13 ноября в российский прокат выходит фильм Ксавье Долана "Мамочка".Фильм получил Приз жюри на Каннском фестивале 2014 года и выдвинут на премию Оскар от Канады.
"Мамочка"
Канада, 2014, 16+
Режиссер:
Ксавье Долан (“Воображаемая любовь”, “И всё же Лоранс”, “Я убил свою маму”,
"Том на ферме")
В
ролях: Энни Дорвал, Антуан-Ольвье Пилон, Сюзан Клеманн
Яркая и взбалмошная вдова Диана забирает из
интерната сына-подростка и полна решимости начать новую жизнь. Со Стивом они бы
жили душа в душу, но вспышки гнева импульсивного сына то и дело подрывают
шаткое равновесие в семье. На подмогу приходит скромная заикающаяся соседка
Кайла, и в доме на время воцаряется идиллия, но как разрешится эта загадочная
близость?
Каждый
новый фильм Ксавье Долана – это изысканное зрелище, вызов и заново изобретенная
формула кино. «Мамочка» — пятый полнометражный фильм 25-летнего режиссера,
пылкое и щемящее признание в любви, полное лирики и иронии.
Получив
Приз жюри, «Мамочка» стала одним из главных событий Каннского кинофестиваля
2014. Впрочем, Канны и Венеция давно взяты без боя: все предыдущие фильмы
канадского вундеркинда также сопровождались триумфом и наградами.
Ксавье Долан о своем творчестве и создании фильма
«Во всех своих фильмах я много говорил о любви. Я говорил о подростковом возрасте, самоизоляции, транссексуализме. О Джексоне Поллоке и о 90-х, о бойкотировании со стороны общества и гомофобии. О пансионатах и том смысле слова «особенный», о дойке коров, о кристаллизации любви Стендаля и о стокгольмском синдроме. Я использовал канадский слэнг, я ругался как сапожник, иногда говорил по-английски, и частенько нёс полную чушь.
Короче, я думаю, когда пытаешься «говорить» о чем-то, почти неизбежно городишь какую-то ерунду. Вот почему я всегда выбирал темы, которые более-менее близки мне; темы, которые кажутся знакомыми, как, например, пригород города, где я вырос, или ощущение, что я не такой, как все. Я знаю, что такое удушающий страх перед другими людьми (страх, который присутствует до сих пор). Ложь самому себе, когда скрываешь правду от других, или тщетная любовь, которую упрямо даришь тем, кто просто-напросто тратит твое время. В общем, все те вещи, в которых я разбираюсь достаточно, чтобы поведать об этом миру.
Но один предмет, который я знаю лучше других, который служит неизменным источником вдохновения и который я люблю больше, чем что либо – это моя мать. Когда я говорю «моя мать», я имею в виду широкий смысл этого слова, роль, которую играет ее фигура в моей жизни. Потому что я всегда возвращаюсь к ней. Я всегда хочу видеть, как она одерживает победы одну за другой, которой я хочу создавать проблемы, чтобы она легко и элегантно их решила. Сквозь ее призму я изучаю себя. Я хочу, чтобы она кричала, когда мы молчим. Я хочу, чтобы она была права, когда мы ошибаемся. Что бы ни случилось, за ней всегда будет последнее слово.
В то время, когда я снимал «Я убил свою маму», я думаю, я хотел ее наказать. Прошло пять лет, и теперь в «Мамочке» я хочу за нее отомстить. Не задавайте вопросов».
Ксавье Долан о работе с актерами фильма
«Я всегда хотел, чтобы центральное место занимали актеры, и этот фильм не стал исключением. Они меня гипнотизируют, моя конечная цель – изучить во всех подробностях и со всех сторон актерское мастерство. Ведь без актерской игры всё рухнет. Что касается актерского состава, в этот раз я стремился к менее эксцентричному, чем в «И всё же Лоранс», и менее рассудочному, чем в «Воображаемой любви». Персонажи «Мамочки» не играют, они не умеют выражать свои эмоции так же свободно, как персонажи моих предыдущих фильмов. Они не ломают комедию. Но они неистовые, яркие личности, выражающие себя в соответствии с их окружением и ситуацией.
Для меня вновь работать с Энни Дорвал и Сюзанн Клеман не означало возвращаться к привычным формам, а пробовать новые. Это один из самых увлекательных вызовов в кино – сделать актеров «неузнаваемыми». Что касается Антуана, то, конечно, он был сюрпризом. Любой режиссер может гордиться тем, что он либо открывает новый талант, либо же раскрывает новые грани уже признанного. Мне нравится работать с именитыми артистами, включать их в великую игру, вызывая у зрителей сильные эмоции.
В кино теряется смысл понятия «персонажей». Мы отнимаем у них прозвища, их истории, их стиль, их манеру говорить, их прошлое, их причуды и маленькие грешки. Актеров помещают в рамки архетипов, хорошо продаваемых ролей, делают их частью прибыльной системы. Но в жизни существует много интересных личностей, и актеры, которые вызывают мое восхищение и желание с ними работать, умеют привнести в игру свой личный жизненный опыт. Как по мне, именно это отличает великих актеров – они создают персонажей, а не шоу».
Ксавье Долан: «Мамочка» против «Я убил свою маму»
«Кажется, можно провести некоторые параллели между моим первым фильмом и «Мамочкой». Но это только на первый взгляд. От режиссуры до манеры игры и визуальных эффектов, эти два фильма как две разные планеты. В первом фокус на видение подростка; во втором анализируются материнские тяготы. «Я убил свою маму» - это подростковый кризис. «Мамочка» - экзистенциальный. Я не вижу причин снимать дважды один и тот же фильм. Но я с удовольствием вновь и вновь возвращаюсь к теме отношений мать-сын, всегда присутствующей в моих фильмах. Меня будоражит возможность открывать новые горизонты не только в рамках собственной фильмографии, но и в рамках семейного жанра в принципе, который предстаёт для меня настоящим диалогом со зрителем. Мать – это то, откуда мы, а ребенок – это то, что мы есть сейчас, и чем мы станем. Эти фрейдистские мотивы всегда будут частью нас».
Ксавье Долан о музыке в фильме
«Музыка в фильме незаметно взаимодействует с каждым из зрителей, создавая свою собственную историю. Dido, Sarah Ann McLachlan, Andrea Bocelli, Celine Dion или Oasis – о, с этими именами связано прошлое любого синефила; например, когда в 1995 году играла Wonderwall, один только недавно расстался со своей любовью, другой проводил одинокий вечер в баре, третий – в свадебном путешествии в Доминиканской республике, или возвращался с похорон друга. Эти воспоминания могут воскреснуть в памяти, и тогда фильм становится чем-то большим, чем предполагалось изначально, сплачивает зрителей, незнакомых друг с другом, сидящих в темном зале. Кроме того, идея создать саундтрек фильма из песен с кассеты, записанной мужем Дианы перед смертью, а не из моего собственного плейлиста, была для меня новой мыслью. Я вспоминаю слова Полин Кэл о фильмах Скорсезе, что у него музыка не накладывается НА видеоряд, а играет в фильме: по радио, по телевидению, в кафе. Такой «вкадровый» подход позволяет погрузить зрителей в настоящую, неприкрытую реальность персонажей, заставить забыть о замысле режиссера. Мне нравится этот эффект».
Ксавье Долан о формате фильма 1:1
«Сняв клип Indochine в прошлом году, я понял, что такой формат позволяет передать исключительные по своей искренности эмоции. Квадрат кажется мне идеальной формой для «портретной» съемки. Абсолютная естественность, никаких отвлекающих деталей: герой в центре нашего внимания, взгляд не может его пропустить.
Это также формат обложек для CD-дисков, этих квадратных картинок, оставивших след в нашем воображении. Die & Steve Mix 4ever был лейтмотивом для нас. Также большое влияние оказал Андре Тюрпен, мой кинооператор, мечтавший всю свою жизнь снять в таком формате, но не решавшийся это сделать (еще он режиссер, снявший в том числе отличный фильм, Zigrail, черно-белый роад-муви о брутальном Джоне Зорне на Ближнем Востоке!) Уже целый год он меня достает своим нытьем, что он снял абсолютно весь фильм таким образом, я же понял вот что: Андре Тюрпен любит широкоформатное кино, а я ни о чем не жалею».