Орлеан представят на ММКФ
19.06.2015 00:43
Просто Мария

С 17 сентября 2015 в кино

Орлеан(16+)

Россия, 2015, 110 мин.

Режиссер: Андрей Прошкин

Сценарий: Юрий Арабов

Продюсеры: Игорь Мишин, Наталья Гостюшина

Оператор: Юрий Райский

Художник-постановщик: Юрий Карасик

Жанр: фантасмагория греха

В ролях: Елена Лядова, Виталий Хаев, Виктор Сухоруков, Олег Ягодин, Павел Табаков, Тимофей Трибунцев

Фантасмагория греха

Затерянный во времени и пространстве провинциальный городок Орлеан. Жизнь здешних обитателей проста и незамысловата, как и миллионов людей на нашей планете. Появление в городишке странного господина по профессии экзекутор неожиданно производит эффект разорвавшейся бомбы. Он открывает глаза жителям Орлеана на, казалось бы, понятные каждому вещи: за "скелеты в шкафах" каждого из нас рано или поздно приходится платить. И теперь жизни красотки-парикмахерши Лидки, хирурга местной больницы Рудольфа, следователя Неволина и других горожан никогда не будут прежними.

От литературной основы – к фильму

Новый фильм лауреата премии "Золотой орел" ("Спартак и Калашников", "Орда"), обладателя наград Московского международного кинофестиваля ("Орда") Андрея Прошкина "Орлеан" снят по мотивам одноименного романа Юрия Арабова.

Юрий Арабов, с которым Андрей Прошкин работал над исторической драмой "Орда", написал и сценарий новой картины.

"Как- то Арабов мне сказал, что у него есть история и предложил почитать, может, меня заинтересует. Я был в восторге: мы только что завершили "Орду", она ему понравилась, и, конечно, согласился почитать новую историю. Прихожу домой, открываю письмо, а там "Орлеан". Через несколько дней я заставил себя прочитать сценарий, чтобы как-то аргументировать свой отказ, но вместо отказа я наоборот совершенно влюбился в эту историю", - рассказывает Андрей Прошкин.

В отличие от режиссера, продюсер Игорь Мишин читал сценарий "Орлеана", что называется, с чистого листа.

"Глава Фонда "Открытый мир" сопродюсер картины Елена Романова, прислала мне почитать сценарий "Орлеана" и прокомментировала это следующим образом: "Мне кажется, эта история может тебя заинтересовать". При этом автора сценария на присланном файле не было, то есть фамилия Арабова не стояла, и я не знал, что есть такая книга – как-то прошло мимо меня. Так что сценарий я читал без знания об авторитетном авторе, одна фамилия которого могла бы уже произвести впечатление. И не дочитав сценарий еще до конца, я увидел фильм и понял, что очень хочу его запустить. То же самое было у меня и со сценарием Дениса Осокина "Овсянки". Прочитав "Орлеан", я дождался утра, позвонил Лене Романовой, спросил, чей текст, сказал, что готов купить права и запускать. Она сказала, что это написал Юрий Арабов, а права уже у Андрея Прошкина. Лена познакомила меня с Андреем, и у нас начался процесс совместной работы над сценарием, что фактически было процессом осознания, а нужны ли мы друг другу", - говорит Игорь Мишин.

Вместе с режиссером они начали работать над финальным вариантом сценария. Роман "Орлеан" и сценарий фильма были написаны в разное время, Мишин предложил вернуть в сценарий некоторые сцены и важные интересные диалоги из литературного первоисточника.

"В процессе работы над финальным содержанием, над образами героев, над какими-то акцентами произошло творческое сближение между режиссером и продюсером, и мы запустили картину. Тем более что продюсер Наталья Гостюшина к этому моменту настойчиво и правильно выстроила отношения в борьбе за государственные гранты. Каждый привнес для старта какой-то свой интеллектуальный и материальный капитал. Так состоялся запуск проекта", - рассказывает продюсер.

Картина "Орлеан" финансово была поддержана Министерством культуры РФ и Фондом кино.

"Это тот пример, когда государство принимает решение о финансировании абсолютно правильно. Это картины, которые, конечно же, не могут окупить себя в прокате. Это такой арт-мейнстрим. У таких фильмов длинная жизнь, которая включает в себя не только кинотеатральный прокат, но и телепоказ, цифровая среда приносит какие-то деньги. Безусловно, чтобы такие шедевры кинематографического искусства появлялись, их должно поддерживать государство. И то, что "Орлеан" поддержали сразу и Фонд кино, и Минкультуры говорит о том, что это очень сильный проект, прошедший серьезную экспертизу с двух сторон ", - отмечает Игорь Мишин.

Конечно, в производство ленты были вложены и частные средства продюсеров. Мишин отмечает, что решение о запуске подобных проектов "строятся не на расчете большого коммерческого успеха и высоких кассовых сборов, а на иррациональном уровне".

"Это фильм-высказывание, картина сильного эмоционального воздействия на зрителя, кино "переживательного" характера. Сегодня просто увлекаться историями, которые очень сильно грузят зрителя и не дают никакой надежды, светлого лучика в этом темном царстве, не сильно актуально, как мне кажется. "Орлеан" мне понравился тем, что, с одной стороны, он бескомпромиссно режет по живому в плане эмоциональных переживаний и осознания того, где в каждом из нас есть граница добра и зла, а с другой стороны, эта история не уничтожает людей за грехи – это не взгляд мизантропа, это позиция человека, дающего свет и надежду", - отмечает продюсер.

По его мнению, в картине Андрея Прошкина есть "гармоничное сочетание жесткого и ироничного разговора о грехах и пороках, и светлой надежды на то, что люди – это не конченые твари и каждый из нас может оступиться в человеческих отношениях, важно не забывать об этом".

Команда мистического мира

Фильм "Орлеан" снят в необычном жанре - на стыке черной комедии и мистического триллера. Яркие роли, афористичные диалоги, черный юмор, сочетание привычной реальности, гротеска и мистики  – вот основа этого  фильма, который заставляет  зрителя  два часа  удивляться, ужасаться  и смеяться одновременно.

"Я почувствовал, что эта картина будет очень необычной, неожиданной, это в некотором смысле кинематографический эксперимент, потому что ее трудно поставить на полку с каким-то фильмом – во всяком случае с российскими фильмами последних нескольких лет. Точного референса не существует. Это уникальное произведение. Всегда есть риск работать на стыке жанров, зачастую именно этим грешат неудачные кинопроекты, а выдающиеся кинематографические работы – это тонкая филигранная игра как раз на стыке жанров. Сценарий был таким, что его нужно было снимать очень необычно и можно с этим справиться, а можно и не справиться. Вот Прошкин справился", - говорит Игорь Мишин.

"Я думаю, что главное, куда меня Арабов сдвинул, это гротеск. Моя картина "Миннесота" была на грани психологического реализма и чего-то такого более специфического. В "Орде" очень силен этот гротеск, а "Орлеан" - следующий шаг. Когда я читал "Орлеан" как сценарий, у меня в голове очень быстро сложилось ощущение, что это может быть интересно", - отмечает Андрей Прошкин.

Продюсер при этом подчеркивает, что, несмотря на "фантасмагоричность, гротесковость и черный юмор, "Орлеан" - это история о Любови как единственного спасения человека".

Режиссер Андрей Прошкин пригласил на картину своих постоянных коллег - художника-постановщика Юрия Карасика, работавшего с режиссером на съемках картины "Миннесота" и мини-сериале "Переводчик", а также прославленного оператора, обладателя премий "Ника", "Золотой орел" и "Белый квадрат" Юрия Райского.

"Мы с Юрой столько всего сняли, что у меня вопрос о выборе оператора уже давно пропал. Не знаю, к лучшему это или к худшему, но, на мой взгляд, Юра снял картину любопытно, и что меня особенно подкупает – это необычное для него изображение. Это не картина, снятая в манере Райского, а Юра вместе с нами придумывал, как должна выглядеть эта картина, как должно выглядеть ее изображение и под это работал. Это было интересно", - отмечает Андрей Прошкин.

Художник-постановщик Юрий Карасик также подчеркивает, что давно работает с этой съемочной группой, поэтому на съемках всех фильмов у них складывается полное взаимопонимание.

"Мы с Юрой и Андреем "дышим в одну трубку". Все, что мы придумывали, мы придумывали вместе и вместе воплощали. Один что-то придумывает, другой – подхватывает, и вместе все это реализуем, поэтому мне на "Орлеане" работалось очень легко", - говорит Карасик.

Поиск жителей "Орлеана" и таинственного экзекутора

После формирования съемочной группы, решившей выступить в новом для себя жанре, необходимо было найти исполнителей главных ролей – эксцентричных жителей вымышленного Орлеана и таинственного экзекутора. Андрей Прошкин еще на стадии прочтения сценария определился с актрисой, которая могла бы исполнить роль яркой и порочной парикмахерши Лидки. Этой актрисой стала трехкратный лауреат премий "Ника" и "Золотой орел" Елена Лядова.

"Я посмотрел картину Андрея Звягинцева "Елена" и был в восторге от того, как там играет Лена Лядова. Я с Леной дружил и работал до этого. И мне сразу показалось, что может быть интересно ей предложить такую необычную для нее и для меня роль – Лидки-парикмахерши", - рассказывает Андрей Прошкин.

Елена Лядова с легкостью согласилась на предложение Прошкина принять участие в фильме "Орлеан".

"Андрей захотел, чтобы меня увидели другой, за что я ему благодарна. Это смело с его стороны. Я думаю, мы оба ощутили некую свободу творчества в новых очертаниях. Это острохарактерная роль, она совсем не героическая и не страдальческая. Именно такую хулиганскую работу мы хотели с Андреем провернуть", - говорит актриса.

Лядова отмечает, что впервые работала в таком жанре и называет фильм "Орлеан" настоящим подарком для актеров.

"Этот фильм об обычных человеческих ценностях, о совести, если хотите. Фильм получился внятный, понятный, спасибо Юрию Арабову за это произведение. Мне было интересно читать его мысли, хотелось залезть ему под кожу", - отмечает актриса.

Режиссер также сразу понимал, что одну из ролей в "Орлеане" должен сыграть много снимавшийся у Прошкина актер Виталий Хаев ("Миннесота", "Орда", "Переводчик").

"Хаев, по-моему, последние несколько лет для меня судьба, поэтому я не столько думал, кого звать, сколько думал, какую роль найти Хаеву", - отмечает Прошкин. В итоге Виталий Хаев исполнил роль мрачного "орлеанского" следователя Неволина.

"Любые предложения Андрея для меня бесценны, я на них на все соглашаюсь, они всегда интересны и неординарны. Так получилось и в этот раз. В сценарии Юрия Арабова было очень здорово прописано, какой мой герой. Тем не менее у меня с Андреем было немало разговоров по поводу Неволина, того, как он существует, как он принимает мир, про его двойственность, его "располовиненное" лицо – это по сути два человека в одном. Исчадие ада и абсолютный ангел, который верит в следующее пришествие Христа, и в этом его драма и трагедия", - говорит Виталий Хаев.

Другой ключевой персонаж картины – хирург Рудольф – долго не мог найти своего экранного воплощения. Спасением для Прошкина стали гастроли екатеринбургского "Коляда-театра" в Москве. В спектакле "Борис Годунов" заглавную роль играл артист Олег Ягодин, лидер труппы Николая Коляды, переигравший чуть ли не все классические театральные роли.

"Я видел Олега, но совсем немного о нем знал. О нем очень хорошо отзывалась наша ассистентка, но мне казалось, что его будет маловато. Наверное, потому, что история этого персонажа ближе всего к нам – авторам. Этот персонаж – такое альтер-эго, поэтому никак мы не могли его найти. И слава богу, в Москву на свои ежегодные гастроли приехал театр Николая Коляды, который я знал очень плохо. И когда я увидел Олега в роли Бориса Годунова, для меня это сразу было очень убедительно. Мы устроили пробу, которая была абсолютно убедительна для всех", - отмечает Андрей Прошкин.

Олег Ягодин рассказывает, что сразу же захотел сыграть в этом фильме после того, как прочитал сценарий, где был неожиданный для российского кино черный юмор. Правда, Ягодин был удивлен, что ему предложили сыграть именно хирурга Рудольфа.

"Мне казалось, что это взрослый человек, уже поживший, потрепанный жизнью, я все думал, как мне это сделать, начал толстеть, живот все время выпячивал, думал, это поможет, но не помогло – все равно какая-то молодцеватость осталась. Работать, тем не менее, было несложно, я уже привык, что везде и всегда играю каких-то подонков. Конечно, я долго притирался к группе, для меня это был первый опыт такого большого кино. Я раньше снимался, но не так глобально. Но все получилось. Оказалось, что не так уж это и сложно", - говорит Ягодин.

Неожиданно для режиссера в кастинге "Орлеана" появился и молодой актер Павел Табаков, сыгравший в фильме влюбленного в Лидку паренька Игоря.

"У Олега Табакова есть замечательная студия, в которую отбирают на обучение школьников из всей страны. Там было несколько ребят, которые нам были интересны, и туда пошла наша ассистентка по актерам. Я посмотрел фотографии и увидел одно замечательное лицо, а мне говорят "Это сын Табакова". Я думал, что это мальчик из какой-то невероятной глубинки. Паша оказался, на мой взгляд, невероятно способным и чутким человеком", - отмечает режиссер.

На роль странного господина экзекутора, который нарушает привычное течение жизни Орлеана, Андрей Прошкин долго искал подходящую кандидатуру. На помощь пришел продюсер Игорь Мишин, который предложил попробовать актера Виктора Сухорукова.

"Поначалу мне казалось, что это не совсем мое решение, но если продюсер так настаивает, надо, наверное, попробовать. И Виктор Иванович меня абсолютно убедил – и нашей встречей, и особенно пробами. Он меня абсолютно поразил своей самоотверженностью в работе и абсолютной вовлеченностью в работу – то, что называется словосочетанием "старая школа", - говорит Андрей Прошкин.

Виктор Сухоруков рассказывает, что всегда интересовался творчеством режиссера Прошкина и сценариста Юрия Арабова, так как оба они работают на стыке реальности и парадокса.

"Это мой мир, мое пространство – парадоксальное, гротесковое, противоречивое, где мужчины, женщины, дети, старики – они все некие создания, некие существа, и вообще я сторонник и в театре, и в кино историй, где существует слово "вдруг". Я сторонник, чтобы в каждой роли был сюжет. Если его нет, то его надо придумать, тогда сюжеты ролей сталкиваются друг с другом, высекая интересную фактуру сюжета целого произведения", - говорит Сухоруков.

За свое участие в фильме "Орлеан" он тоже благодарит это самое "вдруг", счастливый случай и судьбу.

"Я репетировал спектакль в театре Вахтангова и мы сидели с актерами в гримуборной. Вдруг слышу, что Сережа Маковецкий разговаривает с кем-то по телефону, и я понимаю, что он кому-то отказывает. Его уговаривают принять участие в фильме, а он отказывается, потому что он полностью отдал себя эпохальной работе с Сергеем Урсуляком над картиной "Тихий Дон". Потом я спрашиваю, у Маковецкого, что это за предложение. Он рассказал, что режиссер Андрей Прошкин затевает фильм по сценарию Юрия Арабова. А вечером мне звонит один из продюсеров – Наталья Гостюшина – и говорит: "Виктор Иванович, вот мы вам хотим предложить роль". Не знали они, что я уже понимал, что позвали меня не играть, а спасать положение, потому что картина, как мне было известно, уже была на всех порах в съемочном процессе", - вспоминает Сухоруков.

И ,если продюсера Игоря Мишина актер знал со времен фильма "Овсянки", то с Андреем Прошкиным он был не знаком. Сомнения режиссера актер почувствовал, когда Прошкин предложил ему пройти кинопробы, которые Сухоруков, по его словам, не проходил "уже лет двести".

"Прочитав сценарий "Орлеана", я сказал, что должен здесь быть. Это событие, сенсация. Я играл много странных ролей, но такой роли у меня не было. Это странный, потусторонний человек, который появляется то в одном обличии, то в другом – в какое-то "облако в штанах", как у Маяковского. Я очень это люблю, и когда мне вдруг режиссер сказал "Я готов с вами встретиться, но нужна кинопроба", я сказал, что готов. После репетиции, после тяжелого трудового дня, я приехал к ним на базу, Прошкин пригласил девочку-партнершу, и дал мне самую сложную сцену. Пробы шли четыре часа! Но я был безропотен и предан режиссеру Прошкину, потому что у меня стояла задача понравиться ему как кандидат на эту роль. Мне очень хотелось ее сыграть. Я не знал, как. Я не знал, какая у него методика работы с актером, и я поэтому, как юное дитя глядит в глаза матери, я глядел в глаза Андрею Прошкину", - говорит Виктор Сухоруков.

Он рассказывает, что после проб режиссер сказал, что еще должен посоветоваться с коллегами. Сухоруков попросил принять окончательное решение в течение суток, так как нужно было выстраивать свой график, который у актера достаточно плотный. Но не прошло и суток, как Андрей Прошкин все-таки принял решение утвердить Сухорукова на роль экзекутора.

"Для меня эта работа была чрезвычайно трудной, потому что я "прыгнул в последний вагон". Даже парик на моей голове был с чужого плеча, это доставляло массу неудобств. Я очень хотел соответствовать желаниям Андрея и спасибо ему большое за доверие. Никогда я таких задач не ставил перед собой, но здесь впервые я даже издалека заглядывал ему в глаза, подсматривая его настроение по отношению ко мне. Я очень хотел, чтобы он был моей работой и моим участием доволен. Надеюсь, я его ожидания оправдал", - отмечает Сухоруков.

Многочасовой грим и необычные партнеры

Одной из главных сложностей, с которыми столкнулись актеры, был пластический грим, которым в итоге занималась известная студия Петра Горшенина.

"Без них работа была бы беднее, свой талант пластических художников они приложили и проявили массу фантазии, обогащая этот сюжет, - он стал ярким, интересным, зловещим", - подчеркивает Виктор Сухоруков.

"Пластический грим я делал впервые. Мы очень долго искали грим, пробовали делать его и так, и так, приглашали разных мастеров, вот пока Петя не приехал. И тогда все сразу стало ясно. Это великолепные мастера своего дела, невероятные", - рассказывает актер Виталий Хаев.

Его грим занимал больше всего времени. Актер приезжал на площадку раньше всех, чтобы ему успели сделать двухчасовой грим, а потом, когда уже уезжала вся группа, Хаеву еще больше часа этот грим снимали. Естественно, на съемке некоторых сцен за этот сложный грим переживала вся группа.

"Меня заставляли голым нырять в бассейн перед всей съемочной группой. Я долго просил Андрея, чтобы не было ничего видно, а они боялись только за то, чтобы грим не отвалился, но Петя сказал, что грим не отвалится точно, смотри, чтоб что-то другое не отвалилось", - смеется Хаев.

У актера Олега Ягодина сложности были не с гримом, а с…поеданием рыбы в одной из сцен.

"Хорошо, что мы справились за 3-4 дубля, дальше я бы, наверное, не выдержал. Еще у нас гостиница была на берегу моря и я постоянно слышал шум моря, крик чаек и было ощущение, что я на корабле плыву неделю", - рассказывает Ягодин.

Для Елены Лядовой фильм "Орлеан" стал первой картиной, где одним из ее партнеров по съемочной площадке стал настоящий шимпанзе.

"В небольшом эпизоде со мной снимался такой "обезьян", который приезжал в цирковой машине и вытягивал в поцелуе губы. Это, конечно, необычный партнер, с такими я никогда не работала", - говорит актриса.

Что же касается основного актерского ансамбля, то все вспоминают удивительно единение во время работы над "Орлеаном" и полное погружение в невероятную ауру картины.

"Это была потрясающая компания. Мне кажется, у нас сложилась такая отличная компания придурков – в хорошем смысле актерском. Иногда, конечно, мне хотелось побольше хулиганства какого-то, раз уж получила острохарактерную роль, хотелось жечь по полной. Но Прошкин – режиссер очень аккуратный", - отмечает Елена Лядова.

Как рассказывает Виктор Сухоруков, именно актриса Елена Лядова спасла его на съемках одного из эпизодов картины.

"Есть сцена, где мой герой лежит в больнице и у меня там небольшой монолог. Передо мной стоит Лена Лядова, Виталий Хаев и Олег Ягодин. И я постоянно спотыкался на одной фразе – нервничал, переживал. Монолог шикарный, я там еще закатываю глаза, как Вера Холодная. Ребята поняли, что я забываю слова, нервничаю. И когда камеры переставили за спины моих союзников, и Прошкин приготовился снимать мой план, Лена вдруг приложила пальцы к губам и таинственно подмигнула мне. Вот "мотор, съемка" и она вдруг тихонько, незаметно расстегивает кофточку, а на груди у нее была фломастером написана фраза, о которую я спотыкался. Я не помню, чтобы так актеры помогали друг другу. Я был шокирован и ошеломлен. И когда я все это сказал, она снова застегнула кофточку, как ни в чем не бывало. Если бы, конечно, это увидел режиссер, был бы скандал, наверное, но она это сделала настолько деликатно, эстетично и настолько по-актерски по-доброму, что я, конечно, ей страшно благодарен. И хочу сделать заявление: "У нас в России есть великая актриса Елена Лядова". Не только потому, что она пачкала свое тело фломастером", - говорит Виктор Сухоруков.

По его словам, такое единение в актерском коллективе он не встречал в последнее десятилетие.

"Мы были друзьями, соратниками, семьей. Мы уважали друг друга, терпели друг друга, поддерживали. Актер Олег Ягодин прибыл к нам с Урала, он ведущий актер у Коляды, в жизни, он был закрыт, сосредоточен и чрезвычайно серьезен. Но он был настолько счастлив и влюблен в эту роль, что это будет открытие российской киноиндустрии. Тончайший человек, скурпулезнейший подход к делу, чуткий, внимательный. Совершенный антипод мне, потому что я такой птица-говорун, а он, конечно, Мистер Молчание. Виталий Хаев – суперпрофессионал, он знает свое дело, знает себя, дружит с Андреем, он его друг, товарищ, брат. Ему, конечно, было легко, он нас скреплял, был какой-то опорой, с ним было очень надежно работать, очень защищенно с ним я себя рядом чувствовал. Замечу еще про маленького мальчика – Павла Табакова, который ну совсем молоденький, совсем цыпленок, но настолько он был готов раствориться в истории под именем "Орлеан", он был готов делать все и делал. И страшно приятно, что все мы из разных мест, из разных школ, Андрей нас собрал и история эта нас объединила. Мы чувствовали себя очень сплоченно, очень взаимоуважительно. И думаю, это помогло картине стать еще сильнее и масштабнее. Сценарий прекрасен, режиссер суперталантлив и знает, что хочет. В результате, думаю, что фильм "Орлеан" может быть событием не только у нас, но и за рубежом", - подчеркивает Сухоруков.

Однако для него съемки не обошлись и без споров с группой. Сухоруков признается, что любит проявлять на площадке инициативу, фантазировать о своем герое и предлагать идеи режиссеру, из-за чего он долго срабатывался с Андреем Прошкиным, однако в итоге они нашли общий язык. Не всегда складывался у актера и диалог с оператором Юрием Райским.

"На съемочной площадке я однажды с ним поругался, потому что он, создавая образное решение фильма, вдруг имел неосторожность сказать "Уберите этого Сухорукова из кадра, он мешает". Я так возмутился, потому что это был кадр, где единственный раз за весь фильм я демонстрирую наказание. Но, конечно, я понял, что Юрий Райский – это не просто человек с аппаратом, он Художник с аппаратом", - рассказывает актер.

Тем не менее, все споры были решены, а Сухоруков сейчас признается, что гордится тем, что "судьба все же зафиксировала его в картине "Орлеан". Своего героя он называет совестью-преследователем.

"Слово "экзекутор" не каждый понимает, особенно молодежь. Но я думаю, что эта история будет им любопытна. Здесь есть все - и любовь, и страсть, и предательство, кровь, садизм – все компоненты жаркого наблюдения за какими-то страстями. Но есть еще ум, философия, мифология, некая надчеловеческая интрига. Человек совершает поступок, к нему приходит другой человек и говорит "Ты будешь за это наказан". Кто такой, откуда взялся, что это, по какому праву, кто ты есть и почему ты считаешь, что этот проступок преступный. И в результате раскручивается уникальная история, которая должна быть понятна всем, полезна от мала до велика и необходима каждому из нас, потому что там есть испытание грехом, проверка на грехе и наказание за грех. И мне кажется, эта картина имеет право быть букварем на школьном столе, библией у кровати, кодексом, напоминанием, инструкцией для каждого из нас", - отмечает Сухоруков.

Актер Виталий Хаев также уверен, что "Орлеан" будет интересен молодежи и зрителям среднего поколения, так как фильм сделан интересным языком и повествует о вполне понятных для каждого проблемах.

"Это такой мистический триллер и в то же время черная комедия – все подряд. Я думаю, что это про наказание, про то, что мы знаем о нем, но спохватываемся уже когда бывает достаточно поздно", - говорит Хаев.

Актер Олег Ягодин видит в мире "Орлеана" отсылки к произведениям Михаила Булгакова, Николая Гоголя и Франца Кафки.

"Интересно, что это, вроде бы, российская глубинка, маленький городок, и все-таки она находится вне какой-то конкретной страны. Это универсальная история любого маленького городка, человека, мира. Это действительно фантасмагория греха", - заключает Ягодин.

Шапито, парикмахерская и больничные палаты

Фильм "Орлеан" довольно специфичен по своему художественному решению.

"Нам надо было создать очень необычный мир этого города – странный мир странных героев. С одной стороны они все узнаваемые – парикмахер, полицейский, врач – такие бытовые профессии, окружающие каждого из нас. С другой стороны, сами персонажи – все полуфрики и мир такой фриковый их окружает. Это сочетание низкого и высокого, обычного и необычного, гротеска, правды и мистики. Потенциально сценарий давал возможность сделать такой необычный фильм. Безусловно, риск был очень большой – заходить в такой проект и не понимать, как это сложится. По результату это сложилось еще лучше, чем я ожидал", - говорит продюсер Игорь Мишин.

Художник-постановщик Юрий Карасик вместе со своей командой работали практически круглосуточно, и старался сделать из реально существующих объектов декорации картины. В картине можно увидеть цирк-шапито, скромные больничные палаты, немноголюдную парикмахерскую и полузаброшенный супердизайнерский офис экзекутора.

"Была бы у меня возможность, я бы всю картину снял в декорациях. Но такой возможности у нас не было, поэтому мы должны были использовать реально существующие объекты, но делать их страннее, чем они есть, для создания стиля фильма. На мой взгляд, наш художник Юрий Карасик очень много придумал для создания мира этой картины. Хотя, конечно, частично пришлось использовать в создании декораций компьютерную графику", - отмечает режиссер Андрей Прошкин.

Юрий Карасик при работе над объектами "Орлеана" черпал вдохновение от истории парижского театра ужасов Grand Guignol.

"Очень помогли цирковые афиши начала прошлого века. Но, безусловно, это все переработалось, нужно было добавить в этот нуар изрядную долю юмора, хотя и черного", - рассказывает художник-постановщик.

Для себя он определил пространство "Орлеана" как "мир с больной совестью".

"Наверное, фильм глобально об этом – о скелетах в шкафу, которые есть у каждого человека. Каждый думает, что расплаты не будет. Но расплата за это может прийти в любой момент. Не обязательно ждать какого-то страшного суда и необязательно это будет после смерти человека, а это может случиться внезапно с каждым", - говорит художник-постановщик.

Для декораций картины он со своей группой использовал в основном реальные объекты. Так цирк-шапито частично снимался в стационарном цирке, белые стены которого пришлось покрывать цветной бумагой, а вход в цирк выстраивали на натуре.

"Вход в цирк и часть фасада мы построили на горе над городом. Важен был хороший вид. За это заплатили ветром 11 метров в секунду на монтаже декорации. За настоящие цирковые трейлеры с нас запросили какие-то немыслимые деньги. В итоге мы задекорировали караван съемочной группы. А трейлер одного из героев нашли во дворе хладокомбината, нас привлекла форма гроба. Потом уговаривали хозяина этого трейлера месяц и декорировали его два дня", - вспоминает Карасик.

Место работы парикмахерши Лидки было создано в помещении бывшей молочной кухни.

"Это здание было совершенно заброшенным, стояло лет 10-15 бесхозным, но внешне оно походило на такой советский дом быта и подходило нам и по форме, и по цвету, и по окружению. Оставалось только внутри сделать его насыщенным по цвету и таким при этом тревожным, как наша героиня. Создать ей некий мир внутри этой парикмахерской. Но я считаю, что хорошо получилось, потому что она живет у нас внутри идеально", - говорит Юрий Карасик.

Дом для Лидки нашли в степи: постановочную группу опять же, как вспоминает художник, привлек фантастический вид. Степь, в которой стоит дом, и характер главной героини диктовали свои условия.

"О чем может мечтать человек, живущий в степи? Конечно об океане. Так в доме появился океан, "нарисованный на куске холста", - рассказывает Карасик.

Необычно декорированный офис экзекутора нашли на старой бензоколонке, которую, по словам художника, полностью переделали и сделали по сути новый объект.

"Нам нужно было сделать такое странное пространство. Мы решили, что нам нужно это пространство искривить, сделать его вообще чудным. Нужно было место обитания слегка не из этого мира, чтобы у нас там засела странная секретарша, чудовищный кот, который ходит за окном, - то ли из Лукоморья, то ли непонятно откуда", - вспоминает Карасик.

Однако самым сложным для него стал, казалось бы, обычный кабинет следователя Неволина.

"Очень хотелось сделать этот кабинет в полиции каким-то странным, полицию же мы видим каждый день, это такое заштампованное достаточно место, но хотелось сделать это немножко по-другому, и у нас, как мне кажется, получилось", - отмечает художник-постановщик.

Превращение Крыма в Алтай

Юрий Арабов в своей истории описал вполне конкретное место – небольшое местечко Орлеан в Кулундинской степи на Алтае, которое своей авторской волей писатель и сценарист превратил в небольшой город. Скромный для такой сложнопостановочной картины, как "Орлеан", производственный бюджет ленты не позволил группе отправиться снимать на Алтай, поэтому местом съемок был выбран Крым, в котором, часто работают кинематографисты со всего мира, так как там можно найти удивительный по своей красоте и разнородности пейзаж.

"Мы решили, что из него можно сделать Алтай, и, на мой взгляд, нам это отчасти удалось. Хотя нам приходилось использовать компьютерную графику. Есть несколько кадров в нашей картине, где мы потом стирали море и делали степь. И все наши крымские товарищи, которые с нами работали, смотрели на нас, выкатив глаза и говорили: "Вы первая съемочная группа, которая приехала в Крым и говорит, главное, чтобы не было моря". Крым – потрясающее, настоящее кинематографическое место", - говорит Андрей Прошкин.

Съемки фильма проходили под Феодосией, где группа нашла степи и сопки, напоминающие "млечный пейзаж". Съемочный период занял 36 дней, что также было обусловлено производственным бюджетом ленты. Чтобы сэкономить время, параллельно съемкам монтажер Наталья Кучеренко, "собирала" картину.

"Монтаж был непростой. У нас были проблемы, пока мы искали нужную форму. Это заняло какое-то время. В том числе была проблема, которую мы себе придумали сами. Моя жена Наташа Кучеренко собирала картину и использовала, как это обычно делается, некую подборную музыку, которая потом уже заменяется на специально написанную для фильма. И вот Наташа использовала музыку английской группы The Tiger Lillies. И потом мы столкнулись с тем, что совершенно не в состоянии эту музыку заменить – настолько она срослась с фильмом", - рассказывает режиссер.

Панк-кабаре из Лондона и алогичный саундтрек

Знаменитое лондонское трио The Tiger Lillies работает в мрачном комедийно-трагическом жанре и исполняет композиции в стиле панк-кабаре, что как нельзя лучше подходило к стилистике картины.

"Наташа Кучеренко на монтаже подложила несколько треков с альбома 2008 года FreakSnow. Это всем понравилось, но к тому моменту мы все работали в ожидании того, что надо создавать большую киномузыку. А потом я увидел объявление, что 3 декабря в клуб "16 тонн" приезжает группа The Tiger Lillies. Я говорю Прошкину, поедем познакомимся, покажем куски фильма. Мы все это сделали, группа посмотрела тизер фильма и согласилась написать саундтрек. Это, конечно привнесло тот дополнительный эффект, который на старте ни я, ни Андрей не могли ожидать от картины. И сейчас этот музыкальный ряд, очень необычный голос лидера группы Мартина Жака, и тексты, дали какой-то поразительный результат, поэтому фильм получился сильнее, чем мы его делали", - рассказывает Игорь Мишин.

"Я очень долго переживал, что получается странная история: русская картина музыкально построена на англоязычных песнях, а потом мы на все это плюнули. И я очень благодарен продюсерам за то, что они договорились с The Tiger Lillies записать саундтрек. Частично мы использовали то, что у нас было. Частично они написали новую музыку специально для фильма. И мне кажется, что, невзирая на алогичность – английские песни в русском фильме, - в итоге все получилось художественно органично", - считает Андрей Прошкин.

Написанные для фильма композиции номинантов на премию "Грэмми" The Tiger Lillies легли в основу нового альбома трио – Orleans. Но в процессе съемок совместная работа постановщиков "Орлеана" с британскими музыкантами могла бы и не состояться.

"После того как мы договорились, что они пишут оригинальную музыку к картине, они прислали 13 демо, где были напеты тексты. Мы перевели их, и оказалось, что в половине песен тексты очень жесткие и в издевательской манере высмеивают и героев фильма, и авторов картины. Мы попросили Мартина сделать тексты помягче. Он все переписал, Андрей Прошкин слетал в Берлин в студию, где все свели и идеально расписали треки по картине. Прошкин счастливо возвращается из Берлина, а через два дня от Мартина приходит письмо, что они отзывают все права на альбом и не разрешают использовать его для фильма", - вспоминает продюсер Игорь Мишин.

После такого вся съемочная группа начала нервничать и днями напролет переписывалась с музыкантами. В итоге вопрос был решен беспрецедентным образом. Группа отдала права на использование новых песен, но обязала разместить в финальных титрах фильма надпись следующего содержания: "Морально-нравственная позиция группы The Tiger Lillies не совпадает с позицией авторов фильма".

Гротеск, понятный всем

Декорации, натурные съемки и оригинальный саундтрек придали ленте "Орлеан" необходимое гротескное повествование. Язык фильма стал, по словам Андрея Прошкина, самой сложной его режиссерской задачей.

"Гротеск – язык довольно рискованный. К тому же, мы все – и автор сценария, и я, и продюсеры, и актеры – старались сделать довольно сложную картину так, чтобы ее было интересно и весело смотреть основной части зрителей. Мы постарались сделать стильную и необычную картину. Насколько нам это удалось – не знаю, это решит зритель. Одно точно уже понятно - фильм не оставит равнодушным никого. Это предмет ярких оценок и сильных споров - отмечает Андрей Прошкин.

Продюсер Игорь Мишин уверен, что этот фильм будет интересен аудитории "20+", которая недавно смотрела ленты "Географ глобус пропил", "Левиафан", "Дикие истории" и "Бердмэн".

"Это референсы не по содержанию или киноязыку, а по аудитории. Также уверен, что "Орлеан" заинтересует зрителей "Открытого показа" на ТНТ, который собирает очень хорошие рейтинги. "Орлеан" – кино для тех, кто любит сильные эмоции, кто приходит в кинотеатр, чтобы погрузиться в особенный кинематографический мир, который нельзя увидеть в реальной жизни. Этот мир создан через яркие характеры, через ироничные образы, через черный юмор, через гениальную работу художников. Ты погружаешься в этот мир, живешь в нем два часа именно на стыке двух эмоций – сильного потрясения и смеха одновременно. Это такой эмоциональный коктейль под названием "лед и пламень", который рассчитан на людей, любящих переживать эти самые сильные эмоции", - заключает продюсер.

Добавить комментарий