Ретроспектива Веры Хитиловой пройдет в кинотеатре "Пионер"
04.05.2015 22:25
Просто Мария

Чешский культурный центр, Эйзенштейн-центр и кинотеатр Пионер представят ретроспективу Веры Хитиловой — классика мирового кино и гранд-дамы чешской «новой волны», неутомимого бунтаря и авангардиста. Ретроспектива Веры Хитиловой  пройдет с 12 по 24 мая в кинотеатре Пионер.

e36e8552e231da654551bbc563ea0f5547b8f22d3e9.jpg

Вера Хитилова (1929–2014) – авангардистка, моралистка, феминистка и возмутительница спокойствия. Бурная колористика, коллажный монтаж ее «Маргариток», отмеченных влиянием стилистики «наивного театра», в поздних работах перерастает в полемичность, где импульсивные передвижения камеры ассоциируются с нервным почерком врача, фиксирующего общественные недуги. Ее фильмы бесили партийное руководство прямой постановкой острых вопросов (по поводу «Маргариток» один депутат Национального Собрания ЧССР заявил: «В то время как в стране экономический кризис, у вас тут еду топчут!») и вызывали восхищение современников своей смелостью и бескомпромиссностью.

До того, как она нашла себя в режиссуре, Вера Хитилова слушала лекции по архитектуре, подрабатывала чертежницей, лаборанткой, манекенщицей, «хлопушкой» на съемках, помощником режиссера и даже актрисой, сыграв, например, в эпизоде у Мартина Фрича в фильме «Пекарь императора – Император пекаря» (1951). В 1957 году она поступает на кинофакультет пражской Академии изящных искусств (ФАМУ) в знаменитую мастерскую к Отакару Вавре, где сокурсниками Хитиловой становятся Иржи Менцель, Эвальд Шорм, Ян Шмидт. Уже дипломная работа «Потолок» (1961) и созданный на пересечении принципов документального и игрового кино «Мешок блох» (1962) привлекли к себе внимание серьезных кинофестивалей, а дебютная картина «О чем-то ином» (1963) получила Гран-при МКФ в Мангейме.

 Ее фильмы и сегодня бросают вызов зрителю прямой постановкой острых вопросов, вызывая восхищение своей смелостью и бескомпромиссностью. После коллективного киноманифеста чешской «новой волны», альманаха «Жемчужинки на дне» (1965), в котором Хитилова участвовала с новеллой «Закусочная “Мир”», она сняла свой самый известный фильм — абсурдистский гротеск «Маргаритки» (1966). Картина подверглась жесткой критике властей, и после ввода войск стран Варшавского договора Хитилова получила запрет на профессию, успев, однако, завершить многослойную притчу «Райских деревьев вкушаем плоды» (1969).

В 1976 году Хитиловой удалось вернуться в кинематограф с фильмом «Ставка — яблоко», который получил «Серебряного Хьюго» на МКФ в Чикаго. Далее последовали социальная сатира «Панельная история, или Как рождается микрорайон» (1979), комедия абсурда «Стихийное бедствие» (1981), гротеск об альковных похождениях стареющего дамского угодника «Предвечерняя резвость фавна» (1983) и фантастический хоррор «Турбаза “Волчья”» (1986). Назревавшие в обществе перемены Хитилова точно ухватила в двух последних перед «бархатной революцией» картинах — политической аллегории «Шут и королева» (1987) и фильме-предупреждении «Копытом туда, копытом сюда» (1988).

Ретроспектива Веры Хитиловой станет самой представительной среди всех, что до сих пор проводились в России. Она включает все игровые картины, снятые режиссером в период с 1960 по 1988 годы, а также ее наиболее яркие документальные фильмы — философское эссе «Прага — беспокойное сердце Европы» (1984), глубоко личную историю «Троя в метаморфозах времени» (2003) и уникальный фильм-портрет «Хитилова против Формана» (1981).

Очень подробно представлен ранний период творчества Хитиловой, включающий учебные работы и первый короткий метр и позволяющий проследить, как формировался ее режиссерский почерк. Показ курсовых работ — кафкианского этюда «Катавасия» и экспериментального репортажа «Зеленая улица» — не имеет прецедента в России. Эти редкие картины будут продемонстрированы на открытии ретроспективы, наряду с легендарным фильмом «Маргаритки», принесшим Хитиловой мировую известность. Закроет ретроспективу документальная картина «Хитилова против Формана», снятая Верой Хитиловой для бельгийского телевидения в 1981 году. С момента создания фильм демонстрировался всего несколько раз, и благодаря помощи продюсера Пьера Друо и Бельгийской королевской синематеки будет впервые показан в Москве.

Специальный гость закрытия (24/5) — Рената Литвинова.

Веры Хитиловой не стало 12 марта 2014 года.

Ее памяти посвящена данная программа, знакомящая российского зрителя с наиболее значительными кинопроизведениями мастера. Эта ретроспектива была задумана весной 2014 года теперь уже бывшими сотрудниками Музея кино, которые сочли своим долгом довести начатое дело до конца.

Расписание показов

 12 мая, вторник

19:30 — «Катавасия» (1960), «Зеленая улица» (1960), «Маргаритки» (1966)

13 мая, среда

19:30 — «Потолок» (1961), «Мешок блох» (1962)

14 мая, четверг

19:30 — «О чем-то ином» (1963)

15 мая, пятница

19:30 — «Жемчужинки на дне» (1965)

16 мая, суббота

14:00 — «Райских деревьев вкушаем плоды» (1969)

16:00 — «Ставка — яблоко» (1976)

17 мая, воскресенье

14:00 — «Панельная история, или Как рождается микрорайон» (1979)

16:00 — «Стихийное бедствие (Занос)» (1981)

19 мая, вторник

19:30 — «Предвечерняя резвость фавна» (1983)

20 мая, среда

19:30 — «Прага — беспокойное сердце Европы» (1984)

21 мая, четверг

19:30 — «Турбаза «Волчья»» (1986)

22 мая, пятница

19:30 — «Шут и королева» (1987)

23 мая, суббота

14:00 — «Копытом туда, копытом сюда» (1988)

16:30 — «Троя в метаморфозах времени» (2003)

24 мая, воскресенье

16:00 — «Хитилова против Формана» (1981)

Мероприятие на Фейсбуке: https://www.facebook.com/events/1597487440524431/

Кинотеатр "Пионер"

Кутузовский проспект, 21

8 (499) 240-52-40

Стоимость билетов - 300 рублей. 

Добавить комментарий