С 25 февраля 2016 в кино
Мистер Холмс
Mr. Holmes (16+)
Драма, детектив, Великобритания, США, 2015, 103 мин.
Режиссёр: Билл Кондон
Сценаристы: Джеффри Хэтчер, Митч Каллин, Артур Конан Дойл
Оператор: Тобиас Э. Шлисслер
Композитор: Картер Бёруэлл
В ролях: Иэн МакКеллен («Хоббит», «Властелин колец», «Люди-Икс», «Код Да Винчи», «Способный ученик»), Лора Линни («Реальная любовь», «Шоу Трумана», «Жизнь Дэвида Гейла», «Таинственная река»), Майло Паркер, Хироюки Санада («47 ронинов», «Росомаха: Бессмертный», «Пекло», «Последний самурай»), Хэтти Морахэн, Патрик Кеннеди, Роджер Аллам, Филип Дэвис, Фрэнсис де ла Тур, Чарльз Мэддокс
Формат: 2D, субтитры
Дата премьеры: 25 февраля 2016
Фильм, основанный на романе-бестселлере Митча Каллина, автора «Страны приливов», был представлен во внеконкурсной программе Берлинале 2015
Самый знаменитый в мире сыщик давно отошел от дел и проводит старость в тихой деревне, ухаживая за собственной пасекой. Однако ему по-прежнему не дают покоя воспоминания об одной женщине и её тайне, так и оставшейся нераскрытой. Во что бы то ни стало, он решает найти разгадку дела, заставившего его уйти в отставку больше 30 лет назад.
Роли в фильме Билла Кондона «Мистер Холмс» сыграли: Иэн МакКеллен, Лора Линни, Хироюки Санада, Хэтти Морахэн, Патрик Кеннеди, Роджер Аллам и новичок Майло Паркер. На съемочной площадке МакКеллен и Кондон встретились уже во второй раз – ранее они работали над получившим премию «Оскар»® фильмом «Боги и монстры».
В основу сценария фильма «Мистер Холмс» был положен роман «Пчелы мистера Холмса» Митча Каллина. Картина предлагает зрителям иной взгляд на фигуру легендарного сыщика. Писатель изобразил мистера Холмса обычным человеком, приключения которого были изрядно приукрашены благодаря не в меру буйной фантазии его друга и коллеги доктора Джона Ватсона. Знаменитый поборник дедуктивного метода стар и болен. Он, пожалуй, впервые в жизни вынужден задействовать свои эмоции в отчаянной попытке сохранить самое ценное, что у него есть – рассудок.
Несовершенный сыщик
Режиссера Билла Кондона в сценарии привлекла именно тема старения главного героя, и он предложил материал продюсеру Энн Кэри. Режиссер говорит: «Сценарий Джеффри Хэтчера мне показался невероятно захватывающим, красочным и даже в чем-то поэтическим. Фильм построен, как одна из классических историй Конан Дойла, в которых Шерлок Холмс распутывал клубок преступлений и тайн, только на этот раз речь идет о загадке самого мистера Холмса. Впрочем, могучий ум справился и с этой задачкой. Но завязка фильма будоражит воображение. Кто такой мистер Холмс? Что он собой представляет, если больше не использует чудеса дедуктивного метода? Кем каждый из нас станет, когда мы начнем терять ценные человеческие качества, приближаясь к финальной черте жизненного пути?»
Хэтчер соглашается с режиссером в том, что история Митча Каллина описывает воображаемое будущее Шерлока Холмса, когда Конан Дойл отпустил известного сыщика в графство Суссекс к его пчелам. Там мистер Холмс должен был начать новую жизнь, завязать новые знакомства, смиряясь с постепенным угасанием рассудка.
«Холмса всегда окружало множество второстепенных персонажей – миссис Хадсон, доктор Ватсон, Майкрофт, инспектор Лестрейд, – говорит сценарист. – По сюжету нашего фильма они все умерли, оставив Холмса в одиночестве. Ему нужны новые друзья и знакомые. Холмс неоднократно убеждался в том, насколько ему повезло встретить таких замечательных людей, как Ватсон, миссис Хадсон и прочие. Теперь же такого ограниченного в эмоциональном плане человека, каким был Холмс, не на шутку пугает перспектива новых знакомств».
«Наш герой не лишен недостатков, – продолжает Хэтчер. – Таким зрители увидели его в таких фильмах 1970-х, как «Критическое решение» и «Нагота – лучшая маскировка» [Naked is the Best Disguise]. В них Холмс предстает не таким уж идеальным. Так что идея демонстрации изъянов мистера Холмсе не нова. Но в нашем фильме он испытывает не только недостаток эмоциональности, но начинает постепенно терять свои умственные способности, которые всегда были предметом для гордости. В швейцарский механизм его гениального рассудка попала пыль времени и шестеренки начали поскрипывать. Теперь вся жизнь его посвящена борьбе. Ему непросто заводить новые знакомства, еще труднее – удержать просачивающийся, словно вода сквозь пальцы, талант. Холмсу нужно срочно найти способ вернуть себе силы, в противном случае жизнь для него утратит всякий смысл. Он сам не понимает, почему решил уйти на пенсию, почему променял Лондон на Суссекс. Он на грани отчаяния, терзаем чувством вины, снедаем одиночеством, и все потому, что 30 лет назад не смог решить очередную головоломку. Он понимает, что потерпел неудачу, но не понимает, почему. И не разобравшись в ситуации, он не может двигаться дальше».
Продюсер Энн Кэри признается, что ей не чужды темы самопознания и переосмысления морали. «Мне очень понравилось в сценарии то, что главный герой – обычный человек, а не всемирно известная знаменитость, – говорит она. – Имя Шерлока Холмса по сей день для многих окутано тайной. Мы все знаем и любим его, как человека исключительно умного и талантливого, в каждой из историй он представал почитателем науки и логики. Теперь же, как его жизнь близится к логическому финалу, он чувствует, что теряет багаж, которым дорожил долгие годы.
Ему не дает покоя история, которую он так и не закончил в свое время. И в этом смысле наш фильм получился познавательным и даже поучительным».
Хэтчеру очень понравилось то, как автор романа умело жонглировал временными периодами, перекидывая читателей из 1919 года, когда Холмс не смог разобраться в запутанной истории и ушел в отставку, в 1947 год, когда он вернулся из увлекательной поездки по послевоенной Японии, где искал продляющее жизнь дерево. «В книге очень интересно смешивается время действия, – объясняет сценарист. – Основная история развивается в 1947 году. К тому времени Холмс давно стал забытым героем. Вспышки памяти, переносящие нас в 1919-й, демонстрируют классических Холмса и Ватсона.
Баланс двух эпох очень нестабилен и оттого буквально завораживает. Холмс – очень умный человек, привыкший решать поставленные перед ним задачи. Он искренне верит в то, что добро всегда должно и будет побеждать зло. Для него весьма спорна мотивация ядерной бомбардировки Хиросимы, как «борьба добра со злом». Хотя об этом не упоминается напрямую, посещение Холмсом Хиросимы может быть так или иначе связано с его попытками восстановить пустошь собственного рассудка.
Вернувшись в Англию, герой пытается воссоздать свою жизнь и память буквально по крупицам. С таким же успехом можно пытаться оживить корни, умершие много лет назад, или восстановить навык, которым давно не пользовался. Какова вероятность возродиться из пепла, словно птица Феникс?»
В фильме нашлось место и для легкого юмора, когда сценаристы работали над каноническими образами Шерлока Холмса и доктора Ватсона. «В 1940-е Холмс предстает перед нами полный уверенности в том, что он – фигура известная, - объясняет Хэтчер. – Описанный Конан Дойлом сыщик нередко высмеивал произведения доктора Ватсона об их похождениях, поэтому Билл решил, что и наш Шерлок может пошутить на тему снятых о нем фильмов. В картине есть сцена, в которой Холмс идет в кинотеатр на фильм категории «В», в основу сценария которого была положена история, так и не разгаданная им в свое время. Он видит самого себя на большом экране. Киногерой распутывал клубок событий, о которых наш Холмс помнит с большим трудом».
О работе с Кондоном Хэтчер, как и все прочие представители закадровой команды, отзывался с большим энтузиазмом. «С Биллом очень приятно работать, – утверждает сценарист. – Каждый из нас знал, что он и сам, будучи режиссером и сценаристом, может внести правки в сценарий, которые будут не хуже наших. При этом он очень уважал наш труд и органичную структуру сценария и не отбирал наш хлеб. Он относится к тому типу людей, мысли которых окружающим приятно выдавать за свои. Кроме того, было очень приятно и удобно, что мы – представители одного поколения. Если я упоминал в сценарии фильм категории «В», Билл точно знал, что я имею в виду. Он держал в памяти все изменения, которые мы вносили в сценарий на протяжении нескольких лет, и переосмысливал их рациональность.
Фактически он решал те же задачи, которые ставили перед собой мы, сценаристы. Мы с ним общались на одной волне и понимали друг друга с полуслова».
«Билл отлично умеет работать с персонажами и обыгрывать все нюансы сюжета, – добавляет Энн Кэри. – Его можно назвать настоящим джентльменом в мире кинематографа. Фильму «Мистер Холмс» нужен был именно такой режиссер. Он не просто снял картину по сценарию, он превратил книгу в фильм. Нам всем было невероятно интересно наблюдать за этим процессом».
Кандидатуры сценаристов и режиссера фильма были утверждены, финансирование и решение производственных вопросов взяла на себя компания AI Films. После этого Кэри привлекла к работе над фильмом Эйна Каннинга из британо - австралийской компании See-Saw Films. «В какой-то момент я поймала себя на мысли, что и продюсер, и сценаристы, и режиссер фильма – не англичане, – вспоминает Кэри.
– Тогда я решила связаться с Эйном Каннингом и предложить ему поучаствовать в работе над этим проектом. Признаюсь, меня восхищает его стиль работы. Кроме того, проекту об одном из самых известных британцев не помешал бы продюсер с Туманного Альбиона».
«Мы с Энн давно подыскивали проект, над которым могли бы поработать вместе, – заявляет Каннинг. – Нас свел общий знакомый Антон Корбейн – Энн продюсировала фильм «Американец», а я в свое время выступал исполнительным продюсером картины «Контроль». Шанс поработать вместе на съемках британского фильма «Мистер Холмс» я просто не мог упустить. Авторы картины хотели соблюсти аутентичность, а мы, англичане, очень чувствительны к любым культурным неточностями и нестыковкам, которые могли проявиться в сценарии. Поймите меня правильно, Джеффри Хэтчеру совершенно не требовалась помощь в работе над материалом, он сам и его коллеги отлично справлялись сами... К слову сказать, несмотря на ажиотаж вокруг такого легендарного персонажа, как Шерлок Холмс, никто до нас так и не взялся рассказать о нем с «закадровой» точки зрения. Фильм показывает всемирно известного сыщика, который на некоторых развилках своего жизненного пути мог бы выбрать не прагматичный асфальтовый тротуар, а более эмоциональную тропинку, по которой приятно пройтись в компании. Разгадывая загадку из своего прошлого, мистер Холмс пытался решить собственную дилемму. Наш фильм уникален хотя бы потому, что рассказывает о человеке, а не о детективе».
«У Билла хватает смелости снимать очень необычные фильмы, – продолжает Каннинг. – Он делает динамичными и элегантными истории, которые на бумаге таковыми не кажутся. У него очень необычный подход к режиссуре, не свойственный большинству его коллег. Его в первую очередь интересуют эмоции, в актерах он превыше всех качеств ценит умение играть. Фильм «Мистер Холмс» позволил ему встретиться на съемочной площадке с теми, кто неплохо себя зарекомендовал на съемках картины «Боги и монстры»».
Кастинг актеров
Билл Кондон подтверждает предположение продюсера – ему было очень приятно встретиться с Иэном МакКелленом, особенно после очевидного успеха фильма «Боги и монстры». В фокусе обоих фильмов представители старшего поколения – легендарный Шерлок Холмс и скандально известный режиссер Джеймс Уэйл. Оба персонажа сталкиваются с безжалостно приближающимся старческим маразмом и неминуемой смертью. Оба стремятся свести дружбу с юными персонажами, словно это может уберечь их от немощи и слабоумия. «Фильм «Боги и монстры» снимался 17 лет назад, и с тех пор мы с Иэном не теряли надежду поработать вновь. К сожалению, за это время мне не попадалось ни единого сценария, которым я мог бы попробовать заинтересовать его. Прочитав сценарий фильма «Мистер Холмс», я решил, что эта роль будет идеальной для него. К удивлению и неописуемой радости, я дождался звонка от Иэна – он сказал, что роль ему очень понравилась, и он, безусловно, готов к работе. Мы даже шутили на этот счет. В фильме «Боги и монстры» Иэн, которому было немного за 50 лет, сыграл роль Джеймса Уэйла на закате его дней. Сейчас, когда Иэну перевалило за 70, он сыграл 93-летнего Шерлока Холмса. Я, наверное, уже настолько привык старить его героев, что когда ему стукнет 90, мне останется предложить ему главную роль в фильме о Мафусаиле».
МакКеллен был заинтригованный тем, насколько плавно, но планомерно развивался сюжет. «У нас получился настоящий мистический триллер, – считает актер.
– В первых кадрах фильма вы увидите 93-летнего Холмса, который наслаждается своей пенсией. Он отошел от лондонской суеты, и проводит время на пасеке в Суссексе под присмотром домохозяйки и ее сына. Но это только самое начало истории. По мере развития сюжета история, как ни странно, становится все более запутанной».
«Холмса не так часто изображают счастливым человеком, – продолжает МакКаллен. – Несмотря на то, что у него масса положительных качеств, которым можно только позавидовать, никто, в сущности, не хотел бы оказаться в его шкуре. Это утверждение верно и для нашего Холмса – ему 93 года, он измучен проблемами и прозябает на добровольной, но столь не желанной пенсии. Между героями фильма налаживаются удивительные отношения. Домохозяйка, доктор, инспекторы, детективы и все прочие описаны в уникальном, красочном стиле повествования Конан Дойла. Сценарий получился поистине захватывающим. Мне самому было интересно познакомиться с персонажами этой истории, узнать, чем они руководствуются, понаблюдать за тем, какую роль они сыграют в головоломке, которую предстоит решить мистеру Холмсу».
Однако МакКеллена привлек не только сценарий. Ему настолько понравилось работать с Биллом Кондоном на съемках фильма «Боги и монстры», что он, не задумываясь, согласился вновь поработать с режиссером. «Биллу было достаточно заикнуться о том, что у него есть интересный сценарий, а я уже спрашивал его, когда могу приступать к работе над ролью, – смеется актер. – Фильм «Боги и монстры» стал одним из самых увлекательных приключений в моей жизни. Съемки оставили у меня самые приятные воспоминания, хотя производственный период был весьма кратким, как у независимого фильма. Кроме того, мне очень импонировало то, что съемки начинались в Англии, куда я не возвращался уже много лет».
«Профессиональные качества Билла очевидны, их невозможно не заметить, когда смотришь его фильмы, – утверждает МакКеллен. – Но когда работаешь с ним на съемочной площадке, все прочие его таланты с лихвой перекрывает неугасимый оптимизм. Этот режиссер не гнушается покинуть свой трон, спуститься к нам, смертным, и рассказать, что он хочет видеть в кадре. Он харизматичен, невероятно умен, от природы сдержан. С таким человеком приятно общаться и работать. Кто-то может оспорить объективность моего суждения, но Билл всегда настаивает на своем, поскольку его мнение на поверку оказывается наилучшим. Его кроткий нрав, учтивость и доброта могут подкупить кого угодно. Положительные качества его характера можно перечислять довольно долго, и все эти качества он рационально использует в работе. Билл обладает завидным чувством юмора. Я порой поражался его кругозору и необычному взгляду на жизнь, невольно вызывающему улыбку. Он искренне удивлялся тому, сколь нелепым может показаться мир, в котором мы живем. Наверное, именно поэтому он любит рассказывать истории, в которых главные герои попадают в курьезные ситуации, и наблюдать за тем, как персонажи будут выпутываться из этих ситуаций».
Это покажется невероятным, но родившийся более века назад персонаж по сей день популярен. Записки о Шерлоке Холмсе с успехом экранизируются как киностудиями, так и телевизионными компаниями. С каждым новым фильмом зрители узнают что-то новое о легендарном сыщике, открывают для себя какую-то новую черту его характера. Впрочем, МакКеллен не удивлен таким вниманием к своему персонажу: «Людей интересует частная жизнь детективов. Это увлечение началось с Конан Дойла, затем эстафету перехватила Агата Кристи, представив читателям мисс Марпл и Пуаро. Сейчас не поддаются перечету книги о детективах и их личных проблемах. Однако именно эти книги открывают нам истинную сущность персонажей, которых, как нам казалось, мы знаем, как приятелей. Это целиком и полностью относится к фигуре Шерлока Холмса. Я думаю, именно поэтому фильмы о великом сыщике по-прежнему актуальны».
В фильме «Мистер Холмс» главный герой предстает вполне реальным персонажем, приключения которого превратились в детективные новеллы лишь благодаря воображению его друга доктора Ватсона. Это позволило МакКаллену и кинематографистам изобразить Холмса в непривычном для аудитории свете.
«Настоящий Шерлок Холмс, который стал главным действующим лицом картины, не имеет ничего общего с Холмсом, описанным Ватсоном, – утверждает МакКаллен. – Шерлок в нашем фильме сетует на то, что герой «Записок» излишне раздражителен, рассеян и занудлив. Именно поэтому мы решили отойти от образа Холмса, привычного большинству читателей и зрителей. Наш герой утверждает, что никогда не носил легендарное кепи и не курил трубку. Мы совершенно не пытались сделать персонаж похожим на того, которого люди помнят по иллюстрациям в книгах. Напротив, я мог предстать на экране в любом образе – лысого или полноватого джентльмена, я мог курить сигареты или жевать жвачку. Холмс стал заложником образа, который рисовала себе публика, – образа подтянутого интеллектуала».
Актер также был заинтригован возможностью сыграть роль Шерлока в столь преклонном возрасте: «Играть 93-летнего героя было очень интересно, потому что не часто встретишь на большом экране историю о пожилом человеке. Учитывая мой возраст, я, разумеется, проявляю самый живой интерес к тому, каково это быть стариком, пережить своих друзей, заводить новые знакомства, пытаться переосмыслить происходящее в мире, который неожиданно становится для тебя чужим. Это отнюдь не вымышленный, а вполне себе реальный мир. Мой интерес был обусловлен еще и тем, что события разворачивались в 1947 году. Мне тогда было шесть или семь лет, и я запросто мог бы встретить этого человека».
«Фильм привлекателен еще и тем, что позволяет взглянуть на персонажа в различные периоды жизненного пути, и один Холмс очень отличается от другого, – добавляет актер. – Сообразно меняется и окружающий главного героя мир, а нити повествования из двух эпох чудесным образом сходятся в единый клубок, помогающий Шерлоку решить головоломку, которая лежит в центре сюжета».
По словам Кондона, МакКеллен прошел нелегкий путь, вживаясь в образ легендарного сыщика: «Это очень сложный и неоднозначный фильм. Иен сыграл очень непростую роль персонажа на исходе жизненного пути. Когда силы покидают человека, он получает возможность сфокусироваться на том, что действительно важно, и, минуя всякие преграды и запреты, найти что-то новое в своей жизни. В нашем фильме легенда сыграла роль легенды. Иен невероятно умен, и для нас всех было верхом наслаждения смотреть за тем, как он работает».
Компанию МакКеллену на съемочной площадке составили Лора Линни, сыгравшая домохозяйку миссис Монро, и Майло Паркер, в роли ее несовершеннолетнего сына Роджера. «Моя героиня не так давно была нанята мистером Холмсом, но достаточно давно, чтобы узнать кое-что о своем работодателе, – рассказывает Линни. – Она вдова и растит сына в одиночку. Действие фильма происходит в послевоенной Англии, когда отношения родителей и детей сильно отличались от современных. Монро по-прежнему оплакивает своего погибшего мужа, как и многие другие вдовы. Женщины пытаются оправиться от потерь и вернуться к нормальной жизни. Роджер практически не помнит своего отца, мать по мере сил пыталась скрыть от сына ужасную правду. В их доме живет какой-то страшный старик, и только любопытство подстегивает Роджера начать разговор с Шерлоком».
Линни признается, что сама обожает истории про Холмса. «Я влюбилась в Шерлока Холмса, когда мне было не то одиннадцать, не то двенадцать лет, – вспоминает она. – Я тогда обожала фильмы с Бэзилом Рэтбоуном. Они-то и привили мне вкус к книгам Конан Дойла. У меня даже свитер был с изображением Шерлока Холмса на спине. Словом, я была настоящей фанаткой. Холмс мне представлялся каким-то загадочным гением. Его образ мышления вызывал у всех нас, мальчишек и девчонок, неподдельную зависть. Наверное, каждый из нас хотел бы обладать таким даром – подмечать мельчайшие детали и делать безошибочные выводы. Он был одинок, красив, сексуален, талантлив, музыкален, отважен – опасный коктейль качеств, способный вскружить голову любой девушке».
Линни, как и МакКаллену, было очень интересно посмотреть, что стало с мистером Холмсом на закате его дней. «Мне очень понравилась идея фильма – взять легендарного персонажа и понаблюдать за тем, как он проводит свои дни на пенсии, – говорит актриса. – В старости любая активность сопряжена с трудностями, навыки забываются, талант уходит. Человек понимает, что постепенно теряет все, что накопил, что его время на исходе. Ему остаются только воспоминания. И, несмотря на это, Холмс сумел сохранить природное любопытство».
Актриса утверждает, что было невозможно отказаться от шанса поработать с Иеном МакКалленом: «У нас с Иеном есть общий друг Амистед Мопин (прим. сценарист минисериала «Городские истории»), так что мы часто слышали друг о друге от него. Настолько часто, что он мне порой казался каким-то дальним родственником. Мне очень понравилось работать с ним».
Эмоциональность Линни поразила продюсера Энн Кэри. «Мне повезло работать с Лорой Линни и ранее, на съемках фильма «Дикари» и телевизионного фильма «Проект Лярами», – говорит продюсер. – Она – на удивление отважная женщина и профессиональный актер. Лора пропускает через свое сердце переживания всех своих героинь. Я с замиранием сердца следила за тем, как Лора, Билл и Иен создавали основу фильма, выстраивая отношения между Холмсом и миссис Монро. Лора обожала Холмса с самого детства, и это только добавляло ей энтузиазма, когда она приходила на съемочную площадку».
Последним в троице главных героев стал Роджер, 10-летний сын миссис Монро, который выступает бесценным помощником Холмса к крайнему неудовольствию своей матери. Поиски юного актера на эту роль стали самым трудным испытанием, с которыми Кондон сталкивался за всю свою карьеру. «В фильме три главных героя, поэтому нам было очень важно, чтобы между Иеном, Лорой и Роджером наладилось взаимопонимание, – объясняет режиссер. – Роджер восхищается Холмсом и хочет быть похожим на него. У Майло Паркера прирожденный талант, который достаточно редко встречается у юных актеров, при этом он очень уверен в себе. Я не был уверен только в одном – справится ли ребенок с переживаниями, которые выпали на долю Роджера, но Майло развеял все мои сомнения».
Разумеется, юный актер находился под впечатлением от перспективы поработать со своими легендарными коллегами. «Майло – очень милый мальчик, в котором есть актерская искорка, – считает Линни. – Он произвел на меня неизгладимое впечатление. Ему всего десять лет, но каждый день он приходил на съемочную площадку подготовленным и был не по годам терпелив. Он тщательно записывал все комментарии и предложения по поводу его роли и старался их использовать в работе. С таким партнером очень приятно работать».
«Поначалу мой герой относится к миссис Монро и Роджеру без должного уважения, Холмс эгоистичен и не воспринимает семью своими друзьями, – рассказывает МакКеллен. – Отношения Холмса и миссис Монро становятся более теплыми только после того, как старик подружился с ее сыном. Со временем трио начинает напоминать некое подобие семьи. Роль доктора Ватсона в этом фильме играет десятилетний мальчишка. Парень узнал о Холмсе из книжек и был очарован дедуктивным методом великого сыщика. Теперь же ему представился уникальный шанс встретиться с автором этой теории. Сперва подростковый энтузиазм разбивается о старческий скептицизм – Холмс категорически против того, чтобы кто бы то ни было лез в его жизнь. Однако со временем его отношение к Роджеру меняется».
«Майло – очень остроумный молодой человек, – продолжает МакКеллен. – У него очень незаурядная внешность и невероятно выразительные глаза. Он совершенно не боится камеры и делает в точности то, чего от него ждет режиссер».
Энн Кэри добавляет: «Историю Роджера можно рассматривать под разными углами. Это может быть история мальчика, который перенимает бесценный опыт у Шерлока Холмса или более эмоциональная история о мальчике, которому нужен отец.
Майло отлично передал нюансы обоих амплуа. Он молод, но достаточно опытен, и с успехом пользуется всеми преимуществами своего положения. Он не слишком смазлив и не слишком дерзок, какими обычно бывают его сверстники. Он – идеальный актер, и держался с Лорой и Иеном практически наравне, что само по себе невероятно».
Работать с тремя актерами было подлинным наслаждением для Билла Кондона.
«Я был очень рад вновь встретиться на съемочной площадке с Иеном и Лорой, – говорит режиссер. – Мы работаем с Лорой уже в четвертый раз и отнюдь не потому, что мне просто нравится эта актриса. Каждый раз я читаю сценарий и составляю список актеров и актрис, которым можно было бы предложить те или иные роли. И так уж складывается, что Лора всегда фигурирует в верхних строчках этого списка».
Второстепенные роли в фильме получили лучшие британские актеры, включая Роджера Аллама, Фрэнсис де ла Тур, Хэтти Морахэн, Патрика Кеннеди и Филип Дэвис, а также известный японский актер Хироюки Санада. Иена МакКеллена ничуть не удивил столь звездный кастинг: «Актеры всегда охотно соглашаются работать с такими режиссерами, как Билл. В фильме была крохотная роль, которую Билл хотел отдать Фрэнсис Барбер, и она с радостью приняла его приглашение. Николас Роу, который играл в фильме «Молодой Шерлок Холмс», появился в эпизодической роли. Фрэнсис, Роджер, Фил, Хэтти, Патрик – эти именитые британские актеры готовы были бросить все свои дела, чтобы на несколько дней приехать на съемки и поработать с Биллом».
Одна из немаловажных героинь – Энн Келмот, женщина, ставшая главным персонажем загадочного дела, которое Холмс не смог разгадать за 30 лет до событий фильма. «Если бы можно было выбирать актрис на роль Энн, то я бы отдал роль Ким Новак, которая сыграла роль Мэделин в фильме «Головокружение», – говорит Билл Кондон. – Энн в нашем фильме предстает неким призраком, напоминанием о том, как Холмс с треском провалил свое последнее дело. Она появляется только в одной сцене, но эта сцена должна произвести впечатление на зрителя. Энн Кэри посоветовала мне присмотреться к одной из актрис спектакля «Кукольный домик», и действительно, Хэтти Морахэн отлично подошла на роль Энн Келмот. Она – удивительная актриса на самом пике своей карьеры. Мне кажется, в самое ближайшее время мы еще не раз увидим ее на больших экранах».
«То, что мы нашли Хэтти Морахэн – это большая удача, – вторит режиссеру Энн Кэри. – Нам нужна была актриса с ярко выраженной женской загадкой, которая могла бы произвести на Холмса такое неизгладимое впечатление, что отправила его на пенсию. Как-то я пошла в театр на «Кукольный домик». Хэтти была невероятно убедительна в своей роли и очень эмоциональна. Тогда я посоветовала Биллу присмотреться к ней. Приятно, когда такое случается – актрису на конкретную роль можно искать долго и безрезультатно, а затем ты случайно видишь человека в театральной постановке, и выясняется, что он был просто создан для роли в фильме».
Помимо британцев на съемочной площадке работал японский актер Хироюки Санада, хорошо известный кинозрителям по ролям в боевиках. Впрочем, у него есть и другие, менее явные достижения. За роль в постановке «Король Лир» в театре Royal Shakespeare Company, которую он играл в 1999 и 2000 годах, он был удостоен звания Кавалера ордена Британской империи. «Умезаки – японец, но воспитан англичанами, поэтому нам нужен был актер, который бы свободно владел английским языком, – говорит Кондон. – Я опасался, что роль может показаться Хиро слишком ничтожной, но он настолько хорошо вжился в образ, что согласился, несмотря ни на что. Он – профессиональный театральный актер, но не мог продемонстрировать это в американском кинематографе. Мы же предоставили ему такую возможность. Было очень приятно видеть, что он сразу же нашел общий язык с Иеном, актеры очень уважают друг друга. В некоторых сценах фильма вы обязательно отметите исключительный талант Хиро».
«Мы нашли лучшего японского актера, какого только можно себе представить, – считает МакКеллен. – Хиро многое привнес в роль из своего богатейшего опыта и культуры. Мне иногда казалось, что я общаюсь с настоящим Умезаки, а не с актером, который играл его роль. Хироюки был незаменим на съемочной площадке, потому что он вел себя именно так, как должен был себя вести коренной японец».
Викторианский Лондон
Съемки фильма «Мистер Холмс» начались в июле 2014 года на востоке Лондона и в графстве Эссекс. Закадровую команду возглавляли оператор Тобиас Э. Шлисслер, художник-постановщик Мартин Чайлдс, дизайнер костюмов Кит Мэдден и гримеры Дэйв и Лу Элси. Музыку к фильму написал Картер Беруэлл.
Подбор локаций был не так прост в основном потому, что Билл Кондон был намерен пропитать фильм атмосферой погони сыщика за преступником. В основе картины лежит история расследования, в ходе которого Холмс пытается раскрыть тайну, терзавшую его 30 лет. Кроме того, кинематографисты стремились не использовать локации, которые когда бы то ни было, попадали в объективы кинокамер.
Было очень важно найти места для будущих съемок именно в Лондоне, и подбор локаций растянулся на несколько месяцев. Фермерский домик был найден неподалеку от города Рай в восточном Суссексе. Он стал новым домом мистера Шерлока Холмса.
«В Британии всегда непросто подбирать локации, которые не появлялись бы в других фильмах, – говорит продюсер Эйн Каннинг, – поэтому нам пришлось расширить зону поиска за пределы Лондона. Домик Холмса мы нашли в Рае. Мартин Чайлдс создал неповторимую атмосферу того времени, с учетом того, что в фильме действие происходит в различных временных периодах. Скажем, в кадре может появляться одно и то же кресло, и в разные годы оно будет выглядеть по-разному. Чем старше становится Холмс, тем старше становится и его мир: мебель, дом, вся окружающая его эпоха стареет буквально на глазах».
«Мы подобрали несколько десятков локаций, чтобы у зрителей складывалось ощущение, что Холмс преследует свою жертву, – объясняет Кондон. – Каждая из этих сцен длилась всего пятнадцать секунд, но снимать ее было очень непросто, потому что из книжного магазина действие переносилось в аптеку, оттуда – в кафе и так далее, причем каждая из этих локаций находилась всего в нескольких сотнях метров друг от друга».
Впрочем, у Тобиаса Шлисслера было над чем поломать голову помимо логистики. Оператор хорошо известен благодаря таким громким голливудским боевикам, как «Морской бой» и «Опасные пассажиры поезда 123». Для съемок фильма «Мистер Холмс» ему пришлось в корне изменить свой стиль работы. «Тобиас любит динамику и зрелищность, а в этом фильме нужен был степенный ритм и определенная камерность, – говорит Кондон. – Важнее всего было подобрать грамотную композицию и свет, движения камеры отходили на второй план. Тобиас уже несколько лет ожидал возможности снять небольшой, душевный фильм, в котором все внимание будет приковано к персонажам, а не к спецэффектам, но, увы – его приглашали только на съемки масштабных блокбастеров. Режиссеры забывают, что у оператора такого уровня много талантов, которые можно и должно использовать. Мне было очень интересно наблюдать за тем, какие акценты он делает при съемке разных сцен. Я помню, мы снимали эпизод в больнице – Иен и Лора просто сидели у стены. Тобиас сказал, что это была его любимая сцена не только во всем фильме, но и во всей его карьере – настолько хорошо были подобраны композиция и свет».
Не меньше удовольствия принесла Кондону возможность поработать с Мартином Чайлдсом, который обожает все, что, так или иначе, касается Золотого Века Голливуда, особенно фильмы Хичкока. На съемках фильма «Мистер Холмс» Чайлдс выступал в качестве художника-постановщика. Заинтересованность тематикой позволила ему использовать опыт, накопленный за годы работы над другими проектами. «Бейкер- стрит можно назвать своеобразным обрядом посвящения в художники, – улыбается Кондон. – В этот раз мы решили попробовать что-то новенькое, с учетом того, что улица неоднократно появлялась в кадре других фильмов. В фильме будет две версии Бейкер-стрит – голливудский вариант 1940-х, которую описывал в своих рассказах Джон Ватсон, и «настоящая» Бейкер-стрит со знаменитым домом 221В. Мартин украсил улицу предметами, которые намекали на бывшую профессию Холмса. Декорация получилась невероятной, наверное, у самого Конан Дойла она бы вызвала восхищение».
В фильме есть сцена, в которой Шерлок Холмс отправляется в кинотеатр на фильм, снятый по мотивам одного из рассказов доктора Ватсона. В картине «Шерлок Холмс и дама в сером» присутствуют персонажи, которые играют некие роли в основном сюжете, в частности, роль мадам Ширмер, которую в фильме «Мистер Холмс» сыграла Фрэнсис де ла Тур, на киноэкране изобразила Фрэнсис Барбер.
Вспомнив о фильме «Молодой Шерлок Холмс», Кондон предложил сыграть кинороль Шерлока Холмса Николасу Роу. «Это был наш поклон эпохе фильмов с Бэзилом Рэтбоуном, – говорит режиссер. – Мартин, очень любящий кинематограф, получил возможность пофантазировать всласть. Признаюсь, этот фильм в фильме вызвал и у меня самого смешанные чувства. Фильм демонстрируется в фильме, и Шерлоку Холмсу в исполнении Иена МакКеллена оставалось только хмуриться и горько вздыхать, глядя на то, каким карикатурным его изобразили кинематографисты».
Бесценный вклад Мартина Чайлдса и Тобиаса Шлисслера не остался незамеченным всеми актерами, работавшими на съемочной площадке. МакКеллен говорит: «Тобиас очень точно передал атмосферу Англии времен Холмса, которую каждый из нас узнавал без труда. Приступы ностальгии вызывала даже игра света и тени – это была старая добрая Англия во всем своем великолепии. Работу Мартина невозможно недооценить – детализация декораций поражала, каждая съемочная площадка выглядела именно так, как должна была. Мне очень понравился домик Холмса с видом на море. Мне доставляло истинное удовольствие каждый день приходить на такую съемочную площадку и любоваться великолепным видом. Я не снимался в Лондоне со времен Ричарда III в середине 1990-х, так что для меня съемки фильма «Мистер Холмс» стали настоящим подарком».
Лора Линни тоже была под впечатлением от декораций фильма. «Могло показаться, что домик в Рае родился в воображении автора книги, а затем привиделся сценаристу. Он был поистине идеален – очень красивый, в некоторый степени эксцентричный и изящный и, что немаловажно, достаточно старый, чтобы подходить для нашего главного героя. Локация в Сифорде, где снимались сцены на скалах, стала, вне всяких сомнений, одной из самых красивых среди всех, на которых я когда бы то ни было работала. Съемки в том месте останутся в моей памяти надолго».
Когда дело дошло до костюмов, Иен МакКеллен высказал свои соображения по поводу одеяния своего героя. «Я убежден, что Шерлок Холмс всю свою жизнь был худым, как палка, – говорит актер. – Нам нужен был образ невротичного аскета, который явно не ведет здоровый образ жизни, – бледного, худого человека в костюме на вырост. Дизайнер костюмов Кит Мэдден обдумал все рекомендации актера, нашел костюмы, которые создавались костюмерами для съемок других фильмов того времени, и сделал похожие для актеров фильма «Мистер Холмс». Мне, как актеру, очень важно, что я чувствую, когда надеваю шляпу, воротничок, повязываю галстук, когда беру в руки трость с красивым набалдашником – все это помогает мне поверить, что я действительно нахожусь в вымышленном мире».
Тщательные исследования Мэддена и его невероятное внимание к деталям поразили всех актеров. «Кит Мэддер поистине фантастичен, первая же примерка была лучшей за всю мою карьеру, – говорит Линни. – Одежда была незамысловатой, но при этом очень удобной и красивой. Кит учел все – реалистичность, текстуру, цвет, оттенок, посадку и то, насколько костюм будет вписываться в мир фильма. Такие костюмы очень помогают вживаться в роль».
Продюсер Энн Кэри добавляет: «Работа Кита Мэддена была потрясающей. Мы с Биллом с самой первой встречи поняли, что он – именно тот, кого мы ищем. Кроме того, Билл почувствовал, что Кит и Иен найдут общий язык, что было, разумеется, немаловажно. То же самое я могу сказать и о Мартине Чайлдсе. Вообще англичане собаку съели на исторических фильмах».
Определенную сложность представляло то, что действие фильма происходит в две разные эпохи – в 1919 и 1947 годах. Чтобы показать Холмса в зрелости и старости, Кондон пригласил двух профессиональных гримеров – Дэйва и Лу Элси. «Важнее всего для нас была реалистичность внешности главного героя, – говорит режиссер. – Мы не хотели отвлекать зрителя каким-то изощренным гримом от событий фильма.
Ключевой фигурой на съемочной площадке был Иен, и зритель должен был верить ему. Дэйв Элси – настоящий фанат Холмса; именно он создал фальшивый нос для главного героя. Иен, которому приходилось часто менять свой возраст, проводил немало времени в гримерной. Он бросил нашим гримерам вызов, предложив побить рекорд, который он поставил, гримируясь в Гендальфа – к съемкам шестого фильма на грим уходило всего 45 минут. Дэйв охотно принял этот вызов и всякий раз укладывался в меньшее время!»
Работа гримеров была не только быстрой, но и безупречной. «Я могу менять возраст одними только интонациями голоса, – утверждает МакКеллен. – Для меня главное, чтобы грим не отвлекал меня от роли. Я должен не играть роль, а проживать ее. Так намного интереснее».
Последним элементом работы над фильмом стало музыкальное оформление. С предложением написать саундтрек Кондон обратился к композитору Картеру Беруэллу, с которым неоднократно работал ранее. По словам режиссера, композитор специализируется на пробуждении чувства сопереживания в своих произведениях: «Я всегда говорил, что Картер – лучший друг актера, потому что у него есть способность заглянуть вглубь сцены и вытащить на поверхность все потаенные эмоции. Иен описал его саундтрек словом «заунывный», и, наверное, это очень точное определение. Картер не говорит своей музыкой, что вам нужно чувствовать, он просто напоминает вам о том, что вы и без того ощущаете. Кроме того, Картер способен связать своей музыкой ключевые точки истории, несмотря на то, что наша история происходит в разное время и в разных культурных традициях. Например, в какой-то момент вы можете услышать японские музыкальные темы. Это, кажется, не связано с происходящим на экране, но напомнит вам об ужасной бомбардировке Хиросимы. Кроме того, нам нужно было передать какие-то идеи, которые невозможно показать визуально. Ощущение новых открывающихся возможностей, страх перед смертью – все это лучше любых слов передает музыка».
Кондон считает, что различные элементы фильма – от актерского мастерства до дизайна, от локаций до музыки – сходятся воедино, чтобы история могла ожить.
«Мистер Холмс – очень необычный фильм, – говорит режиссер. – Кто такой мистер Холмс, если не сыщик, с легкостью решающий любые головоломные преступления?
Кем каждый из нас является в разные периоды нашей жизни? У нас получился очень сложный и деликатный фильм. Сюжет исследует поведение человека, который вышел на финишную прямую жизненного пути; человека, который испытывает определенные затруднения в том, что всегда ему давалось играючи. Фильм рассказывает, как важно бывает собраться с силами и выйти за рамки общепризнанного, чтобы открыть что-то новое в своей жизни».