С 20 февраля 2015
Батальонъ
Прокатный рейтинг: 12+
Военный, драма, Россия, 2014
Студия: Corner Work, Art Pictures Studio
Режиссёр-постановщик : Дмитрий Месхиев («Свои», «Американка»)
Продюсеры: Игорь Угольников, Федор Бондарчук, Дмитрий Рудовский
Автор идеи и генеральный продюсер- Игорь Угольников
В ролях: Мария Аронова («Артистка», «Кушать подано!»), Мария Кожевникова («Духless», «Темный мир», телесериал «Универ»), Ирина Рахманова («9 рота», «Питер FM»), Валерия Шкирандо, Марат Башаров («Турецкий гамбит», «Юленька», «Дикари»), Янина Малинчик, Евгений Дятлов, Алёна Кучкова, Николай Аузин
Официальный сайт фильма: батальонъ.рф
Слоган фильма: Первый. Женский. Бессмертный.
Хронометраж: 136 мин.
Дата премьеры: 20 февраля 201
Фильм расскажет о подвиге батальона женщин, созданного в Петербурге по приказу временного правительства в 1917 году. Главными целями подобных формирований было поднять боевой дух армии, а также устыдить солдат-мужчин, отказывающихся воевать.
«Батальонъ» – первая картина российского производства, посвященная Первой мировой войне. Продюсеры картины – создатели двух масштабных фильмов о Великой Отечественной войне, имевших большой успех у зрителя – «Брестская крепость» и «Сталинград».
Весна 1917-го года. Февральская революция изменила жизнь России и ход Великой войны. Государь уже отрёкся от престола. В окопах, где противостояние с немцами длится уже не один год, во всю вели свою пропаганду большевики. Они призывают к миру с неприятелем. Российское офицерство фактически ничего не может решить без одобрения так называемых солдатских комитетов. Армия находится на пороге окончательного разложения. По приказу Временного правительства для поднятия боевого духа создаётся женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарёвой. Своей службой «Батальон смерти» подаёт пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимает дух солдат и доказывает, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской армии.
Игорь Угольников, автор идеи и генеральный продюсер:
Безусловно, Вторая мировая – это неоконченная Первая. К этому выводу я пришёл ещё во время съемок фильма «Брестская крепость». Если события Второй мировой были неоднократно экранизированы, то Первая мировая для трех поколений стала закрытой и забытой войной. Создание фильмов «Брестская крепость» и «Батальонъ» — это как раз послание будущим поколениям — нашим детям и внукам.
О Первой Мировой войне известно не так много. Я долго исследовал этот период, консультировался со специалистами для того, чтобы максимально достоверно воссоздать историческую действительность. Очень рад тому, что исполнительницы главных ролей отнеслись к этому материалу серьезно и, когда я предложил им постричься наголо, как это сделали те, кто в 1917 году вошел в батальон смерти, они согласились.
Фёдор Бондарчук, продюсер:
Два моих фильма «9 рота» и «Сталинград» посвящены военной тематике, поэтому естественно, что первый российский фильм о событиях Первой Мировой войны, вызвал мой личный и профессиональный интерес. Рекордные сборы "Сталинграда" доказали, что военная драма по-прежнему остается невероятно востребованным жанром у российских зрителей. Героическая история "Батальона" не оставит равнодушной публику, ведь тема любви к Отечеству, как никогда актуальна в наши дни.
Дмитрий Рудовский, продюсер:
В фильме речь идет о героической судьбе и патриотизме женщин России начала ХХ века. Их любовь к Родине была отчаянной и бескорыстной, за неё они готовы были отдать свои жизни, и их история поражает и вдохновляет. Мы надеемся, что фильм оставит след в сердцах наших соотечественников в то время, когда многие благородные понятия стали исчезать из повседневного словаря.
Дмитрий Месхиев, режиссер-постановщик:
Я благодарен Игорю Угольникову за возможность снять этот фильм. Передо мной была поставлена по-своему уникальная задача – управиться с многонаселенной картиной. Кроме 12 главных героев – это еще и постоянная работа с массовкой. Почти в каждом эпизоде у нас задействовано более 150 человек. Я уже сам очень жду момент, когда можно будет представить готовую картину зрителю. Надеюсь, она покажется интересной всем от мала до велика. Потому что лично мне было очень интересно работать с этим материалом. У нас есть очень много фильмов про Великую Отечественную войну, а вот про Первую мировую – практически ничего. Так что нужно было найти к этой истории свой подход.
Евгений Айзикович, креативный продюсер:
«Батальонъ» – смелый проект ещё и потому, что создатели выбрали самый сложный этап и в войне, и в российской истории. Безвременье после февральской революции. Для историков это очень интересный период, но для кинематографистов, которые хотят сделать картину с минимальным количеством неточностей – это terra incognita.
Съемочная группа
Режиссер-постановщик: Дмитрий Месхиев
Сценарий: Илья Авраменко, Игорь Угольников, Евгений Айзикович, при участии Дмитрия Месхиева
Оператор-постановщик: Илья Авербах
Композитор: Юрий Потеенко
Художник-постановщик: Константин Пахотин, Александр Стройло
Художник по костюмам: Сергей Стручёв
Художник по гриму: Елена Костенич
Подбор актеров: Марина Леонова, Екатерина Исакова
Звукорежиссеры: Анатолий Белозеров, Лев Ежов
Режиссёр монтажа: Мария Сергеенкова, Александр Маклаков
Супервайзер по визуальным эффектам: Алексей Гусев
Игорь Угольников, автор идеи и генеральный продюсер:
Я люблю работать с разными режиссерами. Если Саша Котт, так же как и я, мечтал снять «Брестскую крепость», то Дмитрий Месхиев хотел снять фильм именно о Первой мировой. Кроме того, фильм снимался в Петербурге, поэтому мне нужен был крепкий питерский режиссер, который обладает производственной структурой под картину. И человек, который владеет серьезными организационными способностями и, главное, умением работать с актерами. Мастер с творческим желанием и опытом. Поэтому все сошлось на Диме Месхиеве.
Дмитрий Месхиев, режиссер-постановщик:
Когда Игорь позвал меня снимать эту картину, и мы начали все это изучать, то открылась просто бездна интересного, бездна нового для меня. У меня вообще изменилось отношение к женщине. Они у нас ,ни одна ни разу не пикнули, ни одна не пришла, не пожаловалась. Они плакали, они там втихоря, когда очень было холодно, выпивали чуть-чуть водки, чтобы согреться, но мы кричали: «Начали!», и они хватали винтовки и бежали в атаку.
В главных ролях:
Мария Аронова – Мария Бочкарёва
Мария Кожевникова – графиня Татищева
Ирина Рахманова – Фроська
Валерия Шкирандо – Вера
Янина Малинчик – Дуся
Марат Башаров – Керенский
Кирилл Полухин – Зобов
Евгений Дятлов – Алексей Цепляев
Игорь Угольников, автор идеи и генеральный продюсер фильма:
Я выбрал Марию Кожевникову и еще двух актеров без проб. Это Мария Аронова (на роль поручика Бочкаревой) и Марат Башаров. Актеры понимали, что все делать придется до конца: и в окопах сидеть, и стрелять учиться. Это было сложное кино для всех нас, а особенно для актрис. Все понимали, что не получиться загримироваться и что-то просто сказать, придется сражаться.
Маша Аронова - моя близкая подруга. Для нее это, конечно, поворот в творческой, да и вообще в жизни - сыграть такую роль. Она начинала у меня в программе «Оба-на!» еще будучи студенткой третьего курса, вместе с Нонной Гришаевой. Это из той моей, прошлой жизни. Когда она узнала, что будет играть Бочкареву, конечно, у нее появился трепет. Я всё время чувствовал, насколько она трепетно относится к этой роли, как боится, хотя она сильнейшая актриса.
Дмитрий Месхиев, режиссер-постановщик: В Пскове мы снимали в тяжелых условиях. Актрисы тонули в грязи и в противогазах носились со штыками, а несколько раз у нас буквально разрывало декорации от дождей, и приходилось прибегать к помощи МЧС. Теперь с уверенностью могу сказать: наша женщина может выдержать то, что не выдержит ни одна другая во всем мире.
Мария Кожевникова, актриса:Как только я прочитала сценарий, поняла: ради такой роли можно пойти на все.
«Бочкарева близка мне силой своей, близка мне верой в то, что делает. Она была очень строгим человеком, исключала в батальоне любые любовные интриги. С моей точки зрения, она была несчастной женщиной. Я думаю, если бы имела детей, то, скорей всего, в армию бы не пошла»-говорит актриса Мария Аронова.У нас была полоса препятствий, которую даже здоровому мужику сложно будет преодолеть. А наши девочки не боялись, прыгали как заводные.
Марат Башаров, актёр: Трудно сыграть человека, убеждающего женщин идти на смерть. Идти защищать страну вместо мужчин. В моем персонаже должно быть то, что заставило героинь Марии Ароновой, Марии Кожевниковой, Ирины Рахмановой, Янины Малинчик и многих других поверить ему.
Евгений Айзикович, креативный продюсер: Для нас очень важно показать тот психологический перелом, который пережили все наши героини. У каждой из них – и у дворянок, и у крестьянок, солдатских жен, своя история и причины отправиться воевать.
Все знают, какая Маша Аронова замечательная комедийная актриса, но в нашем фильме ни в одном эпизоде в этом качестве она себя не проявит. Мария Бочкарева – не тот человек. В ее жизни есть лишь одна цель и один смысл – служение Отечеству. Она все отдалась новому делу - созданию Женского батальона, и того же она требует от своих подчиненных».
Места съемок
Съемки фильма «Батальонъ» проходили в Санкт-Петербурге и Псковской области. Начались в сентябре 2013-го и продолжались около трёх месяцев. Затем работа возобновилась в 2014 году – с февраля по апрель. В общей сложности съемочный период составил около 150 дней.
Объекты:Вокзал – Петергоф
Главный штаб – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Дислокация Женского Батальон смерти в Петрограде – Санкт-Петербург, Инженерный (Михайловский) замок
Полковой штаб русской армии – Псковская область, деревня Бугрово
Штаб русской армии в деревне – Псковская область, деревня Бугрово
Дислокация русской армии в деревне – Псковская область, урочище Ласковское
Деревня – Псковская область, урочище Ласковское
Игорь Угольников, автор идеи и генеральный продюсер фильма: Снимать «Брестскую крепость» было, как ни странно, легче: и эпоха более понятная, и съемки локальные — собственно, внутри самой крепости. Здесь же мы снимали и в Питере, и в окопах под Псковом, и за эту тему никто до нас в художественном кино не брался. Военное кино трудно снимать, тем более кино о Первой мировой войне. У нас нет возможности сравнить свою работу с другими фильмами, потому что на эту тему не снималось картин! Если реалии Великой Отечественной войны наш с вами глаз воспринимает очень четко, все это в нас живет с рождения, то Первую мировую мы не представляем ни по картинке, ни по костюмам, ни по вооружению.
Дмитрий Месхиев, режиссёр-постановщик:Большая часть натуральных съемок прошла в Псковской области, поэтому хочу отдельно поблагодарить её губернатора Андрея Турчака. Там было выстроено почти полтора километра окопов: каждый окоп — точная копия реального, все воспроизведено по архивным фотографиям и фортификационным чертежам времен Первой мировой. Немецкие окопы сделаны отчасти из бетона, отчасти — из ивовых ветвей, перед ними натянуты рыболовные сети, чтобы враг не прошел. Кстати, немцы свои окопы изнутри оклеивали обоями, у них был даже водопровод. Есть архивные фотографии, на которых видно, что тропинки в окружающем лесу немцы украсили указателями с именами Ницше, Шиллера, Гете. Русские окопы сильно отличались от немецких, русские солдаты привыкли воевать без комфорта…
Декорации
Основные съемки военной драмы «Батальонъ» прошли под Псковом, где производственный отдел под руководством художников-постановщиков Константина Пахотина и Александра Стройло выстроил линии русских и немецких окопов. Это самые сложные и дорогостоящие декорации фильма «Батальонъ», беспрецедентно масштабные для российского кинематографа. Для того, чтобы зритель не запутался при просмотре фильма, решено было добиться максимального отличия русских и немецких укреплений, что было и в реальности. Монолитность и основательность германской оборонной линии – против самодельных, но сделанных с русской смекалкой укреплений российской армии.
Съемочная площадка фильма «Батальонъ» поражала объемом и характером проделанной работы. Кинематографисты развернули самую настоящую стройку, поскольку стандартными декоративными приемами и способами, поставленные Угольниковым задачи, решить не представлялось возможным. Возведением и оформлением декораций занималась команда из 200 специалистов.
Костюмы
В костюмах была сохранена точность в деталях, даже самых маленьких и малозаметных на первый взгляд. Ведь самое главное для исторической киноленты – это добиться доверия зрителя, важно ,чтобы зритель поверил в реальность существования героев фильма. Для этого общее цветовое решение костюмов кинокартины «Батальонъ» разрабатывалось на основе фотографий того времени, а детали искались в хронике соответствующего периода. Существенной особенностью при разработке костюмов главных героинь фильма стал тот факт, что девушки начинают картину в гражданской одежде, а затем переодеваются в военную форму русской армии. Хрупкие женские фигурки переоблачаются в суровые солдатские шинели. Необходимо было подчеркнуть максимальный контраст между обычной (гражданской) жизнью и нелегкими военными буднями. Только при таком скрупулёзном подходе возможно добиться высокого уровня подлинности происходящего на экране и только в этом случае зритель начнёт сопереживать замыслу авторов фильма.
Сергей Стручёв, художник по костюмам:При всей внешней достоверности наша задача — дать образ эпохи. Ведь я не просто взял шинели из подбора – для главных героинь я придумал шинели с более изящным кроем. Женщина даже в военном кино должна оставаться красивой. Реконструкцией пусть занимаются музейщики, а кино создает отдельный мир. В «Турецком гамбите», над которым я работал, цветовое решение яркое, будто подсказанное палящим солнцем, а здесь мир – тусклый, пожухлый.
Грим
Историческая картина требует кропотливого, натуралистичного грима – как в сценах мирной жизни, так и в сценах кровопролитных боев – чтобы максимально достоверно передать характеры ранений и увечий. Одной из уникальных особенностей картины стала стрижка наголо актрис, исполняющих главные роли. Ведь прообразы наших героинь – реальные девушки, воевавшие в батальоне Бочкаревой – были вынуждены остричь свои волосы, исходя из правил военной гигиены. Для того, чтобы персонажи не стали похожими друг на друга, было решено подбирать длину оставшихся волос очень аккуратно и сугубо индивидуально – исходя из характера роли. Тем самым, в каждом образе подчеркнута его уникальность. Необходимо отметить кропотливость и тщательность, с которой изготавливаются такие детали грима, как парики и усы – для персонажей-мужчин. «Достоверность и реалистичность» – вот девиз гримеров на этой картине.
Реквизит
Военный фильм не может обойтись без боевой техники и оружия. Помимо стрелкового и артиллерийского вооружения, а также военного транспорта, в картине «Батальонъ» были задействованы «газометы», которые были сконструированы специально для картины. Ведь одной из важных особенностей тактики ведения сухопутного боя во время 1-й мировой войны были газовые атаки. Естественно, что во время таких атак солдаты использовали средства защиты от отравляющих веществ – противогазы того времени. Это отразилось и в фильме. Подобные детали – качественно воссозданные – помогут зрителю не только увидеть историческую эпоху, но и почувствовать ее – а главное, помогут родиться сопереживанию нашим героиням, столкнувшимся с военной мощью армии противника. В фильме вообще будет достаточно много техники столетней давности – автомобили, динамомашины, граммофоны, печатные машинки, телеграфные аппараты, звукозаписывающие устройства, машинки для стрижки волос и т.д.
Игорь Угольников, автор идеи и генеральный продюсер фильма: Вообще снимать это нелегко. От Великой Отечественной осталось много костюмов, вооружения, техники, реквизита той поры. А эпоху столетней давности воспроизвести сложнее. У нас же стола задача воссоздать события досконально, вплоть до лиц. Мы пригласили и исторических консультантов, и военных консультантов по форме и вооружению. Оказывается, там столько мелочей! Как был сделан русский противогаз, чем он отличался от немецкого, как пускались газы, каким образом они воздействовали на человека. Я был крайне удивлен, что уже тогда существовали серьезные рации. Мы даже нашли настоящую немецкую динамо-машину образца 1916 года.Также как и в «Брестской крепости», здесь мы достигаем максимальной достоверности. Это касается не только костюмов, транспорта, реквизита, вывесок в Петербурге, броневиков, мотоциклов, это прежде всего касается того, как люди между собой разговаривают. Солдаты конфликтуют с женщинами, но когда дамы заходят, мужчины встают. Если относиться к этому с любовью и уважением, то можно получать удовольствие от этих подробностей.
Музыка
Музыка в фильме отражает характер времени начала XX века – его стилистические музыкальные и звуковые особенности. Это не выражается в «искусственной старомодности» музыки – наоборот, она абсолютно современна, но в то же время содержит несомненные отсылки к упомянутому времени. При этом музыка в фильме «Батальонъ» напоминает работы таких великих советских композиторов как Шостакович, Дунаевский и Прокофьев. Помимо создания ощущения эпохи, музыка передает тонкие глубинные нюансы, раскрывающие характеры героев, помогающие зрителям на чувственном уровне сопереживать развитию их отношений. Для полноценного погружения зрителя в контекст того времени, композитор Юрий Потеенко обращается к разным жанрам – в том числе строевым песням Первой мировой, народным песням, частушкам тех лет. Главная задача музыки в картине «Батальонъ» – это содержательность на уровне эпического событийного ряда и лиричность, проникновенность на уровне образов героев. Сопоставление этих сфер дает картине глубину и ощущение исторической правды.
Визуальные эффекты
Современный фильм сложно себе представить без компьютерной графики. С переходом на цифровое кинопроизводство и развитием технологий качество визуальных эффектов сильно выросло. В кинокартине «Батальонъ» более 500 планов с использованием компьютерной графики, и большинство из них задуманы как невидимые средства передачи зрителю ощущения погружения в атмосферу тех обстоятельств, в которых оказались героини фильма: Петроград начала 20-го века, изматывающие тренировки перед отправкой на фронт, расставание с родным городом, ужас первого боя, отчаянные наступления и оборона, массовые атаки...
Начиная с подготовительного периода, творческая группа кинокартины «Батальонъ» стала оценивать всю сложность предстоящих съемок боевых сцен фильме, уделяя особое внимание участию большого количества девушек, не имеющих специальных навыков для ведения таких «боевых» действий. Множество эпизодов происходит на пересеченной местности, в дыму, в окружении взрывов, колючей проволоки, выстрелов... В некоторых случаях героини воюют в противогазах.
Разумеется, в таких обстоятельствах и пиротехники, и каскадеры и специалисты по визуальным эффектам объединяются для того, чтобы обеспечить максимальную безопасность происходящему на съемках: тщательно выверяется – где будут происходить настоящие, сделанные специалистами взрывы и выстрелы, кровавые ранения, а где это необходимо делать с помощью компьютерной графики, где можно дать актерам железные штыки на оружии, а где этого делать просто нельзя, так как в слякоти, в тумане, во время массовой боевой сцены крайне велик риск...
Все эти детали, добавленные специалистами по визуальным эффектам, позволили не только успешно и безопасно провести съемочный период, но и дополнить изображение теми деталями, которые позволят зрителю сопереживать каждой героине фильма, ощутить масштаб и значимость происходящего, не задумываясь – настоящие ли в кадре штыки, взрывы, выстрелы, и даже иногда – люди, добавленные компьютерными средствами.
В кинотеатрах военная драма «Батальонъ» стартует с 20 февраля. Не пропустите