«Говорящее кино» на Медиа форуме ММКФ 2015
12.06.2015 02:49
Просто Мария

В рамках параллельной программы Медиа форума 2015 «Говорящее кино» 23 июня - 14 июля в летнем кинотеатре Музеон состоятся показы фильмов Николя Рея (Nicolas Rey, Франция), Алена Кавалье (Alain Cavalier, Франция), Йонаса Мекаса (Jonas Mekas, США), Джеймса Беннинга (James Benning, США), Анджелы Риччи Лукки и Эрванта Джаникяна Angela Ricci Lucchi & Yervant Gianikian, Италия).

Кино заговорило давно, но закадровый текст по-прежнему используется в основном как инструмент повествования. И хотя отношения, в которые он может входить с изображением, — тема все еще слабо отрефлексированная, с уверенностью можно сказать, что спектр его возможностей значительно шире — об этом свидетельствуют многочисленные примеры.

Текст — не угроза визуальному, а способ его обогатить, а порой и вывернуть, как перчатку, открыв дорогу новым смыслам. Слова, как говорил Ален Рене, могут нападать на изображения, а изображения атаковать слова — так рождается новое единство, в котором текст и образ участвуют на равных.

Подобные эксперименты, как и всегда это было в истории, сначала протекают на территории авангарда, но потом их плоды питают обновления уже в значительно более широких сферах. Сегодня, когда технологии кино стали общедоступными, текст за кадром оказывается все более влиятельным инструментом создания сложных высказываний и многослойных структур, а значит пришло время обратить свое внимание туда, где формируются новые тропы.

Фильмы-эссе, фильмы-дневники, фильмы-признания, фильмы-поэмы — все они используют возможности закадрового текста, но делают это по-разному. Где-то это лирический авторский комментарий к изображениям, снятым и разложенным режиссером на монтажном столе. Где-то — критический контрапункт к тому, что мы видим на экране. Где-то — поэзия, таящаяся в обыденных вещах и извлекаемая из каждодневной жизни. А где-то — способ сконструировать особый тип субъективности, позволяющий по-новому взглянуть на историческое прошлое и эмоционально к нему приобщиться.

Эта программа посвящена разным тактикам «говорящего кино», которые объединяет лишь то, что в них есть «тело» фильма и есть его «голос». Она представляет собой вольный срез современного киноавангарда, выходящего за рамки как традиционного развлекательного кино, так и фестивального арт-мейнстрима. Подобные фильмы зачастую проходит мимо зрителя, оставаясь уделом небольшого круга синефилов и гетто специализированных фестивалей.

Эта скромная подборка представляет лишь некоторые примеры достижений такого кинематографа за последние годы, которым решили дать голос в общественном пространстве и познакомить с ними широкую публику. Однако вместе они выстраиваются в логическую цепочку: от личного — к общественному, от персонального рая в настоящем — к милитаристской ксенофобии и фашистскому аду прошлого, от романтизма — к безжалостной социальной критике, от индивидуализма — к тоталитаризму. И тому, и другому служат слова, союз которых с изображением способен менять смысл образов, порой до противоположного.              

Куратор программы Алексей Артамонов

23 июня, 22:00

Le Paradis / «Рай», 2014

Ален Кавалье (Alain Cavalier)

26 июня, 22:00

Out-takes from the Life of a Happy Man /

«Невошедшие кадры из жизни счастливого человека», 2012

Йонас Мекас (Jonas Mekas)

30 июня, 22:00

auterment, La Molussie /differently, Molussia /

«иначе, Молуссия», 2012

Николя Рэй (Nicolas Rey)

Показ оригинальной копии 16 мм в присутствии режиссера

7 июля, 22:00

Stemple Pass, 2012

Джеймс Беннинг (James Benning)

14 июля

Pays Barbare /Barbaric Land / «Земля варваров», 2013

Эрвант Джианикян (Yervant Gianikian) и Анджела Риччи Лукки (Angela Ricci Lucchi)

23 июня, 22:00

Le Paradis/ «Рай», Alain Cavalier, 2014 , Ален Кавалье

Ален Кавалье (14 сентября 1931) состоялся как режиссер в эпоху Новой волны, частью которой себя никогда не считал. Прославился своими политическими триллерами с амбивалентными персонажами и «глянцевыми», по собственному определению, фильмами с такими знаменитостями, как Катрин Денев, Ален Делон и Роми Шнайдер, но позже обратился к философским темам и новым формам, значительно более авангардным. Начиная с нулевых снимает поэтические ни на что не похожие видео эссе в одиночку, без бюджета. О странной взаимосвязи жизни и искусства Кавалье говорит: «Я не один, у меня есть поддержка. Реальность помогает мне».

"С детства мне повезло пережить две мини-депрессии от счастья, и совершенно спокойно я жду третью. Этого мне было достаточно, чтобы поверить в безусловную красоту жизни и иметь удовольствие пытаться заснять ее во всех проявлениях: в деревьях, животных, богах, человеческих существах... это время, в котором живет любовь.

Невинность, которую режиссер частично потерял. Так сложно улавливать это вокруг себя, так трудно не лишиться этого во время съемок. Моя признательность тем, кого вы увидите на экране.

Чтобы держать голову высоко поднятой, у меня есть такой прием —  я роюсь на складе своих эмоций и антикварных образов. Не с целью вновь обрести то, что не вернется, но чтобы угадывать в зиме признаки весны. Это позволяет вновь начать день c лёгкостью"-Ален Кавалье.

Утонченный, независимый и, по выражению президента Каннского кинофестиваля Жиля Жакоба, свободный как птица 83-летний мэтр французского кино Ален Кавалье уже не первый год создает свои видео-эссе лишь с помощью ручной видеокамеры, находя поэзию в самых неожиданных местах (например, общественных туалетах). «Рай» — медитация о жизни и смерти, смесь ежедневных наблюдений, воспоминаний, библейских и античных притч, главные роли, в которой играют маленький робот, заводной гусенок и мертвый птенец павлина — райской птицы. С помощью закадрового текста ему неизменно удается воссоздать свой внутренний мир в объектах, попадающих в поле зрения камеры. В этом фильме, пользуясь минимальными средствами, ему удалось сотворить свой персональный рай.

Фильм будет демонстрироваться на французском языке с русскими субтитрами. Вошел в десятку лучших фильмов 2014 года по версии журнала Cahiers du Cinеma. Участвовал в программе Международного Роттердамского кинофестивля.

26 июня, 22:00

Out-takes from the Life of a Happy Man, Jonas Mekas, 2012 / «Невошедшие кадры из жизни счастливого человека» , Йонас Мекас

Йонас Мекас  — один из самых выдающихся режиссеров киноавангарда и признанный поэт. Родился в Литве. До того как прибыть в Нью Йорк в 1949, пытаясь бежать от нацистских сил на Запад, Мекас со своим братом провел четыре года в немецких лагерях для перемещенных лиц. В Нью-Йорке начал снимать 16-миллиметровые фильмы. Выработал собственный стиль кино-дневника, попутно занимаясь кинокритикой, программированием кинопрограмм, организаторской и дистрибьюторской деятельностью. В 60-е годы создал и до сих пор руководит крупнейшим в мире архивом авангардного кино и синематекой Anthology Film Archives.

Поэтическая чуткость и спонтанная фиксация окружающей жизни определяют его творчество, большую часть которого составляют кино-дневники. Уникальность видения Мекаса — в способности ухватывать образы радости, красоты и торжества жизни. Разрабатывая в 1960-х свой дневниковый стиль, широкую известность получил благодаря фильмам, в которых оказалась запечатлена повседневная жизнь нью-йоркской художественной богемы.

«В моей монтажной стоит шкаф со множеством пленок, накопившихся с 50-х годов. Это материалы, связанные с моими фильмами, законченными к настоящему моменту, но всем им по какой-то причине не нашлось в них места. Говоря кинематографическим языком, это невошедшие кадры. И они постепенно тускнеют. Некоторые уже выцвели. По случаю моей выставки в Serpentine я решил, что пришло время, наконец, собрать весь этот отснятый материал в мой последний фильм-как-фильм. Результатом этого решения и является эта лента. Снятое охватывает большую часть моей домашней жизни и материалов, в которых запечатлены мои друзья, город, природа и поездки в Литву. Все сложено в обычном для меня случайном «порядке»-

Йонас Мекас

Законченный за несколько месяцев до 90-летия Йонаса Мекаса, этот фильм — последняя часть его кино-дневников. Кинопоэма, по духу и форме близкая к его стихам, похожая на все остальные его работы — и в то же время совершенно иная. Выцветшие кадры эфемерной красоты, которую Мекас искал на протяжении всей своей жизни, сопровождаются лирическим закадровым комментарием, а так же цифровыми съемками итоговой работы за монтажным столом. Это прощальный взгляд на собственное творчество, кино, жизнь и тех, с кем ему посчастливилось ее разделить. Однако голос Мекаса, всегда занимавшегося сотней дел одновременно, по-прежнему полон витальности. Он все еще бодрее многих.

Фильм будет демонстрироваться на английском языке с русскими субтитрами. Участник Международного Венского кинофестиваля.

30 июня, 22:00

auterment, La Molussie (differently, Molussia), Nicolas Rey, 2012 / «иначе, Молуссия» Николя Рэй

Николя Рэй не был назван в честь знаменитого американского режиссера (который как раз использовал псевдоним), и он даже не сын французского экспериментального режиссера Джорджа Рэя. Cнимает кино с 1993, балансируя между фотографией, документальным и экспериментальным кино. Много времени проводит в L'Abominable – кинолаборатории для работы с пленкой, которую он создал вместе с другими художниками в 1996 году. В 1999 году снял фильм «Советы плюс электрификация» — трехчасове кинопутшествие по России в сторону Магадана.

«Я хотел сделать фильм, основанный на романе, который я не читал. Или, если быть точнее, который я не мог прочитать, потому что он был написан на незнакомом мне языке, без перевода. Я знаю, это звучит, как странная затея. Это был вопрос веры — и вопрос интуиции — но больше веры. Сегодня я могу сказать, что не был неправ; что «Катакомбы Молуссии» про наше время. Это фильм в девяти главах, показываемых в случайном порядке, и основанный на фрагментах романа Гюнтера Штерна, известного под псевдонимом Андерс (что по-немецки означает «иначе»), написанного между 1932 и 1936 — «Катакомбы Молуссии». Заключенные сидят в темницах вымышленного фашистского государства Молюссия, рассказывая друг другу истории о внешнем мире как серию политических и философских притч»- говорит Николя Рэй.

Фильм французского авангардиста Николя Рэя снят на просроченную 16-миллиметровую пленку, что придало его изображению особую живописную текстуру, и состоит из 9 частей, комбинируемых случайным образом для каждого показа. В 8 из них использованы фрагменты романа Гюнтера Андерса, вскрывающего фашистское нутро капитализма, и наоборот. Марксистская диалектика сочетается здесь с крайне необычной кинематографической чувственностью, а смелые эстетические поиски с уникальным экспериментом по работе с текстом, который для российского показа перевела Татьяна Баскакова, филолог, знакомый с текстами Андерса.

Фильм будет демонстрироваться с оригинальной пленки 16 мм в присутствии автора, на немецком языке с русскими субтитрами. Участник Международных кинофестивалей в Берлине, Торонто, CPH:DOX, Cinema du Reel.

7 июля, 22.00

Stemple Pass, James Benning, 2012 / Stemple Pass, Джеймс Беннинг

Джеймс Беннинг — одна из центральных фигур независимого американского кино, и в то же время он один из самых плодовитых его представителей: на его счету более 25 полнометражных картин и еще столько же короткого метра. Все они практически неизвестны российскому зрителю. Он любимец критиков и фестивальных отборщиков, один из синонимов экспериментального кино, начинавший как режиссер-структуралист, а поздними своими цифровыми картинами зарекомендовавший себя как мастер «пейзажного фильма». Интерес к нарративным экспериментам сочетается в нем с духом классицизма — живописным вниманием к композиции, цвету и свету.

Stemple Pass — наиболее интересная и значимая его работа последних лет. Она посвящена Унабомберу — радикальному террористу-одиночке, гениальному математику, неолуддиту, анархисту и социальному критику, ушедшему жить в леса, а потом объявившего войну цивилизации. В этом фильме Беннинг достиг совершенной чистоты формы: он состоит всего из 4-х тридцатиминутных кадров, снятых с одной точки и показывающих нам местечко у подножья Сьерра-Невады, похожее на то, где жил Тед Качински. Идиллический пейзаж сопровождается чтением его текстов: ранних дневниковых записей, закодированных отчетов об изготовлении первых бомб, знаменитого «Манифеста Унабомбера» и интервью, взятого у него уже в тюрьме. Некоторые материалы до этого никогда не были обнародованы. Взаимоотношения между звуком, текстом и изображением варьируются от ассоциативных связей до радикального контрапункта, а чувство возвышенного, возникающее от созерцания природы, и конфликт с внедряющейся на ее территорию цивилизацией переданы с помощью чистой длительности, на которую только и способно цифровое кино.

ebeb18698ffc70bffe6cdb84b56a88557a1bfbbbde1.jpg

По требованию автора и владельцев прав на используемые в фильме тексты фильм будет демонстрироваться без перевода на английском языке. Участник Международного Берлинского кинофестиваля в 2013 году.

14 июля

Pays Barbare (Barbaric Land) Yervant Gianikian and Angela Ricci Lucchi, 2013 / «Земля варваров» Эрвант Джаникян и Анжела Риччи Лукки

Эрвант Джаникян и Анжела Риччи Лукки — режиссеры, работающие в Милане, известны своей выдающейся работой с архивными киноматериалами. Вдумчиво сопоставляя изображения посредством монтажа, Джаникян и Риччи Лукки также переснимают материал, меняют скорость, добавляют цвета и озвучку, перекадрируют  изображения, фиксируя ключевые детали. Такая тщательная работа провоцирует аналитическое восприятие и заставляет задуматься не только о содержании кадров, но и процессе его формирования.

Фильмы Эрванта Джаникяна и Анжелы Риччи Луччи были показаны на ведущих международных фестивалях, таких как Каннский, Венецианский, Роттердамский, Берлинале. Ретроспективы их работ проводились в главных фильмотеках мира (французская Синематека, испанская Фильмотека, португальская Синематека и Pacific Film Archive в Беркли) и в таких музеях, как MoMA в Нью-Йорке и Tate Modern в Лондоне.

Джаникян и Риччи Лукки — ветераны found footage документалистики; они уже многие годы создают из архивных материалов критические эссе, в основном антиколониального и антимилитаристского толка. Последний фильм этой пары — ошеломляющий пример такой работы. Используя частную хронику, закадровый комментарий и песни по текстам Анри Мишо, они рассказывают о брутальности итальянского империализма 20 - 30-х годов. Нерв этого фильма в смещении привычной траектории зрения: этнографические снимки обнаженных африканских женщин в «варварской» Эфиопии говорят нам скорее о природе колониального взгляда, в то время как фотографии итальянских господ из личных архивов предстают материалом историческим и политическим. Где пролегает граница между варварством и цивилизацией? Как это соотносится с настоящим? Итальянские художники и режиссеры подводят нас к тому, что у каждой эпохи свой фашизм.

Фильм будет демонстрироваться на французском языке с  русскими субтитрами. Участник Международных кинофестивалей в Локарно, Торонто, Турине.

Адрес: Крымский вал, владение 2 

Добавить комментарий