"Вселенная Стивена Хокинга": подробности создания фильма
06.02.2015 18:16
Просто Мария

С 26 февраля 2015

Вселенная Стивена Хокинга

The Theory of Everything (16+)

Драма, мелодрама, биография, Великобритания, 2014, 123 мин.

Режиссёр: Джеймс Марш (премия Оскар, «Канатоходец», «Король»)

В ролях: Эдди Редмэйн («Отверженные», «7 дней и ночей с Мэрилин», «Золотой век», «Ложное искушение»),Фелисити Джонс («Новый Человек-паук: Высокое напряжение», «Без истерики!», «Буря», «Воспоминания неудачника»), Чарли Кокс,Эмили Уотсон,Том Прайор,Софи Перри, Финлей Райт-Стефенс,Гарри Ллойд,Элис Орр-Юинг,Дэвид Тьюлис

Две премии Золотой глобус - «Лучшая мужская роль (драма)» и «Лучший саундтрек».

Пять номинаций на премию Оскар - «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший саундтрек».

Дата премьеры:  26 февраля  2015

Его идеи изменили мир.Ее любовь изменила его.

Гениальный ученый, автор нескольких бестселлеров и большой хулиган Стивен Хокинг привык держать вселенную в узде. Вот уже более полувека она живет по его законам. Сам же ученый раз за разом доказывает, что даже самые немыслимые преграды ему не помеха. Несмотря на болезнь, он вновь обрел голос, преодолел невесомость, обзавелся тремя детьми и стал героем фильма о самом себе и той единственной, что не бросила его в самые тяжелые минуты.

«Вселенная Стивена Хокинга» – удивительная, воодушевляющая история одного из величайших ученых, астрофизика Стивена Хокинга; история о двух людях, которые отказались покоряться судьбе, противопоставив любовь всем испытаниям. Картина основана на мемуарах Джейн Хокинг «Путешествие в бесконечность: Моя жизнь со Стивеном» [Travelling to Infinity: My Life with Stephen]. Режиссером фильма выступил обладатель премии «Оскар»® Джеймс Марш («Канатоходец»).

К 1963 году студент факультета космологии Кембриджского университета Стивен (Эдди Редмэйн [(«Отверженные»]) добивается впечатляющих результатов, найдя «простое и убедительное объяснение» появления вселенной. Для него самого вселенная сосредотачивается в любви к студентке художественного факультета Кембриджа Джейн Уайлд (Фелисити Джонс [«Невидимая женщина»]). В 21 год врачи ставят Стивену страшный диагноз – боковой амиотрофический склероз поражает его конечности и крайне ограничивает возможности опорно-двигательного и речевого аппаратов. Специалисты прочат гениальному студенту скорую кончину, не позднее, чем через два года.

Влюбленную Джейн мрачная новость не останавливает – они со Стивеном женятся. Хокинг отказывается примириться с диагнозом, особенно теперь, когда он борется за жизнь вместе со своей неутомимой и оптимистично настроенной супругой. Джейн настаивает на том, чтобы Стивен закончил докторскую диссертацию, ключевым аспектом которой является теория возникновения вселенной. Получив докторскую степень и самые лестные похвалы ученой комиссии, Стивен приступает к очень амбициозной научной работе, исследуя ресурс, в котором сам испытывает крайний недостаток, – время. Несмотря на то, что органы его тела отказывают один за другим, его мозг упорно борется с темными пятнами в теоретической физике. Заручившись безграничной поддержкой Джейн, Стивен идет наперекор судьбе, выступает первопроходцем во многих областях медицины и физики, добивается того, о чем, казалось бы, и мечтать было невозможно – дожить до XXI века.

В ролях: Эдди Редмэйн, Фелисити Джонс, Чарли Кокс, Эмили Уотсон, Саймон МакБерни и Дэвид Тьюлис. Сценарий: Энтони МакКартена основан на книге Джейн Хокинг «Путешествие в бесконечность: Моя жизнь со Стивеном» [Travelling to Infinity: My Life with Stephen]. Продюсеры: Тим Беван, Эрик Феллнер, Лиза Брюс и Энтони МакКартен. Исполнительные продюсеры: Амелия Грейнджер, Лиза Чейсин и Дэвид Коссе. Сопродюсер: Ричард Хьюит. Оператор: Бенуа Деломм. Художник-постановщик: Джон Пол Келли. Дизайнер костюмов: Стивен Ноубл. Визажист, гример и дизайнер пластичного грима: Жан Сьюэлл. Монтажер: Джинкс Годфри. Композитор: Йохан Йоханнссон. Кастинг-директор: Нина Голд.

Предыстория

Время как предмет изучения всегда интересовало гениального астрофизика Стивена Хокинга: когда зародилась вселенная, когда она прекратит свое существование и что произойдет в промежутке между этими двумя точками. Книга профессора «Краткая история времени» [A Brief History of Time] разошлась по всему миру тиражом в 10 миллионов экземпляров. Тема времени затронула и его лично – в 1963 году, когда ученому был всего 21 год, ему поставили страшный диагноз – врачи утверждали, что боковой амиотрофический склероз (заболевание также известно как болезнь моторных нейронов, мотонейронная болезнь, болезнь Шарко, в англоязычных странах — болезнь Лу Герига) сведет его в могилу за два года.

Стивен же хотел жить, даже несмотря на спровоцированные заболеванием проблемы с опорно-двигательным и речевым аппаратами. Он хотел любить и быть любимым женщиной, которая впоследствии выйдет за него замуж. Вопреки всем прогнозам он получил все, о чем мечтал, и даже больше. Сколь ни была бы сильна его воля, он не смог бы пройти этот путь в одиночку – ему помогала Джейн Уайлд, которая впоследствии стала Джейн Хокинг. Несмотря на исключительный интеллект, она решила полностью посвятить свою жизнь Стивену, их браку и семье.

Превозмогая заболевание десятилетие за десятилетием, Стивен продолжал бороться с темными пятнами в теоретической физике и совершать одно открытие за другим. К началу XXI века его имя произносилось с таким же благоговением, как и имя Альберта Эйнштейна.

Сценариста и продюсера Энтони МакКартена поразила судьба профессора Хокинга, в особенности время и усилия, которые этот человек тратил на то, чтобы закончить свою монографию. «Он пролил свет на многие вопросы в области физики, любая его работа может считаться открытием, – считает МакКартен. – Ценность любой заслуги Хокинга увеличивалась на порядок из-за его физического состояния, ведь он мог общаться с ужасающе малой скоростью – одно слово в минуту. Упорство и воля этого человека поражает и не может не вызывать уважение. Его разум покорял все новые и новые рубежи. Он продолжал самосовершенствоваться, что было крайне проблематично в его состоянии, но необходимо человеку с его характером».

МакКартену очень понравились мемуары Джейн Хокинг «Путешествие в бесконечность: Моя жизнь со Стивеном» [Travelling to Infinity: My Life with Stephen]. Он говорит: «Это завораживающая история двух влюбленных, которым пришлось столкнуться со многими тяготами и невзгодами: сначала недуг Стивена, а затем испытание славой. Новость о том, что ему осталось жить всего два года, шокировала Хокинга. Но отпущенные ему врачами «два года» превратились в десять лет, потом в двадцать лет. Обстоятельства проверяли чувства Хокингов на стойкость, и их любовь оказалась просто беспрецедентной».

Видя в истории супружеской черты потенциальный полнометражный фильм, МакКартен начал писать сценарий по книге, не имея каких бы то ни было гарантий его востребованности. Несколько раз он встречался с Джейн, чтобы обсудить проект. «Я всегда буду ей благодарен за то, что она впустила меня в дом, – говорит он. – В тот день она мне ничего не пообещала, и наш диалог возобновлялся еще несколько раз». МакКартен несколько раз переписывал сценарий, и, наконец, его агент Крейг Бернштейн решил познакомить Энтони с продюсером Лизой Брюс. Она знала о Хокинге лишь то, что он гениальный ученый, прикованный к инвалидному креслу и общающийся при помощи аппарата синтезирования голоса. Для продюсера сценарий стал настоящим откровением.

«Многие даже не задумываются о быте Стивена Хокинга, – отмечает она, – о том, как он передвигается и говорит. Еще менее известный факт – у него есть дети. Если посмотреть на его жизнь, вы увидите не просто гения: вы увидите отца, мужа и, что, пожалуй, самое главное, неисправимого оптимиста». «Но лично для меня самым важным элементом истории стало то, что Стивен никогда бы не смог добиться всего этого без Джейн», – уточняет Брюс.

Лиза Брюс не могла не отметить, что история любви Стивена и Джейн была уникальна и универсальна одновременно. Она объясняет: «Никто в целом свете не пережил бы того, через что довелось пройти семейной чете Хокингов. Вначале мы видим двух молодых людей, у которых вся жизнь впереди, а за душой нет ничего, кроме надежд и чаяний. Затем мир Стивена взорвался, словно от бомбы, – фактически, в 21 год ему вынесли смертный приговор, который должен был быть приведен в исполнение через два года. Но вместо того, чтобы замкнуться в попытке убежать от проблемы, Стивен со своей возлюбленной решают прожить эти два года вместе… Я считаю, что в каком-то смысле эта история любви – одна из самых трогательных».

Семейная жизнь не помешала Стивену продолжить научную работу. Брюс отмечает: «Фильм описывает 25 лет отношений Джейн и Стивена. За это время они добились того, на что способна далеко не каждая обычная пара. В этом смысле Хокинги были уникальны. В то же время универсальность состоит в том, что они любили и заботились друг о друге».

«Джейн была способна на немыслимые поступки, – говорит МакКартен. – В ответ на предложение Стивена она ответила: «Да, я выйду за тебя замуж, и мы все переживем вместе». Для Стивена это значило очень многое, поскольку, по его словам, в то время он словно провалился в черную дыру. В самом начале жизни он получил известие о том, что в скором времени умрет. Несмотря на неопределенное будущее, Джейн вышла замуж, сохраняя радость и оптимизм».

«В жизни Стивена наступил переломный момент, как в физическом, так и в профессиональном аспекте, – продолжает МакКартен. – С помощью Джейн ему удалось пережить депрессию, а отпущенный врачами срок стимулировал мозговую активность. За короткое время он сумел полностью раскрыть свой потенциал астрофизика. Вселенная Стивена Хокинга рассказывает о становлении ученого, который не бросил науку, вопреки своему сложному состоянию. Будучи безнадежно больным, Стивен каким-то образом смог найти в себе мужество и внутреннюю энергию не только для того, чтобы выжить, но и для того, чтобы добиться успеха в своих научных изысканиях. Это не может не воодушевлять».

У МакКартена и Брюс ушло несколько лет на то, чтобы получить права на экранизацию с благословением Стивена и Джейн. Только после этого книга могла начать путешествие на большой экран. Все эти годы продюсеры без устали работали над сюжетом, пытаясь уловить и передать всю чувственность и сентиментальность, которые связывали пару, а также все трудности, с которыми столкнулась семья.

МакКартен рассказывает: «Преодоление всех тягот и невзгод плечом к плечу и поддержание семьи на плаву на протяжении десятилетий было для Хокингов ничем иным, как триумфом. Стивен и Джейн наглядно показали всем нам, на что способны целеустремленные люди. Когда я писал сценарий, мне пришлось показать и скачки их настроения, и разочарования, которые, впрочем, вполне естественны и объяснимы. Наш фильм рассказывает о Стивене, но мы не пытались делать из него идеал. Физическая недееспособность порождала злость, гнев, ярость. Мы показали в фильме и эти эмоции, наравне с победами и достижениями главного героя».«Можно сказать, что Вселенная Стивена Хокинга– история о физике любви и о любви к физике», – с улыбкой добавляет он.

Режиссерское кресло было решено предложить обладателю премии «Оскар»® Джеймсу Маршу. Продюсеры студии Working Title Films Тим Беван и Эрик Феллнер, с которыми Брюс работала над телефильмом «Мэри И Марта», взялись продюсировать картину.

Брюс говорит: «Тим и Эрик погружаются в каждую историю, над которой работают, и всецело рассчитывали на то, что мы расскажем о жизни Хокингов правдиво и проникновенно. Помощь студии Working Title оказалась бесценной для нас. Мы все сошлись во мнении, что Джеймс умеет передавать всю глубину человеческих эмоций в своих фильмах. Это именно то, что нам было нужно в работе над фильмом «Вселенная Стивена Хокинга».

Марш, получивший премию «Оскар»® за документальный фильм «Канатоходец», продолжает  самосовершенствоваться в игровом и документальном кинематографе. О сценарии фильма «Вселенная Стивена Хокинга» режиссер говорит: «Я точно знал, что Стивен Хокинг – гениальный ученый, прикованный к инвалидному креслу, который говорит при помощи аппарата. Это мнение в корне изменил Энтони своим сценарием. Он взглянул на фигуру этого человека с другого ракурса – с точки зрения влюбленной женщины. Она принимает решение остаться с человеком, которого любит, несмотря на то, что врачи прочат ему скорую кончину. Необычная и очень трогательная история, написанная Энтони, была очень оригинальна – в ней показано, каково жить с человеком, который парализован и гениален одновременно. Джейн предпочла карьере роль жены и матери. Это очень благодатная почва для фильма».

Режиссер заинтересовался фильмом «Вселенная Стивена Хокинга» потому, что он напомнил о другом судьбоносном проекте – фильме «Канатоходец». Оба фильма о людях, которые отвергают рамки и ограничения, устанавливаемые современным обществом. Марш объясняет свой интерес: «Есть некое сходство, но больше всего меня заинтересовала определенная ирония судьбы: Стивен скован по рукам и ногам болезнью, но мысленно может отправиться, куда пожелает. Его сознание путешествует за пределы вселенной, а тело приковано к инвалидной коляске».

Марш определил для себя главное испытание: «История Стивена Хокинга печальна, но не является трагичной, даже несмотря на фатальное заболевание и обездвиженное тело. Характер Стивена все это делает несущественным. Болезни он противопоставляет юмор, упорство и мужество. Именно это позволило нам закончить его историю хэппи-эндом. Прошло пятьдесят лет, а Стивен по-прежнему жив! И это невероятно!». Профессор Хокинг расширил наши познания в вопросе возникновения вселенной и по сей день вдохновляет миллионы ученых мужей на великие открытия.

Быть Стивеном

«Любого актера испугала бы роль Стивена Хокинга, – считает сценарист и продюсер Энтони МакКартен. – Он известная личность, светило мировой науки. Мой сценарий требовал найти актера, который смог бы показать зрителю человека, который регрессировал на протяжении 25 лет – от здорового и полного сил юноши до человека, с трудом пользующегося всего несколькими мускулами. Сейчас у Стивена функционируют одна рука и несколько лицевых мышц, говорить он может только при помощи аппарата синтезирования голоса».  Режиссер Джеймс Марш добавляет: «Тот, кто взялся бы за эту роль, должен был бы к ней очень серьезно готовиться. Он должен был не только правдоподобно сыграть обездвиженного профессора Стивена, но и убедительно выглядеть в роли застенчивого студента университета».

Продюсеры Тим Беван и Эрик Феллнер недавно работали с восходящей звездой кинематографа Эдди Редмэйном на съемках фильма «Отверженные», так что актер знал о сценарии, который пишет МакКартен. Марш вспоминает: «Я очень обрадовался, когда в списке претендентов на роль появилось имя Эдди. Я понимал, что он отлично подойдет. Он отдает себя персонажам полностью, без остатка. Подобное самоотречение поражает. Неудивительно, что он выразил полную готовность пройти не только физическую, но и психологическую подготовку к роли».

Продюсер Лиза Брюс говорит: «Эдди с самого первого дня выкладывался на всю катушку. Нас всех завораживало то, как он работает над характером своего героя, образ которого накладывал на себя слой за слоем. Мы понимали, что он покажет не только внешность Стивена, но и его внутренний мир».

Редмэйн говорит: «Прочитав сценарий, я был поражен тем, через что довелось пройти этому человеку, и чего ему удалось добиться. Сценарий стал самым воодушевляющим произведением из всех, которые я когда-либо читал. Стивен Хокинг стал для меня эталоном надежды».

«Однако не стоит забывать о том, что этот фильм рассказывает еще и о личности, которая скрывалась под внешностью, – продолжает актер. – В начале фильма мой герой предстает молодым человеком, полным сил и эмоций. Он рассчитывал прожить полную свершений и открытий жизнь, глядя на превратности судьбы с ехидным прищуром. В его характере было очень много самых разных черт: остроумие, интеллект, упорство… Мне иногда казалось, что у него характер рок-звезды». Изучая биографию своего персонажа, Редмэйн узнал, что профессор вырос в семье интеллектуалов, в то время как решение Джейн Уайлд продолжить обучение в 1960-х было расценено как героический поступок. «Люди того времени совершенно не похожи на современное общество, – считает актер, – они совершали удивительные поступки. То, что влюбленные решают бороться с судьбой, невзирая на малые шансы на победу, не может не восхищать. Наверное, это и есть настоящая романтика».

Испытание, через которое суждено было пройти Редмэйну, было непостижимым. Его друзья и коллеги, включая одного из актеров фильма «Вселенная Стивена Хокинга» Чарли Кокса, в один голос говорили об этой роли: «У тебя нет выбора – тебе придется выкладываться на 3000%!».

Редмэйн старался уловить все тонкости и нюансы характера персонажа, которого ему предстояло играть. Он говорит: «Джейн в своей книге писала, что у Стивена были очень выразительные брови. Я провел несколько месяцев перед зеркалом, работая над своими». 

«Когда я встретился со Стивеном, я отметил, что слово «да» он «произносит» улыбкой, а слово «нет» какой-то гримасой, – продолжает актер. – При этом он контролировал лишь часть лицевых мышц. Со временем я научился контролировать мышцы лица, исключая из мимики целые группы». Редмэйн добавляет: «Съемками фильма занималась команда исключительных специалистов. Джеймс Марш поощрял взаимовыручку и всестороннее сотрудничество, давая актерам полную свободу общения с работниками всех отделов. Главным преимуществом этой роли я считаю возможность поработать с людьми, которых можно назвать настоящими профессионалами. Каждый из нас на этом проекте попробовал что-то, чего никогда не делал раньше. Это сделало съемки фильма уникальными и запоминающимися».

Логопед Джулия Уилсон-Диксон и хореограф Алекс Рейнольдс начали работать с Редмэйном в самом начале подготовительного периода. Рейнольдс объяснял актеру, в какой степени в каждой конкретной сцене парализован его герой, чтобы движения в точности соответствовали тем, которые были описаны в сценарии. Редмэйн получил разрешение посетить некоторых пациентов с диагнозом «болезнь моторных нейронов» как в клинике, так и на дому. Он говорит: «Я чувствовал некоторую ответственность – я просто обязан был показать всю тяжесть этого заболевания». Актер утверждает, что ему очень повезло встретиться с самим Стивеном. По словам Редмэйна, при встрече он сразу же «извинился перед профессором Хокингом за то, что в институте выбрал кафедру искусствоведения».

Поскольку никакой документации о первичных стадиях болезни Стивена не сохранилось, Редмэйну и Рейнольдсу пришлось обращаться за консультациями к докторам, специализирующимся на болезни моторных нейронов, чтобы понять, как протекает заболевание. Впоследствии Редмэйн поделился результатом этих консультаций с Уилсон-Диксон. Требовалось в точности знать, в какую смену 48-дневного съемочного процесса, в каком состоянии находился персонаж. Редмэйн нарисовал схематичный график, в котором наглядно показывалась стадия болезни моторных нейронов на каждый съемочный день. Это было очень удобно, особенно с учетом того, что сцены фильма Вселенная Стивена Хокинга, как и в случае со многими другими картинами, снимались не по порядку.

«Эдди готовился многие месяцы к этой роли, – говорит МакКартен. – Он даже начал использовать свою терминологию во время съемок: «Сейчас будет четвертая стадия моего голоса?» или «То есть, мое тело находится в третьей стадии?» За одну смену он мог сняться в сцене 4-го дня заболевания, а затем перейти на другую площадку и сняться в сцене, действие которой происходило за десять лет до заболевания. На следующий день он снимался в сцене второго дня заболевания. Каждая сцена требовала всего его таланта и дисциплины».

К нарисованной Редмэйном таблице Марш относился, как «к священному тексту, поскольку на ней наглядно показывалось, на что Стивен был способен в определенной сцене, а на что нет. Эта информация была бесценной для Бенуа Деломма – с ее помощью он выбирал ракурс съемки и освещение».

«Мы были поражены способностью Эдди пробуждать эмоции зрителей одной лишь игрой глаз и легким движением руки, – продолжает режиссер. – Актеру в таком состоянии очень не просто перетащить одеяло на себя, Эдди было очень трудно работать в физическом плане. Каждый день ему приходилось замирать в весьма неудобном положении и оставаться неподвижным на протяжении нескольких часов. Завоевывать симпатии зрителей ему приходилось только лишь ограниченной мимикой и еще более ограниченными жестами». МакКартен говорит: «Наблюдая за Эдди изо дня в день, я поймал себя на мысли, что вижу не его, а самого Стивена Хокинга».

Марш резюмирует: «Насколько бы ни была технически совершенна игра Эдди, в этом фильме он превзошел самого себя с эмоциональной точки зрения».

Стать Джейн

Роль Джейн Хокинг была куда менее требовательной в физическом плане, но столь же эмоциональной (если не больше). Продюсеры искали соответствующую актрису. Джеймс Марш говорит: «Сцены с участием Джейн по большей части очень эмоциональные. Я чувствовал, что Фелисити Джонс и Эдди Редмэйн найдут общий язык в совместных сценах. Так и случилось. На правах режиссера могу сказать, что с ней очень приятно работать».

«В фильме немало сцен, в которых Эдди истощен морально, а Джейн – физически, – продолжает режиссер. – Фелисити нужно было показать парадоксальность чувств, а это не так просто сделать. Своей игрой она должна была показать, каково это – любить человека, который страдает не только от неизлечимой болезни, подталкивающей его к гробу, но и от того, что взваливает на плечи любимой непосильную ношу, губящую ее карьеру».

Джонс признается: «Сценарий воспитывает сочувствие к людям. Я как актриса, благодарна судьбе за возможность сыграть такую героиню».

Сценарист и продюсер Энтони МакКартен замечает: «Фелисити показала все оттенки характера Джейн, балансируя на тончайшей грани уязвимости и мужества».

Прочитав и сценарий, и мемуары своей героини, актриса решила встретиться с Джейн Хокинг еще до начала съемок. «Меня воодушевило ее самопожертвование, – говорит Джонс. – Она из тех, кто никогда не сдается. Она посвятила свою жизнь Стивену, но в то же время не утратила собственную личность. Ей было также важно добиться чего-то в жизни самой, именно поэтому она продолжила обучение, чередуя занятия с заботой о муже. Невероятно, чего сумела добиться эта женщина!».

«Кроме того, мне хотелось передать то, как Джейн держалась сама по себе, – отмечает актриса. – Ее движения напоминали балет, а голос был очень музыкальным. Над этими ключевыми элементами моей героини мне пришлось немало поработать, и я бы не справилась без помощи. Хочу сказать огромное спасибо Джилл МакКалло за поставленное произношение, Александре Козлов за музыкальные номера и Дэнни МакГрату за движения».

МакКартен вспоминает: «Джейн встречалась с Фелисити несколько раз, и я принимал во внимание, что эти встречи повлияют на актерскую игру. Фелисити должна была понять, через что довелось пройти Джейн, что осталось подводной частью айсберга их отношений со Стивеном, какие эмоции она переживала. Играть одни и те же непростые сцены снова и снова, эмоционально выкладываясь на все 100%, актрисе отчасти помогли разговоры с Джейн».

«Мне кажется, что Фелисити удалось показать Джейн именно такой, какой я ее знал, – добавляет он. – Героиня получилась правдоподобной и обладала всеми качествами характера прототипа».

«Главное достоинство Фелисити в том, что она могла быть хрупкой и сильной одновременно, – считает продюсер Лиза Брюс. – Во многом именно на ней держалась история, как на самой Джейн держался ее брак со Стивеном». Любовь Джейн и Стивена стала сердцем фильма, вторая половина которого буквально пропитана романтикой. Особенно это касается сцены бала, одной из самых красивых в фильме. «Позднее их семья столкнулась с различными трудностями, поэтому нам нужно было убедить зрителей в том, насколько безумной была любовь Стивена и Джейн в начале их отношений, – объясняет Марш. – И он, и она были очень нежны и ранимы в то время».

Джонс замечает: «Я считаю, что Стивена и Джейн потянуло друг к другу с самой первой встречи, хотя у них практически не было общих интересов. Более того, они бросали друг другу вызов. У них было некое подобие соперничества, поскольку они оба были одержимы наукой. Она стремилась понять мир через искусство, а он – через науку. И оба были готовы отстаивать свою точку зрения с пеной у рта».

Редмэйн и Джонс подружились, сойдясь во мнении, что, несмотря на активные приготовления и репетиции, им во многих сценах придется уповать на интуицию и естественную реакцию. Джонс рассказывает: «Мы с Эдди похожи в стиле работы: когда дело касается какой-то конкретной сцены, мы готовы на все, чтобы она была снята так, как надо. Я дорожу каждой минутой совместной работы с Эдди. Даже невзирая на то, что ему самому приходилось много готовиться, он всегда находил время, чтобы помочь другим актерам, с которыми снимался в сценах. Он человек удивительной душевной щедрости». Рэдмейн вспоминает: «Иногда за кадром Фелисити пыталась импровизировать с репликами, швырялась в меня предметами, чтобы позлить меня. Такое может себе позволить только человек, которому бесконечно доверяешь, как, скажем, я доверял ей. Я очень уважаю Фелисити как истинного профессионала, и восхищаюсь ею как человеком».

Джонатан

Продюсер Лиза Брюс рассказывает: «Наш фильм – мелодрама для взрослых, в которой, по определению, не может быть все ровно и гладко. Любой брак со временем претерпевает определенные изменения. Чете Хогингов повезло большую часть подводных камней и рифов, о которые разбиваются браки, обойти уже на ранних стадиях. Несмотря ни на что, они прожили вместе много лет. То, с чем они были вынуждены столкнуться, не идет ни в какое сравнение с бытовыми трудностями. Наверное, именно поэтому эта мелодрама выгодно отличается от всех прочих».

Фелисити Джонс искренне поражается высоте отношений главных героев: «Когда Стивен и Джейн еще были вместе, у Джейн начался роман на стороне, а Стивен пригласил этого мужчину в свой дом. В тот момент начались не вполне традиционные, но доверительные отношения между тремя людьми. Мне приходилось разбираться в отношениях моей героини не только со Стивеном, но и с Джонатаном».

Овдовевшего хормейстера Джонатана Хеллиера Джонса сыграл Чарли Кокс. Персонаж стал эмоциональным краеугольным камнем картины «Вселенная Стивена Хокинга». Фелисити Джонс говорит: «Я чувствовала, что отношения Джейн и Стивена достигли той точки, когда они не могли сосуществовать вместе, как раньше. Этот факт лишний раз подтверждает появление Элейн [Мэйсон, сиделка, которую сыграла Максин Пик]. Отношения были невероятно сложными и запутанными, но очень естественными и человечными».

О Джонатане, который появился в жизни семейства Хокингов, Марш говорит: «Я воспринимал ситуацию, как удивительную гармонию, которая сложилась между тремя взрослыми людьми. Подчиняясь своему естеству, Джейн и Джонатан начали влюбляться друг в друга, а Стивену нужно было найти в себе силы, чтобы с этим смириться».

Кокс рассказывает: «Когда Джейн встречает Джонатана, она находится на грани срыва. Он начинает помогать ей в семейных делах, но когда понимает, что влюбился, ему предстоит сделать очень непростой выбор. По сути, он – хороший человек, пытающийся делать добро».

«Энтони проделал невероятную работу в том плане, что, читая сценарий, ты проникаешься неподдельным интересом ко всем трем участникам истории и их судьбам, – утверждает Кокс. – Джеймс поддерживал на съемочной площадке достаточно вольготную атмосферу, и мы смогли полностью открыть наши сердца в демонстрации отношений наших персонажей».

Марш возвращает комплимент Коксу: «Он отлично показал, почему Джейн потянуло к его герою. Он смог передать все нюансы характера своего героя, а это было очень важно, чтобы объяснить последующие отношения Джонатана и Стивена».

Место в сердце

Будучи совладельцами одной из ведущих киностудий в мире, продюсеры Тим Беван и Эрик Феллнер работают на съемках фильмов в самых удаленных уголках Земного шара, а иногда – и совсем рядом с домом. Учитывая то, что фильм «Вселенная Стивена Хокинга» снимался в Великобритании, продюсеры получили разрешение работать в Кембридже – городе и кампусе, где зарождается любовь Джейн и Стивена Хокингов. Именно в Кембридже они в итоге поженились и поселились.

Картина снималась в колледже Святого Джона. На самом деле Стивен учился в Тринити Холле, но сейчас, спустя 50 лет после описываемых в картине событий, колледж стал непригоден для съемок. Сценарист и продюсер Энтони МакКартен рассказывает: «Колледж Святого Джона – один из самых красивых (если не самый красивый) колледжей в Кембридже. Главный холл называют «свадебный торт» – он настолько же грандиозен и роскошен». Еще одной ключевой локацией стала лаборатория Кэвендиш, где впервые был разделен атом. Стивену доверили ключи от помещения как особо отличившемуся студенту. «Места типа лаборатории Кэвендиш сами по себе волшебные, поскольку именно здесь происходили открытия и научные свершения, – считает МакКартен. – Магия чувствуется в интерьере, буквально в каждой детали».

Джеймс Марш говорит: «Съемки в Кембридже дали нам невероятный материал, ощущение студенческого быта и университетской жизни. Это было очень важно, поскольку большую часть времени Стивен проводил именно в институте. Мы смогли снимать и на натуре, и в интерьерах около недели. На наше счастье съемки пришлись как раз на проведение майского бала, на котором Стивен и Джейн открывают друг другу свои чувства».

Профессор Стивен Хокинг присутствовал на площадке во время съемок сцены майского бала. Вместе с ним приехали Джейн с Джонатаном Хеллиером Джонсом, а также Люси и Тимоти Хокинги – дети Джейн и Стивена. Более того, Джейн постоянно сопровождала съемочную группу при перемещении по Кембриджу, показывая места, которые много значили для нее и Стивена.

Средневековая архитектура и нестареющий Кембридж нашли свое отражение в Тринити Лейн, лектории художественной школы и лаборатории Ратерфорда.

Архитектура Кембриджа придала фильму определенную атмосферу. Именно здесь семейная чета Хокингов прожила более двух десятилетий. Художнику-постановщику Джону Полу Келли и его команде пришлось поработать. Кардинальные изменения коснулись библиотеки Кэвендиш – интерьер полностью изменился в начале 1970-х, и художники приложили все силы, чтобы вернуть изначальную планировку. К счастью, сохранились фотографии, по которым восстанавливался интерьер.

Действие начальной и финальной сцен фильма Вселенная Стивена Хокинга происходит в Букингемском Дворце. На самом деле сцены снимались в Доме Ланкастера в Лондоне и в Хэмптонском Дворце Правосудия в Ричмонде-на-Темзе. Среди других лондонских локаций: Королевский оперный театр в Ковент-Гардене, который кинематографисты выдали за Байройтский оперный театр в Женеве. Интерьерные сцены в колледже Тринити Холл были воссозданы в исторической школе Хэрроу на северо-востоке Лондона.

Где бы ни велись съемки, Марш всегда полагался на профессионализм оператора Бенуа Деломма, который ухитрялся снимать самые выгодные и редкие моменты. Марш говорит: «В некоторых сценах фильма мы обходились без диалогов. Достаточно взглянуть на людей в кадре, чтобы все понять. Мы с Бенуа решили в начале фильма показать зрителям любительскую видеосъемку семейства Хокингов. Он снимал эти сцены на камеру Super 8 и 16-миллиметровую пленку, чтобы создать иллюзию любительской киносъемки. Мы познакомим зрителей с семьей и заявим о том, что речь в фильме пойдет о реальных людях. Вы сами увидите, как дети любят отца, несмотря на то, что он прикован к инвалидному креслу».

В декорировании съемочной площадки дома Хокингов очень помог сам Стивен – он разрешил Келли воспользоваться настоящими сертификатами, медалями и премиями, чтобы они могли появиться в кадре. Более того, Джейн до сих пор живет в том доме, в котором они со Стивеном жили, когда были женаты. Она позволила Келли и его команде осмотреть все комнаты, чтобы им было проще воссоздать дом в павильоне. Второй дом супружеской четы был снесен, поэтому художники восстанавливали планировку и интерьер по семейным фотографиям.

На экране видно, что дома не вполне пригодны для жизни инвалида. «В домах было много лестниц, которыми Стивен уже не мог пользоваться, – объясняет Келли. – По мере развития сюжета, Стивен становится знаменитым и, соответственно, меняется интерьер его дома, отражая эмоциональное состояние главного героя».

Еще одним немаловажным элементом работы Келли стало инвалидное кресло, которым Стивен пользовался большую часть своей жизни. Художник сделал зарисовки кресла и скрупулезно сделал копию. Он говорит: «Вначале Стивен передвигался в обычном инвалидном кресле с ручным приводом. Впоследствии он заменил его креслом с встроенным компьютером и аппаратом для синтезирования голоса. Нам пришлось всерьез изучить этот вопрос, чтобы сделать встроенную технику наиболее приближенной к оригиналам». «Как бы то ни было, нам нужна была помощь техников, чтобы заставить кресло передвигаться тогда и туда, когда и куда было нужно, – добавляет Келли. – Кроме того, надо было создать иллюзию, что компьютер и синтезатор голоса также исправно функционируют».

Еще одним человеком, который помогал создавать романтическую атмосферу в фильме, стал дизайнер костюмов Стивен Ноубл. Ему пришлось разделить сценарий на десятилетия, создавая гардеробы для каждого времени – начиная с 1960-х и заканчивая 1980-ми. При этом дизайнеру нужно было заботиться не только о стиле одежды, но и о цветовой гамме.

Создавая наряды для Фелисити Джонс, которая играла роль Джейн, Ноубл постоянно держал на подкорке тот факт, что психологическое состояние героини постоянно менялось – из молоденькой студентки она превратилась в жену, потом – в мать, и, наконец, в сиделку. Ноубл отмечает: «В 1970-х Джейн переживала сильнейшую депрессию, поэтому мы выбирали костюмы монотонных, унылых оттенков. После того как она встретила Джонатана, она словно вырвалась из депрессивной тюрьмы – это нашло отражение и в ее нарядах».

Для съемок сцены майского бала Ноублу и сотрудникам его отдела нужно было одеть более 200 человек массовки. «Это было забавно, – улыбается дизайнер. – Мы решили нарядить массовку в летние костюмы пастельных тонов. Дамам мы предложили полноценные бальные платья. Идея удалась, особенно блистала в своем наряде Фелисити. На ней было приталенное открытое небесно-голубое платье, очень простое, но в мониторах выглядело потрясающе».

Эдди Редмэйну в роли Стивена Хокинга пришлось сменить 77 костюмов на съемках фильма «Вселенная Стивена Хокинга». Костюмы, созданные Ноублом и его командой, полностью соответствовали вкусам чудаковатого профессора. «Эдди в роли Стивена всегда был немного неряшлив, – говорит дизайнер. – Его галстук никогда не сидел ровно. У него могли быть складки на брюках или не хватало пуговицы. Он действительно становится похожим на человека, полностью поглощенного наукой».

«В начале фильма мы показываем Стивена студентом в 1963 году, – продолжает Ноубл. – Одежда на нем сидит нормально. Затем, по мере того, как болезнь прогрессировала, мы начали одевать актера в костюмы большего размера, чтобы он в них как будто тонул. Кроме того, мы попросили Жан Сьюэлл сделать пластичный грим для так называемых «костистых» частей тела – колен, локтей, плечей. Накладки подчеркивали аляповатую посадку костюмов». Сьюэлл отвечала за прически, грим и пластические накладки. Комбинируя все свои умения, она превращала Эдди Редмэйна в Стивена Хокинга на разных стадиях его заболевания. Она отмечает: «Внешне Стивен не состарился так, как стареет среднестатистический человек, поскольку не мог задействовать мышцы своего тела. Однако болезнь внесла и негативные изменения в его внешность и телосложение. Когда Эдди встречался с людьми с мотонейронной болезнью, он отметил, насколько искажены их руки, и мы взяли это на вооружение, готовя актера к съемкам».

«Больше всего пришлось потрудиться над формой ушей Эдди, – продолжает Сьюэлл. – Если визуально увеличить уши или нос, это полностью меняет выражение лица, кажется, будто голова уменьшается. Мы также использовали зубные накладки, чтобы изменить контур губ».

Когда в кресло гримера садилась Фелисити Джонс, задача Сьюэлл существенно упрощалась: «Фелисити всегда хотела быть максимально похожей на свою героиню, да и мне хотелось подчеркнуть смену эпох, видоизменяя ее внешность. Для майского бала мы сделали Фелисити прическу в стиле Одри Хепберн. Вообще, у Джейн прическа со временем менялась от более короткой к более длинной. Мы сверялись с фотографиями, чтобы сделать актрису именно такой, какой в то время была ее героиня».

Дальше звезд

Эта история любви началась, как обычный студенческий роман, и превратилась в нечто великое, доселе неизведанное. Сценарист и продюсер Энтони МакКартен отмечает, что «Вселенная Стивена Хокинга» описывает «замкнутый круг, сотворенный самой историей. Наш фильм описывает больше половины жизнь Стивена; то, что мы знаем о нем и Джейн от них самих, – то, как они влюбились, как судьба испытывала их любовь на прочность, как изменялись их отношения с течением времени. Здесь не будет хеппи-энда в классическом голливудском понимании, хотя конец все же счастливый».

Режиссер Джеймс Марш заявляет: «Джейн лишена сантиментов, и мне хотелось снять фильм в достаточной степени откровенный и подробный. Мне не хотелось нарочито стыдливо прятать те сложности, с которыми столкнулся их брак, или депрессию, в которую повергала Стивена его болезнь. Все это помогает понять, почему история любви Стивена и Джейн поражает и вдохновляет».

Продюсер Лиза Брюс резюмирует: «Под микроскоп этих двух невероятных людей попали и любовь, и вселенная. Они нашли ответы, которые всегда искали. Они смотрят на звезды и далеко за пределы вселенной, но при этом не потеряли самих себя».

Добавить комментарий
08.02.2015 22:34
Светлана Сети.ру
О! Это очень интересно! Давно слежу за судьбой и за открытиями этого великого человека. Это гений современности!!! И дай Бог ему жить еще долго и долго... Ведь любовь побеждает все прогнозы врачей. Любовь к жизни... Любовь к женщине...
Добавить комментарий