21 февраля состоится долгожданная премьера киноверсии спектакля «Павел I» в постановке Театра имени Евгения Вахтангова (режиссер – Наталья Ковалева). Спектакль рассказывает о сложной и загадочной жизни императора, которая хранит в себе множество тайн. Кто-то видит в нем деспота, ведущего Российскую империю к гибели, кто-то называет гением, режиссер же стремится показать зрителю трагедию человеческой судьбы. Осмысление фигуры Павла I средствами театра и кино добавляет жизни правителя драматичности и создает объемный образ главного героя.
Режиссер постановки Наталья Ковалева демонстрирует глубокое погружение в материал и смелый подход к работе с текстом. Сократив реплики второстепенных персонажей и добавив линию разговоров Павла I с призраком матери, она фокусирует внимание зрителя на глубоком человеческом страдании императора и его несовпадении с окружающим миром. Выдающаяся актерская игра заслуженного артиста России Александра Олешко обнажает трагизм личности правителя, расширяя измерение драмы героя до уровня Гамлета, который потерял не только власть, но и своих близких.
Александр Олешко рассказывает об актерском методе и советах учителей: «Как-то в разговоре с нашим учителем, народным артистом СССР Владимиром Абрамовичем Этушем, мы определились с очень интересным термином – «Вахтанговская актерская дуга». От легкой комедии, водевиля, к мелодраме, драме, потом к трагедии и обратно. Если актер может легко, органично, правдиво существовать во всех этих жанрах – это истинно Вахтанговский актер. Олег Павлович Табаков говорил: «Актер обязан время от времени разрушать собственный стереотип и создавать его заново». Ну и еще один замечательный актерский совет: «Путай карты». Я периодически, в первую очередь сам для себя, устраиваю серьезные экзамены на творческую состоятельность.
Роль Павла Первого – это вызов. Я знал с самого начала, что хочу сыграть и как. Я понимал, что предстоит пройти очень непростой путь, мучительный репетиционный период, в котором необходимо было создать такую атмосферу, чтобы вокруг проявились настоящие, самые некрасивые человеческие качества, чтобы случилось настоящее предательство. К сожалению, всё это и многое другое произошло. Но это бесценный не только актерский, а в первую очередь человеческий опыт. Это плата за роль, которую не играешь, а живешь. Только так и возможен прорыв, честное движение вперед. Теперь каждый зритель через трагедию Павла I в нашем спектакле узнаeт и свою боль, увидит свою жизнь. Надеюсь, зритель будет внимательнее и осторожнее. Я всегда хотел не «работать в театре», а жить тем, что в театре создается. Театр Вахтангова дал мне возможность говорить со зрителем в полярных жанрах. И я счастлив, что никогда, ни разу на сцене я не отбывал положенное для спектакля время, а жил по-настоящему в своих ролях.
Мне очень радостно, что телеканал «Россия-Культура» зафиксировал в телевизионной и кинематографической вечности эту работу. Далеко не каждый интересный, успешный, популярный спектакль удостаивается такой чести. Я – счастливый актер. Знаковые спектакли, в которых я играл с самого начала моей театральной жизни зафиксированы, отсняты телеканалом «Россия-Культура». В их числе спектакль «Где мы?», в котором мы играли с Александром Анатольевичем Ширвиндтом и который я спродюсировал для театра Сатиры, легендарные спектакли Галины Борисовны Волчек «Вишнёвый сад» и «Трудные люди», в которых я играл десять лет, спектакль «Гроза» Нины Чусовой, и вот теперь спектакль «Павел I» Натальи Ковалевой. Я благодарен директору театра Вахтангова, Кириллу Игоревичу Кроку, за поддержку и реализацию этой идеи. И, конечно, от всей души хочу сказать спасибо телеканалу «Россия-Культура» за многолетнее сотрудничество.
Константин Куц, режиссёр киноверсии, сделал, на мой взгляд, невозможное – сохранил на экране спектакль и в то же время создал замечательное, настоящее кино. Уверен, зрителям будет очень интересно. Никто не останется разочарованным».
Киноверсия еще больше приближает зрителя к сложному эмоциональному миру императора. Драматический накал постановки усиливается профессиональными киноприемами: многокамерной съемкой и работой с передовыми технологиями света и звука.
Режиссер-постановщик сценической версии спектакля Н.Л. Ковалева: «Театральный спектакль – это всегда диалог театра и зрителя. Когда начинаешь сочинять, сразу задумываешься – кто твой зритель? Кто придет в театр, чтобы вместе с тобой, с постановочной частью и артистами задаться теми вопросами, что поднимает тема спектакля. А тема «Павла I» – масштабна и человечна: здесь встают наши вечные русские вопросы. Театральному зрителю оказался необходим этот спектакль – билетов не достать! И вот огромное счастье – появилась киноверсия, и спектакль перешагнул через рампу. Огромное спасибо всем создателям киноверсии спектакля «Павел I» за потрясающую возможность встретиться со зрителями во многих городах России!».
Режиссер киноверсии Константин Куц: «Олешко знают все, и он любим зрителями. При этом, поднимаясь на новую ступень, он демонстрирует неуспокоенность, целеустремленность, невероятную работоспособность и словно заново знакомит с собой. Когда по Москве пошли слухи о новом спектакле театра Вахтангова «Павел I», я получил приглашение. Смотрю и понимаю, что не узнаю Александра Олешко. Игра актера, постановка спектакля – шок, удовольствие и благодарность всем причастным. Вижу потрясенных зрителей, слышу в антракте восторженные обсуждения и понимаю, эта работа обязательно должна появиться на телеканале «Россия-Культура»! По окончании спектакля предлагаю съемку. Не рассказывая никому, на свой страх и риск, под мощным впечатлением. Можно сказать – это стало моей мечтой! Уже потом были переговоры, подготовка и опять удивление – включение Саши во все процессы. Телеканал «Россия-Культура» сделал все возможное, чтобы эта замечательная работа была достойно представлена на киноэкране. Благодарим театр за совместное творчество и рады за зрителей — получилось замечательное кино».
В традициях проекта на показе киноверсии «Павел I» 21 февраля зрителей и гостей ждут светская премьера в 1 зале киноцентра «Октябрь» и красная дорожка, а также выставка костюмов и иммерсивная фотозона. После премьеры киноверсия спектакля будет доступна для просмотра в кинотеатрах по всей России.
В качестве литературных источников режиссер-постановщик Наталья Ковалевавыбрала пьесы литератора, поэта и философа Дмитрия Сергеевича Мережковского «Павел I» и драматурга Евгения Рубеновича Симонова «Смерть Павла I». Сценографом и художником по костюмам выступил заслуженный художник России Максим Обрезков, за музыкальное оформление постановки отвечала Клавдия Тарабрина, режиссерами по пластике стали заслуженный деятель искусств России Айдар Закиров и Виктория Куль. Художник по свету – Руслан Майоров. Видеосценограф – Ася Мухина. Художник-гримёр – заслуженный работник культуры России Ольга Калявина. Режиссер киноверсии – Константин Куц.
Проект «Театр в кино», задуманный и реализованный телеканалом «Россия-Культура», ведущими российскими театрами и дистрибуторской компанией Кино.Арт.Про для трансляции на больших экранах лучших отечественных театральных постановок, поддержан Министерством культуры РФ. Количество участников проекта продолжает расти. Девиз «Театра в кино»: «Театр становится ближе, театр становится доступнее». Новый качественный просветительский контент пополнил репертуар ведущих кинотеатров России: сетей «КАРО», Объединенной киносети «Формула Кино / Синема Парк», «Москино», кинотеатров Фонда кино и ведущих внесетевых кинотеатров – «Аврора» (Санкт-Петербург), «Победа» (Новосибирск), «Горизонт» (Ростов-на-Дону).
Масштабная культурно-просветительская миссия Всероссийского проекта «Театр в кино» – предоставить возможность зрителям по всей стране увидеть лучшие работы ведущих театров и пообщаться с их создателями. В течение нового сезона на большие экраны будут выходить оперные, балетные и драматические постановки, завоевавшие признание публики и критиков.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.