Рахманиновский зал Консерватории
2 июня, воскресенье, 19.00
«Виртуозы Парижа»
Ольга ФИЛАТОВА
(фортепиано)
В концерте принимает участие —
Камерный оркестр «Cantus firmus»
Дирижёр — Александр ХУРГИН
В программе:
Калькбреннер – «Вариации на тему мазурки Ф. Шопена»
Шопен – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. II, III части
Тальберг – Большая фантазия на тему британского гимна «Боже, храни королеву»
Лист – Сонет Петрарки № 104
– «Мефисто-вальс» № 1
Герц – Блестящие вариации и фантазия на американские темы
2 июня Рахманиновский зал консерватории станет ристалищем, где скрестятся выдающиеся парижские пианисты XIX столетия. Воскресит через музыку их такие разные образы пианистка Ольга Филатова.
«Отполированный, как бильярдный шар», «невозмутимый, спокойный, с лёгкой улыбкой, он управлял своими послушными пальцами, как командир роты управляет своими вышколенными солдатами», — такие отзывы оставили современники об игре Фридриха Калькбреннера, виртуоза первой половины XIX века. Он был популярен и как педагог, так что молодой Фредерик Шопен, приехавший в Париж в 1831 году, хотел поначалу стать учеником Калькбреннера. Однако, не желая оказаться копией прославленного виртуоза, Шопен отбросил эту мысль, говоря: «Ничто не помешает мне в моем, может быть слишком смелом, но отнюдь не бесстыдном желании создать свой новый мир». В Париже часто противопоставляли игру Шопена и Листа: ангела и демона, хрупкость туше польского артиста и стихийную мощь венгра. Как рассказывали, когда играл Лист, то дамы в экстазе бросали на сцену вместо букетов свои драгоценности.
Сигизмунд Тальберг был одним из главных соперников Листа, но, в отличие от него, не культивировал демонизм. Напротив, Тальберг, виртуоз из виртуозов, воплощал собой изящество и строгость вкуса. «Его манера сидеть за роялем напоминает солдата, — не без юмора отмечали современники. — Губы его плотно сжаты, сюртук застегнут на все пуговицы… Разбуженный среди ночи, он, вероятно, будет играть с теми же аккуратностью и совершенством». Анри Герц, вундеркинд, в пятнадцать лет окончил Парижскую консерваторию с высшим баллом. Его исполнительскую манеру сравнивали с«изысканными узорами, которые фея зимы рисует на стеклах, забавляясь морозными лунными ночами». Он был одним из первых европейских пианистов, покоривших Америку, и в конце жизни написал мемуары о своих вояжах в США.