С 11 февраля 2016 в кино
Лазурный берег
By the Sea (18+)
Драма, мелодрама, США, Франция, 2015, 122 мин.
Режиссёр: Анджелина Джоли Питт («Несломленный», «В краю крови и меда»)
Автор сценария: Анджелина Джоли Питт
Оператор: Кристиан Бергер (номинант премии «Оскар», «Белая лента», «Пианистка», «Скрытое»)
Композитор: Габриэль Яред
Художник-постановщик: Джон Хатмэн
Монтажеры: Мартин Пенса и Патриция Роммель
Дизайнер костюмов: Эллен Миройник
Продюсеры: Брэд Питт и Анджелина Джоли Питт
Исполнительные продюсеры: Крис Бригэм, Холли Голайн и Майкл Виейра
В ролях: Брэд Питт (лауреат премии «Оскар», «Война миров Z», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Бойцовский клуб», «12 лет рабства», «Бесславные ублюдки», «12 обезьян»), Анджелина Джоли Питт (лауреат премии «Оскар», «Малефисента», «Особо опасен», «Мистер и миссис Смит», «Прерванная жизнь»), Мелани Лоран (лауреат премии «Сезар», «Иллюзия обмана», «Бесславные ублюдки», «Враг», «Мое сердце биться перестало»), Мельвиль Пупо («Любовник», «И все же Лоранс», «Спиди Гонщик», «Время прощания»), Нильс Ареструп (3 премии «Сезар», «Боевой конь», «Пророк», «Скафандр и бабочка», «Мое сердце биться перестало», «Набережная Орсе»), Ришар Боренже, Марика Грин, Sarah Naudi, Aldo Buontempo, Philippe Martinet
Дата премьеры: 11 февраля 2016
Они сбежали от суеты Нью-Йорка, оставив прежнюю жизнь: она – большую сцену, он – карьеру знаменитого писателя. Здесь, во Франции, на Лазурном берегу, они оказались наедине со своими демонами. Но внезапное знакомство с чувственной французской парой пробудит опасную страсть.
«Лазурный берег» – история об отношениях, разбившихся о боль утраты, о силе любви и о долгом пути их восстановления и принятия друг друга» - Анджелина Джоли Питт
Сценаристом, режиссером и продюсером картины «Лазурный берег» выступает обладательница премии «Оскар»® Анджелина Джоли Питт. Это уже третья ее полнометражная режиссерская работа, с учетом, вышедшей в 2014 году военной драмы «Несломленный». Главных героев сыграли сама Джоли и ее супруг Брэд Питт. Роли второго плана достались: Мелани Лоран («Бесславные ублюдки»; «Иллюзия обмана»), Мельвилю Пупо («И все же Лоранс»; «Черные небеса»), обладателю трех премий César Нильсу Ареструпу («Скафандр и бабочка»; «Набережая Орсе») и обладателю двух премий César Ришару Боренже («Повар, вор, его жена и ее любовник»; «Гран Шман»).
Действие фильма «Лазурный берег» происходит в 70-е годы прошлого века. Это история об американском писателе Роланде (Питт) и его жене Ванессе (Джоли), которые, пытаясь преодолеть кризис брака, приезжают на безмятежное и прекрасное французское побережье. Компанию им составляют молодожены Лия (Лоран) и Франсуа (Пупо), а также местные жители Мишель (Ареструп) и Патрис (Боренже). Общаясь с новыми друзьями, Роланд и Ванесса учатся мириться с трудностями в своих отношениях.
По стилистике и подходу «Лазурный берег» напоминает европейские киноленты и театральные постановки 60-х и 70-х. Во всяком случае, об этом красноречиво свидетельствуют и тонкая линия повествования, и скупые диалоги, и камерная, порой тревожная атмосфера.
Джоли подобрала исключительную закадровую команду, куда вошли оператор Кристиан Бергер («Белая лента»; «Толстая тетрадь»), который использовал для съемок осветительную систему Cine Reflect; художник-постановщик Джон Хатмэн («Несломленный»; «Простые сложности»); монтажеры Патриция Роммель («Жизнь других»; «В краю крови и меда») и Мартин Пенса («Далласский клуб покупателей»; «Дикая»); и дизайнер костюмов Эллен Миройник («Уолл Стрит: Деньги не спят»; «Основной инстинкт»).
Помимо Питта, функции исполнительных продюсеров выполняли Крис Бригэм («Начало»), Холли Голайн («Несломленный») и Майкл Виейра («Несломленный»).
У кромки «Лазурного берега»
Сценарий фильма «Лазурный берег» Джоли написала до начала работы над военной драмой студии Universal «Несломленный» и даже до своего режиссерского дебюта – фильма «В краю крови и меда». В сценарии картины «Лазурный берег» она попыталась исследовать такие сложные темы, как скорбь и любовь.
О том, что побудило ее взяться за этот материал, Джоли говорит: «Я села работать над сценарием фильма «Лазурный берег» с твердым намерением изучить такую эмоцию, как скорбь. Некоторые оказываются совершенно беззащитными перед ней, другие впускают ее в свою жизнь и мирятся с этим, третьи находят способ ей противостоять. Словом, каждый человек относится к заинтересовавшему меня вопросу по-своему».
Изначально Джоли не планировала играть в фильме главную роль. «Я написала сценарий задолго до того, как стала снимать фильмы, поэтому на тот момент не предполагала, что мы с Брэдом можем сыграть главных героев, – объясняет она. – Иногда трудно найти причину, по которой тебя начинает интересовать та или иная тема. Во всяком случае, до тех пор, пока она окончательно не захватит тебя. Тогда начинается ответная реакция на написанное, невольно задумываешься о том, что тебя беспокоит и влияет на твою жизнь. Я никогда не предполагала, что мы будем снимать этот фильм или сниматься в нем, поэтому у меня, как у сценариста, были развязаны руки».
Джоли признается, что питает живой интерес к неоднозначному восприятию различных аспектов человеческого существования, и это нашло свое отражение в сценарии: «В жизни нет безусловных трагедий, стопроцентного юмора, идеального повода для веселья. Есть предельные показатели и промежуточные значения. Это касается и отношений. Можно заливаться слезами, а через несколько минут расхохотаться, услышав какую-нибудь шутку. В фильме очень наглядно демонстрируются эти перепады. Это будет понятно тем, кто был бесконечно, безудержно влюблен. Согласитесь, даже очень любимого человека изредка хочется убить. Любимые вызывают у нас головокружение, заставляют делать глупости. А порой из-за них мы впадаем в депрессию, чувствуем себя жалким и несчастными. Отношения развиваются волнообразно. Многие поступки влюбленных с трудом поддаются пониманию и объяснению, а это дает сценаристу определенный карт-бланш для творческого поиска».
То, что Джоли начала работать по обе стороны от камеры, сказалось на сценарии картины. ««Лазурный берег» не должен был стать коммерческим фильмом, – утверждает она. – Картина предоставляла нам возможность поэкспериментировать, создать что-то тонкое и по сути своей исключительное. Авторы некоммерческого кино обладают определенной свободой. Ты можешь быть более откровенным, не бояться работать методом проб и ошибок. На эмоциональном уровне это сложнее, но и результат себя оправдывает. Все творческие люди любят пробовать что-то новое и избегают очевидных и простых решений. Надеюсь, наши старания по достоинству оценят зрители с нетривиальным мироощущением, ищущие в кинематографе каких-то новых эмоций».
Все тяготы работы над фильмом «Лазурный берег» Джоли делила с мужем Брэдом Питтом. Он рассказывает: «Учитывая весьма элегантную манеру повествования, можно сказать, что Энджи написала сценарий классического европейского фильма. Нам, как актерам, оставалось принять материал, что называется, близко к сердцу. И вот тут-то и начинались проблемы – проецируя его на самих себя, мы теряли ощущение реальности. Нас с женой многое связывает, мы очень уважаем друг друга... и всегда вправе рассчитывать на помощь. Обо всем этом на съемочной площадке надо было забыть. Это была одна из самых сложных ролей на моей памяти. При этом бесценным было ощущение полной свободы, поскольку мы могли всласть поэкспериментировать на съемках. Как ни странно, несмотря на все трудности, я никогда не чувствовал себя за работой настолько спокойно и уверенно. Мы могли делать все, что хотели».
На авансцене этой постановки постоянно фигурируют шесть персонажей, о которых Питт рассказывает: «Эта история о нескольких парах на разных стадиях жизни. Лия и Франсуа только что поженились и с воодушевлением смотрят в будущее. Дружба помогла Мишелю и Патрису пережить огонь, воду и медные трубы. Остаются наши персонажи, Роланд и Ванесса. Их семейная жизнь утратила новизну, и все проблемы, которые они пытались не замечать, всплыли на поверхность. Они находятся в той точке жизненного пути, когда могут либо побороть все трудности и стать еще сильнее, либо расстаться и идти дальше каждый своей дорогой».
Джоли и Питт решили с самого начала, что им интереснее всего будет сыграть именно эти роли. Им обоим хотелось на себе испытать все превратности второй фазы любви, почувствовать, как пары борются с безжалостными ударами, которыми судьба испытывает их выдержку и решимость. Только так можно проверить на долговечность обещания, которыми супруги щедро одаривали друг друга в начале отношений.
Режиссер объяснила свой выбор: «Большинство пар, оказавшихся в ситуации Ванессы и Роланда, наверное, предпочли бы развестись. Мы же считаем, что суть клятвы, которую супруги дают друг другу на свадьбе, заключается в том, чтобы противостоять любым обстоятельствам, быть до конца верным тому, кому посвящаешь свою жизнь. Иногда супружеская жизнь непроста, но ты всегда помнишь о своей клятве, о том, через что тебе довелось пройти с этим человеком, и ты твердо понимаешь, почему ты именно с ним. Тебе комфортно и радостно жить с ним душа в душу. Как правило, один из супругов вынужден отказываться от большего, чем его или ее вторая половина, и именно благодаря этому брак остается на плаву. В нашем фильме эту роль взял на себя Роланд».
Оба продюсера признают, что съемки позволили им по-новому взглянуть на семейную жизнь. Джоли говорит: «Давненько я не чувствовала такую свободу, такую благодатную почву для творческого поиска, возможность нарушать все устои... слишком бурно реагировать на все и принимать нестандартные решения. Признаюсь честно, мне хотелось побыть смелой, не испытывать необходимость подгонять свое поведение под определенные рамки».
Кастинг актеров фильма
Когда Питт и Джоли окончательно решили, что роли романиста Роланда и бывшей танцовщицы Ванессы из Нью-Йорка они сыграют сами, супруги начали задумываться над практическими аспектами работы над своими ролями. Как наилучшим образом сыграть супругов, которые оказываются на живописном побережье юга Франции 1973 года? Что привело их на Лазурный берег? Смогут ли они побороть все тяготы и стать сильнее или будут вынуждены разойтись навсегда?
Супруги столкнулись с немыслимой болью и не знают, как ее преодолеть. Их брак подвергается суровому испытанию, его спасает только то, что Роланд и Ванесса по-прежнему очень любят друг друга. Их отношения серьезно пострадали не только от горечи утраты, но и от того, что они по-разному проявляют свою скорбь.
Джоли рассказывает о главных героях: «Сперва может показаться, что Роланд – грубый алкоголик. Вы можете подумать, что ему надоела Ванесса, что он зациклен только на себе и своей работе. Ванесса, в свою очередь, предстает высокомерным мизантропом, сосредоточенным только на своей внешности. На самом деле, она большую часть времени спасается антидепрессантами, хотя окружающие ее люди вообще не догадываются о том, что такое «депрессия». Со временем зритель начинает понимать, почему супруги сторонятся друг друга, почему они готовы буквально взорваться от гнева. Они слишком долго копили в себе негатив и никогда не обсуждали это между собой. Они переполнены болью и начинают выливать ее друг на друга. Лишь общение с другими людьми позволяет им на время забыть о самих себе, дает им шанс освободиться и заново открыть друг друга».
Джоли признается, что работа по обе стороны камеры связана с определенным стрессом: «Когда работаешь над фильмом, в котором снимаешься сама, очень трудно трезво оценивать свою героиню... во всяком случае, поначалу. Во время чернового монтажа я невольно фокусировала внимание на других персонажах. Мне потребовалась какое-то время на то, чтобы переключиться на Ванессу и позволить ей занять важное место в повествовании. Если можно так сказать, я не сразу нашла к ней подход».
Брэд Питт, в свою очередь, заявляет, что ему никогда прежде не доводилось играть таких персонажей: «Роланд пытается разобраться с новой книгой, в прибрежную деревушку он приезжает за вдохновением. Я уверен, у него на уме что-то в стиле Хемингуэя, с соответствующим колоритным описанием локаций и персонажей. Однако в итоге книга, получается, о нем самом и о его отношениях с супругой... о том, как на них влияет место и время, в котором они оказываются, о том, как им удается справиться со всеми напастями и побороть горечь и боль».
Роланд проводит время с местными жителями, работает над своей книгой и пытается разобраться, как пережить трудное время и сохранить брак. Со временем он обретает парадоксальный комфорт в своей беспомощности. «Часто бывает очень трудно разобраться в том, что препятствует истинным чувствам, – говорит Питт. – Многие трудности, так или иначе, связаны с прошлыми страхами и ощущением уязвимости. Излишне фокусируясь на них, мы можем утратить то, чем дорожим больше всего на свете. Это все нашло отражение в фильме».
О том, как ей работалось с супругом, Джоли говорит без обиняков: «Мы вместе уже 10 лет, и это не может не сказаться на нашей актерской игре. Признаюсь, роли в фильме «Лазурный берег» не были простыми. Как актриса, я осознаю главный плюс подобных отношений с партнером по съемкам – мы можем использовать супружеское взаимопонимание и теплые чувства для того, чтобы более убедительно ругаться, а иногда даже драться. Мы можем вытянуть друг из друга совершенно неожиданные эмоции».
Ванессе и Роланду постоянно напоминают о том, какими жизнерадостными и беспечными они были на заре своих отношений. Наглядным примером становится пара молодоженов Лия и Франсуа, которые пока не испытали боли утраты и не столкнулись с чудовищными последствиями семейного кризиса. Французская семья находится в самом начале совместного пути, молодые люди полны надежд и жадно ловят каждое мгновение рядом с любимым человеком.
Беспечная жизнерадостность соседей очаровывает Роланда и Ванессу, но вместе с тем печалит их. Главные герои вспоминают, какими они сами были когда-то, и пытаются вернуть это время. Лия, кажется, излишне воодушевлена идеей, что отныне она принадлежит своему возлюбленному и ждет от супруга комфорта, опеки и покоя. Франсуа только начинает понимать, что значит брак – ответственность за другого человека, а, возможно, и за всю семью.
То, как Лия и Франсуа воспринимают американскую дружбу, сильно отличается от того, с чем они столкнулись, общаясь с Роландом и Ванессой. Роль второстепенных персонажей в этой истории описывает Питт: «Роланд и Ванесса пытаются преодолеть зыбучие пески пустыни скорби. Роланд стремится наладить отношения с женой, так как чувствует, что теряет ее. Соседи, во всяком случае, на какое-то время, играют роль «машины времени». Лия и Франсуа дают почувствовать, что наши герои вновь, пусть иллюзорно, становятся теми, кем когда-то были».
Французскому актеру Мельвилю Пупо, сыгравшему роль Франсуа, очень понравилось то, как в фильме «Лазурный берег» исследуется тема отношений между близкими людьми. В перерыве между съемками на площадке отеля La Moët он рассказывает: «Ванесса и Роланд узнают, что по соседству проживает совершенно на них не похожая семья. Это своеобразный l’effet de miroir, как мы говорим во Франции, – эффект зеркала. Лия и Франсуа счастливы, много смеются, отлично проводят время, занимаются любовью и наслаждаются друг другом. Обе семьи проводят отпуск по соседству, но кажется, словно они в совершенно разных местах. Одна семья находится в глубоком кризисе, другая, как нам хочется верить, – в начале длинного и счастливого пути».
Пупо был воодушевлен тем, насколько интересным и необычным получился сюжет, несмотря на обманчивую медлительность. «У зрителей может возникнуть сиюминутное заблуждение, что история течет лениво и неторопливо, как большая река, – говорит актер. – Действие происходит в конце лета, в это время года Лазурный берег не так многолюден. Это лучшее время и место, чтобы провести праздничные или выходные дни. Впервые прочитав сценарий, я был поражен тем, насколько точно и изящно были переданы все нюансы. Кроме того, я считаю, что Энджи не занимать смелости, если она решилась исследовать такие аспекты семейной жизни».
Роль супруги Франсуа сыграла французская актриса Мелани Лоран, которая снималась вместе с Питтом в фильме «Бесславные ублюдки». О своей партнерше по съемкам Пупо говорит: «Мы с Мелани хорошо понимаем друг друга, потому что знакомы не первый год. Мы близкие друзья за пределами съемочной площадки, так что в кадре нам работалось очень легко. Обычно мы предлагали Энджи свое видение сцены, она делилась какими-то своими соображениями, после чего мы пробовали воплотить оба варианта».
Лоран о своей героине говорит: «Лия полна энергии и света, она постоянно улыбается и смотрит на жизнь через розовые очки. Встретившись со стильной и элегантной Ванессой, Лия хочет стать такой же, как она. Сейчас об этом рано говорить, но через пятнадцать лет брака… Кто знает? Все возможно».
Лоран признается, что для нее съемки в картине «Лазурный берег» больше походили на театральную постановку. «Нас не покидало ощущение, что мы просто случайно встретились в одной комнате или кафе, не было этой ежедневной проработки сцен. Нам казалось, что мы играем роли в театральных декорациях. Мы забывали о камерах и полностью расслаблялись, плыли по течению. Когда снимали сцены, в которых мы с Мельвилем находимся в комнате, камера была спрятана в стене настолько искусно, что ее вообще было трудно разглядеть. Мы не видели ни оператора, ни съемочную группу, и были полностью предоставлены сами себе. Мы забывали обо всем, выкладывались на полную катушку, импровизировали… Мне очень понравилось то, что Анджелина дает своим актерам полную свободу действий».
Актрисе импонировало то, что компанию на съемочной площадке ей составила и сама Джоли. «Невероятно, как Анджелине удавалось и играть в кадре, и следить за мониторами в одно и то же время. Она работала с актерами, зная все нюансы нашей профессии, мы говорили на одном языке. Она могла подойти и спросить: «Что тебе нужно для этой сцены? Тебе комфортно так играть? Не хочешь ничего обсудить?» Это было очень приятно».
Еще один дуэт – два старика Мишель и Патрис. Они потеряли своих жен, и, кажется, смирились с этим. Одному помогла вера, другой уповает на лечебные свойства времени и юмора. Мишель – владелец и управляющий кафе Chez Michel при отеле и смотрит на отношения с высоты своего жизненного опыта. Своими наблюдениями он регулярно делится с Роландом, когда писатель спускается в кафе, чтобы выпить и подумать над новой книгой. Скорбя по своей жене, Мишель советует Роланду принять прошлое и любить Ванессу такой, какая она есть сейчас. Патрис – владелец отеля, в котором останавливаются супруги. Он не любит говорить о своей боли, и вообще он неразговорчив. Мишель о своем друге говорит, что Патрис «никогда не заглядывает в прошлое»».
Мишеля сыграл популярный французский актер Нильс Ареструп. Его герой рассказывает Роланду о том, как любить человека всю жизнь… делится с писателем практически отеческой мудростью. Актер считает, что в фильме «Лазурный берег» не одна, а «несколько сложных историй любви». «Мишель владеет единственным кафе в округе, именно в его заведении все персонажи этой картины встречаются и знакомятся. У него с женой был очень бурный роман и счастливая семья. Он в ужасе от ее недавней кончины и пытается найти способ справиться с депрессией. Он полагается на свои религиозные убеждения, которые помогают ему встать на ноги, продолжать свое дело, встречаться и разговаривать с людьми, несмотря на разбитое горем сердце».
О режиссере Ареструп говорит, что фильм стал сочетанием «мыслей и чувств Анджелины». «Нужна немалая смелость, чтобы взяться за такой оригинальный, экспериментальный проект, – считает актер. – Я думаю, и американскую, и европейскую аудиторию немало удивят как ее сомнения, переживания и уязвимость, так и ее отвага и сила». Ареструп считает, что Джоли рассказала вполне универсальную историю: «Мне кажется, она написала потрясающий сценарий. Возможно ли, что мы испытываем одни и те же эмоции, несмотря на разделяющий нас океан? Надеюсь, что это так, и что зритель согласится со мной».
Боренже, сыгравший Патриса, полагает, что Джоли сняла фильм «о любви на краю света». «Кафе Мишеля, как и отель моего героя, находится на краю света, – объясняет актер. – Есть в этом что-то сумрачное и таинственное. У каждого из персонажей – какие-то свои маленькие секреты».
Актер соглашается с Ареструпом в оценке искусности режиссера, который учел все нюансы непростой истории. О том, как Джоли передала атмосферу французской Ривьеры, Боренже говорит: «Это история о воскрешении любви. Я сам – большой любитель кинематографа и должен признаться, что стиль работы Анджелины стал для меня настоящим откровением. Она точно знала, куда хотела завести наших героев. Она настойчива и решительна, кажется, что она выполняла какую-то ей одной известную миссию. В конечном итоге сценарий оказался лишь фундаментом, на котором мы строили полноценный дом. Например, моего героя мы создавали практически во время съемок. В сценарии Патрис описан эдаким тихоней, уже в процессе съемок Энджи добавляла в его характер краски и эмоции. Анджелина – не просто режиссер, но настоящий кинематографист, в самом широком смысле слова. Мне кажется, эти два понятия кардинально отличаются друг от друга. Режиссер придерживается жестких рамок и канонов и старается не отклоняться от проложенного курса. Кинематографисту важна атмосфера, настроение, точка зрения. Их можно добиться и технически, и психологически во время работы с актерами. Анджелина работает в удивительно тонком, естественном и органичном стиле».
Франция 1970-х
Локации и дизайн
Фильм «Лазурный берег» снимался на протяжении девяти недель в портовом городе Мджарр на острове Гоцо, входящем в Мальтийский архипелаг. Декорации кафе и отеля были выстроены с таким расчетом, чтобы из окон открывался вид на порт. О том времени, которое съемочная группа провела на острове, Питт вспоминает: «Мы ежедневно могли наслаждаться чудесным видом на бухту, выдавая близлежащий город за французский Марсель. Мы бесконечно признательны правительству Мальты и руководству города Гоцо, которые встретили нас с распростертыми объятиями».
За строительство декораций отвечал Джон Хатмэн, с которым Джоли раньше работала на съемках фильмов «Несломленный» и «В краю крови и меда». Для своей драмы Джоли выбрала 70-е годы прошлого века, потому что это было очень интересное время с художественной точки зрения. Эпоха нашла свое отражение во всех элементах декораций и реквизите. О своем выборе Джоли говорит: «Когда я только начинала работать над сценарием, 1973 год представлялся мне едва ли не самым интересным временем для всего мира, и в первую очередь с точки зрения творчества».
Несмотря на то, что фильм снимался на Мальте, декорации строились в уединенной бухте на юге Франции. Сегодня такие места пестрят ресторанами и туристами, но в 70-е еще можно было найти тихие местечки на юге страны с единственным трактиром, в котором находят приют и местные рыбаки, и путешественники из других стран.
Джоли считает, что выбранный временной период давал ей определенную свободу: «В современных фильмах на любое поведение можно навесить ярлык, типа «это – хорошо, а то – плохо». Нам было очень важно иметь какое-то оправдание чудовищному поведению героев фильма. И мы все сошлись во мнении, что то время было бы для нашего фильма идеальным».
Питт соглашается с супругой: «Что ж, мне кажется, что дурное поведение никуда не исчезло и встречается по сей день. Но тогда люди были другие, не настолько политкорректные, как сейчас».
Лоран о времени действия и декорациях говорит: «В 70-х было что-то чувственное и сексуальное. Мне кажется, что Энджи хотела дистанцироваться от современности, чтобы перенести на экран нечто прекрасное. Ее героиня изо дня в день погружалась в рабочую рутину, и поездка на Лазурный берег стала для нее глотком свежего воздуха».
Юг Франции действительно становится для Ванессы и Роланда своеобразным пит-стопом, позволяющим вечно занятым ньюйоркцам сделать передышку, набраться энергии и посвятить какое-то время самим себе и друг другу. Пупо говорит: «Каждый день Ванесса наблюдает через окно, как один и тот же рыбак выходит в море, зарабатывая себе на жизнь. Вообще, вокруг Ванессы и Роланда фигурируют символические персонажи – начиная с рыбака и стариков в кафе и заканчивая юной, полной жизни семейной четой, которая живет по соседству».
С любой точки съемочной локации открывались потрясающие воображение виды – уходящие за горизонт пыльные дороги, гигантские отвесные скалы, небольшой магазинчик, уютное кафе. Колоритный пейзаж не только сказывался положительно на настроении актеров и художников, которые работали над дизайном фильма «Лазурный берег». Все они чувствовали вдохновение в этом райском уголке, в котором нет нужды опасаться ловушек и опасностей современного мира.
Ареструп, который родился и вырос во Франции, по достоинству оценил усилия художников-декораторов: «Это место очень точно передает район Марселя, известный как les Calanques, «Каланки». Анджелина была похожа на художника-импрессиониста за работой. Юг Франции будоражил ее воображение и помогал творить. Думаю, что французы того времени одобрили бы ее работу. Мы оказались в каком-то изолированном от всего мира местечке. И именно в таком должны были оказаться главные герои этой драмы».
Дизайнеру костюмов Эллен Миройник за ее карьеру довелось поработать над всеми возможными стилями одежды и эпохами. Она отвечала за подготовку костюмов, напоминавших наряды от Yves Saint Laurent, в которые были одеты героини Джоли и Лоран. Она же создавала классические костюмы 70-х годов, которые выбирали герои Питта и Пупо. По мнению Лоран, костюмы играют немалую роль в фильме: «Настроение Ванессы передается в ее костюме. Она предпочитает костюмы конца 60-х – самого счастливого времени в ее жизни. Возможно, будь ее воля, она вообще не покидала бы то время».
Эффект зеркала
Съемки и освещение
Фильм «Лазурный берег» начинается с фразы: «Есть что-то, что влечет художников на юг Франции». Возможно, по этой же причине Джоли предложила место за камерой именно Кристиану Бергеру. За свою карьеру оператор провел глубочайшее исследование пути, по которому идет свет, и создал специальную систему, позволяющую передавать красоту естественного освещения. Эта система в корне изменила методы работы на съемочной площадке. Свет стал полноценным инструментом для поддержания требуемой атмосферы, украшения локации и создания иллюзии давно минувших лет.
О работе закадровой команды Джоли говорит: «У нас подобралась замечательная команда – начиная с декоратора Джона Хатмэна и заканчивая Кристианом Бергером, который использовал свою уникальную систему освещения. Элегантность и красота окружающей обстановки позволяла нашим героям злиться и беситься, являясь своеобразным эмоциональным противовесом. Осветительная система ничуть не мешала, напротив, создавала и поддерживала нужную атмосферу. Свет падал так, что не корректировал, а иногда и подчеркивал недостатки, что делало наших героев более человечными».
«В том месте и времени было нечто особенное, – продолжает она. – Я понимала, что декоратор и оператор буквально перенесут нас на несколько десятилетий назад, и мы окажемся в удивительном по красоте месте. Мне очень хотелось, чтобы фильм был похож на театральную постановку, чтобы мы могли спокойно перемещаться по съемочной площадке, не задумываясь над тем, где находится камера и правильно ли падает свет. Кристиан разработал уникальную систему, в которой эффективно используется отраженный свет. Естественное освещение делает происходящее на площадке натуралистичным. Ты сам не понимаешь, откуда берется свет, но эффект потрясающий».
Брэд Питт соглашается с мнением супруги: «Его система уникальна, многие из его изобретений существуют в единственном экземпляре. Когда я отсматривал снятый материал, появлялось четкое ощущение, что сцены снимались при дневном освещении, хотя это была система Кристиана, проецировавшая дневной свет при помощи нескольких зеркал. Только тогда я по-настоящему понял, какое значение для настроения имеет солнечный свет. Мы покупаемся на другие источники света и без проблем можем смотреть фильм. Но, как оказалось, картинка без многочисленных источников света выглядит более реалистично».
Система освещения Бергера под названием C-System позволяла оператору работать с естественным источником света. При этом Джоли могла создавать практически любую атмосферу на съемочной площадке при минимальном использовании дополнительного осветительного оборудования. Кроме того, площадка не была перегружена различными приспособлениями и проводами, что создавало для актеров комфортную обстановку. Режиссер утверждает, что C-System дала ей невероятную свободу в творческом плане. На смену света для следующей сцены уходили считанные минуты.
«Свет исходил от лица, фигуры, объекта и даже элементов ландшафта, а не от ламп накаливания, – объясняет Джоли. – В природе мы видим свет, только если он отражается от различных поверхностей. Кристиан очень уважительно относится к тому, как свет ведет себя в природе, и использовал его свойства для того, чтобы создать своеобразный симулятор. Нам потребовалось привлекать меньше сотрудников, мы тратили меньше времени. C-System позволила нам сократить затраты электроэнергии в семь раз. Я была очень рада, когда узнала, что мы своим фильмом помогли этой системе пробиться на рынок».
Пупо замечает, что простота C-System дала Джоли возможность акцентировать свое внимание на других, не менее важных творческих решениях: «Меня поразило то, что Энджи иногда оставляла камеру работать на 10 минут, когда мы импровизировали, готовясь к съемкам очередной прописанной в сценарии сцены. Для нас с Мелани эти сцены были очень похожи на реальную жизнь. Мы были настолько поглощены друг другом, что практически не замечали ни камеру, ни съемочную группу. Мы работали в старом, проверенным временем стиле, который напомнил мне стиль Джона Кассаветиса и его фильмы с Джиной Роулендс».
Лоран, в свою очередь, сравнивает стилистику съемок фильма «Лазурный берег» с лирикой: «Мы могли снимать безумный микс коротких, чувственных сцен, которые буквально чувствуешь всей кожей, а потом внезапно переходили к съемке длиннющей сцены, в которой чувствуешь себя одинокой, потерянной и никому не нужной».
По окончании съемок Джоли рассказывает о том, через что довелось пройти ей и всей съемочной группе, и о том, чего можно ожидать зрителям: «Боль и скорбь стали частью нашей жизни. Кому-то хватает гордости и выдержки для того, чтобы, познав боль и скорбь, найти в себе силы побороть их. Как и рыбаку из нашего фильма, иногда нам приходится неоднократно бороться с прибоем невзгод, чтобы выйти в открытое море жизни».