Международный кинофестиваль «Докер» пройдет в Москве
31.08.2025 22:50
Просто Мария

С 4 по 14 сентября в Москве при поддержке проекта КАРО/АРТ в одиннадцатый раз пройдёт «Докер» — Международный фестиваль, показывающий самые выдающиеся, актуальные и заметные образцы авторского документального кинематографа. За одиннадцать дней зрители увидят и обсудят вместе с авторами, психологами и журналистами 67 новых фильмов из 30 стран мира, большинство из которых будут показаны в России впервые. В программе — призёры и участники крупнейших киносмотров последнего года: Кинофестиваль в Локарно, Роттердамский и Шанхайский кинофестивали, CPH:DOX в Копенгагене, Visions du Réel в Нионе и другие. В этом сезоне фестиваль представляет рекордное число мировых и международных премьер. Лучшие фильмы «Докера 2025» также будут показаны в Санкт-Петербурге, Ярославле и Новосибирске.

Фестиваль «Докер» состоит из двух основных конкурсных программ — полный и короткий метр, — по итогам которых Международное жюри и зрители вручат призы в 7 номинациях. Параллельно состоятся показы специальной секции о ментальном здоровье «Док Терапия», все сеансы которой пройдут с последующим разбором с психологами и психотерапевтами. Новая программа «Докер Арт», созданная совместно с Центром визуальной культуры Béton, откроет зрителям документальные истории об искусстве — от личных портретов творцов до исследования целых культурных эпох, а секция отечественного кино «Док Станция» представит 20 неординарных историй, снятых в самых разных регионах страны. По итогам зрительского голосования в этих двух программах будут выбраны победители. Специальные показы фестиваля порадуют зрителей громкими и неожиданными открытиями.

По словам директора и продюсера фестиваля Ирины Шаталовой: «Неигровое кино становится еще более созерцательным и философским. Благодаря способности наблюдать одновременно отстраненно и вовлеченно, входить в жизнь героев с тотальной эмпатией и в то же время оставаться “над схваткой”, оно даёт авторам, участникам и зрителям уникальную возможность анализировать бытие как никакое другое искусство — заземляться в реальности и в то же время, через художественное осмысление, уходить в метафизику — туда, где частное становится универсальным, а конкретный момент чьей-то жизни превращается в образ, способный пережить саму эту жизнь. Фильмы этого года удивительно созвучны друг другу, и многие говорят об уязвимости и хрупкости мира и человеческих взаимосвязей. Документалисты всё больше овладевают этим редким умением — наблюдая, чувствовать и точно подбирать инструменты киноязыка, чтобы это чувствование передавать дальше: на большой экран, нам всем и обратно в жизнь. Так, через документальные фильмы, мы светим друг другу зеркалами с разных концов планеты, видим отражения и пытаемся понять, как сделать мир вокруг самих себя добрее и краше».

ФИЛЬМ ОТКРЫТИЯ

Фестиваль откроется 4 сентября мировой премьерой конкурсной итальянской картины «Симбиоз» — созерцательным и поэтическим путешествием на Липарские острова, где человек и природа существуют в тонком и постоянном диалоге. На фоне моря и вулканов разворачивается история исследовательской команды, посвятившей себя защите морской фауны, в первую очередь морских черепах, и хрупкого баланса архипелага. Их повседневная работа — это чередование долгих мгновений тишины и редких событий, когда доверие живого мира к человеку превращает обычный день в откровение.

«Симбиоз» показывает, как судьбы людей и обитателей моря переплетаются, отражая и усиливая друг друга, и как тонка граница между гармонией и её утратой. Симбиоз, о котором говорит название, — это не только баланс между видами, но и глубокая, почти невидимая связь между средой и человеком, эхом их прошлых историй и продолжающегося поиска смысла.

Режиссёр фильма Эмануэле Пизано начал творческий путь в музыкальной индустрии, создавая клипы для ведущих итальянских исполнителей. С 2014 года он работает в самых разных направлениях кинематографа — снимает игровое и документальное кино, а также шоу и сериалы для Disney. Номинант престижной национальной кинопремии Давид ди Донателло.

ОСНОВНОЙ КОНКУРС

Помимо итальянского «Симбиоза» в главной конкурсной программе этого года еще 11 сильнейших историй из Австралии, Азербайджана, Ирака, Ирана, Испании, Казахстана, Китая, Ливана, России, Турции и Швейцарии, которые будут показаны в нашей стране впервые.

Программный директор «Докера» Настя Тарасова рассказывает о тенденциях этого года:

«Более пяти лет мировой неигровой кинематограф в большинстве своих рефлексий выходил на тему самоидентификации и самопознания. Всё это не мудрено, поскольку в этом была и есть попытка отразить проблемы глобальной земной миграции XXI века, различных конфликтов и быстро меняющейся реальности вокруг. Документалисты помогали себе и людям осознавать собственные мысли, чувства, убеждения, ценности и мотивации. В этом году стоит отметить, что кое-каких очередных высот в эволюции мы снова достигли — в документальном кино явно ощущается переход с понимания себя и своего места в пространстве и времени на непосредственно сам мир, который окружает человека и общество. Индивид, как будто достаточно осознав, что глубинный внутренний мир его представляется хрупким, начал отражать, что хрупкость есть и в природе, и в самом мироздании. Объективное самонаблюдение превращается в субъективную рекурсию, бесконечность которой визуализируется авторами в кинопроизведениях, и мы, в данный момент, как зрители, начинаем долгое, интересное, во многом драматичное путешествие вместе с ними во фракталы уязвимой вселенной».

 

В казахстанском экологическом расследовании «Мы здесь живём» переплетаются путь экологов, картографирующих радиоактивные зоны, и судьба семьи, уже три поколения живущей с отголосками прошлого. Линию хрупкости среды продолжает российская лента «Котлован» о промышленном вмешательстве, которое меняет не только землю, но и жизни людей, обитающих рядом. Китайская драма «Облака на земле» показывает, как современная экономика переписывает судьбы, а хлопок становится символом тяжёлого труда. Турецкая пасторальная история «Козочка-501» растворяет зрителя в неспешной жизни высоко в горах, где каждое действие будто призвано удерживать мир в равновесии. Резким контрапунктом к этому спокойствию становится иранское мощное кино «Дары гор» о колбари — смертельно опасных переходах через границу, где каждый шаг — выбор между жизнью и смертью. Тема риска и поиска свободы преломляется в швейцарско-иракском напряжённом триллере самоопределения «Бессмертные», где оружием становится камера. Ливанские «Очертания обычных человеческих созданий» идут дальше и из разрозненных событий собирают уже коллективный портрет страны. Тема памяти проявляется в азербайджанской камерной истории «Мой дом» и в российском глубоком эссе «Место времени», превращающем найденные плёнки в метафорическую поэму о пространстве и времени. Финальным аккордом программы становятся две картины из разных частей света, напоминающие о том, что радость жизни не знает возраста и преград. «Бабуля» — австралийская мелодрама о двух сёстрах и их бабушке Энн, в которой любовь и фантазия помогают сохранить связь, когда память ускользает. Этой ленте вторит испанский интимный портрет «Милая куколка», посвящённый почти столетней Кармен Санчес, которая большую часть жизни провела в темноте после потери зрения, но сохраняет неиссякаемое жизнелюбие и любовь к танцам.

 

КОНКУРС КОРОТКОГО МЕТРА

Во второй по значимости программе фестиваля — конкурсе коротких метров — можно будет увидеть 12 лаконичных и выразительных работ из разных точек Земли. На этот раз короткометражные работы исследуют, что формирует нашу идентичность — голос, память, утрата, связь с землёй или способность противостоять чужим правилам. От тихих наблюдений до резких эмоциональных интонаций, от камерных историй до символических образов — программа движется от личного опыта к общему, показывая, что очень разные истории из Великобритании, Венесуэлы, Индии, Ирана, Испании, Канады, Китая, Колумбии, Новой Зеландии, России, США и Франции в итоге ставят похожие вопросы. Россию в конкурсе представляет сразу две картины: «Нечужие» Нины Изотовой из Перми и «Молчаливая песня оленя» якутского режиссера Александра Красновского.

ПРОГРАММА «ДОКЕР АРТ»

Нововведение фестиваля — программа «Докер Арт». Это пространство, где документальное кино встречается с живописью, музыкой, театром и танцем, чтобы показать искусство через судьбы и голоса наших выдающихся соотечественников. 14 фильмов, герои которых — художники, музыканты, режиссёры, ищут новые формы самовыражения, открывают зрителю свои мастерские и пускают в закулисье. Это истории о людях, чьё творчество становится способом говорить с миром и отражать время, в котором мы жили и живём. Программа создана в партнёрстве с Центром визуальной культуры Béton — современным пространством, где искусство и фотография становятся предметом вдохновенного исследования и творческого диалога.

«Фильмы про искусство и про людей, которые им занимаются, снимались всегда и в достаточном количестве, особенно на телевидении. Радует, что в последнее время документалисты занялись переводом пространства и формы с разных языков искусства на свой язык — язык кино. Переживая прошлое и настоящее, отражая в материале судьбы людей и их художественное наследие, авторы не просто теперь рассказывают истории про это всё, а пытаются завязать элементы разных видов искусства, в которых живут их герои, для точного описания уже своего собственного произведения. Надеюсь, такой подход только набирает силу и мы увидим еще много интересного в подобных переплетениях», — говорит программный директор Настя Тарасова.

ПРОГРАММА «ДОК ТЕРАПИЯ»

В секции о ментальном здоровье «Док Терапия» будут продемонстрированы шесть сильных работ, премьеры которых пройдут с последующим разбором с профессиональными психологами и психотерапевтами. Главная цель программы — через документальное кино и реальные истории героев привлечь внимание зрителя к ментальным проблемам человека, причинам их возникновения и помочь найти пути их лечения. Модератор показов — Елена Озерова, психотерапевт и врач психиатр, преподаватель курса «Психоаналитическая диагностика».

Программа через конкретные истории говорит о принятии, травме и поиске опоры. В «Билли» история строится вокруг честного диалога режиссёра с заключённым, страдающим шизофренией, и причинившим когда-то боль многим людям. «Вкус Утопии» исследует сообщество практиков трансцендентальной медитации. «Массовка» исследует опыт человека, растворяющегося «на заднем плане», но обостренно воспринимающего себя и окружающую действительность. «Природа необычного» перенесет зрителя в «Школу свободной мысли» — философское и творческое пространство для людей с интеллектуальными особенностями. «Храм вечного звука» — интроспективное путешествие в мир звука, который помогает встретиться с тенями и приблизиться к внутренней гармонии. «Якорь» размышляет о работе психотерапевта, — вместе со знаменитой актрисой Шарлоттой Рэмплинг, которая вживается в роль такого специалиста, мы знакомимся с архивными свидетельствами преодоления расстройств. Эти фильмы поразному, но честно открывают хрупкость психики и предлагают инструменты разговора, который зритель продолжит уже после сеансов.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Добавить комментарий