Национальный театр, Чехия (Národní divadlo) - это несколько сцен, на которых ставятся как драматические, так и музыкальные (опера и балет) спектакли. Театр был основан в 1868 году, когда чешские земли еще входили в состав многонациональной Австро-Венгерской империи. Жители Чехии с энтузиазмом восприняли идею создания театра, где спектакли бы шли на чешском, а не на немецком языке. Строительство велось на народные пожертвования под лозунгом «Нация — себе» (Národ sobě; эти слова украшают зрительный зал). Первоначально Национальный театр должен был стать площадкой для национального чешского искусства. Театр был построен в 1881 году по проекту архитектора Йозефа Зитека в стиле неоренессанса, но вскоре уничтожен пожаром, воспринятым как общенародная катастрофа. После пожара был в рекордные сроки реконструирован учеником Зитека — Йозефом Шульцем, автором другого знакового сооружения — Национального музея — и с 1883 года опять открыт. На северном фасаде — статуи А. Вагнера «Забоя» и «Лумира», на аттике — «Аполлон и девять муз» и «Богиня победы» Б. Шнирха. Над боковым входом установлены аллегории Оперы и Драмы (автор предположительно Йозеф Вацлав Мысльбек, широко известный как автор статуи святого Вацлава на Вацлавской площади). Потолок зрительного зала украшен восемью «Аллегориями искусства» (Ф. Женишек). В главном фойе — живописный триптих «Золотой век, упадок и воскресение искусства» (он же). Первая постановка — опера "Либуше" (Libuše) Бедржиха Сметаны. Постепенно помимо основной сцены в состав Национального театра вошли другие театральные площадки. Наиболее интересная из них - Сословный театр, один из старейших в центральной Европе (год постройки - 1783), чья история тесно связана с Моцартом. Именно здесь в 1787 году состоялась премьера его знаменитой оперы «Дон Жуан». К Национальному театру также относятся небольшой театр «Коловрат», Новая сцена и, с недавних пор, Государственная Опера. К столетию Национального театра в 1983 году открылось выстроенное здание Новой сцены, в котором проходят спектакли театра «Волшебный фонарь» (Laterna magica). Национальный театр - это лицо театральной жизни Чехии. Это символ чешской нации и неотъемлемая часть европейской культуры. Театр бережет культурное наследие страны, но и открывает дорогу для свежих экспериментов.
Со 2 по 5 ноября Московский Художественный театр покажет в Праге на сцене Чешского национального театра спектакли «Последняя жертва» и «Белая гвардия».
Расписание гастролей в Москве:
«Что случилось после того, как Нора ушла от мужа» Эльфриде Елинек,
режиссёр Михал Дочекал
26 и 27 октября, начало в 19.00 / Основная сцена МХТ
«В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета, режиссёр Михал Дочекал
28 и 29 октября, начало в 19.00 / Малая сцена МХТ
Основная сцена МХТ
26 и 27 октября (в 19.00)
Эльфриде Елинек
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК НОРА УШЛА ОТ МУЖА
Комедия с зонгами
Режиссер: Михал Дочекал
Сценография: Мартин Хохолушек
Художник по костюмам: Катержина Штефкова
Композитор: Милош Орсон Штедронь
Артисты: Катержина Винтерова (Нора), Игор Бареш (Хельмер), Владислав
Бенеш (Вейганг, консул), Яромира Милова (Госпожа Линде), Ян Качер (Некий
господин ), Ондржей Павелка (Крогстад),
Петр Мотлох (Лидер рабочих), Катержина
Петрова (Анне-Мария, няня и Работница), Эва Врбкова (Эва, работница), Алексей
Пышко (Министр), Лубош Веселы (Начальник особого отдела, впоследствии секретарь),
Гана Игонда Шевчикова (Секретарша/ работница).
Танец: Зузана Грзалова, Тереза Долежалова, Вера Масаржикова, Вероника Ржегачкова, Зузана Роушарова
Хор:Эва Велицка, Гелена Велицка, Анна Пршикрылова, Тереза Становска, Михаэла Райсова, Яна Йироушкова
Оркестр: Милош Орсон Штедронь, Ян Швамберг, Давид Голы
Продолжительность - 1 час 45 минут (без антракта)
Стиль Эльфриде Елинек, лауреата Нобелевской премии, достаточно вызывающ, она критикует общество даже жестче, чем Ибсен (отсылки к двум его произведениям - «Кукольному дому» и «Столпам общества» - содержатся в самом названии пьесы, которая полностью звучит как «Что случилось после того, как Нора ушла от мужа, или Столпы общества»). Это фантазия на тему: как могла бы продолжиться история Норы. По признанию самой Елинек, Нора для нее - крайне отрицательный персонаж: даже освободившись от замужества, она продолжала крутиться как белка в колесе, чтобы угодить мужчинам, абсолютно не понимая основ патриархального общества. Алгоритм ее действий можно сформулировать так: конкурентоспособен тот, кто умеет использовать других. Елинек помещает Нору в 1930-е годы, во время экономического кризиса и надвигающейся войны.
Малая сцена МХТ
28 и 29 октября (в 19.00)
Сэмюэль Беккет
В ОЖИДАНИИ ГОДО
Режиссер: Михал Дочекал
Художник-постановщик: Давид Марек
Художник по костюмам: Хана Фишерова
Композитор: Михал Новински
Актеры:Давид Матасек (Эстрагон), Давид Прахарж (Владимир), Ондржей Павелка (Поццо), Ян Качер (Лаки), Властимил Канька (Мальчик)
Стоит ли ждать вообще? И если стоит, то ждем ли мы в правильном месте?
Пьеса, написанная Беккетом, относится к театру абсурда и стала иконой современной драмы. Положение современных неудачников, которые сбились с пути где-то в пути, представляет собой яркую и понятную метафору.
Продолжительность - 2 часа 45 минут (с одним антрактом).