«Инструментальные ассамблеи» прозвучат в Консерватории имени П.И. Чайковского
17.01.2015 00:53
Просто Мария

24 января, 19.00

Рахманиновский зал консерватории имени П.И. Чайковского

Абонемент № 32 «Инструментальные ассамблеи»

 «Двойной концерт»

Владимир Иванов (скрипка),Михаил Уткин (виолончель)

Камерный оркестр «Московская камерата»

Дирижер – Николай Соколов

В программе: Г. Ф. Телеман – Концерт для скрипки, виолончели и струнных ми мажор

А. Вивальди – Концерт для скрипки, виолончели и струнных фа мажор

«Протей, или Перевернутый мир»

– Концерт для скрипки, виолончели и струнных ля мажор «Английский»

– Концерт для скрипки, виолончели и струнных си-бемоль мажор

Г. Доницетти    – Концерт для скрипки, виолончели и камерного оркестра ре минор

3be4a1f6dd0a219a750d771518bfac54b9866bac77d.jpg

24 января в Рахманиновском зале прозвучит уникальное собрание двойных концертов для скрипки, виолончели в сопровождении струнных. Если отдельные произведения для такого состава еще можно иногда услышать, то полная программа из подобных двойных концертов в Москве никогда не исполнялась и является настоящим раритетом.

Солисты – давние сценические партнеры и друзья – известные российские музыканты, народные артисты России Владимир Иванов (скрипка) и Михаил Уткин (виолончель).

«С Владимиром Ивановым мы начали играть вместе еще студентами в Московской консерватории – в камерных ансамблях. С 1976 года, после того, как он пришел в «Московское трио», наша совместная работа неизменно приносит мне и пианисту Александру Бондурянскому огромную радость. Иванов – ярчайшая творческая личность, скрипач школы Янкелевича, выдающийся педагог. Мы вот уже 40 лет не только играем вместе – мы дышим, думаем, слушаем, ощущаем музыку совершенно идентично, и такой ансамбль доставляет нам настоящее творческое удовлетворение», – рассказывает Михаил Уткин.

Антонио Вивальди создал лишь три двойных концерта для такого состава. Фа-мажорный «Протей» получил название, по-видимому, из-за того, что партии солистов можно поменять местами – они повторяют друг друга. Название «Английский» («Concerto all’Inglese») для концерта ля мажор, по утверждениям некоторых исследователей, написан по заказу английских музыкантов и впервые прозвучал в Лондоне (но это не подтверждено документами!). Самый виртуозный из трех – концерт си-бемоль мажор, остался без специального названия.

Также прозвучат два концерта Телемана, для которых М. Уткин сделал собственную инструментовку. В оригинале их состав – солисты в сопровождении чембало и баса, и в каталогах их относят к Трио-сонатам. Впервые в новой редакции эти сочинения прозвучали в Германии в сентябре 2014 года в концерте берлинского «Schaffrath-Kammerorchester». Теперь – российская премьера.

Двойной концерт ре минор Доницетти принадлежит к немногим оригинальным инструментальным произведениям композитора. «Московское трио» было первым исполнителем изданного лишь в 1949 году Трио Доницетти, а для солистов-инструменталистов с оркестром у этого автора есть еще Концертино для кларнета, Концертино для английского рожка и Концерт для альта. Двойной концерт – романтическое и виртуозное произведение в трех частях. Доницетти не так хорошо знал возможности струнных (в отличие от вокала!), поэтому Двойной концерт ставит перед солистами иногда совершенно невыполнимые задачи!

Партнерами Владимира Иванова и Михаила Уткина станет Камерный оркестр «Московская камерата» и его главный дирижер, заслуженный артист России Николай Соколов.

Добавить комментарий