С 10 по 19 января 2016 года на Новой сцене Театра имени Евгения Вахтангова будут представлены дипломные спектакли учеников режиссерского факультета Театрального института имени Бориса Щукина (руководитель режиссерской группы - Римас Туминас). Это мероприятие - логичное продолжение Вахтанговской традиции - предоставлять сцену выпускникам Щукинского училища («Учимся быть артистами»). В данном случае, сцена будет предоставлена студентам режиссерского факультета. Если акция вызовет интерес у зрителей, то спектакли будут показаны еще раз - в марте, а, затем и в конце сезона.
Пресс-конференция, посвященная проекту «Режиссерская лаборатория: Ученики Туминаса», состоится 11 января 2016 года на Новой сцене Вахтанговского театра. На пресс-конференции Римас Туминас представит своих учеников – молодых режиссеров: Гульназ Балпеисову, Владимира Бельдияна, Анатолия Шульева, Хуго Эрикссена. Режиссеры расскажут о своих работах, которые впервые будут представлены на Вахтанговской сцене. Участникам пресс-конференции будут продемонстрированы видео-ролики спектаклей.
В Театральном институте имени Бориса Щукина набор очного актерско-режиссерского курса, по традиции, осуществляется раз в пять лет, поэтому каждый выпускной курс режиссеров-щукинцев привлекает внимание театральной Москвы. Но к этому курсу (выпуск в июне 2015 года) внимание особое: он представляет первую режиссерскую мастерскую, набранную Римасом Туминасом в Москве.
Обучение в этой мастерской имело свои особенности. Студенты-режиссеры с первого же курса получили возможность занимать в своих учебных работах не только студентов актерского факультета Института имени Щукина, но и артистов Театра имени Вахтангова. Каждый из студентов мастерской обязательно работал ассистентом режиссера на постановке одного из спектаклей Театра имени Вахтангова, находящихся сегодня в репертуаре.
Наконец, помимо основной программы обучения, Туминас придумывал «тематические семестры». Цель таких семестров состояла в том, чтобы заняться пристальным изучением одного автора, по предложению Мастера, и в качестве результата работы представить самостоятельный режиссерский эскиз по одному из его произведений.
Эскизы, одобренные руководителем курса, были превращены в спектакли. Четыре из них будут показаны на Новой сцене Театра имени Вахтангова.
В афише проекта:
10 января
Ж.-П. Сартр «За закрытыми дверями»
Режиссер: Хуго Эрикссен
Когда Бог умер, человеку не на кого возлагать ответственность за свои поступки, кроме себя самого. Сартр, отбросив сантименты, вооружившись интеллектом, остро, безжалостно и насмешливо препарирует природу человека, ощутившего на себе гнет ответственности.
Но через видимое равнодушие автора все настойчивее звучит и тревожит вопрос: почему люди так естественно приходят в своих взаимоотношениях к модели «палач-жертва»? Каждый персонаж этой пьесы незаметно для себя примерил маску палача и тем самым стал воплощением Ада для ближнего. Знаменитый афоризм Сартра «Ад – это другие» подводит нас к главной проблеме пьесы: что за внутренний «вывих» человеческой природы заставляет нас бесконечно причинять боль другому? и что, «если все-таки попробовать друг другу помочь»? В поисках ответа Сартр создает причудливую смесь философской притчи и черной комедии.
В спектакле заняты: Валерий Ушаков, Полина Кузьминская, Мария Волкова
Продолжительность спектакля: 1 ч. 15 мин
14 января
А. П. Чехов «Актерская гибель»
Режиссер: Владимир Бельдиян
Рассказ «Актерская гибель» начинается так:
«Благородный отец и простак Щипцов, высокий, плотный старик, славившийся не столько сценическими дарованиями, сколько своей необычайной физической силой, «вдрызг» поругался во время спектакля с антрепренёром и в самый разгар руготни вдруг почувствовал, что у него в груди что-то оборвалось».
В рассказе, написанном в 1876 году (за 13 лет до выхода в свет его первой пьесы «Иванов»), Чехов с ошеломляющей простотой показал, как герой утратил смысл существования, неожиданно впал в болезнь и отказался от жизни. «Благородный отец» и «простак» – привычные для актера названия сценических амплуа. Но вот наступил момент, когда привычные слова превратились в приговор и сказали Щипцову, кем он мог быть в действительности и кем он стал. Герои, окружающие «простака» – комик, трагик, герой-любовник и антрепренер – воспринимают его болезнь как повод поразмыслить о своей судьбе. А у несчастного «простака» осталась для них одна только фраза: «Домой, в Вязьму»… Чехов возвышает эту фразу до философского звучания: каждого непредсказуемо может поразить острое желание вновь обрести свой жизненный дом.
В спектакле заняты: Анатолий Меньщиков, Евгений Косырев, Павел Тэхэда Карденас, Павел Юдин, Евгений Пилюгин, Виталийс Семеновс, Юрий Поляк, Андрей Злобин, Татьяна Полосина, Ольга Боровская, Алексей Гиммельрейх, Нина Нехлопоченко
16 января
«В Париже» (по рассказам И. Бунина)
Режиссер: Гульназ Балпеисова
Прозе И. А. Бунина непросто найти сценический эквивалент. Надо не потерять знаменитую бунинскую интонацию, бунинский взгляд на своих героев: умный и теплый, прозорливый и не безжалостный, эмоциональный и в то же время сдержанный. Но главное – надо передать его понимание любви.
Любовь мужчины и женщины у Бунина похожа на непреодолимое влечение, имеющее силу судьбы и подчиняющее себе все человеческое существо. Влюбленные у него очень скоро расстаются, как будто их разлучает безжалостный рок. После прощания любовь оставляет незаживающую рану в душе, бередит воспоминаниями о коротком миге счастья и в итоге превращается в тоску по идеалу. Эту тоску герои тщетно пытаются преодолеть шуткой, сарказмом или даже ненавистью. Бунинская тоска говорит о том, что через любовь люди причащаются к чему-то высшему и неземному. Сближение с идеалом наполняет влюбленного безграничным восторгом, но и становится началом трагедии. Человек заведомо не готов к встрече с неземным, человеческие прикосновения к нему слишком грубы, поэтому он неизбежно губит его в своих объятьях.
В спектакле заняты: Полина Кузьминская, Владимир Шульев, Екатерина Нестерова, Андрей Злобин, Максим Севриновский, Полина Чернышева, Мария Волкова, Эльдар Трамов, Павел Попов
Продолжительность спектакля: 2 ч. 40 мин с 1 антр.
19 января
Э. Ионеско «Король умирает»
Режиссер: Анатолий Шульев
Умирает король, умирает человек, вместе с ним рушится и окружающая его действительность. Народ и придворные погибают от эпидемий и войн, крыша замка прогнила и протекает, стены продуваются ветрами, погода портится, воспоминания путаются, чувства отмирают, ощущения теряют былую силу. Король изо всех сил цепляется за жизнь, и только самые близкие люди остаются с ним в последние часы. Кто-то хочет задержать его уход, а кому-то невыносимо видеть предсмертные муки короля, теряющего пред лицом смерти все остатки величия и превращающего последние часы своей жизни в трагифарс.
Спектакль представляет собой попытку остановить момент перехода между жизнью и смертью и рассмотреть его во всех подробностях. Момент превращается в длящееся состояние с оттенками и полутонами, всплесками и замираниями. Спектакль и о том, как меняется во времени наше отношение к смерти. При рождении мы не догадываемся о смерти, потом о ней узнаем, потом гоним мысли о ней, пытаемся ее преодолеть, но вскоре смиряемся и, в конце концов, встречаем ее наедине – в тишине и затаив дыхание.
В спектакле заняты: Эльдар Трамов, Полина Кузьминская, Владимир Шульев, Андрей Злобин, Наталья Кийко, Оксана Суркова
Продолжительность спектакля: 1 ч. 30 мин. с 1 антр.