С 10 декабря 2015 в кино
Невероятная тайна Лулу
Loulou, l'incroyable secret (6+)
Мультфильм, семейный, Франция, Бельгия, Венгрия, 2013, 80 мин.
Режиссёр: Эрик Омон
Сценаристы: Грегуар Золотарефф, Жан-Люк Фромонталь, Emmanuel Solotareff
Продюсеры: Кристоф Янкович, Валери Шерман, Леон Пераиа
Композитор: Лорен Перез
В ролях: Малик Зиди, Стефан Дебак, Анаис Демустье, Карло Брандт, Марианн Басле, Леоноре Ше, Сара-Джейн Совегран, Патрик Пару, Мари Берто, Реми Рубаха
Дата премьеры: 10 декабря 2015
Награды: Берлинский кинофестиваль, 2014 год (номинация на «Хрустального медведя» за лучший художественный фильм конкурса для юношества)
Премия «Сезар», 2014 год (победитель в номинации «Лучший анимационный фильм»)
«Невероятная тайна Лулу» — это история удивительного путешествия волчонка Лулу и кролика Тома. Однажды Лулу узнает, что зря считал себя сиротой — его мама живет в далекой Стране волков, и друзья отправляются в путь, где их ждет множество испытаний. Удастся ли сохранить дружбу, несмотря на трудности, найти маму Лулу и приоткрыть завесу тайны его рождения?
Эрик Омон, режиссер
Режиссер мультфильма «Невероятная тайна Лулу», помимо работы в анимации имеет опыт драматурга как автор пьесы «Мадмуазель Б» для театральной компании Jardins Insolites, а также обширный образовательный и социальный опыт — в частности, в начале 2000-х он обучал искусству комиксов в тюрьмах и стажировал выходцев из исправительных учреждений Анже, Блуа, и Нантера (Франция). В 1993 году он был профессором художественного отдела Школы изящных искусств в Анже, а 2004-2006 вел курс для ребят, специализирующихся на комическом графическом дизайне, в школе Pivaut в Нанте. Сам он выпустил более 40 альбомов.
Эрик успел поработать с легендой европейской мультипликации Сильвеном Шомэ («Трио из Бельвилля») на его картине «Иллюзионист», номинированной на «Оскар» в 2011 году. Затем и с Реми Безансоном на мультфильме «Жирафа», номинированном на «Сезар» в 2013 году.
Грегуар Золотарефф, автор, иллюстратор и сценарист
Грегуар Золотарефф опубликовал около сотни иллюстрированных книг, в частности для французского издательства «Эколь де Луазир», большинство из которых были переведены на языки стран всего мира. В дополнение к номинации на премию Андерсена в 2002 году, он получил премию Монтрей в 1992 году, награду Версель в Бельгии в 1992 году и Болонский Грант в 1993 году.
Уникальность Грегуара заключается в его героях и в том, какими эмоциями он их наполняет, в его свободном стиле, современном и немного бунтарском тоне, очень личном способе воздействия на детей, исключающем педантичный тон. Он знает, как подойти к серьезным темам (таким как «различия между людьми», «дружба» или «одиночество»), как преодолевая эти сложности создавать универсальные истории, наполненные юмором, но без сентиментальности и слащавости. Его работы часто получают рекомендации к чтению или просмотру от учителей, библиотекарей и книготорговцев. Все перечисленные качества, которые так высоко ценятся детьми и родителями, можно обнаружить и в «Невероятной тайне Лулу».
Эта история случалась дважды
Грегуар Золотарефф: Лулу — это герой, которого я придумал 25 лет назад. Этот проект был моим шансом на получение художественной свободы: до этого все мои разработки были сосредоточены в специфической сфере иллюстраций, и я мечтал о радости создания образов с помощью простых линий. Я закончил работать над своим персонажем за 24 часа, движимый энергией и в хорошем смысле наивностью. Есть так много вещей, которые мы даже не осмелились бы попробовать, если бы не наивность, верно? Проект оказался успешным, и волчонок Лулу вышел в свет, преодолев пределы своего создателя, если так можно выразиться.
Десять лет назад, когда я только приступил к работе над анимационным фильмом с Валери Шерманном и Кристофом Янковичем. Мы уже подумывали о полном метре, но по стратегическим и финансовым соображениям решили всё же начать с короткометражки «Лулу и четыре волка». Потом было авантюра под названием «Ю», которая, как мне верится, привлекла внимание к нашей работе. Десять лет спустя мы вернулись к нашей изначальной идее сделать полнометражный фильм, которым и стала «Невероятная тайна Лулу».
С самого начала мы собирались рассказать историю о взрослении наших героев. Мы написали несколько версий сценария. Первый был подготовлен вместе с моим сыном Эммануэлем за полтора года, прежде чем я вернулся к сотрудничеству с Жаном-Люком Фроменталем, с которым уже работал над фильмом «Лулу и четыре волка». Следующий этап занял столько же времени. Подход Жана-Люка к творчеству полностью дополняет мой: он знает больше о кинодраматургии, чем я, и обладает уникальным чутьем на истории, специфичные для анимации. В процессе работы мы поочередно примеряли образы то кролика, то волчонка. Словно два лика одной и той же личности.
Фильм начинается со сцены на дрейфующей лодке с Лулу и Томом на борту. Это сказочное начало, фантазия. Оно отсылает к выражению Ренуара о том, что мы словно поплавки движемся по воле морских волн. Мне очень нравится идея о могущественной силе случая, который вмешивается в нашу повседневную жизнь. Это стало отправной точкой для нашего героя и его путешествия сквозь детство.
Право мечтать
Грегуар Золотарефф: Жан-Люк и я хотели дополнить приключения Лулу множеством встреч с симпатичными персонажами, а также всевозможными препятствиями на всем протяжении его путешествия. Это не было просто пунктиком создателей мультфильма — мы старались конкретизировать нить повествования. Например, всё разнообразие деталей в нашем совместном произведении происходит от смеси кровей, в первую очередь наших собственных, Жана-Люка и моих. Мы оба объединяем в себе Восточную и Западную культуры: он, в некотором смысле, выходец из Туниса; я — из России и Ливана. Я считаю, что это отражается на способах проявления наших чувств.
Главная идея рассказываемой нами истории «Невероятная тайна Лулу» — поиск своих корней. Мои — на Ближнем Востоке и в России. Эти изыскания будят мое любопытство, но не по отношению к прошлому. Я чрезвычайно интересуюсь различными культурами и их ритуалами. В конце концов, такое путешествие в корне не изменит образ жизни Лулу. Но мы просто не можем не взывать к собственному личному опыту. Я недавно написал короткий текст об усыновлении — это тема, которая очень много значит для меня лично.
Идея поиска матери, которая покинула тебя — независимо от того, можно ли оправдать её поступок или нет, очень актуальна. Этот шаг не обязательно является чем-то необходимым, на мой взгляд. Стоит ли сделать это — а следует ли делать, это уже другой вопрос — каждый решает для себя сам; наша сущность уже давно была вылеплена другими людьми — теми, кто воспитал нас — и произошедшими с нами жизненными событиями.
Когда я рисую сцену или пишу диалог, я представляю себе всё происходящее, как если бы это был фильм с настоящими актерами. Я не мыслю анимационными терминами, так как я вовлечён в реальную жизнь. Это вовсе не значит, что я меньше интересуюсь анимацией, например, я люблю Текса Эйвери, но меня оставляет равнодушным, когда мультфильмы становятся зашифрованным жанром или общим местом.
В моих книгах, так же как и в фильмах, я должен верить в персонажи и сюжетные линии. Придуманный мир должен быть целостным, даже если он не имеет ничего общего с реальностью. Абсолютного воображения не существует. В его основе лежит желание вызвать определенные эмоции. Вы должны быть в состоянии удивить самих себя. Это может произойти тогда, когда вы достигаете определенного художественного блаженства, выходите за пределы ваших технических ограничений. Думаю, это случается, когда вы их намеренно игнорируете. Для меня слова «придерживайся идеи» звучат пугающе: так вы можете стать просто хорошим профессионалом, но этого не достаточно, когда вопрос касается созидания.
Девушки моего лучшего друга
Грегуар Золотарефф: Том и Лулу отправляются на поиски неизвестной им дамы и на пути знакомятся с другими ключевыми персонажами, среди которых больше всего женщин. Например, лисица по имени Скарлетт, на которой держится все повествование. Скарлетт того же возраста, что и кролик с волчонком, или немного старше. Она красива, загадочна и противоречива, одним словом, очень привлекательна. Скарлетт представляет собой архетип вечной женственности и сильно отличается от маленьких крольчих, глупых и простоватых сестёр из первого фильма про Лулу.
Скарлетт — любимица принца. Том и Лулу неожиданно открывают перед ней совсем другие перспективы. Как это бывает и у людей, Скарлетт более зрелая и хитрая, нежели мальчики ее возраста. Она чрезвычайно яркая, в первую очередь потому, что лиса и, к тому же, рыжеволосая. Именно она символизирует мостик между взрослым миром — Страной волков, деревней зверей из коробки с шоколадом и отрочеством.
Благодаря подобным внезапным встречам, у наших героев начнут просыпаться новые чувства и ощущения. В самом начале повествования появляется цыганка Корнелия, необычайно таинственная и многоликая дама. Я набросал целый ряд образов ворон до этого: люблю рисовать их, без особых причин представляя себе наличие определенной связи с мачехой Белоснежки, чем-то средним между человеком и животным.
Когда Том и Лулу бродят по ночным улицам волчьей страны, их счастливой звездой оказывается свинка Розетта. Она воплощена как символ чрезмерного материнства и фантазии Феллини одновременно. К тому же Розетта отсылает нас к теме сексуальности, которая без этой леди вышла бы слишком тяжеловесной. И, наконец, принцесса Олимпия, мама Лулу, представляет собой архетип непостоянной женщины и, прежде всего, образ кровной матери.
Сущность пубертата
Грегуар Золотарефф: Я всегда сохранял тесную связь с миром моего детства. Пусть оно осталось в прошлом, мои воспоминания и ощущения от этого периода очень живы. Периодически они получают выражение и «выстреливают» по моим читателям и киноманам. В моих книгах коммуникационная стратегия строится на использовании этого для обеспечения интересного чтения, пробуждения любопытства и чувства свободы.
Герои нашего фильма «Невероятная тайна Лулу», которые на момент повествования являются подростками, испытывают иллюзию свободы и проносят её через всё своё путешествие, и в этом суть приключения. Кролик и волчонок весьма любопытны по отношению к окружающим и необыкновенно восприимчивы, что говорит об их постепенном взрослении.
Лулу и Том — это два очень разных типа подростков. Так Лулу суть большой ребенок, в то время как Том более зрел и вдумчив. Мы с Жаном-Люком обнаружили эту дуальность, которая нам страшно импонирует: когда один еще мал размером, но претендует на то, чтобы быть более взрослым, а второй уже вырос, ибо он давно уже стал волком, хотя и не знает этого. Вместе они есть образ человека, который глубоко наивен. Эта смесь хвастовства и наивности свойственна главным образом мальчишкам, как мне кажется. Более того, они часто остаются таковыми лет до 30, в отличие от девочек.
Подростковый возраст подразумевает и раскрытие чувственности. Роль женщин в этом ключевая, но мы с Жаном-Люком были озадачены также и тем, как найти ключ к раскрытию темы сексуальности в целом. В прошлом меня активно критиковали за чрезмерные аллюзии к этой теме в моих книгах. В фильме «Невероятная тайна Лулу» мы дошли до предела — но не далее — в том, о чем родители не говорят со своими детьми. А именно — секс существует. Хотя, конечно, можно шутить по этому поводу или делать всевозможные намеки, как это бывает в сказках.
Предподростковый период характеризуется тем, что все мальчики полны любопытства и желания. Таким образом, Скарлетт представляет собой идеальную подругу, сексуальную девушку, которая чуть старше и уже имеет некоторый опыт. Итак, в этом путешествии волчонка и кролика есть что-то напоминающее фильмы «Выпускник» или «Лето 42-го» — две великие картины, которые я, конечно, не сравниваю с «Лулу».
Их собственная лига
Грегуар Золотарефф: В отличие от фантастических фильмов, где суть немного другая, автор мультипликационного фильма присутствует на каждом этапе процесса кинопроизводства, но он не обязательно направляет фильм, потому что это немного другой навык. Его ответственностью является художественный надзор. Что для меня всегда было сложновато — иметь дело с чем-то, занимающим столько времени.
Анимация, по существу, противоположна рисунку. Это другой вектор выразительных средств, который обретает свой шарм в лучших сценариях. Но анимация — это не моя профессия, именно поэтому Эрик Омон стал директором «Невероятной тайны Лулу». Моя роль заключалась в контроле над тем, достигнут результат или нет с точки зрения создателя или родителя.
Тем не менее, после опыта самостоятельного творчества работа в команде стала замечательным опытом. Находясь среди единомышленников, ты подключаешься к потокам всеобщего вдохновения, и это просто потрясающе, что так много людей поддерживают вашу работу и делают все возможное, чтобы она обрела жизнь. Я восхищаюсь самоотверженностью и дотошностью людей, вовлеченных в этот процесс.
Что для меня по-настоящему важно — это сохранение эмоций, которые я хотел передать. Мне бывало очень трудно на некоторых этапах создания анимации, я переживал насчет деталей, которые казались мне важными, но, в конце концов, я был, вероятно, единственным человеком, который на них обратил внимание. В финале мы получили прекрасный, мастерски сделанный фильм. В особенности удался, как мне кажется, визуальный ряд. Достойный того, чтобы отвлечься от всех забот и рутины на время просмотра.
Голоса его хозяина
Грегуар Золотарефф: Самый потрясающий этап процесса анимации или, по крайней мере, самый новый для меня, а значит самый интересный — это момент сведения звука и записи голосов. Начиная с этапа записи, я чувствую голоса, их тона и акценты. Вы представляете себе персонажей во всем многообразии их характеристик, и этим голосам придется раскрыть каждый из них, привнести глубину. Мы с директором по кастингу начали совместный поиск c организации прослушивания вслепую. Мы обнаружили нотки в голосах, передающие доброту Лулу, живость Тома и эмоциональность Розетты.
Запись шла на протяжении двух недель, и это было восхитительно от начала до конца. Когда мы с Эриком Омоном встретились с актерами, мы говорили с ними о персонажах, как если бы они были из плоти и крови. Их очень позабавило это упражнение. Oни были чрезвычайно любознательны и то и дело начинали импровизировать. Запись голосов была частью режиссуры фильма для Эрика и для меня, ведь личности исполнителей влияли на дух фильма и тон повествования. Даже физически проявлялись порой общие черты между актерами и их героями, хотя я придумал персонажей задолго до выбора актеров.
Голос также может определять тот способ, которым персонаж будет воссоздан средствами мультипликации. Например, Мари Берто повлияла на Розетту — ее великодушие и ее яркость оказались даже сильнее, чем предполагала эта колоссальная роль. Я также хочу отметить Карло Брандта в роли Лу-Андреа: его мрачная, медлительная речь добавила садистских нот к портрету героя. А Марианна Баслер поделилась с принцессой Олимпией толикой безумия, которое той изначально не было свойственно. Я впервые увидел ее в 1985 году в фильме Поля Веккиали Rosa Rosa, fille Publique («Роза, роза, проститутка»), где она поразила меня очарованием и таинственностью.
Лулу это вы?
Грегуар Золотарефф: Волчонок Лулу существует вот уже более 25 лет, и он не присутствует в моем сознании ежедневно. К счастью. При этом я очарован волками как разновидностью вымышленных персонажей. Они исключительны и таинственны, суть источник самых сумасшедших мифов и слухов. Я до сих пор их регулярно рисую. Но идея тащить за собой Лулу постоянно пугает меня. Вот почему основной идеей фильма была эволюция персонажа: он растет, взрослеет и это представляет собой определённую художественную задачу.
Очеловеченные животные продолжают быть моим основным источником вдохновения, а басни Жана де Лафонтена и Эзопа были моей первой любовью как художника. Мне кажется, что животные обладают большей фантазией. И более того, они являются вектором выражения чувств, который дает вам большую свободу.