
И финальная секция «Doker Kids» в этом году приобрела «космический масштаб», поскольку представит сразу три ленты об исследовании Космоса для детей старше 12-ти лет и их родителей.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.