Фильм Disney «Золушка» российские зрители увидят в прокате с 6 марта 2015 года. А пока рассказываем о создании картины.Вы узнаете о связи нового художественного фильма и классического анимационного фильма Disney «Золушка» 1950 года, о подборе актеров для фильма, а также об уникальных костюмах и декорациях, созданных для съемок.
Disney представляет полнометражный фильм «Золушка», в основу сюжета которого была положена одноименная классическая сказка. Анимационный шедевр Disney 1950 года возвращается на большие экраны в новом качестве, способном заворожить новое поколение зрителей.
Режиссёрское кресло занимает номинант на премию «Оскар»® Кеннет Брана («Тор»; «Гамлет»). Кейт Бланшетт («Жасмин»; «Елизавета») появится в роли злобной мачехи; Лили Джеймс (сериал «Аббатство Даунтон») – в роли милой, добросердечной Эллы; Ричард Мэдден («Игра престолов») – в роли отважного и чуткого Пита, который решает утаить от Эллы тот факт, что он – принц; дважды номинированная на премию «Оскар»® Хелена Бонем Картер («Король говорит!»; «Алиса в стране чудес») – в роли Феи-крёстной, верной защитницы Золушки.
Продюсерами фильма «Золушка» выступают Саймон Кинберг («Люди Икс: Дни минувшего будущего»), Эллисон Шермур («Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I») и Дэвид Баррон («Гарри Поттер и дары смерти»).
Функции исполнительного продюсера взял на себя Тим Льюис (франшиза «Гарри Поттер»). Сценарий написал Крис Вайц («Мой мальчик»).
Фильм «Золушка» рассказывает историю юной девушки Эллы, дочери торговца, который женился повторно после смерти матери девочки. Всячески поддерживая любимого отца, Элла радушно распахивает двери отчего дома для мачехи с ее дочерьми Анастасией и Дризеллой. Когда же отец Эллы умирает, она понимает, что родственники полны зависти и жестокости. Вдова относится к падчерице, как к прислуге, вечно перепачканной в золе – отсюда и прозвище «Золушка». Элла практически теряет надежду на перемены к лучшему, но, несмотря на все тяготы, которые обрушиваются на ее хрупкие плечи, Элла никогда не забывает слова, сказанные матерью перед смертью: «Не теряй мужества и будь доброй». Элла не отчаивается и не поддается на провокации тех, кто стремится всеми правдами и неправдами ее обидеть. Однажды в лесу она встречается и знакомится с очаровательным путником. Девушка не подозревает, что Кит не просто состоит при королевском дворе, но на самом деле - сам принц. Для Эллы он – просто красивый юноша, в котором девушка чувствует родственную душу. Кажется, что судьба героини может круто измениться, когда дворцовые глашатаи разносят весть о предстоящем грандиозном бале, на который приглашены все девушки королевства. Элла тешит себя надеждой вновь встретиться с очаровательным Китом. Однако у мачехи на этот счет иное мнение – она запрещает падчерице появляться на балу и в порыве гнева разрывает бальное платье Эллы. Впрочем, как это часто бывает в сказках, на помощь героине приходит волшебство – на авансцене появляется Фея-Крёстная, которая при помощи тыквы и нескольких мышей меняет жизнь Золушки раз и навсегда.
Экранизация «Золушки» готовилась довольно долгое время. Эпическую сказку, персонажи которой полюбились зрителям всего мира, нужно было представить современному зрителю. Оригинальный анимационный фильм «Золушка» стал монументальной вехой в кинематографической истории Disney. Производственный бюджет фильма составил почти $3 млн и релиз столь затратной картины в то время был сопряжен с большим финансовым риском. Однако опасения были напрасны – картину по достоинству оценили и критики, и зрители. Фильм собрал в кинопрокате более $34 млн., утвердив статус компании, как одного из лидеров киноиндустрии. На сегодняшний день Американский институт кинематографии включает анимационный фильм Disney «Золушка» в список «10 величайших анимационных фильмов всех времен».
Сказке о несчастной девушке, которая находит свою любовь и меняет собственную судьбу, появилась задолго до того, как её впервые перенесли на киноэкраны. По мнению историков литературы, впервые похожий сюжет описывался в египетской сказке «Родопис», пересказанной греческим писателем Страбоном. Папирус со сказкой датируется первым веком нашей эры. В 1697 году сказку переписал Шарль Перро, назвав ее «Золушка или История о хрустальной туфельке». В этом издании впервые появились фея-крёстная, карета из тыквы и хрустальный башмачок. Эта интерпретация наиболее близка версии Disney. Братья Гримм также взялись переделать историю на свой лад, опубликовав в 1812 году в Германии свою версию «Золушки». Роль феи-крёстной у них была отдана волшебной птице. С тех пор классический сюжет неоднократно использовался во множестве печатных изданий, кинофильмов, телесериалов, театральных постановок, музыкальных композиций и живописных полотен.
Кеннет Брана по праву считается одним из самых уважаемых кинематографистов на сегодняшний день. Он состоялся не только в режиссерском амплуа (номинация на премию «Оскар»® в категории «лучший режиссёр» и премия BAFTA за фильм «Генрих V: Битва при Азенкуре»), но и как актер, сценарист и продюсер. Невозможно не согласиться, что в каждом из своих фильмов режиссёр всерьез увлечен историей и способен прочувствовать каждую отдельную ситуацию. Именно эти качества сделали Брана идеальным претендентом на режиссёрское кресло фильма «Золушка». «Я никогда и представить не мог, что буду снимать фильм по сказке, – говорит он. – Но меня захватила мощь этой истории, и мне показалось, что я чувствую, в каком визуальном стиле надо вести повествование». Продюсер Эллисон Шермур отмечает: «Золушка» – вечная история о том, как Добро побеждает Зло, о торжестве Надежды над Отчаянием. Любой может столкнуться с подобным противостоянием в повседневной жизни».
Сценарий, в котором бы сочетались волшебство анимационного фильма и возможность преподнести сюжет современному зрителю, поручили написать Крису Вайцу. Как и Брана, Вайц зарекомендовал себя состоявшимся актером, продюсером и режиссером и был весьма заинтригован готовящимся проектом. Перед ним открывались перспективы изучить предысторию сюжета и продемонстрировать мотивы, которыми движим каждый из персонажей, что сделало бы сюжет еще более закрученным.
«Мы не стремились переписать классическую версию «Золушки», – утверждает Вайц. – Ее поступки в точности соответствуют тем, которые описаны в сказке. Но современной аудитории было бы очень трудно понять, почему она не сбежала из дома или, скажем, почему не обратилась в органы опеки и попечительства. Нам нужно было продумать все аспекты, чтобы сохранить великолепие и очарование сказки и главной героини. В ней чувствуется невероятная сила воли и гордость, что не всегда можно встретить в современных героях».
Брана продолжает: «В сценарии мы попытались расставить все точки над «i», представляя зрителю девушку, жизнь которой никоим образом не зависит от мужчины. Ее жизнь не зависит от гламурных побрякушек или дорогих украшений. Более того, не будет у нас и всемогущей магической силы, которая по мановению волшебной палочки может все расставить на свои места. Фея-крёстная Золушке, разумеется, поможет, но, как и в жизни, многое будет зависеть от самой героини. Золушке придется столкнуться с самыми разнообразными испытаниями».
Актеры
Снимать фильм о Золушке для современной аудитории было, разумеется, непросто. Кинематографисты решили не идти на компромиссы и внести необходимые коррективы в характер героини, сообразно ожиданиям зрителей. «У Золушки появилось завидное чувство юмора и взрослый взгляд на жизнь, – рассказывает Брана. – Она допускает, что не все люди, по определению, злые и жестокие. Она может найти в себе силы, чтобы подставить вторую щеку, и даже относится к некоторым ситуациям с юмором. Все это свидетельствует о силе персонажа, а не о ее уязвимости. Она в состоянии дать отпор своей мачехе. Как и в современной жизни, любой агрессор должен учитывать, что оскорбляемый может в какой-то момент дать сдачи. Элла – не беззащитная жертва, жалеющая саму себя. Она очень открыта, очень позитивна, и у нее завидная сила воли».
Лили Джеймс телевизионные зрители хорошо знают по роли Леди Роуз из сериала «Аббатство Даунтон». Актриса попросту не могла отказать себе в удовольствии сыграть одну из самых узнаваемых и любимых героинь. «Этот фильм - о несчастной девушке и о том, как она ищет в себе силы противостоять самым ужасным обстоятельствам, чтобы сохранить свою доброту, непорочность и позитивность, – утверждает Джеймс. – Таков лейтмотив картины». Джеймс решила не акцентировать внимание на внешней красоте Эллы или на концепции «из грязи в князи». В героине актрисе больше импонировали доброе сердце, мягкий нрав и нелегкая история ее жизни. Продюсер Дэвид Баррон говорит: «Внешне Лили – очаровательное создание с невинными, широко распахнутыми глазами, с радостью познающее окружающий мир. При этом она невероятно умна, непосредственна и эмоциональна. Все эти качества позволили нам сделать Золушку разносторонним персонажем».
Кинематографисты чувствовали, что у Золушки должна была быть родственная душа… кто-то умудренный опытом, кто понимал бы не только то, что она говорит, но и что чувствует. Последнее время слишком уж часто мужчинам в сказках отводятся роли второстепенных персонажей, поэтому принца авторы картины решили сделать настолько же чутким и страстным, насколько и саму Эллу. Ричард Мэдден, воплотивший образ северного короля Робба Старка в популярном сериале «Игра престолов», охотно принял предложение сыграть эту непростую роль. «Мы с Кеном несколько раз беседовали о том, по каким правилам живет современная молодежь, и о том, как подростки относятся к традиционному мировоззрению своих родителей. Принц стремится сделать жизнь в королевстве лучше, при этом у него есть свои свежие идеи и своя философия, свой взгляд на то, как добиться того или иного улучшения».
Мэдден не скрывает, что обрадовался тому, как был описан в сценарии его персонаж. Принц был не поверхностным, однобоким героем, которого зрители видели в анимационном фильме. Принц стал очень талантливым и обаятельным молодым человеком. Зрители непременно поверят в то, что Элла могла бы влюбиться в такого парня. О персонаже Шермур рассказывает: «Он пять лет провел на войне и столкнулся со многими тяготами и невзгодами. Мы не хотели, чтобы Элла влюбилась в него за красивые глаза. Он привлек ее своим интеллектом, учтивостью и благородством».
Когда настала очередь подбирать актрису на роль самой страшной в мире мачехи, кинематографисты были убеждены, что именно Кейт Бланшетт сможет сыграть роль, избежав излишнего гротеска и комичности. У мачехи сложная жизнь. Женщина завидует любому знаку внимания, который отец проявляет по отношению к Элле, и мстит девушке за собственную утраченную молодость, красоту и очарование. Элла вполне могла бы озлобиться и стать такой же грубой, как и мачеха. У нее для этого причин более чем достаточно. Однако девушка остается доброй, что злит мачеху еще больше.При этом кинематографисты не хотели, чтобы мачеха была совсем уж отвратительной, поэтому Бланшетт сделала свою героиню остроумной и эмоциональной, обозначив боль, которая гложет ее изнутри, лишь некоторыми нюансами характера. «Мы хотели показать зрителям, что эта героиня движима вполне реальными и объяснимыми мотивами, – говорит Брана. – Например, она хочет пожить богато, потому что была лишена этой возможности, хочет счастья для своих дочерей. Хотя, скажем прямо, способы достижения этих целей у нее весьма необычные и даже чрезмерные». Шермур добавляет: «У мачехи изредка случаются моменты затишья. Однако даже в эти моменты Кейт ухитрялась показать, что вся жизнь мачехи отягощена разбитыми мечтами».
Фея-крестная – несколько эксцентричная старушка и один из самых любимых персонажей сказки, по мнению многих читателей и зрителей. Кинематографисты стремились сделать так, чтобы героиня не казалась слишком уж елейной. Хелена Бонем Картер не только справилась с поставленной задачей, но и привнесла в характер персонажа что-то свое. «Я подумала, что будет интересно, если моя героиня не будет профи буквально во всем, – рассказывает актриса. – Я решила, что она, возможно, слишком устала, поскольку работает без выходных и перерывов на обед, и может иногда допускать ошибки. Скажем, она со своей подопечной ухитряется опоздать на бал. Фея невероятно стара и периодически что-то забывает. Однако старческий склероз делает ее еще более очаровательной».
Еще две запоминающиеся героини из анимационного фильма – грубые и невоспитанные сводные сестры Золушки, Анастасия и Дризелла. Их роли сыграли Холлидей Грейнджер (мини-сериал «Бонни и Клайд») и Софи МакШера («Аббатство Даунтон»). Обе эти роли были серьезно проработаны сценаристами. Несмотря на внешнюю привлекательность, характеры уродуют девушек и делают их совершенно непривлекательными. Сестры отчаялись выйти замуж и порадовать свою мать. Все дело в том, что ни у одной из них нет таких талантов и изящества, которыми природа щедро наградила Эллу. Впрочем, на самоуверенности девушек это никоим образом не сказывается. «Я думаю, что наши героини станут своеобразной разрядкой смехом для зрителей; они не всегда будут казаться злыднями, – утверждает МакШера. – Разумеется, наши героини злые, но кажутся настолько нелепыми, что иногда поневоле чувствуешь к ним сожаление».
Завершают список актеров Стеллан Скарсгард («Девушка с татуировкой дракона») в роли расчетливого Великого Герцога; Нонсо Анози в роли Капитана, верного друга и советника Принца; и Дерек Джакоби («Гамлет») в роли Короля.
Работа над фильмом
Фильм «Золушка» снимался в павильонах английской студии Pinewood Studios и на различных натурных площадках в Англии. На ранних стадиях работы над фильмом кинематографисты решили, что сказка не будет привязана к конкретному временному периоду. Это давало определенную свободу действия съемочной группе. В съемочную группу вошли оператор Харис Замбарлукос («Мamma Миа!»); обладатель трёх премий «Оскар»®, художник-постановщик Данте Ферретти («Хранитель времени»); обладательница трёх премий «Оскар»® дизайнер костюмов Сэнди Пауэлл («Авиатор»), получивший премию «Оскар»® монтажер Мартин Уолш («Чикаго») и получивший две премии «Оскар»® композитор Патрик Дойл («Храбрая сердцем»).
Особые ожидания возлагались на прославленного художника-постановщика Данте Ферретти – именно он создавал волшебный мир сказочного королевства. Совместными усилиями Ферретти и его группы были созданы дом Эллы, экстерьер королевского дворца и, пожалуй, самый запоминающийся – бальный зал дворца, где Элла производит настоящий фурор своим появлением и танцует с принцем. «Из Золушки и других классических фильмов Disney в памяти остаются величие и размах, – говорит Брана. – Эти фильмы переносили тебя в другой, весьма масштабный мир с замками, огромными залами, широкими лестницами. Мы хотели увлечь зрителя в подобный мир, в котором невольно веришь в происходящие чудеса, а фея-крёстная кажется вполне заурядной особой».
При работе над замком и бальной залой Ферретти использовал различные архитектурные стили из разных эпох и локаций, по большей части – элементы стилей европейской архитектуры XVI, XVII и XVIII веков. Зал получился огромным – 45 метров в длину и 32 метра в ширину. Он занял целиком весь седьмой павильон студии Pinewood. Интерьер был роскошным – массивные лестницы, мраморный пол, занавеси, на пошив которых ушло 1,8 километров ткани, и громадные канделябры, которые были сделаны на заказ в Италии.
Не меньшее значение придавалось работе над костюмами. Это сложное задание взяла на себя дизайнер по костюмам Сэнди Пауэлл. Она начала делать выкройки по иллюстрациям классической сказки за два года до начала работы над фильмом. «Мы решили попробовать сделать некое подобие модных женских костюмов сороковых годов двадцатого века, которые могли бы носить в девятнадцатом», – говорит костюмер. Самыми сложными для Пауэлл стали шикарные женские платья, от одного вида которых дух захватывало. При этом наряды оставались достаточно простыми и были привязаны к описываемому в фильме времени. С одной стороны, Элла должна была выглядеть самой красивой девушкой на балу, с другой – оставаться незаслуженно обижаемой служанкой. Требуемого результата костюмер добилась при помощи сочетания различных оттенков и тканей.
Магия на экране
Еще несколько десятков лет назад съемки сцены одного из самых известных магических превращений в истории были бы сопряжены с определенными трудностями. К счастью, современные технологии в области визуальных эффектов позволили фее-крестной без особых проблем превратить тыкву в карету, мышей – в лошадей, а ящериц – в выездных лакеев. При этом каждая деталь кареты выглядела реалистично. После окончания волшебного преображения тыква, грызуны и рептилии превращались в шикарную золоченую карету, запряженную четверкой лошадей. Экипаж был представлен группе по разработке визуальных эффектов заранее, чтобы специалисты понимали, к чему надо стремиться. Лили Джеймс вспоминает: «Это был поистине запоминающийся момент, когда я впервые забралась в карету. У меня просто дух перехватило».
Ввесной 2015 года, когда «Золушка» выйдет в прокат, зрители увидят известную чуть ли не наизусть историю по-новому. «Эта история никогда не устареет, – уверена Шермур. – Мы все хотим верить в то, что в конечном итоге добро и справедливость торжествуют». Брана добавляет: «Все в сюжете сказки сводится к доброте и остальным положительным качествам Золушки. У нас история получилась не только добрая, но и забавная».
Золушка
Студия: The Walt Disney Studios
Жанр: Приключение
В прокате в России: 6 марта 2015
Режиссер: Кеннет Брана
В ролях: Кейт Бланшетт, Лили Джеймс, Ричард Мэдден, Стеллан Скарсгард, Холлидей Грейнджер, Софи МакШера, Дерек Джакоби и Хелена Бонем Картер
Продюсеры: Саймон Кинберг, Эллисон Шимур, Дэвид Баррон
Сценарист: Крис Вайc
Известная каждому с детства история про Золушку впервые была рассказана триста лет назад сказочником Шарлем Перро, однако по-настоящему она полюбилась миллионам людей во всем мире с появлением одноименного анимационного фильма Disney в 1950 году. Новый художественный фильм Disney «Золушка» с невиданным прежде размахом расскажет самую знаменитую историю любви с первого взгляда.
Отец молодой девушки по имени Элла, овдовев, женится во второй раз, и вскоре Элла оказывается один на один с жадными и завистливыми новыми родственницами – мачехой Леди Тремэйн и ее дочерями Анастасией и Дризеллой. Из хозяйки дома она превращается в служанку, вечно испачканную золой, за что и получает от своих сварливых сводных сестриц прозвище – Золушка. Несмотря на злоключения, выпавшие на ее долю, Золушка не отчаивается, ведь даже в самые тяжелые моменты находится что-то, что помогает ей думать о хорошем: например, случайная встреча на лесной тропинке с прекрасным юношей. Элла даже не предполагает, что встретилась с самим принцем, и что вскоре Фея-крестная навсегда поменяет её жизнь к лучшему.
Волшебный блокбастер Disney ЗОЛУШКА выйдет в прокат в России 6 марта 2015 года.