С 4 декабря 2014
Джон Уик
John Wick (16+)
Боевик, триллер, США, 2014
Режиссёр: Дэвид Лейтч и Чад Стахелски (вторые режиссеры на картинах: «После нашей эры», «Голодные игры», «Шерлок Шолмс»)
Сценарий: Дерек Кольстад
Продюсер: Бэзил Иваник, Дэвид Лейтч, Ева Лангория и Майкл Уитерилл.
Исполнительные продюсеры: Питер Лоусон, Майк Аптон, Джозеф Винсенти, Эрика Ли, Кевин Фрэйкс, Радж Брингер Сингх, Тара Моросс, Даррен Блюменталь, Джаред Д. Андервуд, Эндрю С. Робинсон и Сэм Айд.
Продолжительность: 101 мин
В ролях: Киану Ривз (трилогия «Матрицы», «Скорость»), Эдрианн Палики(«G.I. Joe: Бросок кобры 2», «Неуловимые»), Уиллем Дефо («Самый опасный человек», «Отель «Гранд Будапешт»), Бриджет Мойнэхэн(«Голубая кровь», «Бар «Гадкий койот»), Джейсон Айзекс, Элфи Оуэн-Аллен («Игры престолов», «Пластик») , Бриджет Риган, Лэнс Реддик(«Гость», «Грань»), Кевин Нэш, Дин Уинтерс(«Спаси меня», «Студия 30»), Михаэль Нюквист («Миссия невыполнима: протокол Фантом», «Девушка с татуировкой дракона»), Тоби Леонард Мур («Криминальная Австралия»), Иан МакШейн («Пираты Карибского моря: на странных берегах», «Дэдвуд»), Джон Легуизамо («Ледниковый период», «Мулен Руж», «Ромео + Джульетта»)
Дата премьеры: 4 декабря 2014
Отставному киллеру перешел дорогу суровый русский мафиози. И теперь бывший наемник вынужден вспомнить прошлое и отомстить своим обидчикам, расправляясь с ними с присущей ему жестокостью, некогда прославившей его и сделавшей легендой преступного мира. История Джона Уика – это стиль, особый шарм мести и искупления на фоне мистического, невероятного Нью-Йорка, где балом правит победитель World Stunt Awards Киану Ривз.
После внезапной смерти своей жены, у Джона Уика (Ривз) остается лишь одно напоминание о ней – щенок Дэйзи, последний подарок супруги, оставленный как наставление и просьба никогда не забывать, что значит любить. В траурную жизнь Джона неожиданно врывается садистских наклонностей уголовник Йозеф Тарасов (Алфи Аллен), которому приглянулось авто Уика – Boss Mustang 1969 года. В ответ на решительный отказ Джона продать автомобиль, Йозеф и сотоварищи под покровом ночи врываются в дом Уика, избивают его до бессознательного состояния и угоняют машину, оставляя после себя остывающий труп Дэйзи. Не ведая, что творят, своим нападением горе-разбойники пробудили к жизни одного из самых кровожадных наемных убийц, каких только знал мир преступности.
Поиск украденного Мустанга приводит Джона в особый, таинственный подпольный мир Нью-Йорка, куда никогда не ступала нога туриста, в мистическое, скрытое от постороннего глаза криминальное сообщество, в котором Уик когда-то слыл самым опасным парнем. Джон выясняет, что тот, кому так понравилась его машина - единственный сын высокопоставленного русского мафиози Вигго Тарасова (Михаэль Нюквист), с которым в свое время он имел дело. Объект мести найден. Будучи в курсе последних событий, а главное – зная, кто пришел по душу его сына, Вигго назначает беспрецедентно высокую цену за голову Джона Уика.
Преследуемый армией самых опытных головорезов преступного мира, Джон снова становится безжалостной машиной смерти, когда-то наводящей ужас на весь преступный мир. Впереди – решающая битва с Вигго и его преданными солдатами, которая может положить конец всем, включая Уика.
О производстве картины
Когда продюсер Бэзил Иваник из Thunder Road Pictures впервые прочел сценарий Дерека Кольстада, его сразу же зацепил главный герой истории – сложный и противоречивый, обыкновенный на вид человек, хранящий свою темную тайну. «Стилистически сценарий можно назвать дерзким, даже хулиганским, - говорит Иваник. – В нем все предельно достоверно: и само действие, и поведения его участников. Мне сразу стало ясно, что потенциально из этого может получиться отменный боевик. «Джон Уик» - история о мужчине, который только что похоронил свою жену, как тут же кто-то вторгается в его жизнь, взламывает дом, убивает его собаку и уезжает на его машине. Обстоятельства максимально приближенны к реальной жизни, такое может случиться с каждым, серьезная заявка на развязывание войны, которую интересно заснять и посмотреть. В моем понимании, действительно крутой боевик – это когда простой и доступный каждому, как у нас, повод, объединен с чем-то запредельным, фантастическим по духу и стилю, что мы, собственно, и проделали с нашим фильмом».
Кольстад черпал вдохновение в своих любимых классических нуар-картинах. «В детстве я пересмотрел огромное количество фильмов, - объясняет он. – Любимыми были те, где присутствовал мотив мести. И мне всегда импонировали антигерои. Мне хотелось понять, что случится с самым «нехорошим» человеком на земле, когда ему будет ниспослано спасение. Способен ли он принять этот дар? И что будет, если он упустит этот шанс и дар уплывет из рук? Раскроются ли тогда врата ада?»
Так начинается фантастическая история Джона Уика, единственного человека когда-либо сумевшего выйти живым из мрачного мира профессиональных убийц, выйти из тени к свету только ради того, чтобы опять провалится во мрак под злобный хохот судьбы. «Джон из тех, кто просчитывает любую сложившуюся ситуацию, как шахматную партию, и играет он белыми, - объясняет Кольстад. – В преступном мире он – легенда. Он долго отсутствовал. Молодое поколение знает его имя, но верит далеко не всем историям о нем».
Учитывая внушительную выслугу лет в качестве киллера, создатели картины поначалу представляли в этой роли актера более солидного возраста. «Однако вместо того, чтобы искать соответствующего по возрасту пенсионера, мы решили обратиться к пенсионеру по трудовому стажу в кино, - говорит Иваник. – Киану Ривз – тот профессионал, с которым мне всегда хотелось поработать».Безупречный актерский послужной список, включающий авангардистскую трилогию «Матрицы», две части блокбастера «Скорость» и бесшабашное приключение «На гребне волны», возвел его в ранг культового актера мирового кино. Однако последние пять лет Ривз посвящал большую часть времени своему режиссерскому дебюту - картине «Мастер тай-цзи».
«Таким образом, зрители уже давно не видели его на экране, - отмечает Иваник. – Мы думаем, нам удалось преподнести его в новом, необычном свете. Полагаю, зрители поверят, что герой выпал из жизни на какое-то время, поскольку и сам Киану, в определенной степени, последнее время не всходил на звездный кино-небосклон». Присоединившись к проекту «Джона Уика», Ривз начал плотно работать с авторами, чтобы усовершенствовать историю. «Бэзил и Питер Лоусон из Thunder Road предложили мне стать важной частью всего этого предприятия, - говорит актер. - Мы были солидарны в том, что у проекта есть потенциал. Мне пришлась по душе моя роль, но вместе с тем, хотелось большего, хотелось влиять на весь творческий процесс, на ситуацию в целом, чтобы наша история ожила на экране».
Кольстад признается, что в процессе работы Ривз никогда не ведет себя как «звезда». «Что мне действительно понравилось в Киану, так это его непринужденность, он абсолютно нормальный парень, - говорит он. – Он невероятно способный и трудолюбивый. На создание образа каждого отдельного персонажа картины мы потратили столько же времени, сколько и на создания героя Ривза. Он понимает, что сила сюжетной линии может заключаться даже в самых, казалось бы, мелких деталях».
Для того чтобы фильм выделялся из общей жанровой массы, создатели решили пойти по пути усовершенствования боевых сцен. Ривз связался с одной из элитных голливудских студий кинотрюков –«87Eleven», соучредителями которой являются Чад Стахелски и Дэвид Лейтч. Ривз и Стахелски впервые встретились на съемках «Матрицы», где Стахелски был дублером Ривза в трюковых сценах. Вместе со своим старым другом Лейтчем, Чад успел поработать над созданием десятка высокобюджетных боевиков, на сегодняшний день они пребывают в статусе самых востребованных режиссеров-постановщиков трюков в Голливуде.
Привлеченный к постановке и съемке боевых сцен для «Джона Уика» Стахелски немало удивил продюсеров, когда спросил, может ли он поделиться своими режиссерскими идеями. После стольких лет на вершине профессии, он был готов к переходу на следующий уровень – дебютировать в качестве режиссера рука об руку со своим давним партнером Лейтчем. И когда сценарий оказался у него на столе, он понял, что пришло время брать инициативу в свои руки. «Перестрелки, поножовщина, автомобильные преследования, рукопашные схватки…, - рассказывает Стахелски. – Дэйв и я рассуждали о возможности создания грандиозной, снятой по последнему слову техники видеоэффектов, истории, разворачивающейся в полумифическом мире. Мы преподнесли Киану, Бэзилу и ребятами из Thunder Road концепцию «Джона Уика», как городской легенды, как триллер о наемном убийце, с энергетикой реальных человеческих переживаний в потустороннем мистическом мире».
Ривз был уверен, что дуэту не занимать способностей и воображения для создания таких умопомрачительных боевых сцен. «Идеи Чада по поводу материала, то, как он видит визуальное воплощение тех или иных сцен – это все было чрезвычайно свежо и оригинально, - говорит Ривз».
«Он и Дэйв с увлечением работали над созданием каждого отдельного персонажа. Они привнесли в проект идеи двойной жизни и скрытой, альтернативной реальности. С самого первого дня работы они стали буквально жить этим фильмом, отдавая ему все свои силы». Ривз был уверен, что Стахелски и Лейтч – идеальная режиссерская команда для «Джона Уика». «Чад и Дэйв – эксперты в этом жанре, - объясняет актер. – У них получалась жесткая, бескомпромиссная история, с элементами черного юмора, с невероятно оригинальными образами и сценографией. У них совершенно оригинальное, уникальное видение истории. Я был уверен, что из их сотрудничества выйдет нечто действительно интересное, захватывающее и яркое».
Иваник сразу же принял концепцию фильма, предложенную Стахелски и Лейтчем. «Их подход к съемочному процессу и творческий стиль максимально соответствовали тому, как мы изначально представляли себе наш фильм, - признается продюсер. – Буквально всё – начиная от цветовой палитры картины и заканчивая раскадровкой, соответствовало нашей задумке».
«Одним из преимуществ Стахелски как опытнейшего постановщика боевых сцен является возможность объяснить всё, что нужно, в кадре одними лишь движениями, - говорит Ривз. – Он всегда думает о движении, как об инструменте повествования. Он прекрасно знает, как наилучшим образом сценографировать и что поставить в кадр; у него впечатляющий опыт, как в съемочном процессе, так и в других стадиях кинопроизводства. Было предельно ясно, что именно он и Дэйв должны взять бразды режиссуры в свои руки».
Стахелски и Ривз сотрудничали уже больше десятка лет, однако этот проект сблизил их как никогда. «Киану настоящий трудоголик, - говорит режиссер. – Он один из самых трудолюбивых парней, с которым нам когда-либо приходилось иметь дело. Он мастер на все руки. Знает, как включить камеру и начать снимать, знает, как редактировать, пишет сценарии, придумывает роли, режиссирует и, само собой, прекрасно играет. Он всегда первым приходит на съемочную площадку, а уходит последним».
Краеугольный камень картины «Джон Уик» - это вопрос: способен ли человек действительно измениться? «Совершая ужасные поступки на протяжении большей части своей жизни, сможете ли вы в итоге стать на путь добродетели? – спрашивает Иваник. – За что вы можете быть прощены и в состоянии ли вы простить самого себя? Эти вопросы характеризуют личность Джона Уика, как ничто иное. Кто он: плохой человек, пытающийся исправиться, или хороший человек, сделавший много зла?» Если Джон Уик и сможет стать другим, ему все равно придется платить по счетам. «Джон Уик творил страшные вещи в своей жизни, - поясняет Иваник. – И он не может выйти из всего этого просто так, минуя расплату. Никто не может. Ни Джон, ни мафиозный босс, который надеется жить, как ни в чем не бывало. Пути этих двух персонажей вскоре пересекутся. И каждый будет должен заплатить свою цену, чтобы потом двигаться дальше».
Зрители, ожидающие увидеть стандартный боевик, будут удивлены, насколько они окажутся эмоционально вовлечены в фильм, и как сильно будут сопереживать Джону Уику, - говорит Иваник. – Киану всем сердцем прикипел к своей роли. Его энергетика возрастает по мере развития сюжета. Не во всех боевиках вы увидите такую историю искупления и страданий, которую пережил Джон. Вот почему я горжусь этим фильмом и думаю, что люди проникнутся им».
«Джон Уик не ищет компромиссов, - объясняет Стахелски. – Однако он не стереотипный маньяк-убийца, в беспамятстве кромсающий людей. Нам хотелось показать, подчеркиваю, человека, который изможден и угнетен потерями, идущими одна за другой. Киану питает собственными эмоциями всякую роль, за какую берется. И каждый раз выходят разные характеры. Вместе с Джоном он переживает целый спектр эмоций: депрессия, гнев, горе, надежда, и во всем этом, даже пребывая в кровавом неистовстве бойни, он всегда сохраняет человеческое лицо».
После длительного паузы в съемках в Голливудских проектах, Ривз возвращается в роли Джона Уика, отмеченной удивительной эмоциональной трансформацией актера, которую создатели фильм особенно подчеркнули внешностью его героя. «Мы сделали Киану длинные волосы, бороду, одели в костюм, - говорит Лейтч. – И перед нами предстал Киану не «Матрицы», но «Джона Уика». «Он чем-то похож на страшного злодея из сказок, - добавляет Лейтч. – Но то, как Киану изображает своего героя, не дает зрителю терять сочувствия к его судьбе, независимо от того, насколько он страшен и безжалостен». Еще до начала съемок Ривз знал и чувствовал характер своего героя, будто свой собственный. «Думаю, что Джон – хороший человек, - рассуждает актер. – Он не психопат. И он не убивает невинных людей. Все, кто в фильме погибают от его руки, сами пытаются его убить».
Емкий, лаконичный стиль Кольстада дал Ривзу, своего рода, ключ к разгадке сущности Джона. «Сценарий написан Дереком четко и точно, краткость - сестра таланта, - говорит Ривз. – Его история – это история судеб, исследование темной стороны всех нас, оказавшихся на перепутье. Это история противоречия лучшей жизни, о которой мы мечтаем, и настоящей, которую проживаем (или даже уже почти прожили) сейчас».
Суть индивидуальности Джона заключается в его стремлении изменить свою жизнь. «Когда Джон впервые появляется перед нами, мы видим парня, горько переживающего смерть своей жены, - объясняет Ривз. – Но потом оказывается, что он вел двойную жизнь: с одной стороны – счастливый семьянин, а с другой – наемный убийца. Он пытался похоронить свое прошлое, но без жены все эти попытки тщетны». Скорбя об утраченном счастье, Джон возвращается к истокам своей личности. В кабинете, где он до сего момента занимался реставрацией старых книг, Джон достает из-под полы свое позабытое давно сокровище, где ждет своего часа всевозможное оружие, золото, а также его легендарный «рабочий» костюм. «Он думал, что никогда и ни за что больше не прикоснется ко всему этому инструментарию. Но ведь все же он хранил его, не так ли?»
«Джону казалось, что ему хватит силы воли, но, как выяснилось, эту силу ему придавала жена Хелен, - продолжает Ривз. – Он думал также, что способен держать ситуацию под контролем, но единственная искра разожгла в нем пожар ненависти и злобы, и путь назад оказался отрезан. Мне всегда казалось, что эта история сравни истории мести из Ветхого Завета. Кто-то бесстыдно посягнул на то, что очень дорого Джону, и теперь он будет мстить, не в состоянии умерить свой пыл».
В процессе создания образа Вигго, бывшего подельника Джона, а ныне – заклятого врага, авторы картины решительно отказались от стереотипного русского бандита. После масштабных поисков они остановили свой выбор на Михаэле Нюквисте, звезде оригинальной шведской версии «Девушки с татуировкой дракона». «Мы провели кучу кастингов, прежде чем утвердить эту роль, - говорит Стахелски. – Михаэль поразил нас тем, что подошел к задаче неожиданным образом, создав странноватого, даже причудливого персонажа».
Единственная директива Нюквситу от режиссеров заключалась в том, что Вигго не считает себя главным злодеем фильма. «Мы искали актера, который бы стопроцентно попадал в образ отпетого негодяя, аккумулируя при этом сногсшибательную очаровательность, - говорит Иваник. – Он должен быть немного старше Киану, но все еще сохранять отменную физическую форму. Михаэль создал предельно человечного персонажа. В какую бы историю не ввязался его нерадивый сын, отец всегда защитит его». На деле Вигго – злобный социопат, который беспощадно устранял все препятствия на пути объединения враждующих криминальных кланов под единой эгидой его абсолютной власти. В начале фильма он стремится легализовать свой бизнес. «Ему хочется смыть, наконец, кровь и грязь со своих рук, - объясняет Лейтч. – Но его сына угораздило «нарваться» на Джона Уика. И теперь всем предстоит покаяться за содеянное». Уличный бандит из киевских трущоб, Вигго тяжелым трудом проложил себе путь к вершине преступного мира. Сейчас он на пути становления респектабельного человека. «Он жаждет цивилизованной жизни, - говорит Нюквист. – Но вокруг начинают твориться вещи, которые утягивают его на дно, к корням». Когда-то давно, Джон попросил Вигго дать ему возможность выйти из игры, чтобы спокойно жениться на Хелен. Вигго согласился дать Джону такую возможность при условии, если тот возьмется за невыполнимое задание. Но Джон выполнил его.
«Я нахожу взаимоотношения Джона Уика и Вигго достаточно любопытными, - говорит Нюквист. – Вигго всегда нравился Джон, поскольку тот был лучшим в своей профессии. Между ними что-то вроде любви и уважения, что-то, напоминающее отношения отца и сына. Но все это проходит в момент, когда Джон приходит за Йозефом». Авторы картины снабдили Вигго индивидуальным стилем рукопашного боя, в основе которого – брутальная российская версия самбо. «Тренироваться я начал еще по месту жительства, в Стокгольме, - рассказывает Нюквист. – По прибытии в Нью-Йорк я встретился с остальной трюковой группой и был поражен тем, как с помощью боя они работают над созданием образа персонажа».
«Джон Уик» буквально пестрит знакомыми лицами, в картине заняты одни из самых популярных актеров киноиндустрии. «Для нас было действительно очень важно окружить Киану добротными актерами, - говорит Иваник. – Большинство персонажей фильма задействованы в весьма эффектных сценах, но, все же - не все. Мы искали актеров, которые бы сыграли считаное число сцен, но сделали бы это незабываемо, аутентично, в соответствии с фантастическим криминальным миром, которому они принадлежат. Исходя из этого, мы заручились поддержкой актеров с удивительной фактурой, таких как Уиллем Дефо и Иан МакШейн. Также мы заполучили самых красивых женщин, в числе которых Эдрианн Палики и Бриджет Мойнэхэн».
Располагая подбором таких опытных профессионалов, можно быть уверенным, что каждый персонаж будет максимально достоверным и живым, даже если в кадре ему отведен минимальный запас времени. «Все они привнесли в свои роли такие черты, о которых мы даже никогда и не задумывались, - говори Лейтч. – Например, Уиллем Дефо, сыгравший Маркуса, бывшего коллегу по работе Джона, предложил, чтобы в одной из сцен он делал бы сок. Зачем? Он видел своего героя немногим старше, чем весь остальной киллерский цех, и для того, чтобы оставаться в строю, он должен сохранять свое здоровье в идеальном состоянии. Это одна из крошечных деталей, которая придает изюминку персонажу. Тольки великие актеры способны на такое, преподнести тебе на блюдечке гениальную идею».
Первый контакт Джона с его прошлым происходит во время похорон жены, где Маркус предостерегает Джона от возвращения к былой жизни. «Маркус, как отец, - объясняет Кольстад. – Но отец в том плане, что он король-лев, альфа-самец во главе прайда. Когда лев хочет подмять под себя прайд, он вырезает весь молодняк. Маркус именно такой парень. И теперь большой вопрос – сможет ли он наставить пистолет на Джона и спустить курок?»
Дефо был впечатлен лаконичностью сценария. «История выражена, главным образом, в движении, в действии, - поясняет он. – Это значило, что материал максимально соответствует навыкам Чада и Дэвида. Они работали над самыми крупными экшн-картинами, когда-либо выходившими на экран, и успели поучаствовать в самых невероятных трюковых сценах за последние 20 лет. У них столько энтузиазма, рвения и свежих идей, что просто невозможно не восхищаться ими. Я берусь только за те проекты, в которых есть изюминка, что делает их особенными, из ряда вон. С подобной командой, объединенной общей идеей создания героического боевика на фоне Нью-Йорка, мне еще никогда не приходилось встречаться, это новый опыт для меня».
Возможность работы вместе с Ривзом стала дополнительным стимулом для Дефо. «Мне всегда нравилось то, что делает Киану, - признается он. – И в боевиках он особенно очарователен, поскольку в контексте его характера, мягкого и скрытного, получаются интереснейшие образы. В момент чтения сценария я держал в голове Киану и думал, что был бы не прочь поддержать его проект, сыграв Маркуса.
Возможно, Маркуса можно назвать самым близким другом, какой когда-либо был у Джона. Однако в их мире это не имеет особого значения. «Маркус – киллер высочайшего класса, - объясняет Дефо. – Понятно, у него с Джоном своя история, и Маркус был вроде наставника. Их можно назвать друзьями. Но эта дружба родилась в «теневом» мире. Мире, который Джон покинул. Маркус оказывается рядом, когда жена Джона умирает, чтобы предостеречь его от возвращения обратно. Дефо также намекает, что пожилой человек может завидовать тому, что обрел Джон. «То, чем Маркус занимается по жизни, не очень-то его привлекает. Он кажется прагматичным фаталистом. Именно тем, кем и должен быть человек его профессии. Возможно, его карьера подходит к концу, и теперь он стоит на перепутье. Он прекрасно сознает, что в своей жизни наделал много зла, но, черт побери, это была всего лишь работа. Такой подход к проблеме делает ему и всем остальным персонажам честь, несмотря на то, в каком грязном мире они живут».
Серым кардиналом преступного мира является Уинстон (Иан МакШейн). Его резиденция расположена в отеле «Континенталь». «Уинстон – один из моих любимейших персонажей, - признается Кольстад. – Он немногословен, но каждая его фраза способна сдвинуть горы. Если Джон и Вигго – боги Нью-Йорка, то Уинстон - титан».
В мире, полном секретов и загадок, Уинстон – самый таинственный человек. «Нельзя точно сказать, на какой он стороне – на темной или светлой, сам он об этом даже не задумывается; он по ту сторону этих понятий, он порождение фантастического мира, - говорит Иваник. – В его первой сцене он скромно сидит вместе с Джоном Уиком за столиком в клубе. Их разговор предельно прям и даже груб. Однако Уинстон Иана МакШейна сохраняет здесь холодность и предупредительность.
МакШейн был заинтригован возможностью сыграть такого персонажа. «Уинстон – воплощение тайны и мистики», - говорит он. Фильм пришелся в пору увлечения Мак Шейна современным нуар-кинематографом, и «Джона Уика», по его мнению, можно ставить в пример жанра. «Картина изобилует невероятными трюками и боевыми сценами, - говорит актер. – Сценарий, постановка, визуализация – все на фантастическом уровне. Каждый персонаж играет важную роль, словно элемент пазла, который, в конце концов, соберется. Мы всегда надеемся, что за просмотром фильма зрители хотя бы хорошо проведут время, однако этот фильм идет дальше, он перенесет их в иную реальность, с иной системой ощущений и понятий».
Прожженный ньюйоркец Джон Легуизамо, сыгравший Аурелио, согласен с МакШейном. «Это такой красиво сработанный триллер – мрачный, основательный и завораживающий, - говорит он. – Определенного рода увлекательная книга. Мне пришелся по вкусу лаконичный стиль. Многие вещи лишь только подразумеваются и вы должны внимательно следить за происходящим. И все это упаковано в форму гангстерского боевика. Такое кино мне было бы интересно смотреть».
Герой Легуизамо – владелец элитной мастерской по демонтажу краденых автомобилей. «Когда сын русского мафиози появляется за рулем машины Джона Уика, я сразу понимаю – беда на пороге, - говорит он. – У меня будут проблемы или с русскими, или с Джоном Уиком. Так или иначе, мне не поздоровится».
Визуальный стиль картины дает возможность актерам, у которых совсем небольшие роли, сыграть ярко и произвести впечатление. Джон говорит, что фильм для него начался с костюмерной. «Надо мной очень ловко поработали, что в итоге сильно разнообразило мою роль. В процессе съемок я внезапно ощутил в себе неимоверную дерзость, как будто это не я, а кто-то другой. В работе над ролью помогает каждая деталь».
После того, как становится известно о стычке между Уиком и сыном Вигго, Вигго-отец устанавливает поразительно щедрую цену за голову Уика, привлекая тем самым внимание всех остальных топ-киллеров, включая мисс Перкинс, самую роковую из женщин. Данная роль изначально была написана для мужчины, но в последний момент совместным решением режиссера и продюсера концепция изменилась. «Нам просто хотелось задействовать в картине больше женских ролей, - объясняет Лейтч. – Кроме того, мы также хотели создать аутентичный женский образ, чтобы все поверили – женщина способна прийти в этот бизнес и составить серьезную конкуренцию самому Джону Уику».
На эту роль авторы выбрали Эдрианн Палики. Рост 180 см и послужной список, включающий «G.I. Joe: Бросок кобры 2». Палики – это сплав силы и красоты. С ней будут считаться. «Эдрианн молода, высока, стройна, сексуальна и опасна, - говорит Иваник. – В какой-то момент нам стало понятно, что в фильме слишком много мужиков. Мы нуждались в «горячих» женщинах. Эдрианн стала для нас откровением. Мы и понятия не имели, что она окажется в такой потрясающей спортивной и боевой форме. Она знала основные приемы, что позволило ей и Киану на равных вести интенсивную работу над сценами картины.
«Мисс Перкинс, возможно, самый главный нарушитель спокойствия в фильме, именно в таком ключе мне и следовало играть свою роль, - рассказывает Палики. – Она – наемный убийца, а на Джона Уика поступил выгодный заказ. Они знают друг друга, возможно даже когда-то работали вместе, но мисс Перкинс, прежде всего, профессионал и без зазрения совести выполнит заказ. Так работает ее внутренняя установка. Она сделает то, что должна».
Основными моментами для актрисы были работа с Ривзом и самостоятельная постановка трюков. «Я просто вся затрепетала, когда узнала, что Киану собирается сыграть главную роль, - говорит Палики. – Вероятно, под него и писался сценарий. А я люблю делать трюки. Чад хотел быть уверенным, что я смогу предоставить свой материал, который бы задействовали в продолжительных боевых сценах с участием меня и Киану. И я принялась за работу. Потянулись месяцы упорных тренировок, где мне необходимо было освоить джиу-джитсу, стиль борьбы, который мисс Перкинс использует, чтобы накостылять Уику. Было очень больно, но труд всегда окупается результатом». Актриса надеется, что зрители будут увлеченно, с наслаждением наблюдать за происходящим на экране. «Скучать не придется. Всем станет интересно, что же будет происходить дальше. Главное, мне бы хотелось, чтобы они поддерживали Джона Уика, как это делала я, когда читала сценарий».
Бриджет Мойнэхэн, сыгравшая Хелен, супругу Джона, смогла создать удивительный образ любящей и заботливой женщины, уложившись всего в несколько сцен и реплик. «Бриджет невероятна, - говорит Лейтч. – Хелен – эпицентр картины, и найти такую актрису, как Мойнэхэн, для такой важной роли – большая удача. Своей элегантностью она очаровывает всех окружающих». Мойнэхэн предпочла не читать сценарий до конца, решив – все, что ей нужно знать о судьбе Джона, это то, что знает Хелен. «Оставалась еще внушительная часть истории, но эта та информация, которая для меня являлась лишней, - объясняет она. – Я не хотела и не нуждалась в том, чтобы знать другого Джона. Хелен принесла любовь, свет и счастье в его жизнь. Знание всего остального изменило бы мою историю. Хелен была настолько предана своему мужу, что даже в последние мгновения своей жизни переживала – достаточно ли она позаботилось о нем? Полагаю, такое самоотверженное поведение, исполненное нежными, глубокими чувствами, как ничто характеризует ее».
Иваник с этим полностью согласен. «Хелен, вероятно, догадывалась, что Джон прячет скелет в шкафу, но для нее это было не важно. Все, что мы знаем, как зрители, это момент, когда они встретились, и герой стал другим. Любовь изменила его».
Из изгнания
«Джона Уика» снимали в Нью-Йорке и соседнем Рокленде. В картине запечатлены культовые места, начиная с пасторальных пейзажей, на фоне которых – семейная идиллия Джона и Хелен, и заканчивая каменными джунглями Манхэттена. Бэкграунд, по словам авторов, задумывали сделать хоть и узнаваемым, но, все же, не буквальным, не таким, каким его привыкла видеть мировая аудитория. «У этого кино вполне реалистичный стиль, - говорит продюсер Бэзил Иваник. – Особый акцент мы сделали на визуальный ряд, основанный на традициях графического романа».
Создатели фильма придумали два разных, контрастирующих мира, в которых обитает Джон Уик. Первый – частный, пейзанский мир, где протекает жизнь Джона и Хелен. «Здесь все очень естественно и душевно; настоящее «синема верите», - говорит Лейтч. – Как только Джон открывает дверь в прошлое, он попадает в ирреальный мир наемных убийц, в котором каждая ситуация экстремальна, каждый персонаж – за гранью нормального. Все в этом мире выходит из ряда вон».
Художник-постановщик Дэн Ли шутит, что никаких двух миров не существует, есть лишь два Джона Уика. «По этому поводу всегда было несколько мнений, - говорит он. – Я максимально приблизил историю к сказке, которая излагается в духе графической новеллы. Визуально все выглядит, как нечто трансцендентальное, выходящее за пределы реальной жизни. Свет несколько искажен, воздух будто бы скроен из различных частиц, везде творятся странные, неожиданные вещи». «Дерек не дает подробного описания этого мира, и это один из самых привлекательных моментов в его работе, - говорит Лейтч. – Он только лишь намекает, предоставляя ключи к разгадкам тайн, созданного им мира».Один из таких ключей – золотые монеты, которые служат валютой и особым атрибутом, дающим наемным убийцам неприкосновенность их жизни и собственности. «Мы создали необыкновенный, увлекательный и многообразный мир, - говорит Иваник. – Здесь каждый носит костюм и выглядит круто».
Для того, чтобы попасть в этот мир требуется хитрость, настойчивость и ловкость. «Большинство людей никогда не сталкивалось с этим, - говорит Нюквист. – Хотя этот мир существует не только в Нью-Йорке, но и в Риме или Париже, вообще везде, где бы ты ни оказался. По сравнению с привычным для нас миром, здесь свои особые правила. Чтобы стать своим, ты должен знать, кто есть кто, должны знать тебя. Это очень строгий и требовательный мир. Жизнь в нем напоминает шахматную партию, где ставка – твоя жизнь».
Центром криминального Нью-Йорка является вышеупомянутый «Континенталь», супер-стильный отель и бар. «Континенталь» служит местом встречи всех высокопоставленных гангстеров, - говорит Стахелски. – Это, своего рода, Швейцария, не участвующая ни в каких войнах и сохраняющая нейтралитет. Вы приходите сюда с целью обговорить контракты и заключить соглашения. Все, что находится за границами этой священной территории, живет по своим правилам, однако оказавшись в «Континентале», вы должны следовать регламенту этого места». Строгая формальность преступного мира привлекла Ривза. «Все окружающие персонажи напрочь лишены простоты. Мы расплачиваемся золотыми монетами. Герой Иана МакШейна, Уинстон, управляет отелем «Континенталь», куда киллеры приходят отдохнуть от дел. В этом месте каждый чувствует себя спокойно, в безопасности. И кажется, что мир вокруг полон уюта и романтики».
Отеля «Континенталь» вы не найдете в путеводителях и на страницах туристических проспектов. Художнику-постановщику Ли была поставлена задача сконструировать изящное и эклектичное помещение. «Мы должны были соединить разнообразные элементы в единое целое, учитывая предложения и пожелания Чада и Дэвида», - говорит он. – Они хотели экстерьер в стиле Флэтайрон-билдинг, легендарного треугольного небоскреба, что на Пятой авеню. Не особо утруждаясь, мы нашли подобного плана фасад и лишь немного его доработали. С интерьером произошла другая история. Мы задействовали лобби в классическом стиле арт-деко начала 20-х годов прошлого века и обновили его при помощи, различного рода, современных текстур, узоров и освещения. В результате получилось нечто настолько стильное, что абсолютно не вписывается в рамки реальной жизни».
По словам Лейтча, каждый элемент оформления и визуализации отбирался с предельной тщательностью и осторожностью. «Мы стараемся создать целый мир, подбирая правильные костюмы, правильные прически – вещи, которые бы немного выходили за границы обыденного».
Совместно с главным оператором Джонатаном Села, авторы картины решили прибегнуть к анаморфированному формату, разновидности широкоэкранных кинематографических систем, применяющей особый способ масштабирования изображения во время съемки, для создания необыкновенных панорам. «Используя этот формат, мы смогли найти правильное настроение для двух миров, - объясняет Лейтч. – В более естественном и размеренном первоначальном мире перед нами в кадре раскрываются великолепные пейзажи. В мире наемных убийц – нервная игра искусственного света на фоне расползающейся панорамы города. На этом проекте мы не делали ничего из того, чем обычно занимаемся в процессе съемок. Мы редко прибегали к «быстрой съемке», вовсе не использовали длинную линзу или ручную камеру. Сцены меньше дробились, больше снималось целиком. Кроме того, поскольку Киану мог исполнять трюки самостоятельно, нам незачем было «замазывать» дублера».
Стахелски и Лейтч, в сотрудничестве с ведущими координаторами студии «87eleven», приняли активное участие в разработке гибридного боевого стиля героя Ривза, включающий в себя боевые искусства и работу с оружием. «Такого, я думаю, люди еще не видели, - говорит Иваник. – Мы называем это «ган-фу».
Для Ривза подготовительный период к съемкам стал одним из самых продолжительных и интенсивных, которые когда-либо доводилось проводить Стахелски и Лейтчу. «Тяжело в учении, легко на съемках, где мы могли прямо по ходу что-либо менять, - объясняет Лейтч. – Для него было важно искусно владеть разными техниками боя. С это целью он провел четыре месяца в непрерывных тренировках, набирая форму и развивая навыки дзюдо и джиу-джитсу. Мы хотели синтезировать различные виды контактной борьбы и оружия. Так, мы создали новый стиль рукопашного боя». Для исполнения роли киллера Ривзу предоставили богатый инструментарий. «Что касается оружия, то мне довелось поработать с тактическими пистолетами и винтовками, - говорит актер. – Сценография картины в действительности очень не проста. Чад придумывал длинные мизансцены, вместо того, чтобы действовать простым и распространенным методом «быстрой съемки», это было довольно непривычно и от этого волнительно. Мы разработали сложнейшую хореографию. Удар, выстрел, еще удар, затем бросок противника через себя, удар ножом – полный комплекс развлечений. Также я сделал один автомобильный трюк вместе с замечательным Джереми Фраем, у меня получился круговой дрифт. Тренировки проходили в учебной центре студии «87Eleven». «Там было все: спортивный и трюковой инвентарь, оружие и хромакей, - рассказывает Ривз. – Это настоящая школа дизайна боевых сцен».
По словам Иваника, тяжелые нагрузки, которым актер подвергал себя во время тренировок, внушали страх. «Без лишних вопросов он загрузил себя так, как ни один актер, на моей памяти, не загружал себя для съемок в картине, - добавляет продюсер. – И тренироваться он начал за несколько месяцев до съемок. Пять дней в неделю, восемь часов в день. Он специально потратил целое лето, чтобы стать Джоном Уиком».
Когда съемки, наконец, начались, Нью-Йорк обеспечил авторам драматический фон для съемок большого стильного боевика. «Мы всегда знали, что действия фильма должны разворачиваться в Нью-Йорке, - говорит Иваник. – Манхэттен сам по себе кажется гиперреальным. Дома, архитектура, масштаб и разнообразие – все работало на нас». «Нью-Йорк - важнейший элемент криминального подполья, - добавляет Ривз. – Прослеживается что-то готическое в этом прекрасном и таинственном городе. Объекты такого «нереального» Нью-Йорка мы создали при помощи кадрирования, особых линз и цвета».
По мере того, как обычный Джон трансформируется в Джона Уика, меняется и визуальные образы картины. Его крутой черный костюм – первый намек на его возвращение. «Коль скоро мы завели разговор о костюме Джона Уика, нам следует обратиться к нашему художнику по костюмам Луке Моска, - говорит Ривз. – Он придал внешнему облику особый, тонкий смысл. Различные оттенки черного, задействованные Лукой, создают глубокий подтекст. В этом есть что-то от похорон и богослужения. Помимо всего прочего, наряд просто шикарен, а, главное – не привлекает внимания. Когда я увидел себя в зеркале в этом костюме, то сам на себя произвел неизгладимое впечатление». Моска добавил штрихи элегантности и изысканности, что, собственно, и требовали авторы фильма от дизайн-проектов. «Люди в это картине одеты сногсшибательно, - говорит художник. – Это немного фэнтезийный мир, сотканный из визуальных образов; красивые дома, шальные деньги, редчайшие объекты изобразительного искусства. Я должен был разработать дизайн внешности для каждого персонажа».
«Для Джона Уика нам следовало найти, своего рода, униформу, которую бы он носил на протяжении почти всего фильма, - продолжает Моска. – Затем нужно было идеально скроить костюм, придать ему лоска и вневременной классики, чтобы, в итоге, вписаться в этот удивительный мир».
Оглядываясь назад, на опыт работы над «Джоном Уиком», режиссер Стахелски говорит : «Делать кино, на самом деле, легко. Делать хорошее кино – намного сложнее. Я, можно сказать, прошел школу жизни с этим фильмом, чем очень горжусь. Мы достигли абсолютного предела человеческих возможностей. Мы боролись за то, во что верили, с самого начала приняв решение сделать все от нас зависящее для осуществления проекта. В таком ключе я и исполнил свою скромную роль режиссера. Это была возможность сделать то, что не ограничивается только автомобилями, взрывами, огнем и драками. Да, конечно, Джон дерется, да, он палит из огнестрельного оружия, экстремально быстро водит машину, но фокус в том, что ты можешь разнообразить жанр и снять «другое» кино».