«Кино про Алексеева»
29.09.2014 17:57
Просто Мария

В кинотеатрах с 9 октября

«Кино про Алексеева»

Россия, 2014 год, 95 минут

От режиссёра нашумевшего фильма «Рассказы»

Автор сценария и режиссер: Михаил Сегал

В ролях: Александр Збруев, Алексей Капитонов, Татьяна Майст, Ксения Радченко, Денис Фомин, Светлана Первушина, Анастасия Попкова, Андрей Макаревич, Владимир Мишуков, Дмитрий Гудочкин, Иван Звягинцев, Константин Юшкевич, Любовь Новикова.

Оператор-постановщик: Эдуард Мошкович

Музыка: Михаил Сегал

Художники: Василий Распопов, Леонид Кипнис

Костюмы: Анна Чистова.

Монтаж: Михаил Сегал

Продюсеры: Наталья Мокрицкая, Мила Розанова

Фильм-путешествие по удивительной жизни Алексеева. Он пил чай с Тарковским, попал в КГБ из-за Гагарина, конкурировал с Калашниковым и Высоцким. Однажды он узнаёт о себе нечто большее, чем знал и мог предполагать: о своём таланте, о следе, который оставил в судьбах других людей. Жизнь можно прожить заново, если тебя кто-то любит.

Фестивали и награды (на сентябрь 2014):

Основной конкурс ОРКФ «Кинотавр»

Фильм открытия МКФ «Зеркало» им. А. Тарковского в Плёсе

МКФ «Voices» в Вологде

МКФ в Одессе, гала-премьера

МКФ «Лiстапад» в Минске (конкурс),

«Меридианы Тихого» во Владивостоке,

приз за главную мужскую роль Александру Збруеву на фестивалях «Созвездие» и «Московская премьера».

Страница фильма на Facebook: https://www.facebook.com/kinoproalexeeva

Страница фильма в «Вконтакте»: http://vk.com/utopiapictures

 

«Идея фильма пришла в голову летом 2013-го и, конечно, первой мыслью было: спокойно писать сценарий, искать финансирование, готовиться и снимать на следующий год. Но желание творить прямо сейчас, пока эмоции свежи, оказалось сильнее - рассказывает Михаил Сегал. - Помогла нестандартная, оригинальная организация работы. Практически сразу продюсер Наталья Мокрицкая заинтересовалась проектом и героически решилась начать работу без окончательного сценария: по поэпизодному плану. И вот, пока дописывались диалоги, уже набиралась группа, искались места съёмок, проводился кастинг. Это позволило выиграть месяц-полтора и запланировать начало съёмок на начало осени в надежде на хорошую погоду”.

“Вообще, то что появился интересный художник, российские кинематографисты поняли после премьеры «Franz+Polina» -говорит продюсер фильма Наталья Мокрицкая. - После второй картины «Рассказы»  Миша утвердил свое имя в пятерке лучших кинорежиссеров России. И, конечно, мне, как продюсеру, идущему в своих предпочтениях от слова, от текста, были близки его литературный дар, чувство юмора, высокий профессионализм.  Сегал обратился ко мне со сценарием  своего нового фильма в начале августа 2013 года. Нужно было быстро принимать решение о начале производства, иначе мы теряли целый киносезон. Не скажу, что решение о запуске мне далось легко, но поддержка сначала моральная, а затем и финансовая Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Министерства культуры РФ позволило снять фильм «Кино про Алексеева» на высочайшем художественном уровне. Не секрет, что ретро картины очень дороги в производстве, а нам надо было показать не одну, а целых три эпохи: 60, 70 и 80-е». 

“Кастинг складывался поначалу драматически, - вспоминает Михаил Сегал, - актёр, которого я “держал в голове”, работая над сценарием, сниматься не захотел, мне пришлось искать другого. Это сложно и само по себе, и потому ещё, что тяжело менять представление об образе героя, когда все ситуации, диалоги, эмоции создавались с учётом конкретного человека. Да и в принципе, актёров-звёзд поколения “шестидесятников” сейчас уже не так много, единицы. Тем не менее, возникла идея предложить главную роль Александру Збруеву, который, как никто другой ассоциируется с героем-идеалистических шестидесятых. Александр Викторович прочитал тоже ещё не до конца законченный сценарий и согласился. Это было большой удачей и накладывало ответственность: мастер не снимался около десяти лет, и очень не хотелось его подвести. Сценарий сценарием, но никогда неизвестно что получится на выходе».

«Я не снимался в кино почти 10 лет, - говорит Александр Збруев, - читал много сценариев, которые поражали меня своим негативом. Потом я посмотрел две картины Михаила Сегала – «Franz+Polina» и «Рассказы». И понял, что этот режиссер знает, что хочет сказать. А затем мы встретились и он подарил мне свою книгу «Молодость». Я прочитал ее и понял, что он довольно серьезный человек, который живет тем, что делает. И у меня появилось какое-то ощущение значимости этого фильма и необходимости стать его частью. Для меня Алексеев – это некий собирательный образ. Играя эту роль, я вспомнил Мишу Кононова и других актеров, сделавших в свое время очень значимые работы, но совершенно забытых сегодня - то ли в силу их характеров, то ли в силу обстоятельств, но наступил момент, когда их вычеркнули из жизни. А нужно было, чтобы кто-то протянул руку и сказал: «Ты есть, ты нам нужен, ты что-то сделал, ты молодец, ты не зря прожил жизнь».

Михаил Сегал: «…главное произошло: Збруев был “наш”, и вставал вопрос о поиске актёра на роль Алексеева в молодости или, как мы стали теперь именовать эту позицию, на “молодого Збруева”. Это было ещё сложнее, так как возникала вечная дилемма: искать внешне похожего или “просто талантливого”. В результате был утверждён Алексей Капитонов, 27-летний очень обаятельный, интересный актёр. Мне был нужен человек именно этого возраста, так как ему предстояло ИГРАТЬ Алексеева в диапазоне 1961-го – 1980 годов. То есть, практически, от 20 до 40 лет. Нужен был актёр «посередине» этих возрастов, чтобы можно было создавать и более молодой, и более зрелый образы.

С главной героиней всё получилось наоборот. Сначала на роль Лиды Архиповой в студенческие годы (эпизод, относящийся к 1980 г.) была утверждена Ксения Радченко (роль писалась специально для неё), а уже потом так же “под неё” искались другие актрисы. Архипову-девочку сыграла Даша Гуцул, а Архипову в наши дни – потрясающая Татьяна Майст.

Съёмки начались 4 октября в Калуге. Именно там были найдены прекрасные пейзажи для сцен большого песенного фестиваля 1980-года. Молодому Алексею Капитонову пришлось нелегко: сразу пришлось ИГРАТЬ сороколетнего героя, находящегося на пике своего пути, размышлений, отчаяния. Актёр показал себя с самой лучшей стороны, переключаясь от смены к смене со зрелого Алексеева на бесшабашного юнца и обратно. Иногда не верилось, что это один человек. И даже позднее зрители и критики спрашивали: “А кто у вас был третий актёр?” Никто. Все Алексеевы из прошлого – это Алексей Капитонов.

«Было очень просто и интересно работать над этой ролью! Просто - не потому что легко, а потому что собралась профессиальная группа, - вспоминает Алексей Капитонов, - и, конечно, особенно приятно и волнительно играть одну роль с таким замечательным актером, как Александр Викторович Збруев».

Михаил Сегал: «Чуть позже в Калуге к нам присоединился Александр Збруев. Здесь в деревнях мы снимали начало истории, одинокое существование всеми забытого Алексеева. А поскольку по сюжету действие происходит под Тулой, не обошлось без казусов. В сцене проезда маршрутки по шоссе декораторы изготовили и достаточно капитально установили знак въезда в город Тула. И, поскольку группа торопилась на следующий объект, его сразу не убрали. Это в результате чуть не вызвало транспортный коллапс и «междугородный» скандал. Водители, ехавшие в Калугу, сходили с ума и не понимали, как они оказались в Туле.

Далее съёмки проходили в Подмосковье и в Москве. Приходилось выискивать по крохам места, неизменившиеся за последние 50 лет. Художники Василий Распопов и Леонид Кипнис проделали большую работу по поиску старых улиц, заводов, квартир. Хотя что-то мы потом дорисовывали с помощью графики: деревянные дома, старые троллейбусы, фонари и прочее. Как в помещениях, реквизите, так и в костюмах приходилось решать непростую задачу: с одной стороны, нам нужны были настоящие предметы и костюмы того времени, а с другой – они должны были выглядеть идеально, ведь тогда они были новыми. Костюмерным департаментом руководила очень тонко чувствующая стиль Анна Чистова. И в добавок ко всему всё это происходило под контролем оператора-постановщика Эдуарда-Мошковича, с которым я снимал свой предыдущий фильм «Рассказы». Эдуард задумал снять каждое десятилетие, каждый возраст героя в определённой цветовой гамме и, конечно, решить такую задачу можно было только совместными усилиями. Иногда нужный цвет привносился в декорацию, иногда в костюм, иногда – в освещение.

Отдельную часть работы составляли музыкальные репетиции, ведь главный герой – автор песен. Збруева пришлось переучивать с семи на шестиструнную гитару. Несколько раз мы «тренировались» в Ленкоме в перерывах театральных репетиций Александра Викторовича. И затем дома с ним занималась дочь, актриса Татьяна Збруева. Алексей Капитонов, слава богу, закончил музыкальную школу по классу гитары, и с ним было проще. Но Андрея Макаревича, сыгравшего в фильме самого себя, пришлось (так было нужно для эпизода) просить играть по-простецки, любительски, и он, как настоящий профессионал, с этим справился блестяще.

Закончились съёмки уже в январе 2014-го самой сложной и самой символичной сценой: в 1965-м году Алексеев волей случая попадает на съёмочную площадку «Андрея Рублёва» Андрея Тарковского и даже общается с ним. Это был самый холодный день зимы, минус тридцать. Замерзали люди, кони, кинотехника. И наша, современная, и та, что была в кадре, взятая напрокат в музее Мосфильма. Тем не менее, всё получилось, а Дмитрий Гудочкин в роли Тарковского и Иван Звягинцев в роли Рублёва (Солоницына) были очень точны и искренни. Мы переговаривались потом:

- Жаль, что человек по фамилии Звягинцев сыграл Рублёва, а не Тарковского. «Звягинцев в роли Тарковского» звучало бы эффектно и по сути верно. Но, у нас, же не совсем комедия, так что, наверное, это ни к чему.

Довольно быстро фильм был смонтирован, и я записал на гитаре все музыкальные темы. Сначала это планировалось, как “демо”, чтобы потом профессиональные музыканты переиграли “хорошо”. Но они играли слишком хорошо, пропадала атмосфера “парней с гитарами” 60-х и 70-х. А моё “демо” музыканта-любителя, как раз, такую атмосферу создавало. Так что “не было бы счастья, да несчастье помогло”. В результате осталась музыка, сыгранная мной.

Что же касается песен Алексеева, я тоже написал их все, стилизуя под авторскую песню того времени. За исключением главной, финальной песни “Дезертир”, которую написали Игорь Гольцов (стихи) и Филипп Вейс (музыка). Кстати, именно их песня “Поцелуй или выстрели” звучит в последней новелле фильма “Рассказы” в исполнении Филиппа Вейса.

Продюсер Наталья Мокрицкая : «Искренние истории о любви всегда были востребованы зрителем, и я надеюсь на долгую жизнь нашего фильма. С Сегалом работать трудно, он бескомпромиссный и требовательный художник, но - очень интересно».

Добавить комментарий