Исторические факты о балете «Катарина, или Дочь разбойника»
18.11.2024 23:55
Просто Мария
21 ноября «Театр в кино» представит зрителям премьеру киноверсии балета «Катарина, или Дочь разбойника» Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д. А. Хворостовского. Телеканал «Россия-Культура»  создал ее специально для проекта. В этот же день после показа в премьерном зале киноцентра «Октябрь» балет выйдет во всероссийский прокат: поклонники классического танца по всей стране смогут увидеть постановку, не появлявшуюся на сцене более 100 лет. Только в ноябре она будет доступна в более чем 60 городах. Прокат киноверсии балета «Катарина, или Дочь разбойника» осуществляет дистрибуторская компания Кино.Арт.Про. 

В премьерный вечер киноверсию балета представят солисты театра Елена Свинко, Георгий Болсуновский, Юрий Кудрявцев, хореограф-постановщик Юлиана Малхасянц и директор Красноярского театра оперы и балета Светлана Гузий. Гостей будет ждать красная ковровая дорожка и фотозона. Перед показом в фойе киноцентра «Октябрь» состоится выставка костюмов спектакля.

 Балет Цезаря Пуни «Катарина, или Дочь разбойника» – смелый просветительский проект Красноярского театра оперы и балета, который впервые в России представил публике забытый более чем на сто лет балет из наследия выдающегося хореографа, либреттиста, автора знаменитой «Жизели» – Жюля Перро. Спектакль был номинирован сразу в 10 категориях фестиваля и премии «Золотая Маска» и был признан лучшим балетом. Лауреатом награды за лучшую женскую роль стала балерина Елена Свинко.  Постановка также была названа лучшей в номинации «Работа композитора в музыкальном театре», награду получил Петр Поспелов, подготовивший реконструкцию оркестровой партитуры спектакля.

 Хореографы Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц создали танцевальный рисунок исходя из ремарок и заметок Перро, разгадывая его планы и пытаясь найти замены на музыкальные номера, которые были утрачены. В результате забытый всеми большой трехактный балет эпохи романтизма приобрел современную форму и «прозвучал не как дань ушедшему прошлому, а как взгляд из современного времени на поэтичный мир романтизма».

 Главную партию в постановке исполнила участница телепроекта «Большой балет» канала «Россия-Культура» (2018) Елена Свинко. «Катарина, или Дочь разбойника» запомнится зрителям эффектными декорациями и красочными костюмами в стиле XIX века.

 Киноверсия балета, созданная с помощью многокамерной съемки, позволяет увидеть крупные планы танцовщиков, рассмотреть детали костюмов и декораций, новые ракурсы, недоступные зрителям в театральном зале. Режиссером киноверсии выступила Евгения Стрелецкая.

 

В ожидании выхода киноверсии спектакля на большие экраны рассказываем несколько интересных фактов о  балете «Катарина, или Дочь разбойника»:

 1. Жюль Перро написал либретто для своего балета, вдохновившись историей, случившейся с художником Сальватором Розой в XVII веке. Последний отправился по Апулии и Калабрии на этюды, но попал в компанию к разбойникам и прожил с ними некоторое время, изучая их быт и нравы. В балете Жюля Перро Катарина – предводительница шайки жуликов. Преследования и любовные перипетии этой истории завязаны в сюжетный узел, для которого предусмотрено сразу несколько развязок.

 2. Впервые балет был поставлен в лондонском Королевском театре в 1846 году, где за три года до этого Жюль Перро получил должность балетмейстера, позволявшую ему самому выбирать постановки и сюжеты для них. В первой редакции балета «Катарина, или Дочь разбойника» партия Катарины досталась Люсиль Гран, а не Карлотте Гризи, гражданской жене Перро, как это было принято. В образе Сальватора Розы предстал Луи Госселен, а Жюль Перро был Дьяволино – подопечным Катарины, страстно в нее влюбленным.  

 3. В России постановку Жюля Перро впервые показали в 1849 году. На роль Катарины назначили европейскую балерину Фанни Эльслер, которую в Россию пригласил лично император Николай I, считавшийся большим знатоком и ценителем сценического искусства. Приезд Эльслер оживил светскую жизнь Петербурга: в магазинах продавались ее портреты, модистки начали кроить шляпы фасона Fanny Elssler, а в ресторанах подавали котлеты la Fanny Elssler. 

 4. Одну из репетиций провел лично Николай I. Он нанес визит артистам во время занятий и, увидев, как Фанни Эльслер и кордебалет готовят хореографический номер с ружьями, император вышел на сцену и сказал: «Вы неправильно держите ружье, сейчас я покажу вам, как с ним надо обращаться». 

 Проект «Театр в кино», задуманный и реализованный телеканалом «Россия-Культура», ведущими российскими театрами и дистрибуторской компанией Кино.Арт.Про для трансляции на больших экранах лучших отечественных театральных постановок, поддержан Министерством культуры РФ. Количество участников проекта продолжает расти. Девиз «Театра в кино»: «Театр становится ближе, театр становится доступнее». Новый качественный просветительский контент пополнил репертуар ведущих кинотеатров России: сетей КАРО, Объединенной киносети «Формула Кино / Синема Парк», «Москино», кинотеатров Фонда кино и ведущих внесетевых кинотеатров –  «Аврора» (Санкт-Петербург), «Победа» (Новосибирск), «Горизонт» (Ростов-на-Дону).

 Масштабная культурно-просветительская миссия Всероссийского проекта «Театр в кино» – предоставить возможность зрителям по всей стране увидеть лучшие работы ведущих театров и пообщаться с их создателями. В течение нового сезона на большие экраны будут выходить оперные, балетные и драматические постановки, завоевавшие признание публики и критиков. 

Постановочная группа:

Музыкальный руководитель и дирижер – Иван Великанов

Оркестровая версия музыки (на основе сохранившихся партий и клавиров Цезаря Пуни) – Петр Поспелов (Москва)

Хореографы-постановщики – заслуженные артисты РФ Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц

Художник по костюмам – художник Большого театра России Елена Зайцева

Художник по сценографии – художник Большого театра России Альона Пикалова

Историческое исследование балета и адаптацию либретто осуществили музыкальный критик, историк, эксперт фестиваля «Золотая маска» – Елена Черемных и балетный критик, обозреватель газеты «Коммерсант. Санкт-Петербург», кандидат искусствоведения, исследователь творчества хореографа  Жюль Перро - Ольга Федорченко

Консультант — Юрий Бурлака

А также другие специалисты из числа сотрудников театра и приглашенные.

Команда киноверсии:

Режиссер –  Евгения Стрелецкая

Оператор-постановщик – Евгений Шинкаренко

Шеф-редактор – Ольга Петелина

Компьютерная графика – «КУЛЬТУРА-ДИЗАЙН»

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Добавить комментарий