Лауреаты премии «Звезда Театрала» рассказали о «Театре вопреки…»
01.06.2015 19:46
Просто Мария

В понедельник в Киноклубе «Эльдар» состоялся «Живой выпуск» журнала «Театрал» – ставшая традиционной встреча лауреатов премии «Звезда Театрала» с читателями журнала и газеты «Новые Известия». Вечер носил говорящее название «Театр вопреки…», и его звездные участники – Марк Захаров, Валентин Гафт, Максим Матвеев, Екатерина Гусева – рассказывали о своем сценическом опыте и своих способах отстаивания территории художественной свободы. В вечере участвовали музыканты Артур Назиуллин и его трио Light Musiс, актеры Лика Рулла и Дмитрий Бикбаев и музыкальная группа Shoo.

В условиях, когда государство снова начинает вторгаться в художественное пространство, когда по цензурным соображениям снимаются спектакли, когда в обществе появляются экстремистские группы, выражающие хулиганскими акциями свое недовольство тем или иным театральным коллективом, во времена общественной смуты театру необходимо сплотиться в отстаивании своей суверенной свободы, встать на защиту права художника на творчество. «Театр вопреки» стал главной темой «Живого номера» «Театрала» и звездного вечера, организованного журналом и газетой «Новые Известия».

Главным проблемным материалом «Живого номера» журнала стало выступление художественного руководителя Ленкома Марка Захарова (лауреата премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены»). Самый остроумный режиссер нашего времени начал свою речь с рассказа о том, как пьяненький зритель Ленкома подарил ему главный девиз жизни. Тихий и сильно выпивший мужичок сидел в первом ряду, но его решили не трогать, поскольку вел себя корректно. Однако в драматической сцене, когда артист начал стыдить партнеров и угрожать им полицией: «Я буду жаловаться, я сейчас милицию вызову!!!» – тихий зритель вдруг встрепенулся, и на весь зал Ленкома раздалось его укоряющее: «А тебе это надо?!» Марк Захаров продолжил: «Получив приглашение выступить на вечере «Театр вопреки…», я спросил себя: «А тебе это надо?» И понял, что надо. И вот я здесь».

869a08d0593642045b3dc670fcaa04556c87b7872a2.jpg

Долгие годы, несмотря на давление цензуры, на смену политических режимов, смену художественных вкусов и приоритетов, Ленком остается самым популярным театром столицы – и кому как не его руководителю знать главные секреты «театра вопреки». Режиссер, всю жизнь преодолевавший рогатки цензуры (его спектакли снимали после громких премьер или годами не выпускали к зрителю), Марк Захаров разработал свою тактику борьбы с цензурой. «Каждый спектакль проходил с очень большим трудом, – поделился со зрителями Марк Анатольевич. – Правда, я научился, потом немножко хитрить и как-то взаимодействовать с цензурным аппаратом. Этому научил меня Сергей Юткевич в студенческом театре. Когда обсуждали спектакль студенческого театра «Дракон», у парткома МГУ было много претензий, но Юткевич сказал: «Ну что вы, это же сказка. Это сказка. Давайте возьмем «Красную Шапочку» – а почему красная?..» И я понял, что это такая режиссерская демагогия, которой надо овладеть. Мне казалось, что я ею овладел. А еще я всегда записывал все, что мне говорил цензурный аппарат. Какие бы глупости он мне ни говорил. Я всегда записывал, потом ничего не менял в спектакле и снова показывал. Мне говорили: «Вот видите, стало гораздо лучше. Потому что записывали».

Сейчас маэстро с тревогой ловит симптомы того, что в наше общество возвращается атмосфера его фильма «Убить дракона» – со спертым страхами воздухом и нескрываемой агрессией. «Когда к входу в МХТ подбросили окровавленную свиную голову, это уже было такое воинственное средневековье, чего, конечно, я, например, не ожидал. Это постыдное явление. Но дай Бог, чтобы это не получило какое-то дальнейшее развитие. Ибо очень быстро, вы знаете, солидарность и объединение могут переродиться. А потом появляются какие-то профашистские, фашистские поползновения. Вот это страшно. Это надо распознавать. И с этим надо бороться», – уверен худрук Ленкома.

Когда на постановщика «Тангейзера» Тимофея Кулябина завели уголовное дело, Марк Анатольевич предложил ему что-нибудь поставить на сцене Ленкома. А в своей последней премьере «Вальпургиева ночь», выбирая между угрозами нового закона, запрещающего нецензурную лексику, и верностью автору, выбрал сторону Венички Ерофеева и свободного русского хлесткого словца.

Актер Максим Матвеев рассказал о том, как начинался проект «Доктор Клоун», получивший в 2014 году премию «Звезда Театрала» в номинации «Лучший социальный проект»: «Мы случайно попали в отделение. Однажды позвонили моему мастеру и спросили, не могут ли его студенты что-нибудь подготовить для детей. Собралась инициативная группа, в которую входили я, моя первая супруга Яна Сексте, и как-то понеслось… Нас попросили прийти к маленькой девочке, которая лежит в больнице с трахеостомой, буквально лицом к стенке, не встает, не реагирует на родителей. И мы, не имея никакого опыта «клоунирования», пошли в магазин, купили первые попавшиеся костюмы, придумали сценарий, нацепили носы и пришли к этой девочке. Через 40 минут она водила нас по всему отделению и помогала нам посвящать остальных детей в клоуны. С тех пор мы стали делать такие визиты регулярно. Потом мы узнали, что в Москве есть и другие люди, которые практикуют подобные «выходы», мы объединились, и родилась организация «Доктор Клоун», впоследствии – фонд».

Тему театра, существующего вопреки страхам, вопреки смерти, вопреки равнодушию, продолжила Екатерина Гусева – лауреат премии «Звезда Театрала» за «Лучший музыкальный спектакль». Актриса рассказала о своем участии в благотворительном проекте «Поколение Маугли» Константина Хабенского.

Главным же «подвалом» «Живого журнала», тем материалом номера, благодаря которому его хранят годы и десятилетия, стало поэтическое выступление Валентина Гафта. Невероятный артист, он известен в театральном мире своими разящими наповал эпиграммами. В этот раз Валентин Гафт прочитал на память своим благодарным поклонникам, собравшимся в «Эльдаре», большой отрывок из своей стихотворной пьесы «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», где Иосиф Виссарионович Сталин пытается попросить прощения у Бога. А еще Валентин Иосифович поделился с аудиторией своими новыми лирическими и философскими стихами-миниатюрами.

Хищный клюв не прячут судьи,

Кровь заклеванных – во мгле.

Умирая, стонут люди,

Ищут Бога на земле.

 

Мир, как будто одурманенный:

Видя мерзости, молчит.

Ночью нервный, утром каменный,

Редко правду говорит.

Я молюсь, прошу прощения

За невольные грехи,

И в молитву о спасении

Превращаются стихи.

 

Выпускающими редакторами и ведущими вечера в этот раз выступили главный редактор «Новых Известий» Валерий Яков и его сокурсница по журфаку – народная артистка Алена Яковлева.

Средства от звездного вечера «Театрала» будут направлены прекрасной актрисе Людмиле Ивановой (знаменитой Шуре из «Служебного романа»). Людмила Ивановна не смогла сама приехать на эту встречу, но специально записала для зрителей видеообращение, в котором напомнила о том, что писатели остаются в своих книгах, художники – в своих полотнах. Актеры же остаются в благодарной памяти зрителей вопреки разрушительному действию времени.

Звездный вечер состоялся при поддержке правительства Москвы. Партнерами выступили компании «Конфаэль» и «Родни. Минеральные воды Чехии – курорт у Вас дома». Информационную поддержку оказывали «Радио России» и «Радио Культура».

По материалам газеты "Новые Известия" и журнала "Театрал"

 Фото: Анатолий Морковкин

8f3279028ac916b693ebb9d8e1e747556c86cc76a54.jpg

6fc3add087a9d4f05b04849d675409556c86e589290.jpg

Добавить комментарий