С 29 января 2015
Охотник на лис
Foxcatcher (16+)
Драма, США, 2014, 130 мин.
Приз «За лучшую режиссуру» Каннского международного кинофестиваля 2014
5 номинаций на премию «Оскар»
3 номинации на премию «Золотой глобус»
Режиссёр: Беннетт Миллер («Капоте» «Человек, который изменил все»)
В ролях: Стив Карелл, Ченнинг Татум, Энтони Майкл Холл, Марк Руффало, Сиенна Миллер, Ванесса Редгрейв, Бретт Райс, Тара Сабкофф, Гай Бойд, Роджер Каллард
Дата премьеры: 29 января 2015
Основано на реальных событиях
Наследник богатого рода Джон Дюпон (Стив Карелл) устраивает в своем поместье современный тренировочный лагерь и приглашает обладателя олимпийской золотой медали по вольной борьбе Марка Шульца (Ченнинг Татум). Дюпон предлагает Марку принять участие в тренировке команды, которой предстоит выступление на Олимпийских играх 1988 года в Сеуле. Шульц-младший хватается за этот шанс, он готов все свои силы вложить в тренировки, чтобы стать первым. Всю жизнь он мечтает выйти из тени своего легендарного старшего брата Дейва (Марк Руфалло). Дюпон всячески поощряет личные амбиции Марка, но на самом деле преследует собственные цели: он хочет подготовить команду по борьбе мирового класса. Тем самым он рассчитывает добиться уважения в своем окружении, а главное – доказать свою состоятельность скептически настроенной матери.
Марк польщен вниманием со стороны Дюпона, парень в восторге от величественного мира славы и денег, в котором вдруг оказался. Его благодетель видится Марку чуть ли не отцом, с каждым днем он впадает все в большую психологическую зависимость от Дюпона.
Вначале Дюпон поддерживает Марка, создает для него все условия для тренировок. Но скоро все меняется - он начинает соблазнять Марка нездоровым образом жизни, который не может не отразиться на спортивной форме борца. Неадекватное, иррациональное поведение Дюпона постепенно подрывает и без того неустойчивую самооценку Марка. Между тем Дюпон обращает свой взгляд на старшего Шульца, Дейва, спортсмена, уверенного в своих силах. Именно уверенности и внутренней устойчивости не хватает и Марку, и самому Дюпону, и этого не купишь за деньги.
Дюпон все глубже погружается в паранойю, братья все больше отдаляются друг от друга. Приближается фатальная трагедия, которую не мог предвидеть никто...
«Охотник на лис» – жесткая и эмоционально напряженная история братской любви и предательства, история порочности и личностной несостоятельности, которые могут идти рука об руку с большими деньгами и властью.
Как и в своих предыдущих фильмах - «Капоте» и «Человек, который изменил все», - номинант на премию «Оскар», режиссер Беннетт Миллер исследует болезненные проблемы общества с помощью реальных историй о необычных обстоятельствах, в которых действуют люди с яркими характерами.
Впервые о трагедии 1996 года Миллер услышал, когда исполнительные продюсеры Майкл Колеман и Том Хеллер показали ему статью в газете.
Беннетт Миллер: «Обстоятельства истории сначала показались мне комичными и абсурдными, но финал был просто ужасен. Чтобы понять тайну этой трагедии, нужно было копнуть вглубь. Когда я узнал больше, эта история открылась мне не такой уж и странной».
Приступая к новому проекту, Миллер принялся исследовать материал, на изучение которого ушло несколько лет. Беннетт Миллер рассказывает: «Мне было важно выяснить неизвестные факты об этой трагедии, а это заняло определенное время. В этой истории была неудобная правда. Мне доводилось говорить с людьми, которые, как мне казалось, хотели утаить что-то».
Режиссер отправился в путешествие по стране: он побывал в штатах Айова, Калифорния, Колорадо, Миссури, Пенсильвания, общался с Марком Шульцем, вдовой Дэйва Нэнси, их друзьями, другими борцами из команды «Foxcatcher», с людьми, которые работали с Дюпоном, полицейскими и другими персонажами, которые имели отношение к этой трагедии.
О братьях
Дэйв и Марк. Их родители рано развелись, и, хотя Дэйв был немного старше брата, он был для Марка вместо отца. Братья разрывались между домами родителей и были вынуждены заботиться о себе сами. Марк испытывал глубокую любовь и почтение к своему брату, он нуждался в нем, получал от него эмоциональную поддержку. Для Марка Дэйв был и наставником, и партнером по борьбе. С другой стороны, Марк завидовал успехам Дэйва, и год от года росло внутренне напряжение между ними.
Ченнинг Татум: «Марк всегда был младшим братом, не знающим как выстраивать свою жизнь. Он во всем полагался на Дэйва, у него не было своей жизни, своей карьеры. Единственное, чего он хотел, – это признание».
Нездоровая амбициозность и ранимость Марка заставляли его направлять затаенную агрессию вместо соперников на себя самого - часто он в ярости себя бил по лицу.
Ченнинг Татум: «Я думаю, никто не мог бы причинить Марку больших страданий, чем он сам. Он настраивал себя против всего мира, причиняя боль самому себе».
Сложные взаимоотношения между братьями раскрываются в сцене, где они борются друг с другом. Все начинается как танец, где Дэйв непринужденно дает наставления Марку, корректируя и инструктируя брата.
Марк Руффало: «В этой сцене мы видим нежные отношения братьев друг к другу. Но постепенно во время борьбы младший становится все более и более агрессивным. В этой сцене зрители видят, что и Марк - одаренный борец. Он крупнее, сильнее старшего брата, но в психологическом плане Дэйв сильнее и увереннее.
Режиссёр Беннетт Миллер говорит: «В этой сцене зритель видит справедливость, любовь и стойкость Дэйва, так что вы сразу распознаете статус Дэйва в этой паре - он альфа. Нет, он не жесткий, черствый и нелюбящий альфа-самец, он просто Альфа».
Отношения братьев усложняются по мере самореализации Дэйва: он заводит семью, добивается успехов в спорте.
Говорит Руффало: «Между Марком и Дэйвом была глубока связь. Некоторые называют это созависимостью, которая стала нездоровой по мере вступления братьев в большую жизнь. Дэйв растет, сосредотачивается на своей взрослой жизни, а Марк расценивает это как предательство. И, честно говоря, я думаю, что это и было в некотором роде предательством: Дэйв начал выстраивать свою собственную жизнь, зная, что у Марка нет ничего кроме рестлинга и их отношений с братом».
Рефлексии
В этот сложный момент Марк встречает Дюпона, который приглашает братьев в свой тренировочный лагерь. Дюпон говорит Марку слова, которые тот всегда хотел услышать. Дюпон уверяет, что братья - настоящие герои, что они борются за честь своей страны, и никто не будет заботиться о них больше, чем он. Марку кажется, что он получил шанс – шанс привлечь к себе внимание, получить уважение и, наконец, почувствовать себя независимым от своего брата.
Говоря Марку о том, что его не ценят так, как он того заслуживает, Дюпон подразумевает и собственные комплексы.
Стив Карелл: «Мать Дюпона была холодной женщиной. Джон всегда был привязан к ней, но никогда не чувствовал ответной любви. Подготовка команды борцов стала для него очень важным делом, так как это был его собственный выбор. Его матери не нравился этот вид спорта, она считала его варварским и плебейским. Но, занявшись именно борьбой, Дюпон вышел из тени матери».
Стив Карелл, исполнитель роли Джона Дюпона, считает, что этого человека нельзя судить однобоко: «Я не считаю его монстром. Он - человек, совершивший чудовищную вещь, человек, страдающий душевной болезнью».
Дюпон долго искал свое место в этом мире: он был орнитологом, зоологом, филателистом и филантропом, а еще - тренером олимпийской сборной по пятиборью, он был меценатом, поощряющим все виды спорта. Но, как ему казалось, нашел он себя он в борьбе.
Стив Карелл говорит: «Он жаждал уважения и признания. Я думаю, что он хотел, чтобы люди относились к нему с таким же восторгом, каким встречали Дэйва Шульца. Но он не мог добиться такого же восхищения. Дюпон мечтал быть одним из этих парней - борцов, но вместе с тем он хотел, чтобы к нему относились с большим пиететом».
Актеры и роли
Дюпон
Несомненно, для поклонников творчества Карелла его роль в «Охотнике на лис» станет настоящим событием.
Беннет Миллер: «Я знал, что Стив может играть эксцентриков, но когда я встретился с ним, я понял, что этот актер способен создать еще более сложный образ. Он – из тех актеров, которые на публике одни, а в частной жизни совсем другие, и никто не знает, какой он на самом деле… И я подумал, что тот Карелл, которого Стив скрывает от публики, может найти точки соприкосновения с героем. На эту роль нельзя было выбрать актера, который был бы прямолинейно идентичен образу героя, так как Дюпон парадоксален и непредсказуем в глубинной сути. Никто не предполагал, на что он на самом деле способен».
Стив Карелл: «Дюпон всегда вел себя претенциозно, это было вполне в его духе. Изучая манеру его речи, я обращал внимание не только на то, как он говорил, но и на слова, которые он выбирал, чтобы выразить себя».
Марк Руффало: «Когда я впервые увидел Стива в образе Дюпона, у меня мурашки пробежали по спине. Готовясь к роли, я смотрел часовые нарезки хроники, видел много видео Дэйва вместе с Дюпоном, так что я хорошо изучил этого человека – его манеру говорить, его движения. И когда я увидел Стива в образе Дюпона, мне стало жутко - настолько точно Стив смог передать его психологические и физиологические особенности».
Марк и Дэйв
Пока режиссер ждал финансирования, он смог спокойно выбрать исполнителей на ведущие роли задолго до начала съемок. У актеров было достаточно времени на подготовку, они смогли погрузиться в своих персонажей задолго до начала работы на съемочной площадке.
Марк Руффало: «Играть реального человека - большая ответственность. Я хотел сделать все возможное, чтобы создать образ Дэйва. Мне было необходимо узнать его изнутри, проанализировать максимальное количество информации об этой истории. Я познакомился с вдовой Дэйва Нэнси, встретился с его тренером Джоном Гиурой, который был также одним из его лучших друзей. Джон научил меня бороться в манере Дэйва, и я всегда мог спросить его совета по поводу того, насколько я достоверен в той или иной сцене».
Татум и Руффало должны были сами овладеть одним из самых физически сложных видов спорта на земле – борьбой. Мало того, они должны были изучить стиль и движения братьев. Вначале Татум и Руффало занимались отдельно друг от друга с тренером, а потом уже начались совместные тренировки.
Руффало занимался борьбой в старшей школе, но Дэйв был левшой, поэтому всему пришлось учиться заново. 45-летний актер должен был быть убедителен в роли 30-летнего борца, которого многие признавали лучшим борцом, когда-либо жившим на земле.
Создатели фильма хотели получить поддержку от сообщества борцов США. Это очень сплоченный круг, и, надо сказать, некоторые борцы испытывали беспокойство по поводу съемок фильма, так как сама история носила несколько таблоидный характер. Они не скрывали от Марка Руффало, что считают его кандидатуру не слишком удачной.
Когда Руффало пришел на первое серьезное прослушивание, то он увидел, что там собрались ведущие борцы страны, а также некоторые старые друзья Дэйва.
Марк Руффало: «Не успел я поздороваться, как Беннетт сказал: «Надень тренировочный костюм, я хочу, чтобы ты немного поборолся с этими парнями». Я подумал: «Ой, о чем ты! Не заставляй меня делать этого!», но вслух я сказал «OK!» И вдруг я понял, что это для меня что-то типа прослушивания перед этими парнями, и мне лучше бы не провалить это испытание».
Первым соперником Марка стал олимпийский борец.
Марк Руффало: «Дэйв всегда начинал мощно, я сделал один из его фирменных ударов. Это был яркий выпад. Потом я оглянулся и увидел Таддаки Хаппа, одного из великих тренеров олимпийской сборной, и он одобрительно кивнул мне». Успешное испытание Руффало стало поворотным пунктом, и создатели фильма получили поддержку со стороны общества борцов.
Татум был единственным из трех ведущих актеров, который играл своего героя на глазах у человека, которого изображал.
Героини
Ванесса Редгрейв сыграла мать Дюпона. Миллер был удивлен стремлением Редгрейв к импровизации. Стив Карелл рассказывает: «Редгрейв много импровизировала, но в каждом дубле она воплощала невероятную силу этой женщины. Интересно, что в физическом плане ее героиня была очень хрупкой, но обладала невероятной мощью в отношениях мать-сын».
Ванесса Редгрейв: «Я наслаждалась нашими общими сценами со Стивом. Работать с ним было просто потрясающе, потому что он способен к абсолютной концентрации и преображению».
Беннет Миллер: «Работа с Ванессой в большей степени заключалась в том, чтобы просто наблюдать ее за игрой. Я действительно почти не давал ей указаний».
Сиенна Миллер, которая сыграла жену Дэйва Нэнси, уже три раза играла реальных персонажей: Эди Седжвик («Я соблазнила Энди Уорхола»),Типпи Хедрен («Девушка») и Кэйтлин Томас, жену Дилана Томаса («Запретная любовь»).
Съемки фильма
Для создания образов сложных героев актеры изучили своих героев досконально, так, что их персонажи стали их второй натурой на съемочной площадке.
Марк Руффало: «Спустя какое-то после начала съемок время актер знает своего персонажа лучше, чем режиссер, даже лучше, чем сценарист»
Стив Карелл: «Наша работа заключалась в том, чтобы хорошо подготовиться к роли и максимально выложиться на площадке. Но во время съемок в нашей игре появилось что-то еще. Были сцены, которые мы много раз репетировали, обсуждали их сотни раз, а сыграли мы их совершенно иначе. Многие вещи диктовал сам фильм».
Ченнинг Татум: «Когда мы снимали мою сцену в квартире Марка, Беннет сказал мне: «Делай то, что по-твоему должен был делать Марк». С одной стороны это было забавно, но с другой стороны это было тяжелым трудом - нужно было предельно выйти из себя».
Миллер мог рисковать и работать в такой манере, потому что тыл ему обеспечивали профессионалы - продюсер Меган Еллисон и компания Annapurna Pictures, которые выпустили такие признанные публикой и критикой фильмы, как «Мастер», «Цель номер один», «Она».
Беннет Миллер: «Создание такого фильма, как наш, который ждет от зрителей умения соединять факты в единое целое, требует веры со стороны продюсеров и актеров. Это было похоже на съемки документального фильма: пока ты не закончил съемки, ты не знаешь, какую форму примет фильм».
Ченнинг Татум: «Он видит детали. Он одержим вещами, которые вслух не проговариваются. Когда зрители смотрят фильмы о борцах, они, в основном, высматривают нокаутирующие удары и выпада, одним словом - экшен, а Миллер концентрируется на вещах, которые происходят в голове человека, кода тот совершает обыденные действия».
Марк Руффало: «Беннетт пользуется метафорой сада камней. Вы видите камни, но большая его часть находится внизу, под землей. Вы погружаетесь в сюжет, но чувствуете, что эта история глубже, чем вы предполагали. Режиссер не дает четких ответов, но оставляет зрителей с теми же чувствами, которые испытывают люди, пережившие эту трагедию. До сих пор остается вопросом, как же это произошло, и почему это должно было случиться?»
Семья Дюпонов
Дюпоны - одна из старейших семей Америки, известная своей невероятной историей.
Корни семьи уходит во Францию второй половины 18 века. Пьер Дюпон был доверенным лицом короля Луи XVI, его сын Элетер Ирене Дюпон был учеником Антуана Лорана Лавуазье, которого считают отцом современной химии. В то время Франция была лучшим производителем пороха в мире, и Элетер имел возможность узнать секреты изготовления лучшего пороха. После того, как во Франции грянула революция, в 1799 году Элетер с другими членами семьи эмигрировал в Америку.
Вскоре по прибытии в США Элетер осознал, что в Америке очень низкое качество пороха. Обладая блестящими знаниями в производстве пороха, в 1802 году Элетер открыл собственную фабрику, где он создал продукт, который на протяжении 200 лет влиял на историю США.
Компания была в долгах, когда ее возглавил Альфред Дюпон, сын Элетера. Альфред не смог вытащить компанию из долгов, и вскоре бразды правления перешли к Генри Дюпону, младшему сыну Элетера. Племянник Генри и сын Альфреда Ламмот Дюпон стал человеком, стабилизировавшим положение производства. Ламмот был одаренным химиком и блестящим бизнесменом, который в возрасте 27 лет создал новую форму минного пороха. Благодаря ему и Генри к концу 1800-х компания достигла наибольших успехов, став крупнейшим поставщиком военных взрывчатых веществ во время первой мировой войны. Позже в компании Дюпонов разработали такие материалы, как нейлон, тефлон, майлар, кевлар и лайкра.
Сейчас фирма является символом технологических инноваций. Сама компания оценивается в 50 миллиардов долларов. Джон Дюпон был праправнуком Элетера Дюпона.
Беннетт Миллер
Номинант на премию «Оскар» Беннетт Миллер большую известность получил благодаря своим фильмам «Капоте» (2005) и «Человек, который изменил все» (2011).
«Человек, который изменил все» рассказывает историю бейсбольной команды Oakland Athletics и ее главного менеджера Билли Бина. Фильм получил отличные отзывы кинокритиков, номинировался на «Оскар» в шести категориях, в том числе и на «лучший фильм», выдвигался на четыре номинации премии «Золотой глобус» и две премии Гильдии Киноактеров.
За драму «Капоте» Миллер выдвигался на премию Киноакадемии как лучший режиссер, а Филип Сеймур Хоффман получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль. Благодаря «Капоте» Миллер номинировался на премию Гильдии Режиссеров Америки за выдающиеся достижения в режиссуре.
Миллер дебютировал в кино в 1998 году документальной лентой «Рейс», на которую сразу же обратили внимание кинокритики. Фильм получил главный приз на международном форуме, проходящем в рамках Берлинского кинофестиваля.