21 июня стартовал 34 Московский Международный Кинофестиваль. Церемония открытия перенесена в кинотеатр «Октябрь», фильмом открытия стала экранизация нашумевшего романа Сергея Минаева «Духless», в рамках церемонии специальным призом был награжден режиссер и продюсер Тим Бертон.
Ежегодную церемонию открытия Московского Международного Кинофестиваля предвосхитил пресс-брифинг президента ММКФ Никиты Сергеевича Михалкова. Он рассказал, что в скором времени ММКФ станет обладателем собственного фестивального центра в Лужниках. Фестивальный центр будет работать как мультиплекс с 15 кинозалами, где смогут показывать свои фильмы и студенты, и профессионалы. Это станет не только фестивальной площадкой, но настоящей обителью кинематографа.
Возвращаясь к фестивалю, Никита Михалков отметил: «Если раньше фестиваль был местом тусовки, то сегодня на ММКФ люди ходят в кино, мы знаем это по количеству билетов, которые покупаются, по количеству просьб аккредитаций, по количеству вопросов о том, что смотреть. Я очень надеюсь, что фестиваль при всех неудобствах открытия и закрытия, все-таки по сути своей будет фестивалем кино. Конкурсные программы могут нравиться или не нравиться, но разнообразие программ и насыщенность фестиваля остаются мощными. Мы продолжаем держать марку вне зависимости от чьих-то вкусов». Так же Никита Михалков выразил надежду, что статус ММКФ в мире возрастет вместе с развитием отечественного кинематографа и уровня проката в России. Он напомнил: «Я никогда не влияю на отбор конкурсных картин. За это отвечают люди, лучшие в стране, работающие в комиссии. ММКФ представляет достаточный спектр кинематографа разных стран».
По фестивальной дорожке в этом году прошли гости фестиваля со всего мира, в том числе известный режиссер Тим Бертон. В Москве он представлял вместе с режиссером Тимуром Бекмамбетовым фильм «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». Но кроме зарубежных гостей церемонию открытия фестиваля посетили отечественные актеры и режиссеры, спортсмены и политические деятели: Артем Михалков, Данила Козловский, Марина Голуб, Сергей Минаев, Алика Смехова, Аркадий Укупник, Людмила Чурсина, Александр и Екатерина Стриженовы, Алена Бабенко, Наталья Скобцева, Владимир Хотиненко, Борис Щербаков, Марат Башаров, Рената Литвинова, Сергей Лобан, Марина Разбежкина, Светлана Устинова и Дарья Екамасова, Николай Хомерики, Мария Миронова.
Церемония открытия фестиваля началась с воспоминания об ушедшем из жизни ровно 3 месяца назад сценаристе Тонино Гуэрра. Кадры из фильмов, сценарии к которым он написал, транслировались на экран, перемежаясь с портретами известных режиссеров, с которыми ему приходилось работать.
Официальная часть ознаменовалась выходом на сцену министра культуры Владимира Мединского, который зачитал приветствие президента России Владимира Путина. От себя лично министр добавил, что он страстный киноман, и пожелал всем поклонникам кино приятного времени препровождения.
Ведущими церемонии стали актеры Константин Лавроненко и Юлия Пересильд. Они перечислили не только ежегодные призы ММКФ, но и сообщили, что в этом году появился новый приз в номинации «короткий метр». По традиции, фестиваль начался с вручения приза «За вклад в мировой кинематограф». Его озвучил режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов, а вручил известный итальянский режиссер Паоло Тавиани: «Мы завидуем его безграничной фантазии». С такими словами статуэтка «Серебряный Георгий» досталась американскому режиссеру Тиму Бертону.
Председателем жюри стал бразильский режиссер и сценарист Эктор Бабенко. На сцене его представил президент фестиваля Никита Михалков, и вместе они открыли фестиваль, щелкнув кинематографической хлопушкой с цифрой 34.
Фильмом открытия стал «Духless» режиссера Романа Прыгунова. На пресс-конференции, которая прошла еще днем в кинотеатре «Художественный», присутствовали продюсеры фильма Петр Ануров и Дмитрий Рудовский, режиссер Роман Прыгунов, актеры Данила Козловский, Мария Кожевникова и Мария Андреева, музыкант – автор финальной песни фильма – Василий Обломов и автор одноименного романа, экранизацией которого является фильм, Сергей Минаев.
Фильм был снят еще полтора года назад, но в прокат выйдет только в октябре. Продюсеры фильма Дмитрий Рудовский и Петр Ануров поделились своими самыми оптимистичными прогнозами в отношении прокатной судьбы фильма. Они сообщили, что у фильма 600 копий, прокат осуществляет компания Universal. Продюсер Петр Ануров сказал: «Обсуждать приобретение прав мы начали еще в 2006 году. У нас ушло два года на переложение текста книги на язык сценария». Известно, что картина снималась долго в связи с финансовыми трудностями и, как отметил Петр Ануров: «Благодаря тому, что Роман Прыгунов показал картину Федору Бондарчуку и Дмитрию Рудовскому, мы смогли закончить фильм». Режиссер выразил благодарность Петру Анурову, который потратил 3 года на реализацию фильма. Также он отметил, что актерский состав фильма, и особенно актер Данила Козловский, прекрасно справились со своей работой: «Данила – единственный из молодых актеров, кто мог сыграть эту роль». Петр Ануров в свою очередь отблагодарил оператора Федора Лясса: «Режиссер с оператором придумали картину стилистически. Федор придумал изображение, которое, мне кажется, для нашего кино невероятно свежим и интересным». Автор книги Сергей Минаев признался, что доволен результатом: «Мне очень повезло. Я с первого дня съемок сказал, что ничего не понимаю в кино, и лезть в работу над фильмом не буду, о чем ни минуты не пожалел. То, что получилось – мне безумно понравилось. Я не могу сказать, что мою книгу испортили». Пресс-конференция завершилась информацией, что к выходу фильма выйдет клип на песню Василия Обломова, звучащую в финале фильма.
Следом за пресс-конференцией фильма открытия прошли и встречи с создателями конкурсных фильмов. Режиссер английского фильма «Отбросы» Тиндж Кришнан и исполнительница главной роли Кендиз Рейт представили свою работу в кинотеатре «Художественный». Молодая начинающая актриса буквально озарила всех своих присутствием, так как цвет ее волос был ярко-красного цвета. Впрочем, отвечала на вопросы журналистов она тихо и застенчиво. Ведь Кендиз еще совсем молодая и за ее плечами, помимо этой главной роли, только лишь учеба в драматическом кружке. Именно там ее нашла режиссер. Кендиз пришлось работать на площадке с уже известными актерами: Эдди Марсаном – исполнителем главной роли – и Томом Стариджем, уже появлявшемся на экране в фильме, например, «Рок-волна». Для режиссера – «Отбросы» тоже дебют. До работы в кино Кришнан была врачом, участником ликвидации последствий цунами в юго-восточной Азии, где она получила посттравматический шок. Именно этим недугом режиссер наделила и своего героя – бывшего военного британской армии. Герою приходится справляться с галлюцинациями в одиночестве, пока он не приводит к себе домой Линнет – героиню Кендиз Рейт. Бездомная Линнет заменяет герою его потерянную дочь, но вместе с ней приходят и ее друзья с улицы, вытесняя хозяина квартиры из дома. Идеалистический финал фильма режиссер прокомментировала так: «Мне действительно близка эта динамика жизни, когда человек в своих бедах доходит до самого дна, но потом с ним происходит возрождение, он находит силы для того, чтобы снова начать жить».
Китайский режиссер Чэнь Ли, продюсер Ли Жуй и актриса Чунь-Лин Ши представили фильм основного конкурса «Вишенка на гранатовом дереве». За столь романтичным названием скрывается история борьбы за власть в современной китайской деревне. Режиссер отметил, что деревня – это основа китайской цивилизации, и если решить проблемы в деревне, можно будет решить проблемы и во всех отраслях жизни Китая. Вопросы, которые попытались охватить авторы в фильме, это и загрязнение окружающей среды, упадок в деревне, глобальное потепление, вопросы планирования семьи и рождаемости, стоящие остро в Китае сейчас. Но главной темой стали взаимоотношения женщин и мужчин в борьбе за власть. Чэнь Ли сказал: «Наш фильм полностью отражает китайские реалии, может быть, мы где-то преувеличивали, но если только чуть-чуть. В Китае сейчас женщины очень сильны, они участвуют и в политической, и в экономической жизни страны. Однако, конечно, им приходится сталкиваться на руководящих постах с серьезными вопросами и проблемами, о которых мы и попытались рассказать в фильме». Это дебют в кино режиссера Чэнь Ли, он театральный режиссер. Картина является экранизацией одноименного романа Ли Эр, получившего признание в Китае.
В конкурсе «Перспективы» был представлен немецкий фильм «Доктор Кетель». На пресс-конференции присутствовали режиссер и продюсер фильма Линус де Паоли и Анна де Паоли. Супруги появились на пресс-конференции с новорожденным ребенком.
Фильм «Доктор Кетель» – черно-белая история прирожденного врача, не имеющего в действительности медицинского образования, но не видящего своей жизни без спасения людей. После того, как его выгнали из больницы, где он работал медбратом, Кетель (актер Кетель Вебер) становится безвозмездным спасителем малоимущих и бездомных больных. В фильме, который был изначально студенческой работой, снялась известная актриса Аманда Пламмер. С ней режиссер и продюсер познакомились на одном кинофестивале, где актриса была в жюри, а супруги представляли свой короткометражный фильм. Короткометражка так понравилась актрисе, что она сразу поинтересовалась их дальнейшими планами. Так актриса попала на съемочную площадку «Доктора Кетеля». Для молодых кинематографистов это стало приятной неожиданностью.
Продюсер Анна де Паоли рассказала, что ее отец работал врачом и, как и доктор Кетель, считал своим призванием лечить людей. Он был открыт на пациентов 24 часа в сутки. Именно судьба отца вдохновила авторов на создание фильма.