Рост числа сторонников праворадикальных неонацистских группировок в странах Восточной Европы неизбежно ведет к росту градуса нетерпимости и агрессии по отношению к представителям других этносов и национально-культурных групп. Об этом в ходе Заседания по реализации мер по вопросам человеческого измерения (HDIM 2014) Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в Варшаве заявил президент Фонда развития институтов гражданского общества “Народная дипломатия” Алексей Кочетков.
По словам эксперта, особенную тревогу вызывает то, что современные неонацисты не только получают все большую поддержку в молодежной среде, но и находят сторонников и покровителей во властных структурах некоторых стран.
“Мы видим, что с каждым годом неонацисты собирают все больше сторонников на свои шествия в крупных городах, демонстрируя тем самым бесспорную тенденцию роста своих рядов. Все мы были свидетелями их шествий в Москве, Варшаве, Киеве и Будапеште. Если несколько лет назад неонацисты представляли из себя малочисленные и малоизвестные маргинальные группы, то сегодня они с легкостью выводят на улицы десятки тысяч своих сторонников, а в некоторых странах они уже формируют собственные парламентские группы, входят в правительства и становятся частью государственных правоохранительных органов”, - заявил Алексей Кочетков.
В России при попустительстве демократической общественности и правозащитных организаций в объединенную оппозицию входят представители радикальных националистов. По его мнению, это вызвано тем, что оппозиционные силы, декларирующие приверженность западным демократическим ценностям, не имея достаточного количества решительно настроенных сторонников, пытаются идти на сотрудничество с радикалами, которые не имеют ничего общего с гуманистическими идеалами, но зато достаточно агрессивны и организованы, и тоже находятся в оппозиции по отношению к власти.
“Получая возможность действовать как бы в рамках широкого оппозиционного альянса неонацисты получают возможность расширять свою деятельность и находить все новые источники финансирования. Так , в Российской Федерации такие неонацистские сетевые структуры, как WotanUgend, насчитывают по некоторым данным уже свыше сорока тысяч сторонников и число их с каждым годом растет”, - отмечает эксперт.
Он обращает внимание на то, что российские нацисты тесно сотрудничают со своими единомышленниками в других странах, в частности на Украине, где они вместе с нацистами из стран Европы в составе батальонов “Азов”, “Айдар” и некоторых других участвуют в операциях на Юго-Востоке Украины на стороне киевских властей.
“Сегодня можно говорить о появлении и на постсоветском пространстве международных неонацистских структур, которые занимаются координацией деятельности праворадикальных экстремистских организаций”, - заключает эксперт.
По его словам, современное общество все больше теряет иммунитет в отношении радикального национализма и шовинизма. Здесь уместно вспомнить и многотысячные Русские Марши в Москве, и Марш Неподлеглости в Варшаве в 2012 году, собравший свыше 18 тысяч праворадикалов, и Марш памяти Степана Бандеры в Киеве в январе этого года, на котором одним из основных был лозунг «Москалей на ножи».
“Я не говорю уже о преобладании радикальных и националистических лозунгов на Майдане Незалежности в Киеве, протесты на котором изначально не имели ничего общего с национализмом и начинались с требований скорейшей интеграции Украины в Европу, - сказал Алексей Кочетков. - Ответственность за невиданный рост агрессивного национализма и шовинизма лежит на тех современных европейских политиках, которые, декларируя незыблемость демократических прав и свобод на словах, на деле идут на сговор и всячески способствую усилению тех сил, для которых понятия “свобода слова” или “права человека” не только пустые, но и вредные слова”.
“Невозможно воплотить в жизнь светлые идеалы, опираясь на темные силы ненависти и реакции. История 20-го века тому подтверждение. Пока есть возможность, пока не поздно, всем сторонам разворачивающегося на наших глазах конфликта необходимо перейти от бездумного цитирования базовых принципов свободы к их осмыслению”, - заключил Алексей Кочетков.