11 сентября в широкий прокат выходит картина режиссера Лассе Хальстрем «Пряности и страсти». Перед премьерой мы узнали интересные закадровые истории,как книга Ричарда Мораиса «Путь длиной в сто шагов» попала в руки к Стивену Спилбергу, почему на роль Мадам Малори утвердили актрису Хелен Миррен, а также, кого режиссер фильма Лассе Хальстрем привлекал для съемок в массовке.
В 2009 году продюсеру Джульет Блейк попалась на глаза книга Ричарда Мораиса, которая могла бы превратиться в великолепный сценарий для фильма. Спустя пять лет благодаря слаженному квартету режиссера Лассе Халльстрема, продюсеров Стивена Спилберга и Опры Уинфри, и актрисы Хелен Миррен фильм "Пряности и страсти" готов выйти на большие экраны.
«Один из моих друзей занимается издательским бизнесом в Нью-Йорке, – рассказывает Блейк. – Он всегда снабжает меня свежей литературой. Так я наткнулась на книгу «Путь длиной в сто шагов». Меня заинтриговало название, я невольно подумала: «О чем эта книга может быть?». Я прочла и влюбилась в нее».«Я выяснила, что Ричард живет в Филадельфии, – продолжает она, – так что я позвонила ему, договорилась о встрече, прыгнула в проезд и встретилась с ним на деловом обеде. Так все и началось».
Книга описывает историю индийской семьи, которая открывает закусочную с восточной кухней во французской глубинке. Беда в том, что напротив их заведения находится знаменитый на всю округу ресторан, удостоенный звезды в каталоге «Мишлен». «Плакучей ивой» руководит бескомпромиссная мадам Малори, которой, кажется, сам черт – не брат. Блейк инстинктивно чувствовала, что в этой истории есть все ингредиенты для аппетитного полнометражного пиршества.
Сюжет напомнил Блейк о её собственном детстве. Она родилась и выросла в северной Англии в еврейской семье, эмигрировавшей из Германии. «Понимаете, семья переезжает в далекую страну и потчует новых соседей изысками родной кухни – все это было частью моей ранней юности», – объясняет она.
«Дома мои родители изъяснялись на немецком языке, – продолжает Блейк. – Моя мама отлично готовила, но по-английски говорила с трудом. Её штрудели и жаркое были просто бесподобны. В книге описываются сцены, в которых готовятся великолепные блюда индийской кухни, прелесть которых французам просто не понять. Я же понимала этот конфликт культур на подсознательном уровне».
«Я была убеждена в том, что книгу можно превратить в сценарий грандиозного фильма, – утверждает продюсер. – Но вот чего я не знала до последнего времени – того, что Ричард Мораис написал книгу с расчетом на экранизацию. Он работал журналистом в лондонском издании «Форбс» и в Англии познакомился с продюсером Исмаилом Мерчантом. Именно Исмаил учил Ричарда готовить блюда индийской кухни. И именно после этих уроков Ричард написал свою книгу с тем, чтобы по ней был снят фильм».
Блейк долгое время работала в одной из руководящих должностей в National Geographic; ее продюсерское резюме состоит в основном из телевизионных проектов. Получив право на экранизацию книги, она поняла, что без помощи профессионального продюсера соответствующего профиля не сможет довести фильм до больших экранов.
Она несколько раз встречалась с представителями студий DreamWorks (учредителями которой выступают Стивен Спилберг, Джеффри Катценберг и Дэвид Геффен) и Harpo Productions (студии Опры Уинфри) и сочла, что именно таким именитым кинематографистам с богатым опытом можно доверить партнерство в работе над фильмом.
«Джульет принесла книгу, мы все прочитали её и влюбились в этот роман, как и она в свое время», – рассказывает Опра Уинфри, которая презентовала книгу «Путь длиной в сто шагов» в своем «Книжном клубе».
«Мне книгу дала почитать Стэйси Снайдер, и произведение мне очень понравилось, – добавляет Спилберг. – Я понимал, что грамотный автор может превратить эту книгу в удивительный сценарий. Кроме того, я разделял чувства Опры – для всех нас это был хороший шанс поработать вместе. Последний раз мы встречались в 1985 году на съемочной площадке фильма «Цветы лиловые полей». Так что фильм "Пряности и страсти" вновь собрал нас, как продюсеров».
Как и Блейк, Уинфри и Спилберга очень вдохновила история семейства, которое переезжает на новое место и пытается обустроиться. «Мне очень понравилась история о семье, членам которой приходится полностью изменить свою жизнь, – говорит Уинфри. – Им приходится полностью открыться самим и принять соседей такими, как они есть, чтобы добиться успеха. Для меня это кино о том, как люди учатся открывать свои сердца».
Семейство Кадамов, которым верховодит Папа (Ом Пури), бежало из Индии по религиозным соображениям. В родной стране они оставили любимый семейный ресторан, устремившись к новой, незнакомой и пугающей жизни в Европе. Кадамы осели в живописной городке Сент-Антонен-Нобль-Валь на юге Франции и довольно быстро открыли закусочную «Усадьба Мумбаи», предлагая посетителям лучшие блюда индийской кухни, которые готовил талантливый сын Папы Гассан (Маниш Дайал).
Единственное, чего Кадамы не могли предвидеть – настоящую кулинарную войну с мадам Малори (Хелен Миррен), владелицей ресторана «Плакучая ива», обладающего звездой «Мишлен». Француженка была в бешенстве оттого, что эти индийские иммигранты посмели открыть свое заведение всего в нескольких десятках метров от ее уважаемого ресторана. Поначалу мадам была воинственно настроена к любой кухне, кроме французской.
«Представьте себе, что в маленьком городке, где и так не особо большой простор для ресторанов, открывается новая закусочная, – говорит Хелен Миррен,– Это просто убийственно! Я думаю, любой ресторатор поймет и оправдает мою героиню. Индийцы нарушили ее частную собственность; варварскому вторжению подверглись элегантность, стиль, вкус и сама французская культура.И дело тут не в одной только кухне. Новый ресторан излишне красочен и декорирован, оттуда доносится слишком громкая музыка, освещение кажется слишком ярким. Всё это идет вразрез с искренними убеждениями мадам Малори».
«Столкновение культур превращается в настоящую войну, – говорит актриса. – Какие бы то ни было рамки перестают действовать. А, как вы знаете, кухня и кулинария подразумевают страсть. Повара и рестораторы очень трепетно относятся к тому, что они готовят и что едят, особенно во Франции».
Хладнокровная мадам Малори стремится всеми силами помешать захватчикам. Однако близкая дружба Гассана с шеф-поваром «Плакучей ивы» Маргаритой (Шарлотта Ле Бон) строит своеобразный мостик между двумя противоборствующими лагерями. Когда мадам узнает, что у индийского повара есть природный кулинарный талант, который превосходит ее собственный, оборона хозяйки французского ресторана начинает трещать по швам.
«Я чувствовал, что в этой истории кулинария может выступить как оружием, так и оливковой ветвью, – говорит Спилберг. – Было занятно наблюдать за тем, какую роль в истории приобретает кухня по мере развития сюжета. В начале фильма главные герои не имеют ни малейшего представления о культуре друг друга, но путем смешения кулинарных традиций все же находят взаимопонимание».
Вся закадровая команда, не сговариваясь, согласилась с тем, что Хальстрем стал идеальным выбором для этого фильма. Он давно и по праву пользуется славой режиссера, который умеет рассказывать очень трогательные истории об удивительно правдоподобных персонажах.
«Между моментом, когда Лассе утвердили в амплуа режиссера и началом съемок оставалось очень мало времени, и для него это было, конечно же, невероятно трудно, – говорит Спилберг. – Но я не жалею, что мы решили форсировать начало съемочного периода. Этому благоприятствовали многие другие факторы – доступность Опры, доступность Хелен Миррен, да и я сам оказался свободен».
«Лассе буквально нырнул в этот проект с невероятной страстью и пониманием всех культурных разногласий, – продолжает продюсер. – Кроме всего прочего, он отлично понимает важность деталей и нюансов человеческого проведения. В характерах персонажей фильма прослеживаются едва заметные, но очень важные оттиски таланта Хальстрема».
По словам Уинфри, которая посещала съемки во Франции, Хальстрем создал на площадке невероятно дружелюбную, творческую атмосферу. «Я была без ума от того, как он все устроил на съемочной площадке, – говорит она. – Разумеется, он все контролировал, но делал это в настолько трогательной и заботливой манере, что казалось, будто попал на семейный пикник. Все относились друг к другу с большим уважением».
«Он работал с двумя относительными новичками – Шарлоттой и Манишем, – объясняет Уинфри. – Это не были их первые роли, но их опыт не оценивался годами. Лассе без труда сделал их частью семьи».
Халльстрем сам был рад поработать над этим фильмом. «Меня всегда привлекали истории с интересными персонажами, – говорит он. – А еще больше мне по душе истории, в которых комедия сочетается с драмой».
«Меня не вдохновляют эксцентричные комедии, – уточняет режиссер. – Мне больше по сердцу комедии с эмоциональной начинкой, такие как «Шоколад» или «Гилберт Грейп», такие как "Пряности и страсти". В них драматические события приправлены юмористическими изюминками, мне это очень нравится».
Халльстрем напоминает, что связанные с иммиграцией дебаты регулярно попадают в европейские выпуски новостей, и считает, что представители разных культур вполне могут уживаться друг с другом.
«Фильм очень актуален, учитывая многочисленные коллизии в Европе, да и во всем мире, – убежден режиссер. – Получилась некая басня с вполне конкретным и реалистичным подтекстом. Нам всем представился шанс рассказать историю о группе людей, которых называют «понаехали», – семействе из Индии. Но мы рассказывали эту историю без насмешек и карикатур, акцентируя внимание лишь на различных культурах. Посмотрев фильм, зрители поймут, насколько одна культура отличается от другой, но при этом отметят, что у представителей различных культур намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд».
Ключевым моментом в кастинге стала Хелен Миррен, согласившаяся сыграть роль мадам Маллори. «Когда Стивен сказал, что планирует предложить роль Хелен, я в буквальном смысле слова ходила со скрещенными пальцами, ожидая ответа актрисы, – вспоминает Уинфри. – Когда Хелен дала свое согласие, я подумала: «Ура! Вот теперь это будет суперфильм!»»
Спилберг добавляет: «Я чувствовал, что эта роль создана для нее. Хелен – актриса от Бога, сыгравшая множество персонажей, и она очень редко играет одну и ту же героиню дважды. Я ни секунды не сомневался в том, что она виртуозно освоит французский акцент и сможет раскрыть все грани характера мадам Малори, включая теплоту и нежность, которые лежат глубоко под покровом ледяной невозмутимости».
Джульетт Блейк соглашается с коллегой: «Хелен была единственной актрисой, которую я видела в этой роли. Нам нужен был профессионал, способный сыграть и надменность, и уязвимость, и добросердечность. А я тогда даже не догадывалась, что Хелен в совершенстве владеет французским языком. А Ом отлично сыграл роль Папы. Он мне очень понравился в фильме «Восток есть восток», да и во многих других ролях. Ом одинаково гармонично смотрится и в комедии, и в драме. Кроме того, нам нужен был актер, который бы смог удерживать высоко задранную планку, работая в кадре с Хелен Миррен».
Съемки кулинарных сцен стали большим испытанием для Хальстрема, поскольку он уже несколько лет является вегетарианцем. Восхитительные блюда из мяса и рыбы, приготовленные профессиональными поварами, могли лишить самообладания кого угодно.
«Гассан предстает перед зрителем любопытным и непредвзятым молодым человеком, страстно любящим кулинарию, – рассказывает режиссер. – Он обожает экспериментировать, и ему очень хочется объединить индийскую и французскую кухни. Забегая вперед, скажу, что он добивается потрясающего успеха в этом деле».
«Кулинария – одна из страстей Гассана, как, в принципе, и моя, – признается Хальстрем. – Я уже два или три года являюсь вегетарианцем, и снимать всякие аппетитные блюда мне было очень непросто. Я мог смотреть на мясо или рыбу, но не мог себе позволить попробовать ни кусочка, так что в каком-то смысле эти сцены стали для меня пищевой порнографией».
Еда стала важным элементом повествования. «Кажется, потребовались годы, чтобы человечество начало, наконец, бороться с гамбургерами и хотдогами, – говорит Спилберг. – Люди ищут альтернативные способы пощекотать свое обоняние и вкус, которые позволят всецело насладиться культурой вкушения пищи, а не банальным потреблением».
«За последние 20 лет появился кулинарный стиль фьюжн и многие другие альтернативные направления в приготовлении пищи, – продолжает он. – В эфир выходят телевизионные шоу «Секреты на кухне» с Энтони Бурденом и «Адская кухня» с Гордоном Рэмси. Люди задаются вопросом, на что они готовы пойти, чтобы попробовать нечто такое, чего никогда прежде не пробовали. Приготовление и прием пищи становятся некой формой искусства».
Готовит ли он сам? «Лучше всего у меня получается мацебрай , – смеется Спилберг. – Я готовил его многие годы и для детей, и для внуков. Часто делаю его для съемочной группы, когда снимаю очередной фильм. Иногда, когда во время съемки выдается длительная пауза, я захожу в наш пищевой фургончик и по-быстрому стряпаю мацебрай».
Уинфри говорит, что некоторые сцены, вне всякого сомнения, разбудят в зрителях страсть к кулинарии. Ее саму очень впечатлила сцена, в которой мадам Малори решает испытать Маниша и предлагает ему приготовить омлет.
«Теперь я умею приготовить омлет так, что любой пальчики оближет, – смеется она. – Теперь-то я знаю, что повара тестируют профессиональные навыки друг друга именно омлетами. Никогда бы не подумала!»
Спилберг не посещал съемочную площадку, но отсматривал все материалы, которые присылали в Лос-Анджелес. «Кажется, я набрал пару килограмм за это время», – шутит он.
Хальстрем говорит, что для него было большой честью работать с кинематографистом, которого он сам называет «идолом»: «Для меня это была очень значимая часть увлекательного путешествия. Сбывалась моя мечта, когда я видел Стивена в монтажной и слышал его рекомендации и мысли относительно сценария. В монтажной он, конечно, появлялся не часто, но его комментарии относительно финального монтажа оказались очень ценными. Это – приятный бонус от работы с очень профессиональным продюсером».
Во время работы во Франции, местные жители очень радушно встречали съемочную группу. По словам Блейк, это было идиллическое время: «Там удивительные по красоте места, точь-в-точь такие же красивые, как на экране. И я рассчитываю вернуться туда, как только смогу. Я живу в Бруклине, и о подобных красотах мне остается только мечтать. Это было незабываемое путешествие».
«Лассе привлек к съемкам много местных жителей, – утверждает продюсер. – Если вы зайдете на рынок Сент-Антонен воскресным утром, увидите за прилавками тех же людей, которых видели в фильме. Лассе ничего не менял, ну разве только что-то добавил».
Миррен добавляет: «Мне захотелось сняться в этом фильме, потому что я люблю Францию. Одна мысль о том, чтобы стать на время, на пару-тройку месяцев, частью Франции, была для меня божьей благодатью».
«Путешествие получилось действительно волшебным, – резюмирует Хальстрем. – Это было одно из моих лучших приключений в жизни, а может быть и самое лучшее. Я влюбился в великолепных актеров, работавших на площадке; мы были, как одна большая дружная семья. Я уже переживал подобные эмоции ранее, скажем, на съемках фильма «Шоколад» во Франции. Но этот раз, мне кажется, побил по эмоциональности все предыдущие рекорды».