Фильм Мирослава Слабошпицкого "Племя" выходит в российский прокат
01.02.2015 20:35
Просто Мария

C 19 февраля 2015

Племя

The Tribe (18+)

Драма, Украина, 2014, 130 мин.

Производство: Студия «Гармата», Украина, 2014

Режиссёр: Мирослав Слабошпицкий

Автор сценария: Мирослав Слабошпицкий

Продюсеры: Валентин Васянович, Ия Мыслицкая, Елена Слабошпицкая

В ролях: Григорий Фесенко, Яна Новикова, Роза Бабий, Александр Дзядевич, Александр Сидельников

Оператор: Валентин Васянович

Хронометраж: 132 минуты

Дата премьеры:  19 февраля   2015

Глухонемой подросток попадает в специализированный интернат, где для того, чтобы выжить, ему приходится стать частью неформальной организации – Племени. Влюбившись в одну из наложниц лидера Племени, он вынужден нарушить все неписаные правила и законы банды.

«Племя» - главный фестивальный хит 2014 года, получивший в числе прочих наград три приза конкурсной программы «Неделя критики» Международного Каннского кинофестиваля,приз «Открытие года» Европейской киноакадемии, приз за лучший дебют Лондонского кинофестиваля.

О режиссере

Мирослав Слабошпицкий родился в Киеве в 1974 году. Окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого по специальности «Режиссёр кино и телевидения». Работал на киностудии им. Довженко в Киеве и на Ленфильме в Санкт-Петербурге. Его второй короткометражный фильм «Диагноз», а годом позже и следующий – «Глухота» – были номинированы на главный приз Берлинского кинофестиваля – «Золотой медведь». Осенью 2010 года Мирослав Слабошпицкий получил грант от фонда Хьюберта Балса на Роттердамском кинофестивале на создание своего первого полнометражного художественного фильма «Племя».

В 2012 году его фильм «Ядерные отходы» был удостоен Серебряного леопарда в программе «Леопарды завтрашнего дня» Международного кинофестиваля в Локарно. А в 2013 году этот фильм был номинирован на Премию Европейской киноакадемии, иногда называемую ещё «Европейским Оскаром».

Режиссер о фильме и съёмках

Моей давней мечтой было снять немой фильм. Фильм, смысл которого можно было бы донести до зрителей без слов. Но я не хотел, чтобы у меня получилось что-нибудь в духе европейского «экзистенциального» кино, где герои половину фильма просто молчат. И актёры в моём немом фильме не безмолвствовали – наоборот, они очень активно общались между собой при помощи богатой мимики и языка тела. Они без единого слова выражали чувства и эмоции. Не случайно большинство звёзд немого кино – это выходцы из театра пантомимы. Именно поэтому я всегда хотел снять кино о жизни глухонемых людей. Без диалогов и без субтитров, и с участием настоящих глухонемых актёров.

Все наши артисты – дети с улиц, большинство – из малоимущих и неблагополучных семей. Основным принципом наших кастингов было не искать каких-то особых исполнителей. Мы искали в первую очередь харизматичные личности, способные привлечь наше внимание. И только потом прикидывали, какую роль мог бы сыграть этот человек. Перед тем, как приступить к съёмкам и монтажу, каждую сцену мы репетировали и снимали на видео. Временами приходилось что-то переснимать. Производственный процесс занял примерно полгода. Я надеюсь, что наши актёры получили уникальные впечатления, которые запомнятся на всю жизнь. Мне они запомнятся точно.

В основном съёмки «Племени» проводились в Киеве, в том самом районе, где прошли мои детские годы. Изначально он был назван в честь Сталина, и даже сейчас это место называют «сталинкой». Большинство зданий построены немецкими военнопленными после Второй Мировой войны. Это окраина Киева. Пролетарский район, здания из красного кирпича – всё это немного напоминает Нью-Йорк. Съёмки фильма начались до того, как на Украине возникла волна протестов, а закончились уже после истории с Крымом. Рабочий процесс был весьма напряжённым. Некоторые члены съёмочной группы, в том числе и актёры, в свободное от съёмок время принимали участие в акциях протеста и уличных потасовках. Были дни, когда нам приходилось отменять съёмки из-за того, что дороги были заблокированы, и машины с оборудованием просто не могли добраться до площадки. Примечательно, что наш продюсер и я живём в четырёх километрах от Майдана, а съёмочная площадка была в пятнадцати километрах от нас. Поэтому съёмки и репетиции были для нас в некотором смысле эвакуацией из зоны боевых действий.

Об актерах

Григорий Фесенко (Сергей)

Григорий Фесенко родился 9 сентября 1994 года в Киеве. Его мама – уборщица, отец – безработный. В семье, кроме Григория, есть ещё двое детей.

В этом году Григорий оканчивает специализированную школу для детей с нарушениями слуха.

Таких, как он, называют «детьми улиц». Его интересует всё, что так или иначе связано с уличной культурой. Он увлекается граффити, паркуром, лазанием по крышам. Больше всего любит кататься на поездах, забираясь на сцепку между вагонами, гулять по городу с друзьями, сидеть в барах. Иногда он пишет стихи – когда находит вдохновение. Сейчас Григорий в поиске себя, и его планы на будущее пока туманны. Некоторое время он принимал активное участие в деятельности киевского спортивного общества, играл в футбольной команде для глухих спортсменов, ездил на сборы, участвовал в соревнованиях. Но, по всей видимости, спорт никогда серьёзно не привлекал Сергея, поэтому, когда его утвердили на роль, он с лёгкостью оставил футбол. Во время съёмок, которые длились три месяца, он жил в арендованной квартире под присмотром ассистента и был лишён контакта с друзьями с улицы. Употребление алкоголя и участие в различных акциях протеста в этот период были ему строго запрещены. Впрочем, как выяснилось впоследствии, эти запреты неоднократно нарушались.

Яна Новикова (Анна)

Яна Новикова родилась 8 ноября 1993 года в деревне неподалёку от небольшого белорусского города Гомель. У её родителей не было нарушений слуха, но в двухнедельном возрасте девочка оглохла после перенесённой болезни. Её младшая сестра тоже потеряла слух в раннем детстве.

Яна училась в специальной школе для детей с нарушениями слуха. Она любит танцевать, рисовать и выступать в пантомиме. После окончания школы она переехала в Гомель и поступила в техническое училище, но через год поняла, что это не то, чем ей хотелось бы заниматься в дальнейшем. Яна – страстная поклонница кино, с детства мечтала об актёрской карьере. Узнав, что в театре «Радуга» (Украинское сообщество глухих) в Киевской Театральной Академии есть квота для глухих актёров, она бросила училище и отправилась в Киев на прослушивание. В «Радугу» Яну не приняли, зато её заметил режиссёр Мирослав Слабошпицкий, приехавший на прослушивание в поисках актёров для своего фильма «Племя», и пригласил на кастинг. На прослушивании Яна играла, как профессиональная актриса и затмила всех остальных претендентов. После кастинга Яна три месяца жила в Киеве в специально снятой квартире. Она принимала участие в съёмках пилота к «Племени», хотя до самого первого съёмочного дня не знала, взяли её на главную роль или нет. Во время съёмок Яна продемонстрировала железную волю: она отрешилась от всего, что могло отвлечь её от работы, порвала со своим парнем, голодала, чтобы сбросить вес, проводила долгие часы в тренажёрном зале, а в свободное время смотрела фильмы, рекомендованные ей режиссёром.

Награды и фестивали фильма «Племя»

Cannes – La Semaine de La Critique – Grand Prix, Visionary Award, GAN Foundation Support

London BFI – Best First Feature Award- Sutherland Award and Young Jury Award

AFI Fest, USA- Visionary Award – Special Jury Prize

European Film Awards 2014 – Prix FIPRESCI

Sundance IFF 2105 – Spotlight Section

Фестиваль Андрея Тарковского – Competition- Grand Prix, Special Prize for Director ‘Seans’

Киношок – Best Director Award

Karlovy Vary, Special Events

ArtFilm Fest, Slovakia – Competition- Trencin Mayor’s Award

Palic FF – Parallels & Encounters – Competition – Grand Prix for Best feature

Golden Apricot Yerevan IFF, Armenia – Competition – Grand Prix and Fipresci Award

Motovun IFF, Croatia – Motovun Propeller Award for Best feature

Locarno FF – special screening: films of the Jury

Sarajevo FF – Kinoscope selection

Milano FF – Competition – Best Feature Film Award

Manaki FF- Competition – Best Cinematographer Award

Fantastic Fest, USA – Competition –Best Director Award

San Sebastian FF – Pearls Competitive section

Hamburg FF – Competition

Busan FF, South Korea – World Cinema

Milwaukee FF, main Competition Award

Sitges FF, Spain – Основной конкурс – Experimenta Award

Ghent IFF, Основной конкурс –Distribution Award

Tofifest IFF, Poland – Основной конкурс –Best Feature film – Producer’s Award

Sao Paulo FF, Brazil -Best Screenplay – New Filmmakers Section

Thessaloniki FF, Greece – Best Director Award

Cork Film Festival, Ireland, Grand Prix for Best feature film

Listapad IFF, Belarus, Grand Prix & International press Jury

REC, Tarragona, Spain – Grand Prix ex-aequo

Tbilisi Film Festival, Georgia- Best Film, Sergej Paradjanov Prize for The Best Poetic Vision

Tbilisi Film Festival, Georgia- Best Film, Sergej Paradjanov Prize for The Best Poetic Vision Stockholm FF, Sweden – Competition

Sevilla FF, Spain- Основной конкурс

Warsaw FF, Poland – Основной конкурс

Haifa, Israel – World Cinema

Almaty Kazakhstan Film Festival

Inverness Film Festival, Eden Court, Scotland

Taipei Golden Horse Film Festival, Taiwan

Ljubljana International Film Festival, Slovenia

Skopje – Cine Days Film Festival, Macedonia

Tallinn Black Night IFF, Estonia

CINECITY The Brighton Film Festival, UK

IFFI, Goa

Kilkenny Film Festival, Ireland

Around the World in 14 Films, Berlin, Germany

Riga FF, Estonia

Rotterdam IFF 2015 - Основной конкурс

Black Movie IFF- Switzerland

Trieste, Italy

Istanbul IF- Turkey

Festival d’Amour – Mons, Belgium

Tampere IFF – Finland

Vilnius – Kinopavasaris, Lithuania

Добавить комментарий