Спортивная драма "Эдди «Орел»" стартует в российском прокате в апреле
25.02.2016 16:05
Просто Мария

С 7 апреля 2016 в кино

Эдди «Орел»

Eddie the Eagle  (16+)

Спортивная драма,  комедия,  биография,  история,  Великобритания,  США,  Германия,  2016,  105 мин.

Режиссёр: Декстер Флетчер

Сценаристы: Саймон Келтон,  Шон Маколи

Продюсеры: Адам Болинг,  Руперт Маконик,  Дэвид Рейд,  Валери Ван Галдер,  Мэттью Вон,  Кристоф Фиссер,  Зиги Камаса,  Саймон Келтон,  Оливер Люе,  Хеннинг Мольфентер,  Чарли Вебкен

Оператор: Джордж Ричмонд

Композитор: Мэттью Марджесон

Художники: Майк Ганн,  Тим Блейк,  Астрид Пёчке,  Наоми Мур

Монтажер: Мартин Уолш

В ролях: Тэрон Эджертон,  Хью Джекман,  Кристофер Уокен,  Джо Хартли,  Тим МакИннерни,  Эдвин Эндре,  Рюн Темт,  Анастасия Харрольд,  Ласко Аткинс,  Джессика Уильямс и другие

Дата премьеры:  7 апреля 2016

Фильм основан на вдохновляющей истории британского спортсмена Майкла Эдвардса, более известного как Эдди «Орел». Первый представитель Великобритании на зимних Олимпийских играх в прыжках с трамплина Эдвардс никогда не сдается, он демонстрирует силу духа и стойкость перед лицом тяжелых испытаний, которые выпадают на его долю. Тэрон Эджертон, дебютировавший в фильме «Kingsman: Секретная служба», исполняет роль Эдди «Орла», в роли эксперта по прыжкам с трамплина, готовящего спортсмена к Олимпиаде в Калгари – Хью Джекман.

История Эдди – очень вдохновляющая. Хотя он никогда не отличался хорошими спортивными данными, с раннего возраста мальчик стремился к достижению одной цели: попасть на Олимпийские игры. Он пробовал свои силы в различных видах спорта и дисциплинах и в итоге остановился на скоростном спуске на лыжах. Эдди чуть-чуть не хватило, чтобы попасть в сборную Великобритании на зимнюю Олимпиаду в 1984 году, и он решил переключиться на прыжки на лыжах с трамплина.

Здесь обнаружилось несколько проблем: Великобритания никогда не была представлена в олимпийской программе по прыжкам на лыжах с трамплина. И Эдди даже никогда не пробовал прыгать с трамплина. Он был тяжелее других прыгунов, и все они начали заниматься этим спортом в раннем возрасте. У него не было средств, достаточной подготовки, а плохое зрение означало, что ему придётся носить очки, которые запотеют, из-за чего в середине прыжка он почти ничего не будет видеть.

Однако его несгибаемый дух одержал победу. Выпрашивая и одалживая экипировку, Эдди стал единственным британским участником чемпионата мира в этом виде спорта в 1987 году. Он занял 55-е место, но это позволило ему попасть на зимние Олимпийские игры 1988 года в канадском городе Калгари.

Именно этот город стал местом взлета Эдди и в буквальном, и в переносном смысле. Хотя он занял последнее место в обеих дисциплинах – прыжки с 70- и 90-метрового трамплинов – Эдди стал любимцем средств массовой информации (таблоиды быстро дали ему прозвище «Орел») и народным героем, прославившимся своим необычным стилем, внешностью и желанием бороться. Было ясно, что со временем обязательно снимут фильм об удивительной жизни этого героического спортсмена.

 

Орел в небесах

Для этого понадобилось тридцать лет. Однажды вечером, в конце 2014 года, Мэттью Вон, режиссер известных боевиков «Kingsman: Секретная служба», «Люди Икс: Первый класс» и «Слоеный торт», смотрел кино вместе со своими детьми. Это была комедия «Крутые виражи» о команде спортсменов с Ямайки, которые решили заняться бобслеем только для того, чтобы попасть на зимнюю Олимпиаду 1988 года в Калгари.

«Детям фильм очень понравился, – вспоминает Мэттью Вон, – и я задумался: «А почему больше не снимают такое кино?» Мне захотелось снять фильм, после просмотра, которого у зрителей будут вырастать крылья. И я хотел сделать фильм, который понравится моим детям».

Возможно, толчком стало удивительное совпадение, что команда бобслеистов с Ямайки и Эдди «Орел» участвовали в одной и той же Олимпиаде, но Мэттью Вон задумался именно об истории Эдди «Орла». Пятнадцать лет тому назад Мэттью Вон и его творческий партнер Гай Ричи отправляли Эдди сценарий для ознакомления, собираясь снять по нему фильм. Этот проект не реализовался, но идея осталась. «Я подумал, что это – интересно, и стоит попробовать. Множество людей увлекались этой идеей за эти годы, но ничего не вышло, – рассказывает Мэттью Вон. – Я узнал, где сценарий, сказал, что хочу приобрести его, и через три месяца мы начали съемки».

Мэттью Вон быстро собрал команду своей мечты, включая актеров и съемочную группу. Он сразу решил, что не будет режиссером («Для меня это что-то совсем необычное: снимать доброе семейное кино»), и пригласил на эту роль давнего друга Декстера Флетчера. Когда-то Флетчер снимался в фильме «Карты, деньги, два ствола», где Мэттью Вон впервые выступил в качестве продюсера, и с тех пор они поддерживали дружеские отношения, и оба стали режиссерами. В частности, Мэттью обратил внимание на режиссерский дебют Декстера Флетчера «Дикий Билл».

«Мне понравился фильм «Дикий Билл, – говорит Мэттью Вон. – Декстер  - добрый и заботливый».

В отличие от Мэттью, хорошо знакомого с выступлениями Эдди в Калгари, Декстер мало что помнил об этих временах. «Мне тогда было за двадцать, а он не был крутым, а когда тебе двадцать, внимание привлекает только что-то крутое», – шутит режиссер. Но он был потрясен, когда Эдди выиграл в британском реалити-шоу по прыжкам в воду «Splash!». «Я подумал, что этот Эдди – настоящий человек. Ему было 45 лет, но он сохранил олимпийский подход к спорту с полной самоотдачей. Он не знал страха».

Итак, когда Декстер получил звонок от Мэттью Вона, он уже был готов отправить Орла в полёт. «Это – отличная возможность поработать с таким продюсером как Мэттью, и сюжет – очень захватывающий. Дело не в том, что мы думаем, что мы знаем, – поясняет режиссер. – И вот Мэттью начинает рассказывать мне, словно я это делал. Поезд отправился. И я оказался в нем»

Режиссер и продюсер хотели, чтобы в центре внимания постоянно было стремление Эдди к славе. «Вся история о том, с чего он начал и чего достиг», –  говорит Декстер Флетчер.

Майкл Эдвардс действовал в одиночку. Сообщество прыгунов с трамплина в основном его не принимало, и он тренировался сам или находил разных тренеров на непродолжительное время. Но в фильме режиссер и продюсер решили создать персонажа, способного пройти весь путь вместе с Эдди. «Нам был нужен человек, которого реально можно представить, который мог бы существовать в действительности, – говорит Декстер Флетчер. – Мы воспринимаем Эдди как безумца, но нас покоряет его вдохновляющий энтузиазм и подход к решению проблем».

Так появился Бронсон Пири, бывший американский прыгун на лыжах с трамплина, ныне любитель выпить и заядлый курильщик, который берет поначалу упирающегося Эдди под свое крыло. Это была роль, написанная для настоящей звезды. Одно из преимуществ таких счастливчиков как Мэттью Вон, это – то, что они на короткой ноге со многими кинозвездами. Например, с Хью Джекманом.

«Я позвонил Хью и отправил ему сценарий, – рассказывает Мэттью Вон. – Хью вспомнил Эдди «Орла» и рассказал, что он, бывало, прыгал с крыши дома в Австралии, представляя, что это трамплин.  Хью понравилась идея фильма. Он никогда раньше не снимался в похожих проектах».

Актер признается, что он тоже искренне болел за Эдди «Орла», что лишний раз подтверждает то, какое впечатление в целом произвели поступки Эдди на зрителей во всем мире. «Эдди был легендой, воплощающей в идеале дух стремления к риску. И он рискнул участвовать в соревнованиях по самому безумному и опасному виду спорта – прыжки на лыжах с трамплина. Я имею в виду, что я тоже хотел участвовать в Олимпиаде, когда был ребенком, но я не был готов идти так далеко».

Хью Джекмана привлекла возможность создать образ Бронсона Пири, вымышленного персонажа со сложным и циничным характером, которого исключили из олимпийской сборной США на пике его спортивных возможностей. Дружба с Эдди помогает ему залечить давние раны. «Упрямая решимость Эдди захватывает Бронсона, – добавляет Хью Джекман. – Ему нравится этот парень. Он, конечно, считает его сумасшедшим, но в то же время понимает его. Они оба аутсайдеры, отверженные миром, и для них обоих это своеобразная история надежды на возвращение. По мере того, как крепнет их дружба, растет уверенность Бронсона в своих силах».

Основная часть сюжетной линии Бронсона Пири связана с его бывшим тренером Уорреном Шарпом, когда-то давно выгнавшим спортсмена из сборной. Уоррен Шарп по-прежнему играет большую роль в его жизни, особенно, в кульминационной сцене, когда они впервые встречаются после долгого времени. Но режиссеру и продюсеру было нелегко найти кандидата на эту роль. «Это должен был быть актер, равный по таланту Хью Джекману, – говорит Декстер Флетчер. – И это Кристофер Уокен. Когда он появился на съемочной площадке, это было просто великолепно. Он все делал в своем неподражаемом стиле, но это было так мощно и трогательно, а также придавало больше выразительности персонажу Хью Джекмана».

Хью Джекман с радостью работал с легендарным актером. «Честно говоря, и играть не нужно было – смеется Хью. – В одном эпизоде в сценарии говорится: «крестный отец спорта входит в комнату, и все затихают». Именно так и происходило. Ведь это Кристофер Уокен. И это – самый крутой, самый спокойный человек на съемочной площадке с первого момента и до последнего. Все просто блестяще».

Мэттью Вон и Декстер Флетчер нашли Бронсона Пири. И у них уже был Уоррен Шарп. Оставалась самая главная часть паззла: сам Эдди.

 

Охота за Орлом

Так случилось, что охота за кандидатом на роль Эдди длилась недолго, потому что Мэттью Вон быстро сообразил, что у него есть на примете подходящий актер. Только что завершилась работа над фильмом «Kingsman: Секретная служба», где снимались Колин Фёрт, Сэмюэл Л. Джексон, Майкл Кейн, Марк Стронг и – в роли главного героя Эггси – Тэрон Эджертон, молодой актер из Уэльса, для которого этот фильм стал дебютным.

«Я понимал, что роль Эггси была сыграна прекрасно, – рассказывает Мэттью Вон. – Тэрон совсем не похож на своего героя. Я сказал ему: «Сейчас ты должен создать такой образ, чтобы он стал для зрителей неожиданностью». Я ни на минуту не сомневался, что Тэрон справится с этой ролью».

Юный актер еще даже не появился на свет, когда Эдди взлетал в небо с трамплина в Калгари, но он быстро согласился на предложение принять участие в фильме. Прежде чем ему официально предложили эту роль незадолго до Рождества в 2014 году, Тэрон Эджертон успешно прошел пробы с Хью Джекманом в Нью-Йорке. Однако он взялся за роль при одном условии: «Я совершенно не собираюсь героизировать Эдди, – рассказывает актер. – Он может быть забавным. У него есть свои неудачи, но он должен обладать настоящей душой и сердцем, чтобы быть убедительным и правдоподобным».

Его опасения оказались беспочвенными. «Я хотел получить настоящий накал страстей, – говорит Мэттью Вон. – Именно это привлекает меня больше всего в фильме. Зрители больше не воспринимают Эдди как чудака, они видят в нем героя».

Во время подготовки к съемкам Тэрон Эджертон встретился с настоящим Эдди, который и помог ему создать образ. «Эдди – очень разумный, приятный и приветливый человек, – рассказывает актер. – Он полон оптимизма и целеустремленности. В нем есть что-то героическое». Для полноты образа Тэрону понадобился парик, фирменные очки с толстыми стеклами, чуть-чуть веса, акцент, как у жителей Челтенхэма и, ближе к концу фильма, - знаменитые усы Эдди. «Но мне нужно было быть по-настоящему наивным, – добавляет актер. – Хью Джекман взял на себя все эти актерские штучки и дал мне возможность быть немного эксцентричным».

Для этой роли юный актер также освоил лыжи: нужно было правильно демонстрировать позы спортсмена перед прыжком, начиная с самой первой, которую спортсмен принимает на горе разгона, до момента отрыва и поворота «телемарк», позволяющего спортсмену приземлиться с разножкой. «У меня было примерно 15 часов тренировок – смеется Тэрон Эджертон. – Я очень нервничал. Это круто. Когда это делаешь, понимаешь, насколько это опасно».

Иллюзий не было: прыжки на лыжах с трамплина – невероятно опасный вид спорта. «Я бы не прыгнул с 90 метров, – отшучивается актер. – А будущий спортсмен должен это делать каждый день, начиная с четырех лет. Вот поэтому Эдди постоянно получает травмы». Хью Джекман, который часто сам выполняет свои трюки, также был поражен сложностью прыжка с 90-метрового трамплина, где требуется полная сосредоточенность и мастерство человеческого тела только, чтобы оторваться от трамплина, не говоря уже о безопасном приземлении.

«У меня была такая сцена, когда я сижу на верхушке трамплина, обвязанный тросом, чтобы не убиться, если вдруг сорвусь, – вспоминает актер. – И даже со страховкой мне было очень страшно. Когда думаешь о том, что Эдди делал это на Олимпийских играх, практически не имея опыта прыжков, понимаешь, что он – очень смелый человек».

Мэттью Вон, похоже, сформулировал это лучше всего: «Прыжки на лыжах с трамплина придумал совершенно безумный человек. Нет никакой логической причины делать это».

Чтобы точно передать график тренировок Эдди и прыжки, которые он совершил на Олимпиаде в Калгари, Декстер Флетчер и оператор Джордж Ричмонд должны были продумать безопасный способ неоднократно снимать это. «В фильме примерно тринадцать прыжков, и это всегда одинаковая последовательность действий: парень поднимается на склон, прыгает и приземляется, – поясняет режиссер. – Нам нужно было найти много новых способов, как это показать. И как только все попадает на экран, масштабы теряются, и высота уменьшается чуть ли не в половину».

Другой проблемой, с которой съемочная группа столкнулась во время натурных съемок в Германии и Австрии, стало почти полное отсутствие снега. «Мы снимали весной и в самом конце теплой зимы, – вспоминает Декстер Флетчер. – Там есть такой кадр, когда Тэрон поднимается на 70-метровый трамплин и смотрит вниз, а там не было снега. Нам пришлось привезти снег на грузовике с высокогорья и рассыпать по склону».

Еще одно решение включало оправданное использование компьютерной графики, камер, закрепленных на шлемах, для усиления ощущения скорости движения во время спуска спортсмена по горе разгона, а также постройка сложных платформ для ведения съемки вокруг 70- и 90-метровых трамплинов. Эти платформы позволили режиссеру, оператору и режиссеру второй съемочной группы легендарному Вику Армстронгу снять кадры, когда камера раскачивается и взлетает, и передать подлинную скорость спортсмена, взлетающего в неизвестность. «Мы с Джорджем проявили креативность, – добавляет режиссер. – Мы нашли способ использовать интересные углы наклона и методы передачи высоты и опасности происходящего. Вот что значить выбрать правильных людей, способных помочь тебе подняться на более высокий уровень».

 

Орел приземлился

К сожалению, сегодня вряд ли кто-то сможет повторить достижения Эдди. Как говорится в фильме, стандарты, необходимые для квалификации на участие в соревнованиях по прыжкам на лыжах с трамплина, были сразу ужесточены Национальным олимпийским комитетом. Эдди больше никогда не смог пройти квалификации, зато он был включен в команду факелоносцев на Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере.

Фильм был задуман его авторами как дань уважения непоколебимой вере Эдди Эдвардса. «Он настоящий герой, – говорит Мэттью Вон. – Во время каждого прыжка Эдди рискует своей жизнью в буквальном смысле слова. Он невероятно смелый. В моем словаре отсутствует слово «нет», Эдди тоже не признает такого слова. Это точно. Я им восхищаюсь».

Фильм завершается известными словами барона Пьера де Кубертена, основателя современных Олимпийских игр: «Главное не победа, главное – участие; самое главное в жизни – честно вести борьбу». Они объясняют, почему Мэттью Вон и Декстер Флетчер решили рассказать эту историю и отдать должное бойцовскому духу этого героя. Может, Эдди «Орел» и не выиграл Олимпийскую медаль, но его пример многих воодушевит. Мэттью Вон говорит: «Этот фильм показывает, что ты можешь решить любую проблему, какой бы сложной она ни была. Тебе помогут храброе сердце, решимость и твердость воли».

Добавить комментарий