6 марта 2015 года в российский прокат выходит новый волшебный фильм Disney «Золушка». Одновременно с московской премьерой фильма Disney «Золушка» состоялась и мировая премьера фильма в Лос-Анджелесе. Гостям мероприятия картину представили создатели картины: актеры Лили Джеймс, Ричард Мэдден, Кейт Бланшетт, Холлидей Грейнджер, Софи МакШера, режиссер Кеннет Брана, композитор Патрик Дойл и другие. Специальным гостем премьеры стал знаменитый на весь мир сердитый котик, известный как Grumpy Cat.
А теперь расскажем об особенностях подготовки к съемкам сцены королевского бала, о применении новейших высоких технологий при создании хрустальной туфельки и о том, почему нестареющая сказка о Золушке будет рассказана по-новому.
Наследие классики
О возвращении «Золушки» на большие экраны кинематографисты мечтали много лет. Эпическую сказку, персонажи которой полюбились зрителям всего мира, нужно было представить современному зрителю. Фильм должен был получиться увлекательным и веселым, а персонажи – настолько реалистичными, насколько только было возможно. Кроме того, нужно было сохранить незабываемые элементы анимационной классики.
Кеннет Брана («Гамлет»; «Тор») никогда не планировал снимать сказки. Но, прочитав сценарий Криса Вайца («Мой мальчик»), режиссер решил, что поработать с такой историей будет очень интересно. «Я был поражен глубиной сюжета и почувствовал, что мне близок визуальный стиль, в котором должна была сниматься эта сказка, – говорит Брана. – Это – классическое повествование, главный герой которого отправляется в приключение. Зрители без труда смогут представить себя на его месте. На правах режиссера могу сказать, что работать с такими замечательными историями очень приятно».
Продюсер Дэвид Баррон («Джек Райан: теория хаоса), с которым Брана давно и успешно сотрудничает, считает, что режиссер идеально подходил для этого проекта. «Я работаю с Кенном уже 20 лет и могу с уверенностью сказать, что он – именно тот, кто был нужен для съемок «Золушки», – считает Баррон. – Он увлеченный рассказчик и может сделать правдоподобной любую историю, даже сказку».
Чтобы фильм был понятен и привлекателен для современной аудитории зрителей, необходимо было строить сюжет на двух ключевых составляющих: доброте и сострадании. Продюсеры не сомневались в том, что картина должна получиться невероятно увлекательной, учитывая нестареющий сюжет, исключительно талантливых актеров и добротный сценарий с правдоподобными, колоритными персонажами.
«Нам важнее всего было не слишком стараться переснимать знакомые всем до боли сцены, а преподнести историю в том свете, в котором видим ее сами, – говорит Вайц. – Мы были готовы вместе со зрителями открыть для себя мир волшебства и красоты, в котором главными силами были и остаются доброта и надежда».
Продюсер Эллисон Ширмур («Гордость и предубеждение и зомби») говорит: «Золушка является одним из величайших сокровищ кинематографа. Это потрясающий фильм, и то, что мы взялись его переснимать, накладывало на каждого невероятную ответственность. Но мы все обожаем старый фильм и были настроены отдать ему должное в нашей работе».
Анимационный фильм Disney «Золушка» – очень трогательная история о несчастной девушке, мечты которой волшебным образом сбываются. Картина стала одним из краеугольных камней в богатейшей кинематографической истории Disney. Производственный бюджет фильма составил почти $3 млн и релиз столь затратной картины в то время был сопряжен с большим финансовым риском. Однако опасения были напрасны – картину по достоинству оценили и критики, и зрители. Фильм, вышедший в прокат 15 февраля 1950 года, собрал более $34 млн, утвердив статус компании, как одного из мейджоров киноиндустрии.
Сегодня, 65 лет спустя, «Золушка» стала одним из ключевых брендов Disney. Американский институт кинематографии включил фильм «Золушка» в список «10 величайших анимационных фильмов всех времен».
Ширмур вспоминает, как в детстве смотрела фильм «Золушка» в небольшом кинотеатре на Лонг Айленде, и говорит об этом, как о самом ярком проявлении волшебства в ее жизни. «Меня поразила не столько история о несчастной девушке, которая, вопреки всем превратностям судьбы, осуществляет свои мечты, – говорит она, – а, скорее, тот волшебный мир, в котором она жила, и то, что ее жизнь может кардинально измениться в мгновение ока».
Актуальность и популярность сказки не утратились и по сей день, повороты сюжета и красочные иллюстрации и сегодня помогают эмоционально и психологически развиваться детям всех стран мира. «Золушка» – очень незамысловатая история, которая тронула сердца миллионов читателей.
По словам продюсера Саймона Кинберга («Люди Икс: дни минувшего будущего»), именно незамысловатые истории остаются в памяти практически навсегда. «В них есть что-то фундаментальное, незыблемое, – считает он. – Не важно, сколько раз они повторяются и пересказываются, – истории типа «Золушки» живут сотни, а иногда и тысячи лет».
Сказка была экранизирована в 1950 году, однако, по мнению историков, её главная героиня появилась задолго до этого. Похожий сюжет описывался в египетской сказке «Родопис» греческим писателем Страбоном. Папирус со сказкой датируется первым веком нашей эры. В 1697 году историю переписал Шарль Перро, назвав ее «Золушка или История о хрустальной туфельке». В изданной книге впервые появились Фея-Крестная, тыквенная карета и хрустальная обувь. Эта интерпретация наиболее близка экранизации Disney.
Братья Гримм также взялись переделать историю на свой лад, опубликовав в 1812 году в Германии свою версию «Золушки». Роль Феи-Крестной была отдана волшебной птице. С тех пор классический сюжет неоднократно использовался во множестве печатных изданий, фильмов, телевизионных программ, театральных постановок, музыкальных композиций и живописных полотен.
Кейт Бланшетт («Жасмин»; «Авиатор») признается, что ей всегда нравились сказки, а эта – в особенности, поскольку именно в «Золушке» сложные аспекты нашей жизни объясняются так, чтобы быть понятными детям. «Сегодня есть масса историй, которые дают детям почувствовать себя героями, способными победить все и вся, – говорит актриса. – В таких историях мир представляется совершенным. Сказки типа «Золушки» напоминают нам о том, что мир может быть не настолько дружелюбен, а герою может потребоваться немалая отвага и стойкость, чтобы выжить в таком несовершенном мире».
Вечная история
Сюжет фильма «Золушка» рассказывает историю очаровательной девушки Эллы (Лили Джеймс), дочери торговца. После трагической смерти матери Эллы (номинантка на премию «Золотой глобус»® Хейли Этвелл) ее отец женился повторно. Всячески поддерживая любимого родителя (Бен Чаплин), Элла радушно распахивает двери отчего дома для мачехи (обладательница двух премий «Оскар»® Кейт Бланшетт) с ее дочерьми Анастасией (Холлидей Грейнджер) и Дризеллой (Софи МакШера). Когда же отец Эллы умирает, девушка понимает, что новоиспеченные родственники полны зависти и жестокости.
Вдова относится к падчерице, как к прислуге, вечно перепачканной в золе, – отсюда и произошло прозвище «Золушка». Элла практически теряет надежду, на какие бы то ни было перемены к лучшему. Несмотря на все тяготы, которые обрушиваются на ее хрупкие плечи, Элла никогда не забывает слова, сказанные матерью перед смертью: «Не теряй мужества и будь доброй». Элла не отчаивается и не поддается на провокации тех, кто стремится всеми правдами и неправдами ее обидеть.
Однажды в лесу она встречает и знакомится с очаровательным путником. Девушка не подозревает, что Кит (Ричард Мэдден) не просто состоит при королевском дворе, но на самом деле является принцем. Для Эллы он – просто красивый юноша, в котором девушка чувствует родственную душу. Кажется, что судьба героини может круто измениться, когда дворцовые глашатаи разносят указ Короля (обладатель премий BAFTA® Award и «Эмми»® Дерек Джекоби) о предстоящем грандиозном бале, на который приглашены все девушки королевства. Элла тешит себя надеждой вновь встретиться с очаровательным Китом. Однако у мачехи на этот счет иное мнение – она запрещает падчерице появляться на балу и в порыве гнева рвет бальное платье Эллы.
Тем временем расчетливый Эрц-Герцог (Стеллан Скарсгард), заручившись поддержкой мачехи, разрабатывает коварный план, чтобы помешать встрече Принца и Золушки. Впрочем, как это часто бывает в сказках, на помощь героине приходит волшебство – на авансцене появляется Нищенка (обладательница двух премий «Оскар»® Хелена Бонем Картер), которая при помощи тыквы и нескольких мышей меняет жизнь Золушки раз и навсегда.
В основу фильма была положена классическая сказка «Золушка». В 1950 году Disney познакомила зрителям с рисованными персонажами. Игровой фильм представит полюбившихся героев новому поколению зрителей.
Режиссерское кресло занял пятикратный номинант на премию «Оскар»® Кеннет Брана. Продюсируют картину Дэвид Баррон, Саймон Кинберг и Эллисон Ширмур. Тим Льюис взял на себя обязанности исполнительного продюсера. Сценарий написал номинант на премию «Оскар»® Крис Вайц. В закадровую команду вошли оператор Харис Замбарлукос, получивший три премии «Оскар»® ,художник-постановщик Данте Ферретти, получивший три премии «Оскар»® ,дизайнер костюмов Сэнди Пауэлл, получивший премию «Оскар»®, монтажер Мартин Уолш и двукратный лауреат премии Американской Киноакадемиии Патрик Дойл.
Оживающая сказка
Кеннет Брана по праву считается одним из самых уважаемых кинематографистов на сегодняшний день. Он добивается успеха, с каким бы материалом ни работал – начиная с произведений Уильяма Шекспира и заканчивая героями книг Тома Клэнси и супергероями вселенной Marvel.
Он состоялся не только в режиссерском амплуа, но и как актер, сценарист и продюсер. В 2011 году он сыграл роль сэра Лоуренса Оливье в фильме «Семь дней и ночей с Мэрилин», за которую был номинирован на премию «Оскар»® в пятый раз. Он стал первым в истории актером, который был номинирован на премию в пяти независимых категориях – «лучший актер», «лучший актер в роли второго плана», «лучший режиссер», «лучший сценарист» и «лучший режиссер короткометражного фильма».
Продюсер Эллисон Ширмур говорит: «Кеннет Брана – один из величайших актеров нашего времени, равно как и один из величайших режиссеров. Так что мы с самого начала не сомневались в том, что ему без труда удастся передать всю сложность взаимоотношений, показать все возможные черты характера персонажей и уловить все нюансы сюжета. Кроме того, мы все были поражены тем эпическим визуальным стилем, который Кеннет продемонстрировал в своей картине «Тор». Сочетание всех элементов в одном режиссере нам казалось практически невозможным».
Изначально Брану материал привлек красочностью повествования и интересными, колоритными персонажами. «Любой, кто берется работать с таким материалом, должен понимать, что зрители, скорее всего, знакомы с сюжетом, вне зависимости от их возраста, – отмечает он. – Так что мне, как режиссеру, оставалось лишь постараться преподнести историю о Золушке такой, какой я вижу ее сам. Для меня это стало увлекательным испытанием». «История о Золушке пережила не одно столетие, поскольку рассказывает о человеческих достоинствах и пороках на интуитивно понятном языке, – продолжает он. – Возможность снять такой фильм для Disney с учетом запросов современной аудитории – настоящий подарок судьбы».
Когда Брана и Ширмур начали обсуждать предстоящий проект, режиссер заявил, что ему интересно было бы рассмотреть более подробно психологию персонажей, понять, что каждый из них собой представляет. Кроме того, он хотел снять фильм, в котором супергероем с суперсилой выступала бы доброта. «Я понимала, что доброта – основная черта характера Золушки, – объясняет продюсер. – И все же меня очень интриговала ее способность менять людей, преодолевать трудности и добиваться того, чтобы добро одерживало верх над злом».
«В героине чувствуется какая-то внутренняя сила и чистота, – продолжает Ширмур. – Она довольствуется малым, несмотря на холод, на недоедание, на изоляцию. Элла не ропщет, и в этом ей помогает непоколебимая вера. Жизнь вновь и вновь проверяет ее на прочность, случаются моменты, когда девушка утрачивает веру в светлое будущее, но все равно находит в себе силы вернуться к ней через некоторое время. Она способна изменить не только свою жизнь, но и жизни тех, кто ее окружает».
Сценарий, в котором бы сочеталась эссенция анимационного фильма и адаптация сюжета для современного зрителя, поручили написать Крису Вайцу. Как и Брана, Вайц зарекомендовал себя состоявшимся актером («Чак и Бак»), продюсером («Одинокий мужчина») и режиссером («Лучшая жизнь»; «Золотой компас») и был весьма заинтригован готовящимся проектом. Перед ним открывались перспективы изучить предысторию сюжета и продемонстрировать мотивы, которыми движим каждый из персонажей.
Кинематографисты хотели снять фильм, в котором были бы все элементы классического семейного развлекательного фильма, которыми славен Disney, но при этом учитывали, что современные семьи отличаются от семей Золотой Эры кинематографа. Ширмур объясняет: «Мы рассказываем историю, детально рассматривая это приключение с позиции внутреннего мира каждого из героев и отводя визуальный аспект на задний план. Но, вместе с тем, нам было очень важно, чтобы в сценарии отдавалось должное оригинальному анимационному фильму».
«Мы не стремились переписать классическую версию «Золушки», – утверждает Вайц. – Ее поступки в точности соответствуют тем, которые описаны в сказке. Но современной аудитории было бы очень трудно понять, почему она не сбежала из дома или, скажем, почему не обратилась в органы опеки и попечительства. Нам нужно было продумать, как она ухитрялась сохранять свою доброту, несмотря на все тяготы и лишения, которые выпали на ее долю».
В сценарии есть сцена с маленькой Эллой, ее мамой и папой. Акцент сделан на том, какой удивительной и прекрасной была жизнь девочки в кругу любящей семьи до того, как ее мама умерла. Именно в этой сцене Элла получает первоначальное представление о том, что такое отвага и доброта, которые проявляют ее родители. Девочка сохранила в себе эти качества на всю оставшуюся жизнь.
«Это наследие ее матери, – объясняет продюсер Дэвид Баррон. – Женщина объясняет дочери сложные вещи очень простыми словами, но для Эллы они значат очень многое, поскольку придают ей сил и помогают справиться со всеми неприятностями. Хотя девушка, конечно, и не догадывается, с какими трудностями ей еще придется столкнуться в будущем».
«В анимационном фильме «Золушка» мы не видим матери девочки – о ее смерти сообщает голос за кадром, – говорит Вайц. – Мне показалось важным, чтобы зрители увидели мать Эллы и не только для того, чтобы прочувствовать утрату главной героини фильма, но и затем, чтобы понять, какой дар Элла получила от матери. Нам также хотелось поставить какую-то веху, которая бы напоминала зрителям об этом уникальном даре».
Брана говорит: «У Золушки очень хорошее чувство юмора и весьма взрослое понимание жизни. Она догадывается, что грубость не всегда означает жестокость и еще реже – злость. Она не кажется мне беззащитной жертвой. Она умеет находить смешное во всем. Это качество преподносится, как выражение силы, а не слабости героини».
Баррон добавляет: «В каком-то смысле жизнь Золушки является зеркальным отражением жизни ее мачехи. Они обе потеряли близких, у них обеих разбиты сердца. И именно выбор, который они делают по жизни, столь кардинально отличает одну от другой. Элла могла бы захандрить и озлобиться, как ее мачеха, – у нее для этого были все основания. Но девушка выбрала путь добра, чем еще больше злит свою мачеху».
Еще одной из немаловажных тем, обсуждаемых в сценарии, стал выбор человека, с которым ты готов провести вместе всю жизнь, ведь героям оригинальной сказки такой выбор предоставлен не был. В результате Вайц предложил версию, что Элла и Принц встречаются в начале сказки и не понимают, что созданы друг для друга. Они должны пройти через все тяжкие, чтобы осознать это.
«Принца мы изобразили эдаким бравым офицером, побывавшим на войне, – рассказывает Брана. – Он знает о том, что такое поле боя не понаслышке. Он не отличается гламурным лоском, присущим всем принцам в других фильмах. У нашего героя сформировались четкие философские и политические взгляды на то, как управлять страной. Он окружен людьми, которые считают, что эффективность управления государством кроется именно в военных действиях».
В то же время кинематографистам было очень важно показать, что Золушка и Принц – две родственные души. Они должны были без труда находить общий язык, общаться не только вербально, но и эмоционально. Слишком часто в сказках мужчины отходят на второй план. Поэтому Вайц решил сделать Принца не только красивым и умным, но и внимательным и страстным.
Брана продолжает: «Принц видит в Золушке близкого по духу человека, который, как и он сам, считает, что нет необходимости идти на войну; надо найти в себе мужество быть добросердечным и великодушным и там, где надо, уметь подставить другую щеку. Мы хотели сделать Принца человеком разумным и ранимым, но при этом с отличным чувством юмора. Он – прагматичный реалист в запутанном мире политических интриг. Он должен был во всем быть под стать Золушке, иметь такую же чувственность и понимание ситуации».
Кроме того, в сюжете были определенные отрывочные факты, проливающие свет на историю жизни мачехи и на то, почему она стала такой злюкой. На самом деле, она вовсе не злодейка, корни ее поведения лежат намного глубже того, что видно на поверхности.
Ширмур объясняет: «Зрители увидят, что мачеха также несет бремя потери, собственную скорбь, и у нее тоже разбито сердце. Но она предпочитает бороться со своим состоянием при помощи гнева. Она готова на все, чтобы найти для себя и своих дочерей зону комфорта и укрепиться в ней».
«Наша история происходит в другое время и в другом обществе, – продолжает продюсер. – Тогда женщине не дозволялось самовольно покидать дом, им не нужно было искать работу и заботиться о семье. Только брак мог обеспечить женщину каким-то подобием безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Именно это создавало сложности для главной героини сказки – ее поведение вполне обоснованно».
Мачеха может по праву гордиться тем, что выглядит, как знать, содержит большой дом и воспитала двух дочерей. Но куда более важным для нее является то, что другие думают о ней. Отец Эллы посыпает эмоциональную рану мачехи солью – ведь она понимает, что муж всегда с восхищением будет вспоминать мать Эллы, а не ее. Второй, пусть и призрачный, шанс мачехи обрести счастье проваливается. В то же время она видит, насколько отличается Золушка от ее собственных дочерей, и это злит ее еще больше.
«Мы с самого начала продумывали то, что мачеху и ее поведение как-то надо оправдать, – добавляет Вайц. – Ее гложет собственная боль и ощущение утраты, но при этом она остается очаровательной и соблазнительной».
Мачеха устраивает заговор с Эрц-Герцогом, хитрым и прагматичным советником королевской семьи. Это – еще одно ответвление от сюжета оригинальной сказки, прописанное в сценарии фильма. Эрц-Герцог считает, что брак – не что иное, как деловое соглашение, и Принцу необходимо жениться по политическим соображениям на представительнице королевского рода иного государства. Он искренне полагает, что его долг – помешать Принцу, найти Золушку и обвенчаться с ней. Поэтому сановник и решается пойти на сделку с мачехой.
Сказочные герои
Снимать фильм о Золушке для современной аудитории было, разумеется, непросто. Кинематографисты решили не идти на компромиссы ,и не вносить какие бы то ни было существенные коррективы в сюжет, пытаясь угодить ожиданиям зрителей. У «Золушки» есть свои верные поклонники. Есть и те, которые назубок знают все ключевые моменты легендарного мультфильма Disney.
В первую очередь кинематографистам нужно было найти актрису на роль Эллы, в которой бы сочетались доброта и невинность. Зрители не должны были акцентировать внимание на ее красоте, сосредотачиваясь на перипетиях сюжета. Лили Джеймс, которую телевизионные зрители хорошо знают по роли Леди Роуз из сериала «Аббатство Даунтон», попросту не могла отказать себе в удовольствии сыграть одну из самых узнаваемых и любимых героинь.
Кеннет Брана говорит: «Было невероятно сложно найти девушку, достаточно смышленой и остроумной, резковатой, но не жестокой, с искоркой в глазах, внутренне и внешне красивой. В Золушке в исполнении Лили Джеймс сочетались все эти качества. Зритель помимо своей воли начинает сопереживать героине, что нам и требовалось – вы должны любить ее, вы должны быть на ее стороне. Эта подсознательная привлекательность была для фильма очень важна».
«Мы увидели в Лили все вышеперечисленное, как только она вошла в комнату для прослушивания, – продолжает режиссер. – Очень красивая девушка, чье доброе сердце делает ее красоту доступной и теплой. Мы, не сговариваясь, почувствовали, что она будет отличным другом».
Эллисон Ширмур добавляет: «Лили Джеймс – и есть сама Золушка. Она очень добрая. Она очень любознательная, ей интересны все люди, с которыми ее, так или иначе, сводит жизнь. У нее невероятно большое и любвеобильное сердце. Она – очень красивый, удивительный человек, но ее красота не бросается в глаза».
Продюсер Дэвид Баррон говорит: «Внешне Лили – очаровательное создание с невинными, широко распахнутыми глазками, с радостью познающее окружающий мир. При этом она невероятно умна, непосредственна и эмоциональна. Все эти качества позволили нам сделать Золушку разносторонним персонажем».
Актриса попросту не могла отказаться сыграть одну из самых узнаваемых и любимых героинь. «Мне очень понравилось то, что Кен решил сохранить сказочную магию, которую все мы помним и любим, – признается Джеймс. – Думаю, никто не будет спорить с тем, что сказка о Золушке - особенная, добрая и по-своему уникальная. Нам же представилась возможность создать целый новый мир за гранью сказки, сделать ее более насыщенной и придумать для каждого персонажа историю его жизни». «Сюжет по-прежнему рассказывает о внутренней силе Эллы, – продолжает она, – о том, как оставаться доброй, чистой и позитивной, несмотря на самые жестокие превратности судьбы».
Готовясь к роли, Джеймс старалась вести здоровый образ жизни, ежедневно занималась йогой, чтобы приобрести осанку, грацию и элегантность, которые привлекали к Элле всеобщее внимание. На протяжении шести недель она брала уроки верховой езды и провела впечатляющее исследование таких понятий, как «доброта» и «выдержка» – в этом ей помогли материалы о таких великих лидерах и пацифистах, как Ганди.
«Я старалась, чтобы Элла была настолько реалистичной, насколько только возможно, – говорит актриса. – Но при этом мне не хотелось, чтобы кому-то показалось, будто у нее вовсе нет недостатков. Я опасалась, что зрители не смогут соотносить себя с моей героиней только потому, что она – само совершенство».
Ричард Мэдден охотно согласился сыграть непростую роль Принца. По сценарию, вначале он представляется Элле пажом, не рискуя выдать свое истинное происхождение, – боится отпугнуть девушку. Актер, сыгравший роль северного короля Робба Старка в популярном сериале канала HBO «Игра престолов», признается, что к его удивлению Принц в сценарии не был описан ветреным, однобоким персонажем, каким многие его запомнили по анимационному фильму. Напротив, зрители без труда поверят, что в такого Принца Золушка запросто могла бы влюбиться.
Мэдден говорит: «Мы с Кеном несколько раз беседовали о том, по каким правилам живет современная молодежь, и о том, как подростки относятся к традиционному мировоззрению своих родителей. Принц стремится сделать жизнь в королевстве лучше, при этом у него есть свои свежие идеи и своя философия, свой взгляд на то, как добиться того или иного улучшения».
Ширмур говорит: «Кен всегда прислушивался к идеям своих коллег. Он – режиссер, о котором можно только мечтать. Для всех на съемочной площадке он был настоящим единомышленником и помощником. Он без устали работает с актерами, уделяя им, столько времени, сколько требуется, чтобы сцена была сыграна правильно. Он сам актер и отлично понимает, что это такое – работать на камеру».
На всем протяжении фильма зрители будут наблюдать, как меняются отношения Короля и Принца. Юный наследник трона на глазах превратится из мальчишки в мужчину, который возглавит королевскую семью. Мэдден объясняет: «Отец моего героя – Король в более традиционном понимании. Он хочет всего самого наилучшего для своего сына и для своего королевства. Но отец и сын по-разному смотрят на вещи. Конечная цель у них одна и та же, а вот средства достижения – разные».
«Эту мысль очень важно донести до современного зрителя, – продолжает актер. – Если на авансцене появляется молодежь, переоценивает ситуацию и предлагает решить проблему иначе, чем было заведено у старшего поколения, можно буквально горы свернуть».
О героине Лили Джеймс Мэдден говорит: «В их отношениях с моим персонажем будет много юмора, несмотря на то, что действие фильма происходит в Средневековье. Благодаря стилю их общения фильм получился достаточно современным».
Джеймс рассказывает: «На самом деле, Принц многое узнает из разговора с Золушкой. Наши персонажи были очень искусно прописаны, ведь моя героиня ухитряется задеть Принца за живое настолько, что он передает суть разговора Королю».
«И Лили Джеймс, и Ричард Мэдден отлично сыграли свои роли, передав все нюансы и глубину характеров их персонажей, то, как они преподносят себя, как мыслят, – говорит Брана. – Зритель обязательно почувствует все это, а гармоничным дополнением образам станет солидная толика юмора и чувственности».
Когда настала очередь подбирать актрису на роль самой страшной в мире мачехи, кинематографисты были убеждены, что именно Кейт Бланшетт сможет сыграть роль, избежав излишнего гротеска и комичности. Актриса была номинирована на «Оскар»® шесть раз, причем пять раз сыграла реальных персонажей – королеву Елизавету I в фильмах «Елизавета и Золотой век»; Кэтрин Хепберн в фильме «Авиатор»; Боба Дилана в фильме «Меня там нет» ; и Шебу Харт в фильме «Скандальный дневник». Бланшетт сыграла элегантную вдову, которую потрепала жизнь и которая мстит Элле за утраченную молодость, красоту и очарование.
«Мне очень импонировало то, что некой суперсилой в этой истории является доброта, – говорит Бланшетт. – У меня три сына, так что я знаю практически все о супергероях и их невероятных возможностях. Тем интереснее мне было сниматься в фильме, в котором главной героиней, наделенной невероятными способностями, была женщина».
Кинематографисты не хотели, чтобы мачеха была совсем уж отвратительной. Бланшетт сделала свою героиню остроумной и эмоциональной, обозначив боль, которая гложет ее изнутри, лишь некоторыми нюансами характера.
«Мы хотели показать зрителям, что персонаж движим вполне реальными и объяснимыми мотивами, – говорит Брана. – Например, она хочет пожить богато, потому что была лишена этой возможности, хочет счастья для своих дочерей. Хотя, скажем прямо, способы достижения этих целей у нее весьма необычные и даже чрезвычайные».
Шермур добавляет: «У мачехи изредка случаются моменты затишья. Однако даже в эти моменты Кейт ухитрялась показать, что вся жизнь ее героини отягощена разбитыми мечтами».
«Кейт – величайшая актриса и без труда смогла показать характер мачехи с разных сторон, – говорит Брана. – Она очень красива, но держит себя очень напыщенно и всегда что-то замышляет. Мачеха в исполнении Кейт страшна, страстна, невероятно умна и смертельно опасна». «Наша версия сказки выгодно отличается от других экранизаций, – продолжает он. – Мы не только рассказали предысторию мачехи, но и пригласили на роль такую уникальную актрису, как Кейт. Я считаю, что современный зритель это оценит».
Бланшетт была рада сыграть столь колоритную героиню, но признается, что старалась не перегнуть палку с экстравагантностью, как это нередко бывает в экранизациях сказок. Брана хотел, чтобы она нашла какую-то золотую середину, что, как выяснилось на съемках, было не так просто.
«Не существует идеального зла… каждый поступок обусловлен той или иной целью, – считает Бланшетт. – Мачеха – наглядный пример искаженного добра: под влиянием обстоятельств добро может превратиться в зло. Мне было очень интересно понаблюдать за тем, как и почему осуществляется эта метаморфоза».
«Отрывочные сцены фильма показывают, что эта женщина изо всех сил старалась начать жизнь заново, – продолжает она. – Именно поэтому она завидует теплым отношениям, которые связывают ее нового мужа и его дочь. Мачеха уже не столь красива и не столь добра, как Элла. Когда отец Эллы умирает, у мачехи появляется еще больше поводов для злобы – финансовые трудности, паника, та же зависть. Все это вкупе делает ее настоящей злыдней».
Фея-Крестная – несколько эксцентричная особа и один из самых любимых персонажей сказки. Ширмур говорит: «Героиня анимационного фильма знакома практически всем. Но попытка воссоздать ее образ, особенно без легендарных песен, была бы обречена на неудачу. Поэтому мы решили акцентироваться на тех качествах, за которые поклонники сказки любили Фею-Крестную».
Кинематографисты стремились сделать так, чтобы героиня не казалась слишком уж совершенной и елейной, но при этом зрители не должны были сомневаться в том, что у нее есть магические силы. Хелена Бонем Картер не только справилась с поставленной задачей, но и привнесла в характер персонажа что-то свое.
Актриса сыграла множество самых разноплановых ролей – от целомудренных персонажей в исторических драмах (Люси Ханичерч в фильме «Комната с видом» и леди Джейн Грэй в фильме «Леди Джейн») до мрачных и коварных героинь (Беллатриса Лестрендж в фильмах франшизы «Гарри Поттер», Красная Королева в фильме «Алиса в стране чудес» и миссис Лаветт в фильме «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»). Ей было очень интересно работать на съемках, особенно учитывая то, что режиссер давал ей полную свободу для творческой реализации.
«У меня появилась невероятная возможность заново открыть Америку, поскольку ни у кого из зрителей или читателей не было представления, как Фея-Крестная могла бы выглядеть в жизни, – говорит Бонем Картер. – Было очень забавно представлять, как она стала такой, какой она показана в фильме. В каком-то смысле моя героиня была дизайнером, поскольку она создает некоторые предметы, помогающие Золушке попасть на бал. Фея сама наколдовывает платье и туфельки, наряжает лакеев и подготавливает транспорт». «К вопросу о том, почему она выбрала для кареты именно тыкву, – продолжает актриса, – я думаю, что это произошло по чистой случайности. То есть, возможно, Фея искала взглядом что-то другое, например, арбуз, но взгляд упал именно на тыкву. Возможных вариантов бесчисленное множество, а мне, как актеру, нравится продумывать предыстории своих персонажей».
Крис Вайц охотно согласился расширить эту роль в сценарии. Так появился новый персонаж – Нищенка, которую также играет Бонем Картер. Именно ее встречает Элла, и лишь после того, как девушка проявляет свою доброту, Нищенка превращается в Фею-Крестную. Сценарист попытался написать реплики, которые бы соответствовали стилю игры актрисы. «С одной стороны, Хелена хотела, чтобы ее героиня была очень похожа на ту Фею-Крестную, которую помнят зрители анимационного фильма, – говорит Вайц. – С другой стороны, персонаж должен был быть комичным, во всяком случае, в той степени, в которой шутит героиня актрисы».
«Я подумала, что будет интересно, если Фея-Крестная не будет профи буквально во всем, – рассказывает актриса. – Я решила, что она, возможно, слишком устала, поскольку работает без выходных и перерывов на обед, и может иногда допускать ошибки. Скажем, она со своей подопечной ухитряется опоздать на балл. Фея невероятно стара и периодически что-то забывает. Однако старческий склероз делает ее еще более очаровательной».
Брана добавляет: «Не помню, где именно, но об оригинальной Фее-Крестной я как-то прочитал, что она находится в «благодушной прострации». Действительно, рисованная Фея пребывала в некотором отрешении. Хелена передала это состояние просто идеально».
«В ее исполнении героиня получилась очень одухотворенной и остроумной, но не всегда способной совладать со своей магией, – продолжает режиссер. – Она бесконечно предана Золушке и относится к девушке с истинно материнской любовью. Она – действительно приходится Элле крестной, поэтому забота и внимание вполне очевидны и объяснимы».
«Не может быть никаких сомнений в том, что Фея-Крестная любит Золушку, – добавляет Баррон. – Но это не мешает ей быть грубоватой и подшучивать над девушкой. А с учетом того, что у нее не все получается (можно сказать, что она – Фея-стажер), ситуации возникают очень смешные».
Еще две запоминающиеся героини из анимационного фильма – грубые и невоспитанные сводные сестры Золушки, Анастасия и Дризела. Их роли сыграли Холлидей Грейнджер (мини-сериал «Бонни и Клайд») и Софи МакШера («Аббатство Даунтон»). Обе эти роли также были серьезно проработаны сценаристами, но по-прежнему остались комичными.
«Сводные сестры Золушки – недалекие и вызывающие жалость создания, – рассказывает Ширмур. – У них нет ничего за душой, ни уважения, ни способности видеть красоту в чем бы то ни было, кроме самих себя. Все, о чем они могут думать, – о том, чего хотят получить, и о том, чего у них пока нет».
«Героини уродливы внутри, – продолжает продюсер. – Они привлекательны, но не имеют ни малейшего представления о чувстве меры, особенно в отношении причесок, макияжа и пышности платьев. Они обращают внимание лишь на то, что нужно им самим, совершенно не задумываясь о том, что может быть нужно окружающим. И это, пожалуй, самая мерзкая черта характера, присущая сестрам».
Грейнджер говорит: «Анастасия – младшая из сводных сестер Золушки. Она не расстается с Дризеллой так, словно они – сиамские близнецы. Они практически беспомощны и постоянно цепляются за материнскую юбку. Ничего удивительно в том, что у них нет никакого чувства собственного достоинства. К несчастью, свой дурной нрав они привыкли выражать завистью по отношению к Золушке. Однако не их вина в том, что они выросли непривлекательными, бесталанными и незавидными невестами».
«Разумеется, наши героини злые, – утверждает МакШера, – но кажутся настолько нелепыми, что иногда поневоле испытываешь к ним сожаление».
Нельзя сказать, что Золушка питает негативные чувства к сестрам, она не способна ненавидеть. Но она вне всяких сомнений не понимает их. «Мне кажется, она их чуточку жалеет, – говорит Джеймс. – Для нее, очевидно, что они несчастливы и крайне эгоистичны. Но иногда они кажутся ей очень смешными».
Кинематографистам было очень важно, чтобы зрители воспринимали сестер, не только как некую злую и мерзкую силу. Девушки должны были быть достаточно убедительны в этих амплуа. На съемочной площадке Брана поощрял импровизации Грейнджер и МакШера, надеясь на то, что у актрис появятся правдоподобные сестринские взаимоотношения.
Бланшетт говорит: «У Софи врожденный талант комика, и она, и Холлидей держались на съемочной площадке очень непринужденно. Настолько, что мы невольно начинали сами верить в то, что Анастасия и Дризелла считают себя самыми красивыми девушками на свете. Вне зависимости от пышности нарядов, они никогда не переигрывали. Они нашли идеальный баланс и умело удерживали его во всех сценах».
На роль Короля, отца Принца, Брана пригласил человека, с которым работал уже не раз, – британского актера театра и кино Дерека Джекоби, который помогал Бране, когда тот был еще совсем юным актером и дебютировал в «Гамлете». Много лет спустя ученик и наставник поменялись местами – Брана занял режиссерское кресло, а Джекоби сыграл в его фильме «Генрих V: битва при Азенкуре».
Джекоби говорит: «Мы с Кеном знакомы с 1979 года. Я тогда играл Гамлета в театре Old Vic, а он был студентом Королевской драматической академии и брал у меня интервью для студенческого журнала. После окончания учебы он с помпой дебютировал на сцене, а нашу дружбу мы сохранили на много лет».
О своей роли Джекоби рассказывает: «Король вполне традиционен в том плане, что хочет, чтобы его сын унаследовал мирное и безопасное королевство. Для осуществления этого плана юному Принцу нужно, удачно жениться. Зрители поймут, насколько доверительные отношения связывают отца и сына, когда Принц рассказывает Королю о том, что хочет жениться на обычной сельской девушке, с которой случайно встретился в лесу. Выясняется, что Король любит сына настолько, что говорит: «Что ж, и такое бывает. Я доверяю тебе. Я считаю, что тебе надо следовать зову своего сердца».
«Король понимает, что любовь, доброта и мужество – качества не менее ценные, чем земля, солдаты и благородство, – продолжает актер. – В кульминационной сцене фильма Золушка спешно покидает королевский дворец, поскольку приближается полночь. Она сталкивается с Королем, и, не успев извиниться, говорит ему о том, какой замечательный у него сын, и как Принц любит своего отца. Мне кажется, именно в ту минуту Король понимает, что возможно брак с этой девушкой – далеко не худшее, что случалось с его сыном».
Стеллан Скарсгард («Девушка с татуировкой дракона») играет роль Эрц-Герцога, который заботится о международных отношениях королевства, включая заключение договоров, которые пойдут на благо государства. Скарсгард объясняет: «Он очень прагматичен и считает абсолютной глупостью догму, что все должны жениться и выходить замуж по любви. По его мнению, даже принцы не имеют на это права».
Баррон рассказывает: «Между Эрц-Герцогом, Принцем и Королем сложились непростые взаимоотношения. Каждый из них стремится сделать все, что может, для королевства. Но у них кардинально различные точки зрения на вопрос благосостояния государства и на способы его достижения». «Эрц-Герцог не только пытается манипулировать Принцем, – продолжает продюсер, – он искренне верит, что делает доброе дело для всей нации и готов пойти на все, чтобы отстоять свои убеждения».
Завершают список актеров Нонсо Анози («Джек Райан: теория хаоса») в роли Капитана, советника и лучшего друга Принца; Бен Чаплин («Отсчет убийств») в роли отца Эллы; и Хейли Этвелл («Первый мститель: другая война») в роли матери Эллы.
Создание магии на экране. Тридевятое королевство
Съемки фильма «Золушка» начались летом 2013 года в павильонах английской студии Pinewood Studios и на различных натурных площадках в Англии. На ранних стадиях работы над фильмом кинематографисты решили, что сказка не будет привязана к конкретному временному периоду. Это давало определенную свободу действия съемочной группе. Художники, декораторы и дизайнеры могли вдоволь пофантазировать, чтобы создать уникальный мир в неком магическом времени и пространстве.
«На съемках фильма «Золушка» использовались очень красочные и масштабные декорации, – говорит Кеннет Брана. – Разумеется, мы хотели оправдать ожидания зрителей. Больше того, мы старались сделать все еще более величественным и впечатляющим, уникальным и неповторимым».
Именитый художник-постановщик Данте Ферретти, работавший с такими легендарными режиссерами, как Федерико Феллини, Мартин Скорсезе, Франко Дзеффирелли и Френсис Форд Коппола, провел невероятное по масштабу исследование, готовясь к съемкам. В работе Ферретти использовал различные архитектурные стили из разных эпох и локаций, по большей части – элементы североевропейской архитектуры XVI, XVII и XVIII веков.
«Кен хотел, чтобы визуально фильм отсылал зрителя в XIX век, что дало нам возможность использовать и более ранние архитектурные стили в дизайне декораций, – объясняет Ферретти. – Персонажи живут в зданиях, выстроенных за несколько сотен лет до событий, описываемых в фильме. Так что я решил сделать акцент на магическом, впечатляющем стиле барокко. Моей целью было создание локаций, основанных на историческом реализме с фантастическими элементами. Мне хотелось добиться эффекта, чтобы атмосфера нового мира была и правдоподобной, и мистической в одно и то же время». «Я помню, как родители водили меня в кинотеатр на «Золушку», – продолжает он. – Я тогда был совсем маленьким и жил в итальянском городе Мачерате. Когда мне представилась такая возможность, я пересмотрел мультфильм – настолько он мне понравился. Картина перенесла меня в другой мир с замками, бальными залами и длинными, извилистыми лестницами».
Брана хотел, чтобы ни у кого из зрителей не осталось иллюзий в отношении того, что королевство действительно было волшебным. В таком государстве никто не удивится, если перед ним вдруг возникнет Фея-Крестная. При этом режиссер настаивал на том, чтобы все локации выглядели настолько правдоподобно, насколько это только было возможно.
Среди площадок, которые разработал и создал Ферретти, были экстерьер королевского дворца (массивной постройки с длинными лестницами, удивительными по красоте садами и резными фонтанами); дом, в котором прошло детство Эллы; и, конечно же, дворцовый бальный зал, где Элла производит настоящий фурор своим появлением и танцует с принцем.
По словам Саймона Кинберга, на съемках большинства подобных фильмов такой зал создавали бы при помощи компьютерной графики, но только не этот. «Данте и Кену было очень важно видеть этот зал, играющий чуть ли не ключевую роль в истории о Золушке, в натуральную величину, – объясняет продюсер. – Сейчас я могу сказать, что эта площадка стала одной из самых величественных в истории кинематографа и действительно казалась настоящей».
«В своем воображении я представлял старую Европу и понимал, что архитектура того времени будет отлично сочетаться с историей и колоритными персонажами, – говорит Ферретти. – Я сосредотачивался на реализме, мне всегда нравилось создавать декорации, которые можно было потрогать. Да и актерам, думаю, намного приятней работать в реальных интерьерах и экстерьерах, чем на фоне хромакея. Это помогает им вжиться в образ».
Брана и Ферретти несколько раз обсуждали будущий фильм и пришли к соглашению, что надо сделать выбор именно в пользу реальных декораций, чтобы каждая из локаций была выстроена либо в павильоне, либо на натурной площадке. Ферретти заручился поддержкой коллеги по цеху, декоратора Франчески Ло Скьяво, с которой он работает уже 30 лет.
Художник-постановщик рассказывает: «Я делаю наброски, а Франческа просматривает их, чтобы убедиться в том, что все детали аккуратно прорисованы. Впрочем, мы не стремились к тому, чтобы все выглядело слишком уж идеальным, поэтому иногда позволяли себе едва заметные, но намеренные огрехи в дизайне, чтобы здания казались более реалистичными».
Ричард Мэдден говорит: «Декорации в фильме столь же характерные, как и персонажи. Это помогало развить сюжет – с одного взгляда было ясно, что за человек может жить в том или ином доме. С одной стороны, декорации помогали зрителю многое понять, с другой – вдохновляли актеров. Любой актер вам скажет, что при работе в таких декорациях и актерская игра становится более реалистичной, какой-то особенной, запоминающейся».
Заколдованный королевский бал
Готовясь к съемкам сцены королевского бала, Кеннет Брана хотел видеть на площадке самый величественный зал, какой только можно себе вообразить. Декорации выстроили в знаменитом павильоне 007 на территории Pinewood Studios, самом крупном павильоне в Европе. За много лет здесь снимались сотни масштабных фильмов.
О своем первом впечатлении о масштабах площадки Эллисон Ширмур говорит: «Я была поражена обширностью павильона. На самом деле, это огромная цементная пещера размером в несколько футбольных полей. Данте Ферретти спроектировал и выстроил трехэтажную комнату, которая заняла практически все пространство павильона, и превратил его в самый величественный бальный зал, подвластный воображению. Когда идешь по этой площадке, чувствуешь, что попала в сказку».
«Дворец должен был быть волшебным, – объясняет Ферретти. – Я обратился к французской архитектуре, таким зданиям, как Лувр, Государственная парижская опера и отель Субиз, каждый из которых украшают длинные лестницы. Мы начали именно с лестниц, а затем пристраивали к ним все остальное, включая главный вход в виде большой арки с фонтаном».
Ферретти и его команда создали огромный бальный зал – 45 метров в длину, 32 метра в ширину и 9 метров в высоту. Интерьер был очень богат – огромные лестницы, которые спускались к танцевальной площадке, мраморные полы и стены, золотые статуи, тысячи цветов, декоративные фрески и канделябры, а также занавеси, на пошив которых ушло 1,8 километра ткани.
Свое место в бальном зале нашли и 17 огромных канделябров, сделанных на заказ в Италии. В них горело около 5000 масляных светильников, каждый из которых зажигался вручную. Канделябры освещали коридор, который вел в бальный зал, и саму комнату. Учитывая то, что массивные элементы декора обязательно бросятся в глаза зрителям, Франческа Ло Скьяво хотела, чтобы канделябры были безупречны. В итоге их изготовили на заказ в Венеции, что делает каждый настоящим произведением искусства.
«Один из кульминационных моментов в фильме, когда Элла входит в бальный зал, и этот момент должен был быть величественным во всех отношениях, – говорит Брана. – Сцена должна была быть хорошо освещена, но не слишком. Когда мы снимали сцену, и Лили вошла в зал, я понял, что это – один из самых волнительных и красивейших дней во всей моей карьере. Даже вечно хмурые такелажники и славящиеся цинизмом гримеры не могли сдержать слез».
Лили Джеймс соглашается с режиссером: «Трудно описать свои чувства, когда впервые попадаешь на эту площадку. Бальный зал – одно из величайших проявлений волшебства, с которыми я когда бы, то ни было сталкивалась. Когда я вошла и поняла, что все взгляды были прикованы ко мне, меня обуял ужас. И сейчас я понимаю, что для меня это действительно была самая волнительная минута на съемках этого фильма».
Кейт Бланшетт добавляет: «Когда я попала на площадку бального зала, мне пришлось поднимать челюсть с пола… Казалось, что из черно-белого кино я внезапно оказалась в цветном, но вместе с тем перенеслась на несколько столетий назад во времени. Когда Золушка и Принц начали танцевать, я растрогалась до глубины души».
«У Данте отлично развито чувство меры и стиля – его декорации не слишком бросаются в глаза, не кажутся излишне бледными или слишком вычурными, они и неприхотливые и гламурные одновременно, – считает Брана. – В бальном зале нашлось свое место всему, что только можно себе вообразить. Он стал эссенцией многих других бальных залов Вены, Парижа и Лондона, оставаясь уникальным и неподражаемым».
Дом,милый дом
Помимо дворца и бального зала, Данте Ферретти и его команда выстроили экстерьер семейного дома Эллы в местечке под названием Черный Парк, в пригороде Уэксама, графство Букингемшир (неподалеку от студии Pinewood). Помимо дома на натурной площадке построены конюшни, фонтан и теплица в саду.
«Это было завораживающее зрелище, – вспоминает Лили Джеймс. – Луг, усеянный высокими дикими цветами самых разнообразных оттенков, цветочная пыльца повсюду, под ногами снуют овцы и гуси, неподалеку пасутся лошади».
Интерьер дома, включая спальни, рабочий кабинет отца и чердак, на котором спала Элла, был выстроен в павильонах, как и точная копия экстерьера дома. «Мы решили, что интерьер дома должен быть очень красочным, чтобы он был похож на сказочный, – говорит Ферретти. – Обои во всем доме, которые были разработаны и напечатаны на заказ, напоминали городской стиль оформления интерьера, а обои в кабинете отца относились к восточной культуре. Отец был торговцем, поэтому мы заставили его кабинет различными предметами, которые он мог привозить из странствий по свету».
«Мы хотели, чтобы дом Эллы оставлял приятное ощущение теплоты, семейного очага, – объясняет Кеннет Брана. – Он был своеобразным символом того, в какой атмосфере может жить счастливая семья. Сами же мы убедились в том, как постройка может превратиться в дом после украшения командой Данте».
«Мы сняли масштабный фильм с гигантскими площадками и декорациями, и мне, как актеру, реальные локации очень помогли, – добавляет Хелена Бонем Картер. – Нередко я работала на фоне хромакея, когда мне приходилось в буквальном смысле представлять все, что происходит вокруг. Когда же я могла видеть сад и дом Эллы на заднем плане, мне было гораздо проще вжиться в образ моей героини».
Костюмы
Не меньшее значение придавалось работе над костюмами. Это сложное задание взяла на себя дизайнер по костюмам Сэнди Пауэлл. Она создавала впечатляющие гардеробы для актеров множества фильмов, начиная с картин «Жестокая игра»; «Вдали от рая»; и «Орландо», и заканчивая получившими премию «Оскар»® фильмами «Молодая Виктория»; «Влюбленный Шекспир»; и «Авиатор». Много лет она специализировалась на мужских костюмах для мужских фильмов. Тем приятнее для нее было поработать на съемках картины, в которой ключевые роли играли женщины.
Было очень важно, чтобы костюмы гармонично сочетались с декорациями, поэтому Пауэлл много работала с художником-постановщиком Данте Ферретти. К счастью, они находились в одной студии во время подготовительного периода и могли без труда ежедневно обращаться друг к другу за помощью и советом.
Пауэлл начала делать выкройки по иллюстрациям классической сказки за два года до начала работы над фильмом. Она решила, что будет интересно попробовать сделать некое подобие костюмов моды 1940-х, которые могли бы носить в XIX веке. К своей работе она подошла с таким настроем, будто создавала красочную книжку или сборник сказок для детей: костюмы были очень яркими и цветастыми, без труда определяющими, какой из персонажей добрый, а какой – злой».
«Когда я берусь за работу над костюмами для фильма, у меня поначалу просто глаза разбегаются, поэтому надо очень тщательно вчитываться в сценарий, – говорит Пауэлл. – Работать над нарядом, который никто не увидит, не интересно, а делать костюм, который слишком уж будет выделяться на общем фоне, преступно. Мне хотелось, чтобы вся одежда была выполнена в стиле «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве». А раз уж это была сказка, ни в какие четкие рамки себя можно было не загонять».
«События истории можно датировать примерно 1830 годом, – продолжает она, – но всегда приятно иметь полный карт-бланш на пошив тех костюмов, которые лучше подойдут тому или иному персонажу. Существует множество различных стилей, и каждый из них по-своему влияет на персонаж, его поведение, восприятие и взаимосвязь с другими героями».
Еще до начала работы Пауэлл внимательно пересмотрела оригинальный анимационный фильм, но только из любопытства, отнюдь не ища вдохновения. Когда же она приступила к дизайну одежды, она не могла не отметить определенные сходные черты с теми костюмами, которые носили анимационные персонажи. «Картинки из мультфильма настолько сильно отпечатались в моей памяти, что я буквально не могла выкинуть их из головы», – признается она.
Повседневную одежду Эллы Пауэлл не хотела делать из лоскутного тряпья, хотя именно такой главную героиню запомнили зрители анимационного фильма. Вместо этого дизайнер нарядила Лили Джеймс в платье, которое Элла могла носить в те счастливые времена, когда еще был жив ее отец. Хлопчатобумажное платье голубого цвета было сделано наподобие тех, которые носили в 1920-х. На платье были нашиты большие розовые цветки, которые практически терялись в складках. Вместо того ,чтобы превратить платье в лохмотья, дизайнер решила, что наряд должен выглядеть блеклым и поношенным.
Только на подготовку к работе над платьем, в котором Золушка появляется на королевском балу, у Пауэлл и ее команды ушло несколько месяцев. За это время они перебрали массу выкроек, сделали сотню примерок и подгонов. В частности актрисе приходилось демонстрировать наряды в движении и танце. «Героине приходилось не только танцевать, но и убегать с бала по огромной лестнице, – объясняет дизайнер. – Платье сшито с таким расчетом, чтобы казаться пышным, но на самом деле быть очень удобным и сбалансированным. Платье оказалось даже не настолько тяжелым с учетом посадки на теле и поддержки многочисленными нижними юбками. В нем было на удивление легко двигаться. Это было, конечно, не самое изысканное и богатое платье на балу, но Золушка в нем выгодно выделялась на фоне остальных гостей».
Самыми главными качествами бального платья Золушки Пауэлл назвала яркий оттенок и простоту, а также легкость, несмотря на то, что оно казалось огромным. Для этого дизайнер воспользовалась несколькими слоями тончайшей материи, каждый из которых был окрашен в свой оттенок синего цвета. Сложенные воедино, они создавали иллюзию голубизны переходящей в сирень. «Тонкий материал сослужил нам хорошую службу, – утверждает Пауэлл. – Платье обтекало героиню во время движения. Лили становилась в нем очень изящной, что очень контрастировало с тем, какой она предстает в начале фильма. Мне хотелось, чтобы Золушка на балу казалась очаровательной акварелькой, от которой невозможно оторвать взгляд».
И без того хрупкий стан Лили Джеймс подчеркивал корсет. С его помощью контраст между 55-сантиметровой талией и пышным подолом платья только усиливался. При этом Пауэлл целенаправленно решила исключить из аксессуаров ювелирные украшения и тиару, чтобы Золушка выделялась не только красотой, но и простотой. «Золушка завоевывает сердце Принца своей честностью и добротой, и я хотела это подчеркнуть в ее наряде», – объясняет дизайнер.
Затем Пауэлл пришла в голову мысль украсить платье маленькими бабочками, которые садятся на ткань, после того, как Фея создает наряд. Они послужили своеобразным украшением платья. В итоге было сшито девять различных вариантов бального платья Золушки. На каждое из них ушло более 246 метров ткани (включая несколько нижних юбок), более 10 000 кристаллов от Swarovski и почти 5 километров ниток.
«Когда я впервые увидела платье Золушки в офисе Сэнди Пауэлл, у меня дыхание перехватило, – признается Эллисон Ширмур. – Она предложила мне его потрогать, а я в ужасе посмотрела на нее, не решаясь дотронуться до такой красоты. Потом все же решилась – платье на ощупь напоминало струю ветерка. Наверное, такими будут облака, если попытаться взять их рукой. Вместе с тем, я понимала, что на пошив наряда ушло множество метров материи».
Работать над костюмами злой мачехи Пауэлл, по ее собственным словам, было на порядок интересней. Кейт Бланшетт первой утвердили на роль, поэтому у дизайнера было некоторое время на размышление о том, как сделать образ персонажа незабываемым. Ранее Пауэлл работала с Бланшетт на съемках фильмов «Авиатор» Мартина Скорсезе и «Кэрол» Тодда Хейнса.
Героиня Бланшетт в сценарии описывалась красавицей (или, во всяком случае, бывшей красавицей), поэтому Пауэлл решила продемонстрировать это в ее нарядах. Дизайнер решила наглядно продемонстрировать зрителям, что все сбережения отца Золушки мачеха и ее дочери пустили на экстравагантные платья и баснословно дорогие украшения.
«Мне хотелось показать мачеху самой страшной женщиной, какую только можно себе представить, – говорит Пауэлл. – У Кейт отличная осанка, любой наряд сидит на ней замечательно. Для дизайнера это самая настоящая мечта. Кейт – одна из величайших актрис среди всех, с кем мне довелось работать. По пальцам можно пересчитать тех актеров, на которых любой костюм будет смотреться идеально, и Кейт – одна из них».
«Мы с Сэнди черпали вдохновение в фотографиях таких легенд экрана 1940-х, как Марлен Дитрих и Джоан Кроуфорд, красотой которых мы восхищаемся по сей день, – вспоминает Бланшетт. – В них чувствуется какая-то необъяснимая загадка и опасность, особенно если свет поставлен соответствующим образом».
Пауэлл добавляет: «У Кейт замечательная фигура. Я использовала цветовую палитру драгоценных камней и много черного цвета. Она выглядела очень красивой, но в образе также присутствовал намек на то, что в общении с ней можно и уколоться, и обжечься». Дизайнер также разрабатывала всю обувь, которую носила мачеха. Туфли были сшиты на заказ Сальваторе Феррагамо.
Сводных сестер Золушки нарядили в роскошные платья (и не в лучшем смысле этого слова, может быть, чересчур роскошные). И в этом случае Пауэлл вновь преследовала определенную цель. «Наряды у сестер были очень яркими, красочными, слишком много аксессуаров было пришпилено к ткани, – рассказывает она. – Выглядели они очень неуклюже и безвкусно».
Вся идея состояла в том, чтобы показать, что героини красивые снаружи, но злые и гадкие внутри. Для того, чтобы продемонстрировать истинную сущность героинь, Пауэлл было достаточно показать недостаток у сестер интеллекта. «Я решила нарядить их в одинаковые платья, как Дисней в свое время поступил с героинями мультфильма, – говорит она. – Они похожи на подружек, которые отправляются в магазин и покупают одни и те же вещи, но разных цветов, или на близнецов, которых одевают в одну и ту же одежду разных расцветок, чтобы отличать одного от другого.Как правило, я делала из них разряженных кукол, используя самые дешевые материалы, какие мы только могли найти, лишь на один шаг отдаляясь от полнейшей визуальной несуразицы. Это не только подчеркивало их «индивидуальность», но и позволяло зрителю сконцентрировать внимание на мачехе».
По словам дизайнера, Принц был максимально похож на свой анимационный прототип, более чем кто бы то ни было другой. По сценарию он должен был быть отважным и красивым. Никаких сомнений в том, что его костюм должен был состоять из мундира, а на балу он появляется в белоснежном кителе (в таком наряде на балу он, разумеется, оказывается один). Пауэлл использовала различные оттенки синего в одежде Принца, чтобы подчеркнуть голубые глаза Мэддена. Вообще, цвета одежды были не насыщенные, а приглушенные; превалировали синий, зеленый и белый. Поскольку Принц воевал, у него был военный мундир, хотя исторически это было не вполне достоверно. Узкие белые галифе со свободными коленями были бы более реалистичны, но Пауэлл решила, что облегающие брюки будут на Принце смотреться более выгодно.
Дизайн гардероба героини Хелены Бонем Картер оказался не настолько простым, ведь только в фильме она появляется в двух диаметрально противоположных амплуа, каждое из которых могло быть абсолютно любым. Пауэлл решила начать с одежды Нищенки, которая обращается к Золушке после того, как мачеха испортила выходное платье девушки.
«Я не хотела одевать Нищенку, так, как это обычно происходит в фильмах, – в обноски и шерстяной плащ с капюшоном, – говорит дизайнер. – Мне показалось, что будет более интересно, если костюм будет похожа на кору деревьев – ведь Нищенка появилась из леса».
Что же касается Феи-Крестной, то Пауэлл хотелось претворить все девичьи мечты в реальность и показать удивительное существо, светящееся и буквально пропитанное магией. Дизайнер сшила белое платье с серебряными крыльями, на которое ушло около 120 метров материи, 10 000 кристаллов от Swarovski и 400 миниатюрных светодиодов, которые были спрятаны в ткани и зажигались, когда Фея начинала колдовать.
Бонем Картер говорит: «Ширина подола составляла около 1,2 метра – платье оказалось не очень удобным, скажу я вам. Я никак не могла подобрать положение тела, в котором могла бы вздохнуть свободно, тем более что проблему усугублял корсет. Так что большую часть съемок я была вне себя от бессилия».
«Платье, разумеется, было шикарным, – продолжает она, – но когда меня вызывали на площадку, я превращалась в ходячую катастрофу, поскольку сметала подолом стулья и вообще все, что мне попадалось на пути».
Подготовка актрисы к съемкам была достаточно трудоемким и продолжительным процессом. «Печально то, что в начале съемок я работала в образе старой попрошайки, – сетует Бонем Картер, – и на то, чтобы впоследствии превратить меня в Фею у гримеров и костюмеров уходило больше времени, чем тогда, когда они превращали меня в старуху».
«Насколько бы занятой ни была Сэнди, у нее всегда находилось время на общение с актерами и такими, как я, – скромничает Кеннет Брана. – Когда встал вопрос о платье Феи-Крестной, Хелена заявила, что хочет к платью крылышки. В результате совместной работы дизайнера, актрисы и специалистов по визуальным эффектам Фея-Крестная засияла в самом прямом смысле слова. Она стала величественной и эксцентричной, но благодаря таланту Хелены осталась очень красивой, очень привлекательной и по-матерински нежной, такой, как в сказке».
Для гостей королевского бала Пауэлл также пошила наряды. На дизайн многих костюмов ее вдохновили танцоры на балах в других классических фильмах, таких как «Леопард» Лукино Висконти и «Жили-были» Александра Холла. В результате получилась довольно разношерстная массовка, в которой нашлось место костюмам разных стилей из разных эпох. Тем самым, дизайнер подчеркнул, что бал предназначен для всех.
В сцене бала снималось более 200 статистов, включая 25 стражей, 20 слуг, 54 профессиональных танцора и 30 участников оркестра. Каждый из их костюмов был придуман и создан Пауэлл и ее командой. На планирование и подготовку к съемкам сцены королевского бала ушло более трех месяцев, включая кастинг и примерку костюмов. Процесс подготовки контролировало 35 помощников режиссера.
«Мы хотели, чтобы сцена получилась настолько колоритной, насколько только возможно, – говорит Пауэлл. – Так что весь бальный зал представлял собой взрыв цвета – роскошь, баснословные богатства, иногда даже чрезмерный шик. Гостьи бала готовы были пойти на все, чтобы впечатлить и, возможно, выйти замуж за Принца». В массовке нашлось место представителям самых различных социальных и экономических слоев населения. В общей толпе выделялись принцессы с Ближнего Востока, из Китая, Японии, Уэльса, Индии, Африки, Испании и России.
Незабываемые хрустальные туфельки
Хрустальные туфельки Золушки, которые она надела на бал, стали, пожалуй, самой запоминающейся деталью оригинальной сказки Шарля Перро. Ведь одну из них девушка случайно, но весьма удачно обронила.
Для Сэнди Пауэлл процесс дизайна туфелек был весьма увлекательным, но в то же время непростым и пугающим. «Я перебрала множество вариантов изготовления стеклянных туфель и поняла, что важнее всего – чтобы они сверкали, – говорит она. – То есть, они должны были сделаны из хрусталя, а не из стекла, поскольку стекло не переливается. Я точно знала, какой формы должны быть туфельки – честно признаться, я черпала вдохновение в одной туфельке 1890-х, которую нашла в музее обуви в Нотэмптоне. Туфелька была невероятно маленькой, но на 12-сантиметровом каблуке. Выглядела она очень элегантно».
Вскоре Пауэлл решила, что пытаться сделать хрустальную обувь можно только заручившись помощью австрийской компании Swarovski. Связавшись с представителями компании, она услышала, что Swarovski с радостью примет этот творческий вызов кинематографистов. Началось длительное сотрудничество: Пауэлл разрабатывала дизайн, а Swarovski брала на себя реализацию ее замыслов. Работа продолжалась много месяцев. В результате многочисленных тестов и примерок желаемый результат был достигнут.
«Мы просканировали туфлю и сделали несколько пробных версий из резины, – рассказывает Пауэлл. – Сложность состояла в том, чтобы добиться точной формы с минимальным количеством составных частей. Мы столкнулись с некоторыми техническими трудностями, а сотрудникам Swarovski пришлось даже разработать специальную машину для реализации нашего заказа. Но в конечном итоге мы получили пару туфелек, которые выглядели так, словно были хрустальными. Тот день, когда нам показали туфельки, я не забуду никогда… мы все почувствовали нечеловеческое облегчение и огромную радость».
Всего было создано восемь копий хрустальных туфелек. К сожалению, ни одну из них невозможно было носить, поскольку кристаллы совершенно не подвержены, какой бы то ни было деформации. Туфли использовали, как реквизит, скажем в сцене, когда все дамы королевства пытаются примерить туфельку. Также нужно было иметь определенный запас на тот случай, если одна из туфелек разобьется.
«Сэнди разработала удивительно красивую трехмерную модель туфелек, – говорит Кеннет Брана. – Они действительно были похожи на хрустальные. Срезы кристаллов были сделаны под таким углом, что с какого бы ракурса ни велась съемка, свет преломлялся и туфельки переливались. Они получились поистине волшебными».
Съемки сцен фильма
Место за камерой на съемках фильма «Золушка» занял оператор Харис Замбарлукос («Лок»; «Тор»). В работе ему приходилось сочетать не только тщательное планирование и скрупулезную подготовку к каждой сцене, но и проявлять страстную любовь к кинематографу.
О своем стиле съемки сцены королевского бала Замбарлукос говорит: «Теоретически мы хотели создать элегантную сцену в зале, залитом светом свечей. Но при этом мы хотели передать всю красоту декораций, созданных Данте Ферретти, и пышность нарядов, сшитых Сэнди Пауэлл. Мы также понимали, что актеры выкладываются на всю катушку и вряд ли смогут вновь воспроизвести весь каскад переживаемых эмоций».
Замбарлукосу и его команде оставалось надеяться, что каждый кадр и каждое движение танца будут засняты со всех возможных ракурсов. Для съемки использовались пять камер и два крана – только с их помощью удалось добиться эффекта пролета камеры над танцующими. Операторская группа также соорудила добрую дюжину мощных осветительных приборов, которые помогли создать мягкую атмосферу, но при этом четкое изображение. Источники света устанавливались в специальные гнезда на потолке павильона и управлялись удаленно при помощи компьютера.
Весь фильм снимался на пленку 200 ASA и 50 ASA, в пику популярному современному цифровому формату. Замбарлукос использовал анаморфотные линзы, чтобы впоследствии фильм мог демонстрироваться в широкоэкранном формате. «Мы с Кеннетом стремились снять настоящую нестареющую классику, – признается оператор. – На этот фильм нас вдохновили многие классические мюзиклы и эпические киносказки. И мы не могли отказать себе в удовольствии воспользоваться некоторыми техническими приспособлениями, с помощью которых снимались те шедевры киноиндустрии».
Многие цифровые камеры очень чувствительны к свету – они ухитряются передавать все, что видит человеческий глаз. Более традиционные методы съемки вынуждали кинематографистов искать способы реализации различных эффектов и создавать различные приспособления, что было свойственно лишь кинематографистам Золотого Века Голливуда.
«Результаты были поистине магическими и куда более впечатляющими, чем те, которых способны добиться современные камеры, – считает Замбарлукос. – Все шедевры Уолта Диснея рисовались вручную, но художники черпали вдохновение в любви к искусству. Воображение ценилось, как никогда ранее и, увы, как никогда впоследствии. Поэтому мы решили отмотать время назад и снять фильм, в буквальном смысле отдав должное анимационному оригиналу».
Макияж для модниц
Кинематографисты хотели, чтобы в сцене, когда зрители впервые видят Эллу, Лили Джеймс выглядела настолько просто и естественно, насколько только возможно. Над внешностью актрисы работали гример Наоми Донне («007: Координаты «Скайфолл»»; «Шоколад») и номинированный на премию «Оскар»® визажист Кэрол Хэмминг («Франкенштейн»). Макияж для актрисы был подобран минимальный, именно благодаря ему она, как ни странно, выгодно выделялась на фоне других актрис.
Донне объясняет: «То, что Элла фактически не была накрашена, создавало ощущение чистоты, непорочности, естественности и даже в какой-то степени волшебства. В кадре работала только она, без всяких украшений с нашей стороны».
«Мне нужно было сделать так, чтобы ее кожа была безупречной, – продолжает гример. – А учитывая то, что у Лили и без того отличная кожа, мне осталось лишь варьировать количество румян, чтобы подчеркнуть эмоции, которые переживала ее героиня. Если Элла грустила или была обижена, она бледнела. Если же она радовалась или чувствовала прилив любви, ее щеки заливал румянец».
Для сцены королевского бала Донне подобрала более яркий макияж – она хотела, чтобы Джеймс блистала, выглядела поистине волшебно, как порождение магии. Эффект достигался смесью отражающего свет лосьона с белыми блестками, которая наносилась на кожу актрисы. После этого Хэмминг и ее коллегии вплетали кристаллы в прическу, и волосы тоже начинали сверкать.
«Макияж был почти незаметен, но хорошо отражал свет, так что казалось, что кожа Эллы светится и переливается», – объясняет она.
Для свадебной сцены Донне и Хэмминг решили более серьезно поработать над внешностью Золушки. Гламурный, изысканный макияж должен был подчеркнуть, что девушка стала женщиной. Соответственно, обычный набор макияжа был дополнен губной помадой и карандашом для глаз. «Даже небольшое количество косметики существенно изменило внешность актрисы, поскольку в начале фильма она не пользовалась ею вовсе, – говорит Донне. – А когда Лили сделали прическу, она неожиданно стала взрослой».
Донне и Хэмминг гримировали не только актеров, игравших главные и второстепенные роли, но и актеров массовки в сцене королевского бала. Этот трудоемкий процесс потребовал привлечения еще 50 гримеров и визажистов. У костюмеров, гримеров и визажистов уходило пять часов на то, чтобы подготовить каждого актера массовки к съемкам – одеть, загримировать и сфотографировать.
Бриллиантовая карета
Запомнившуюся всем читателям и зрителям сцену превращения тыквы в карету художник-постановщик Данте Ферретти решил реализовать как-то по-особенному. В конце концов, эта сцена была одной из самых запоминающихся превращений в истории кинематографа. Хотя задача была не из лёгких.
Сцена начинается с того, что Фея решает отправить крестницу на бал и подыскивает ей соответствующее транспортное средство. Она превращает тыкву в невероятной красоты карету с лакеями и кучером, однако предупреждает девушку, что та должна вернуться домой с последним боем часов в полночь, иначе карета вновь превратится в тыкву, лошади – в мышек, лакеи – в ящерок, а кучер – в гуся.
Лили Джеймс говорит: «Кен хотел, чтобы сцена путешествия до замка вызвала у каждой юной зрительницы невольное желание прокатиться в этой карете. Надеюсь, все будут искренне верить в то, что этот экипаж – действительно самое волшебное средство транспорта на свете. Во всяком случае, это был самый волшебный момент в жизни – когда я впервые забралась в эту карету. Просто дух захватило».
«Мы не хотели повторять сцену посекундно в соответствии с оригиналом, единственное, что было обязательно – кучер и тыква, – говорит Кеннет Брана. – Вдохновение мы, разумеется, черпали в анимационном фильме 1950 года, средства реализации превращений и последовательность определяли сами. В результате у нас получилась очень захватывающая сцена, забавная и волшебная… именно такая, какой мы ее себе изначально представляли».
«В частности, нашим актерам пришлось выполнить немало трюков в сцене побега из дворца, когда Золушка пытается отъехать как можно дальше под бой полночных курантов, – продолжает режиссер. – Мы сделали подробную раскадровку сцены и превизуализацию, на которой был виден каждый элемент превращения, а затем много раз проигрывали сцену, прежде чем приступить к съемкам».
В итоге получилась сцена, в которой огромная золоченая карета превращается в гигантскую тыкву, запряженную четверкой мышей. Бутафорский овощ был три метра в высоту, пять метров в длину и весил 2 тонны.
Ферретти решил сначала сосредоточить свои силы именно на карете, а не на тыкве. По его задумке великолепная карета должна была стать своеобразной шкатулкой для драгоценностей, ведь Золушка – истинный бриллиант этой истории. Он рассказывает: «Я почувствовал себя в какой-то степени актером, поскольку превратился в фею-крестную или, в моем случае, в колдуна. Именно благодаря своей фантазии и воображению мне нужно было превратить тыкву в экипаж, который вы увидите в фильме. Вдохновение я черпал, рассматривая украшения и шкатулки для драгоценностей. Я сделал великое множество набросков, прежде чем прийти к финальному варианту кареты.Мы решили, что трансформация происходит в оранжерее дворика Золушки, в которой девушка выращивала тыквы. Поэтому некоторые архитектурные элементы постройки можно заметить и в дизайне кареты».
Стюарт Хит («Малефисента») из компании BGI Supplies разработал шасси, на котором крепилась основа кареты. Заказ выполнил польский каретных дел мастер из закаленной стали и металла. Шасси было выкрашено и задрапировано так, чтобы производить иллюзию чего-то мистического и волшебного.
«Дизайн самой кареты должен был быть тесно связан с дизайном оранжереи, – говорит Хит. – Когда тыква начинает расти, она, разумеется, разваливает постройку на части, и мы решили что части теплицы должны магическим образом оказаться и на самой карете. Вы сможете заметить, что верхушка кареты в точности повторяет верхушку оранжереи, а кресло в самой карете в точности такое же, какое стояло внутри теплицы».
К работе над сценой подключился супервайзер по визуальным эффектам Дэвид Уоткинс («Война миров Z») и его команда. Их задача состояла в том, чтобы сделать предельно реалистичной сцену побега из дворца, который превращается в захватывающую погоню. Специалисты группы Уоткинса установили на шасси пневматические подъемники, блоки и опутали их проводами, чтобы можно было контролировать каждый прыжок на кочке и провал в рытвину на дороге, при этом управляя движущимся экипажем.После этого электрики установили на карету генераторы, а операторская группа напичкала транспорт камерами.
Долго и счастливо
С самого первого дня работы над фильмом «Золушка» каждый, кто, так или иначе, имел отношение к проекту, был наполнен энтузиазмом и воодушевлением. Все были настроены на то, чтобы рассказать историю, пропитанную элементами нестареющей анимационной классики, в новом и по-своему уникальном, красивом и человечном фильме, таком, какой с наслаждением посмотрит еще не одно поколение зрителей. Невероятные костюмы и завораживающие съемочные площадки сделали сцены фильма поистине волшебными, а талант и чувственность актеров фантастическим образом оживили персонажей, сделали их естественными и крайне реалистичными.
В марте 2015 года, когда «Золушка» выйдет в прокат, зрители увидят известную чуть ли не наизусть историю по-новому. «Мы все знаем сказку «Золушка», – говорит Кейт Бланшетт. – Мы все знаем и трагедию «Гамлет». Но все же, мы идем и пересматриваем шекспировскую трагедию снова и снова, поскольку в тайне надеемся, что, возможно, на этот раз герою удастся убить Клавдия.Зрители фильма «Золушка» будут чувствовать примерно то же самое. Их ждет немало сюрпризов. Некоторые сцены, органично вписанные в оригинальный сюжет, и забавны, и трагичны одновременно».
Большинство сказок рассказывается в анимационной форме, и зрителям бывает непросто соотносить себя с героями. В случае с фильмом «Золушка» , эффект проекции будет интуитивным и безболезненным. «В фильме и добро, и зло имеет свои реальные прототипы, – говорит Брана. – Добрым персонажам, таким как Золушка, всегда противостоят так или иначе выраженное зло в виде, скажем, большого, голодного волка или, в нашем случае, злой мачехи. Впрочем, что-то мне подсказывает, что зрители будут сопереживать именно Золушке».
Нестареющая сказка, сочетающая в себе юмор, мелодраму и приключения, поразит всех зрителей от мала до велика. «Эта история никогда не устареет, – уверена Шермур. – Что бы ни менялось в мире, мы всегда хотим верить в то, что в конечном итоге добро и справедливость торжествуют».
«Изначально мы планировали снимать классическую версию «Золушки» без какого бы то ни было намека на иронию и сарказм, – говорит Крис Вайц. – Но в процессе работы в сценарии нашлось место всему – и шуткам, и слезам, и важным, жизненным вопросам».
Брана резюмирует: «Все в сюжете сказки сводится к доброте и другим положительным качествам Золушки. У нас история получилась не только забавная, но и добрая».