Российская киноиндустрия переживает значительные изменения, отражающие сдвиги в предпочтениях аудитории, которая становится все более восприимчивой к экспериментальным форматам и разнообразным жанрам. Портал
Для анализа был выбран период с 2 ноября 2023 года по 31 октября 2024 года. Такой период решено было взять для того, чтобы исключить влияние предстоящей новогодней «битвы» фильмов, и сосредоточиться на анализе ключевых тенденций, формировавших прокат в течение года. Аналитики платформы опирались на данные системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), а также информацию, предоставленную пиар-службами.
Самые кассовые жанры
Всего за это время в прокат вышло 755 фильмов, из них российских было более 220, суммарно отечественные ленты собрали около 27 млрд рублей. По мнению аналитиков «Кино-Театр.Ру», российская киноиндустрия демонстрирует заметные изменения. Зритель становится более открытым к новому: наряду с комедиями (за год их было выпущено 56), драмами (45) и анимацией (44), в прокат выходили фэнтези (6), биографии (8), приключения (12) и документальные ленты (19).
Если рассматривать жанры в контексте кассовых сборов, в общем объеме продолжают лидировать комедии. Тем не менее в первой двадцатке есть и приключения, и драмы, и фантастика, и мультфильмы, и боевики.
Сохраняется тренд на экранизации. Так, в топе по сборам оказались экранизации романов Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», А. С. Пушкина «Онегин», а также повести Кира Булычева «Сто лет тому вперёд». Кроме того, зрители высоко оценили адаптации сказок Ганса Христиана Андерсена «Огниво» и Братьев Гримм «Бременские музыканты», правда, здесь литературные произведения только частично взяты за основу.
Документальному кино следует также уделить особое внимание, так как этот жанр набирает все большую популярность, и, как показывают сборы, зрители готовы смотреть документальные фильмы на большом экране. Например, фильм «Огненный лис» собрал около 97 млн рублей, став самым кассовым российским фильмом о природе.
Самые кассовые режиссеры
В топ-10 самых кассовых режиссеров года вошли Клим Шипенко с его «Холопом 2», который собрал 3,8 млрд рублей, Алексей Нужный с «Бременскими музыкантами», касса которых перевалила за 3 млрд рублей, Михаил Локшин, чья экранизация «Мастера и Маргариты» принесла 2,3 млрд рублей, Юрий Хмельницкий («Лед 3» собрал 1,8 млрд рублей) и Аскар Узабаев, у которого за это время вышли сразу два фильма – «Теща» и «Руки Вверх!», совместно они принесли 1,6 млрд рублей. Также в десятке – Александр Андрющенко («Сто лет тому вперед», 1,5 млрд рублей), Александр Войтинский («Огниво», 1,2 млрд рублей), Илья Учитель («Летучий корабль», 1,1 млрд рублей), Константин Феоктистов («Три богатыря и Пуп Земли», 1,1 млрд рублей) и Сарик Андреасян («Онегин» и «Мужское слово, суммарно 0,8 млрд рублей).
Самыми плодовитыми отечественными режиссерами, у которых за год вышло сразу три фильма, оказались Владимир Котт («Непослушники», «Обе две» и «Культурная комедия»), Василий Ровенский («Великолепная пятерка», «Новогодний шеф» и Большое путешествие. Вокруг света»), Андрей Богатырев («Баба Мороз и тайна Нового года», «Легенда о Самбо» и «Золото Умальты») и Анарио Мамедов («Бар МоскваЧики», «Мое любимое привидение» и «Одна дома»).
«Как профильное издание мы решили внимательно изучить тенденции в российском кинотеатральном прокате, анализируя кассовые сборы и выявляя ключевые закономерности. Наш анализ показывает, что российская киноиндустрия демонстрирует заметные изменения. Зритель становится более открытым к новому: наряду с лидирующими жанрами — комедиями, драмами и анимацией — набирают популярность биографии, приключения, фэнтези, и особенно документалистика. Успех “Огненного лиса” подтвердил, что качественные документальные фильмы могут быть коммерчески успешными и привлекать широкую аудиторию. В числе успешных российских режиссеров появились новые имена. Например, Аскар Узабаев, который выпустил сразу два кассовых фильма за год. Отдельного внимания заслуживает и тренд на экранизации, которые все чаще входят в топ проката. Отечественная индустрия становится все более многогранной, укрепляя свои позиции как среди постоянных зрителей, так и привлекая новую аудиторию. Мы продолжим фиксировать эти достижения и анализировать, как развивается российское кино», — отметил главный редактор портала Кино-Театр.Ру Жан Просянов.