Режиссер Сэм Рэйми и его команда создают фантастический мир на съемочной площадке фильма Disney «Оз: Великий и ужасный»
05.12.2012 01:17
Просто Мария

Disney представляет новую фантастическую приключенческую картину Сэма Рэйми ОЗ: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ. Главным героем фильма стал один из самых известных в мире волшебников, которого с читателями всех стран познакомил Лаймен Фрэнк Баум в своей книге «Удивительный волшебник из страны Оз». Фильм Disney ОЗ: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ станет своеобразным приквелом к событиям, описываемым в книге, и расскажет предысторию похождений волшебника Страны Оз. Любителей кино ждет увлекательное и захватывающее зрелище.

С 1900 по 1920 года Баум написал 14 книг, действие которых происходило в вымышленном мире. Однако ни в одной из них никогда не рассказывалось о прошлом всемогущего чародея. «Я люблю оригинальные истории, – говорит продюсер Джо Рот. – Кроме того, меня всегда занимал вопрос – откуда же берутся волшебники и маги. Мне было интересно заново перечитать книги Баума и представить, с чего же все началось».

Сэм Рэйми (трилогия Человек-Паук) называет фильм ОЗ: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ одним из крупнейших проектов своей карьеры. «У нас получилась очень масштабная картина, можно сказать гигантская, – говорит режиссер. – Фрэнк Баум создал Оз из множества неповторимых стран и уникальных областей. Все вместе они составляют полноценный, хоть и вымышленный мир. В фильмах о человеке-пауке мы имели дело с фантастическим героем, который совершал свои подвиги лишь на улицах Манхэттена. Это был реальный, не придуманный город, известный многим. В этом Баум бесспорно выигрывает – он не поленился создать с нуля собственный волшебный мир Оз.

Сценаристы Митчел Капнер и Дэвид Линдси-Абаир сделали главным героев обычного циркового фокусника Оскара Диггса (Джеймс Франко), которого ураган переносит из пыльного Канзаса в зачарованную страну Оз. Сначала Оскару кажется, что ему наконец-то улыбнулась удача, ведь в волшебной стране его чудеса востребованы, как никогда. Однако со временем он понимает, что все не настолько хорошо, как казалось на первый взгляд. Три ведьмы – Теодора (Мила Кунис), Эванора (Рейчел Вайс) и Глинда (Мишель Уильямс) – сомневаются в том, что он и есть тот самый великий волшебник, которого все с таким нетерпением ожидают. Сам того не желая, Оскар оказывается в эпицентре хаоса, который когда-то охватил страну Оз и всех ее обитателей. Ему придется самому пытаться отличить добро от зла, вымысел от реальности. Он будет вынужден вспомнить все свои трюки, а может быть и немножко поучиться настоящему колдовству. Для того, чтобы восстановить утраченное равновесие волшебного мира, Озу предстоит стать не только великим и ужасным волшебником, но и хорошим человеком.

«Мне самому было очень интересно узнать больше о загадочном персонаже, который подробно не описывался ни в одной книге Баума, – говорит Сэм Рэйми. – Кто этот парень? Как он туда попал? Как он получил волшебные силы и стал правителем страны, будучи шарлатаном?»

«В фильме показывается, как каждый из героев Баума стал тем, кто он есть, – рассказывает Мила Кунис, сыгравшая колдунью Теодору. – Зная их предысторию, мы можем лучше понимать их поведение и мотивы. Это делает всех героев еще более правдоподобными. Фильм получился очень забавным и захватывающим. Но при этом он целиком и полностью соответствует оригинальной концепции, созданной в свое время Баумом».

«В какой-то степени можно провести аналогию между кинематографией и историей, описываемой в фильме, – добавляет Джеймс Франко свое видение картины. – Оз – волшебник. Он устраивает шоу. Попадая в страну Оз, ему приходится по разным причинам прибегать к различным иллюзиям. Тем же самым занимаемся все мы, кинематографисты – создаем иллюзии. Мы погружаем зрителей в вымышленные миры».

На съемочной площадке фильма ОЗ: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ собралась впечатляющая актерская труппа. Оскара Диггса сыграл Джеймс Франко (номинант на премию «Оскар»® за роль в фильме 127 часов); юную ведьму Теодору – Мила Кунис (номинантка на премию «Оскар»® за роль в Черном Лебеде); Эванору, ведьму с Востока, старшую сестру Теодоры – Рейчел Вайс (премия «Оскар»® за лучшую женскую роль второго плана в фильме Преданный садовник); добрую колдунью Глинду – Мишель Уильямс (три номинации на премию «Оскар»® за роли в фильмах "Горбатая гора"; "Валентинка" ;"7 дней и ночей с  Мэрилин").

Роль помощника фокусника Оскара Диггса сыграл номинант на премии «Золотой глобус»® и «Эмми»® Зак Брафф («Клиника»; "Страна садов").Кроме того, актер озвучил одного из анимированных персонажей – крылатую обезьяну Финли, которая сопровождает волшебника в его путешествии по стране Оз. 13-летняя актриса Джои Кинг озвучила другую компьютерную героиню – Китайскую Девочку. Фарфоровая куколка также составит компанию Оскару в осмотре волшебных достопримечательностей зачарованной страны.

Продюсером фильма выступил ветеран киноиндустрии Джо Рот ("Белоснежка и охотник"; "Алиса в стране чудес"). Ему компанию составили четыре исполнительных продюсера – Грант Кертис(давнишний коллега Рэйми, который выступал продюсером или сопродюсером пяти последних работ режиссера); партнер Рота Палак Патель ("Белоснежка и охотник"); Филип Стюер (франшиза "Хроники Нарнии"); и еще один коллега Рэйми Джош Донен ("Быстрый и мертвый "; "Пастырь").

Рэйми также подобрал волшебную закадровую команду специалистов, которые, в конечном итоге, совершили настоящее чудо. В нее вошли: оператор Питер Деминг, A.S.C. ("Затащи меня в ад";"Малхолланд драйв";"Зловещие мертвецы 2"), награжденный двумя премиями «Оскар»®художник-постановщик Роберт Стромберг ("Алиса в стране чудес";"Аватар"), награжденный премией «Оскар»® монтажер Боб Муравски ("Повелитель бури"; трилогия "Человек-паук"), дизайнеры костюмов Гари Джонс ("Человек-паук 2"; номинация на «Оскар»® за костюмы к фильму "Талантливый мистер Рипли") и Микаэль Кутше ("Тор"; "Алиса в стране чудес"), четырежды номинированный на премию «Оскар»® композитор Дэнни Эльфман ("Человек-паук""Человек-паук 2"; "Простой план"; "Харви Милк"), обладатель премии «Оскар»®, специалист по визуальным эффектам Скотт Стокдик (трилогия "Человек-паук "), а также художники-гримеры Говард Бергер («Оскар»® за грим персонажей фильма "Хроники Нарнии: лев,колдунья и  волшебный шкаф") и Грег Никотеро. Именно к заслугам художников по гриму стоит причислить создание множества уникальных персонажей, населивших волшебную страну Оз, включая жевунов, мигунов и мастеров. Они же создали отталкивающий образ Злой Ведьмы Запада.

Съемочные площадки фильма ОЗ: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ заняли семь павильонов студии Michigan Motion Pictures, которая находится в городе Понтиак, штат Мичиган. Тем, кому посчастливилось увидеть площадки воочию, ни разу не пришлось выйти на улицу – всю натуру декораторы воссоздали внутри вместительных помещений, включая густой Причудливый Лес. Гостеприимная студия предоставляла группе свои производственные площади на протяжении всего съемочного периода, который составил 111 дней. Невероятно, но факт – весь волшебный мир фильма ОЗ: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ уместился под крышами павильонов.

Непростую работу по строительству декораций и воссозданию заколдованной страны Рэйми получил художнику-постановщику и обладателю премии «Оскар»® Роберту Стромбергу. Стараниями Стромберга появились такие знакомые всем с детства декорации, как Дорога из Желтого Кирпича и Изумрудный Город. Кроме того, были выстроены и не столь узнаваемые, но не менее колоритные локации: Тронный Зал ведьм; Зачарованный Лес, в котором Оз встречается с Теодорой; Темный Лес, в котором зрители впервые увидят добрую волшебницу Глинду; и Фарфоровый Город, все жители которого сделаны из фарфора. В общей сложности Стромберг соорудил 24 отдельные съемочные площадки.

Масштабы строительства поразили даже именитого режиссера. «Это – самые большие съемочные локации из всех, на которых мне доводилось работать, – восхищается Рэйми. – И одно из самых серьезных испытаний, с которыми мне пришлось столкнуться. Нам очень повезло, что Роберт Стромберг взялся за эту работу, потому что сам я никогда не имел опыта по строительству целого мира».

«Все другие проекты, на которых я работал, были по большей части виртуальными, – признается Стромберг. – Для этого фильма мне хотелось создать эффект театральной сцены. Я убежден, что добиться этого в виртуальном мире практически невозможно. Ощущение театральной сцены достижимо, только если площадка выстроена в павильоне. Впоследствии глубину можно добрать при помощи компьютерных эффектов, но они не должны доминировать в съемочном процессе».

«Мне было важно, чтобы актеры взаимодействовали со съемочными площадками,–отмечает Рэйми еще одно преимущество реальных декораций. – Я хотел, чтобы они видели обстановку вокруг себя, могли потрогать предметы интерьера. Я был не против того, чтобы они в воображении дорисовывали то, что оставалось за кадром. Но в остальном мне хотелось сделать так, чтобы Оз была максимально реалистична».

«Всегда хочется предоставить актерам возможность увидеть окружающий их мир, почувствовать свое присутствие в нем, – вторит Рэйми исполнительный продюсер Грант Кертис. – Это была одна из наших первостепенных задач. Мы всегда стараемся добиться от актеров наилучшего исполнения ролей, поскольку от этого напрямую зависит качество рассказываемой истории. Немалое значение имеет баланс между реальными и компьютерными декорациями. Вообще, значение имеет баланс во всем – в экстерьере, интерьере, ландшафтах, реквизите и всем прочем».

Разумеется, это стремление не осталось незамеченным актерами. «Было очень приятно каждый день идти на работу, потому что волшебный мир существовал не только в нашем воображении», – признается Мишель Уильямс, отмечая, что реальные декорации не только помогали Рэйми развивать историю, но и раскрывать специфику персонажей.

«Роберт и его команда соорудили множество красочных декораций, – продолжает актриса. – Они выложили настоящую дорогу из желтого кирпича, а мой замок был просто сказочным. Все до мельчайших деталей было у нас перед глазами, так что ничего даже не пришлось воображать. Сэм и Роберт проделали колоссальную работу только для того, чтобы актеры чувствовали себя на съемочных площадках, как дома».

Первая площадка, на которой Рэйми начал работать, стал цирк в Канзасе. Винтажный палаточный городок в коричневых тонах раскинулся под крышей съемочного павильона №1. «Я хотел сделать цирк немного экстравагантным, – говорит художник-постановщик Роберт Стромберг. – Он не похож на цирк-шапито в каноническом виде. Скорее он напоминает малобюджетный бродячий балаган, в котором весь реквизит выцвел и износился. Однако во многом это место красноречиво описывает характер личности Оскара. Он страстно мечтает вырваться из этого антикварного, пропахшего нафталином цирка. А тут судьба демонстрирует ему столь разительный контраст между Канзасом и страной Оз. Разумеется, мне было безумно интересно поработать над дизайном настоящего цирка. Мы работали в павильоне. Вся съемочная площадка была обнесена зеленым экраном, который впоследствии в кадре мы заменили на степной канзасский ландшафт».

Тронный Зал был, пожалуй, самой сложной площадкой для Стромберга. Он включал две величественные лестницы, которые обеспечили Эваноре почти голливудское появление в кадре. При этом подол ее платья буквально стекал вслед за ней по ступенькам. «Тронный Зал уникален, он не похож ни на одну другую площадку, – объясняет Стромберг. – Вся съемочная площадка продумывалась с большой оглядкой на освещение. По идее, я хотел, чтобы лестницы освещались с тыла, а центр сцены был освещен лишь выборочно. Но это было только в теории. Нам пришлось выстроить площадку целиком, чтобы увидеть, сработает ли это или нет. И теперь я с уверенностью могу заявлять – успех декораций этой сцены целиком и полностью зависит от используемого в театре эффекта, когда освещение переносят на фон».

В дополнение к фантастическим съемочным площадкам, высокий уровень детализации поддерживался в дизайне костюмов, гриме и визуальных эффектах. Да и актеры готовились к своим ролям с такой же скрупулезностью. Например, Франко пришлось освоить азы магии. «Для этого мне потребовалось на протяжении двух недель учиться у известного иллюзиониста из Лас-Вегаса Ланса Бёртона, – объясняет актер. – Мы тренировались каждый день. Я научился фокусам с голубями и огненным трюкам, доставал различные предметы из цилиндра и заставлял вещи левитировать. Мне кажется, я достиг определенных успехов в чародействе и волшебстве!»

Дизайнерам костюмов Гэри Джонсу и Микаэлю Кутше пришлось, пожалуй, труднее всего. Ведь им нужно было создать сотни различных вариантов одеяний для разных фэнтезийных персонажей, начиная от ведьм и заканчивая гномами. Путешествие в гардеробную открывало взгляду довольно вместительную комнату, заполненную многочисленными стойками с одеждой, а также высоченные этажерки, полки которых пестрели шляпами и другими аксессуарами.

Работая над дизайном одеяний для ведьм, Джонс и Кутше начали с разработки выкроек и выбора тканей. «Злую ведьму легко отличить от доброй колдуньи по цвету одеяния, светлому или темному, – описывает волшебную составляющую гардероба Джонс. – Эванору мы одели в платье цвета «зеленый металлик», чтобы оно соответствовало общей цветовой гамме Изумрудного Города, которую выбрал Роберт Стромберг. Глинда выступала на правах «хорошей девочки», поэтому для нее мы приготовили три независимых светлых платья».

Джонс много работал с Рэйми (под руководством которого он разрабатывал костюмы для второго Человека-паука) и Джеймсом Франко. «Сэм совершенно четко представлял, каким он хочет видеть костюм Оза, – рассказывает дизайнер. – Мы также встретились с Джеймсом, чтобы услышать его соображения на этот счет. В конечно итоге мы все двигались в одном направлении, и результат был потрясающим».

«В этом фильме мой герой практически не меняет костюм, – говорит Франко. – Он постоянно появляется в кадре все в том же костюме-тройке, который был на нем в Канзасе. Думаю, политкорректно будет отметить, что это был мой любимый костюм в фильме. Мне довольно долго пришлось проходить в этой тройке, и я не могу не отдать должное людям прошлого века – они одевались очень хорошо, во всех отношениях».

«Костюмы были просто фантастическими и уж, во всяком случае, весьма колоритными, – добавляет Рейчел Вайс. – Платье моей героини Эваноры было очень блестящим, с множеством перышек. Оно позволило мне полностью перевоплотиться, входя в образ колдуньи. Я получила от этой работы массу удовольствия».

В фильме ОЗ: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ участвует множество самых разнообразных персонажей. Более сотни из них создавалось при помощи пластического грима. Художники-гримеры Ховард Бергер и Грег Никотеро разрабатывали и накладывали грим всем актерам, игравшим эти роли. Среди таких персонажей были Китайская Девочка, мигуны и жевуны.

«Мы брали за основу описание героев из книги, а затем видоизменяли их, чтобы вписать в мир, который Сэм Рэйми превратил в целую вселенную, – говорит обладатель премии «Оскар»® Ховард Бергер. – Герои должны были стать новыми и необычными, но при этом остаться узнаваемыми. Большая часть персонажей вымышлена, но каждый из них по-своему реалистичен. Мы старались сделать так, чтобы они казались естественными и живыми».

Получившему премию «Оскар»® супервайзеру по визуальным эффектам Скоту Стокдику тоже пришлось немало потрудиться. «На разработку эффектов к этому фильма ушло больше года, – признается он. – По мере увеличения продолжительности сцены наша работа усложнялась, и в некоторых эпизодах количество кадров со спецэффектами доходило до 1500».

Любая работа над компьютерным персонажем начинается с изготовления марионетки. Работу по изготовлению полуметровой марионетки Фарфоровой Куклы Сэм Рэйми поручил кукольнику Филипу Хуберу. Героиня, которую впоследствии озвучила Джои Кинг, была сделана из фарфора, как и все прочие обитатели Китайского Города. Хрупкий, но жизнерадостный персонаж стал верным спутником Оскара в его приключении.

Хубер на своей кукле протестировал все движения, которые Китайская Девочка должна была демонстрировать на экране. Аниматоры пользовались описанной кукольником схематикой телодвижений, как исходным материалом. Изначально лицо куклы было нейтральным. Впоследствии компьютерщики придали ему черты лица Джои Кинг, чтобы актриса могла передавать различные эмоции посредством своей фарфоровой героини.

ОЗ: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ снимался в формате 3D, в котором Рэйми никогда ранее не работал. Новый формат потребовал от режиссера полностью пересмотреть свой стиль работы. 3D-камеры не настолько мобильны, а Рэйми любит перемещать камеру во время съемки. «Все же в определенные моменты мне удавалось снять сцену в привычном стиле, – признается он. – Технические специалисты настоятельно не рекомендовали мне пользоваться стэдикамом, потому что положение обеих камер по отношению друг к другу не должно было меняться ни в коем случае».

Сэм Рэйми справедливо считает, что фильм ОЗ: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ стоит посмотреть именно в кинотеатрах, чтобы полностью оценить масштаб происходящего на экране. «Я надеюсь, что Волшебник получился смешным и милым, – говорит режиссер. – Надеюсь, зрителей не на шутку испугает Западная Ведьма и сцена с уносимым ураганом воздушным шаром. Кроме того, несколько сюрпризов будет ожидать киноманов и на Дороге из Желтого Кирпича».

Добавить комментарий