С 24 марта 2016 в кино
Лайф
Life (16+)
Драма, биография, Великобритания, США, Германия, Канада, Австралия, 2015, 111 мин.
Режиссер: обладатель приза «Золотая камера» Каннского кинофестиваля Антон Корбейн («Контроль», «Очень опасный человек»)
Сценарист: Люк Дейвис
Продюсеры: Эйн Каннинг, Бенито Мюллер, Вольфган Мюллер, Кристина Пиовесан, Эмиль Шерман, Кэтерин Брайдл, Мишель Меркт, Шелдон Рабиновиц, Марк Робертс, Тесса Росс, Марк Слоун, Берген Суонсон, Стив Уэйкфилд
Оператор: Шарлотта Брюус Кристенсен
Композитор: Оуэн Паллетт
Художники: Анастасия Масаро, Кейт Бэнгс, Кимберли Захарко, Герша Филлипс, Патриция Кучия, Софи Нойдорфер
Монтажер: Ник Фентон
В ролях: Дэйн ДеХаан («Место под соснами», «Самый пьяный округ в мире»), Роберт Паттинсон («Сумерки», «Воды слонам!», «Космополис»), Питер Лукас, Лорен Галлахер, Кендал Нагорка, Дрю Леджер, Алессандра Мастронарди («Римские приключения»), Джон Блэквуд, Джейсон Бликер, Emily Hurson, Джоел Эджертон («Великий Гэтсби»), Бен Кингсли («Список Шиндлера», «Остров проклятых») и другие
Дата премьеры: 24 марта 2016
История восхождения к славе культового американского актера Джеймса Дина, снятая визионером Корбейном и сыгранная самыми противоречивыми и талантливыми артистами нашего времени.
Сюжет картины основан на реальных событиях и повествует о фотографе журнала Life, который должен по заданию редакции снять восходящую кинозвезду Дина. Это окажется совсем не просто, и журналисту придется преодолеть множество трудностей: попутешествовать с актером по Америке, пройтись по барам и побегать по Нью-Йорку прежде, чем он добьется своего. Это трогательная история о дружбе, любви и новом поколении бунтующих людей.
Деннису Стоку было 26, когда его нанял журнал Life, чтобы сделать фоторепортаж о жизни актера Джеймса Дина. Дин еще не стал звездой и идолом эпохи. Америка еще не переоделась в джинсы и майки, чтобы быть похожим на своего кумира. До премьеры картины «К востоку от рая», ставшей культовой и принесшей Джимми мировую славу, остаются считанные дни.
Задание редакции оказывается совсем не простым. Дин вроде бы и не против общения с Деннисом, но вот только на снимки совсем нет времени. То актер внезапно бежит из Голливуда в Нью-Йорк, то уезжает к семье в Индиану. Сток следует везде за Джимми и пытается узнать, какой же он на самом деле.
О создании фильма
Даже спустя полвека после гибели в автокатастрофе Джеймс Дин продолжает удивлять. Он стал легендой и единственным актером, получившим несколько номинаций на «Оскар» уже после смерти. Однако фильм «Лайф» не об этом. Это история о дружбе, любви и о времени. Действие фильма разворачивается накануне премьеры «К востоку от рая», до того, когда Джимми стал звездой. Это история о встречи двух творческих людей: молодого фотографа и актера-бунтаря. Они оба идут к славе, каждый своей дорогой.
Продюсер Ян Каннинг: «Сама идея сделать фильм о реальном человеке замечательна, но не все истории нужно рассказывать. Нам пришлось потрудиться, чтобы собрать материал о дружбе Джеймса Дина и Денниса Стока. Мы искали истину, отсеивали слухи и мифы. При этом важно было сохранить интригу, чтобы фильм казался зрителям как минимум интересным, а уж лучше захватил их целиком».
Сценариста Люка Дэвиса заинтересовала поездка Джеймса Дина с фотографом Стоком в сердце Америки, Индиану, где актер вырос. В 2010 был готов первый сценарий для кино. По словам Дэвиса, «это был не грандиозный байопик, а скорее арка между большими темами». Сценарист продолжил искать информацию о Стоке. Он хотел выяснить, что за история стоит за знаменитой фотографией Дина с Таймс Сквер.
Дэвис общался с сотрудниками агентства Magnum, сыном Денниса Стока, Родни, которому было семь во время событий фильма. Чем больше он набирал биографических подробностей, тем больше было откровений.
«Акт первый – Лос-Анджелес, акт второй – Нью-Йорк, акт третий – Индиана. Возвращение в Индиану для Джимми – это возвращение в прошлое. Это традиционная Америка той эпохи, конфликт между миром фермы и миром славы, – говорит Люк Дэвис. – Это истоки революции шестидесятых, дух времени, ребята, которым было по 14-15 лет в 1955 смотрели «Бунтаря без причины» и видели, как об их поколении говорят всерьез, видели надвигающиеся перемены».
Предыстория
Сложно представить Джеймса Дина без фотографий, сделанных Деннисом Стоком. Дин сторонился Стока до тех пор, пока не начал доверять ему. Спустя несколько месяцев после того, как Сток сделал свои снимки, актер погиб в автокатастрофе. Это произошло после съемок «Бунтаря без причины» и «Гиганта». Фото Стока появились в журнале Life. Сам фотограф сделал карьеру и прожил более 80 лет, а Джеймс Дин стал легендой и известен на весь мир. Режиссер Антон Корбейн снял историю одного из самых известных снимков актера.
Знаменитая фотография была опубликована за день до премьеры фильма «К востоку от рая». Картина позволяет увидеть за мифом человека, показывает молодого актера, который борется с системой, пытающейся сделать из него звезду по своим законам. Но картина также показывает другого человека, артиста и документалиста за камерой, инструментом славы. Реализм их историй резонирует с эрой знаменитостей, обезличенного признания, постоянной фиксации жизни на камеры.
Фотосъемка из путешествия 1955 года зафиксировала образ Дина и возвестила приход новой молодёжной культуры. Ян Каннинг замечает, что «Джеймс Дин был катализатором изменений в популярной культуре, для тех, кто чувствовал, что маршрут пора менять. Для персонажа Стока, семьянина, это период, когда время хочется обратить вспять». Деннис не способен «быть в моменте» так, как Джимми. Сток связан ожиданиями комфорта, обещанными в 50-е, тогда как Дин отрицает их. Сток следует привычному сценарию общества – брак, карьера, семья. Но он ничем не удовлетворен. Его брак неудачен, и родительские обязанности оказались не по плечу. Но он все еще в погоне за успехом, работает ради корпоративного интереса». Люк Дэвис отмечает, что «Деннис – это молодой успешный фотограф журнала Life, который читают тридцать миллионов человек в неделю, а Джимми – молодой актер, который вот-вот станет знаменитым».
В фильме «Лайф» показана дилемма, которая стоит перед Джеймсом Дином. Актер жаждет признания, но при этом хочет сохранить свою целостность, он чувствует «силу киностудии и публичности, но себя в этой системе не ощущает», – говорит Дэвис. Он хочет возможностей, но с независимостью, и не хочет попасть на конвейер знаменитостей. Деннис – тот человек, которого Джимми бы избегал. Это вызывает недоумение у фотографа. Он не понимает, «кто бы не хотел сняться для журнала Life?». Люк Дэвис называет их взаимоотношения «игрой кота и мыши». Между героями есть напряжение. Деннис ищет профессиональную возможность. Джеймс боится ловушек профессии. Каннинг замечает: «Мы видим, что Джимми пытается помочь Деннису открыться и принять вызов жизни, так же как Джеймс Дин способен противостоять коммерции и Голливуду».
Каннинг добавляет: «Сейчас мы живем в другую эпоху. Документирование жизни звезд изменилось с тех времен, когда Деннис Сток снимал. Фильм в каком-то смысле показывает свободу творческого человека, когда было возможно отправиться в путешествие с Джеймсом Дином. Это не было запланировано, как это было бы сейчас. С точки зрения Стока, путешествие было попыткой запечатлеть человека, уберечь украденный момент».
Вдохновение для проекта Каннинг частично получил от работы с Корбейном над фильмом «Контроль», биографией солиста Joy Division Яна Куртиса. Сотрудничество режиссера и продюсера продолжилось. Корбейн начинал свою карьеру с фотографии, занимался рок-музыкой, которая также оказала на него большое влияние. После этого он перешел к клипам и затем уже к большому кино. Вместе с Яном Каннингом они работали над видео для Depeche Mode, U2 и Coldplay. Как только у продюсеров возник замысел «Лайфа» они подумали об Антоне.
Ян комментирует: «Мне кажется у «Контроля» и «Лайфа» много общего, потому что оба фильма о том, что сделало Антона известным». Это фотография и влияние фотографа на объект съемки. Корбейн хорошо знает, как возникают дружественные и творческие отношения, и в создании «Контроля» он отразил свою историю фотографирования Яна Куртиса и Joy Division. Он казался идеальной кандидатурой для «Лайфа».
Люк Дэвис был счастлив, узнав о том, что за проект возьмется Корбейн. Он – большой фанат «Контроля» и понимал, что картина «Лайф» связана с увлечениями самого Корбейна.
Дэйн ДеХаан и Роберт Паттинсон также были большими поклонниками работ Корбейна и обрадовались тому, что будут работать с ним. Дэйн говорит: «Антон – очень мягкий человек, но очень придирчив к кадру, и ты уверен, что фильм будет снят красиво».
Антон поначалу хотел снимать другой биографический проект, но когда Ян прислал ему «очень хорошо написанный, по словам Корбейна, сценарий «Лайфа», режиссер передумал. Антон замечает, что Сток был фотографом, снимающим интересного человека, который к тому же известен. В этом есть схожесть с тем, что делает сам Корбейн.
Карьера Антона началась с общения с музыкантом Германом Брудом, который стал рок-звездой в Голландии. Антон сделал фотографии артиста, которые помогли ему прославиться. Бруд и Корбейн стали друзьями. Деннис Сток мог бы быть другом Дину, если бы не катастрофа. Антон говорит: «Это история о том, как быть молодым фотографом и начинать с кем-то, чья карьера уже далеко ушла вперед».
Антон погрузился в проект и согласился работать над «Лайфом», хотя еще только заканчивал «Очень опасного человека».
Кастинг
Роберт Паттинсон играет фотографа Денниса Стока. Он прочел сценарий фильма «задолго до того, как решил сняться», и был поражен «элегантной, поэтической трактовкой истории». Идея поработать с актером своего возраста также была привлекательной. Роберт встретился с Люком Дэвисом и Антоном Корбейном, чтобы обсудить кино. Актер сказал: «Мое решение зависело от того, кто играет Джимми».
Роберт замечает, что режиссер уровня Антона Корбейна не выбрал бы актера только по внешнему сходству с Дином. Тем не менее Паттинсон не был до конца уверен в том, что сыграет Стока, пока не появился Дэйн ДеХаан (по поводу того, чтобы сыграть Дина самому Роберт смеется – «Ой нет, даже через миллион лет. Дэйн храбрый»).
Как только продюсеры и Антон поняли, что видят ДеХаана в роли Джимми, они сразу же убедили и Паттинсона. Антон вспоминает: «Роберт был среди первых кандидатур, а после нашей встречи я уже никого не искал». Режиссеру также понравилось, что Роберт и Дэйн «такие разные актеры, и это великолепно для их ролей». Между персонажами есть контраст, и зритель может представить, что герои могут быть друзьями: один предлагает другому то, чего нет у него самого.
Сценарист Люк Дэвис говорит, что кастинг был великолепен. Он высоко оценил работу Паттинсона в «Ровере» и был уверен, что Роберт будет идеальной кандидатурой для роли Денниса. Дэйн ДеХаан добавляет: «Я очень уважаю храбрость Роберта в выборе такого проекта. Он продолжает бросать себе вызов как актер, и я рад, что смог отправиться в это путешествие вместе с ним».
Каннинг отмечает, что Паттинсон «очень хочет играть персонажей, которые многосложны». Продюсер находит «очень интересным, что Роберт играет фотографа, который снимает кого-то, кто на вершине известности, почти то же самое, что произошло с ним на раннем этапе его карьеры и той славы, которую дали ему «Сумерки».
Роберт подошел к профессии своего персонажа со всей серьезностью «Роб был одержим деталями фотографирования и тем, чтобы все было правильно», – говорит Корбейн. Роберт рассказывает: «За несколько месяцев до начала съемок я начал снимать на ту же камеру Leica, что была у Стока». Он описывает традиционную фотографию как умирающее искусство и добавляет: «Есть что-то очень мягкое в ней по сравнению с цифровой фотографией, потому что ты не можешь влиять на картинку. Ты не можешь снимать как на iPhone и просто наложить потом фильтр». Роберт ходил в офис Leica в Лондоне. Актер отмечает, что «очень много времени занимает научиться делать сносные фотографии, не говоря уже о достойных». Он хотел понять мир своего персонажа и профессиональный, и личный.
Каннинг замечает, что «в процессе вживания в роль Роб столкнулся с тем, как важно понимать эмоциональное развитие своего героя Денниса, что это было время, когда от 27-летних ожидали, что они остепенятся, будут жить по определенному сценарию, а Деннис Сток так не жил». Деннис страдал от того, что не вписывается. Каннинг отмечает ту энергию, которую Паттинсон внес в роль, эмпатию и уязвимость, сопротивление «ожиданиям, что жизнь будет идти по сценарию», и то, как сложно быть хорошим отцом.
Роберт был заинтригован таким конфликтом и отрицанием отцовства со стороны Стока: «Мне нравилось, что Сток описан как плохой отец. Думая о периоде времени, который связан с Джеймсом Дином, в кино ты обычно не ожидаешь увидеть отца с ребенком, и думать о том, что это мешает его жизни как артиста, или того, кем он хочет быть. В сценарии это довольно честно описано. Идея иметь семилетнего ребенка интересна. Такое не часто случается с людьми моего возраста».
Деннис также в сомнениях по поводу своей профессии. Роберт говорит: «Он был на шаг впереди папарацци и отчасти вынужден стать коммерческим фотографом из-за стесненных обстоятельств. У него нет особой творческой гибкости в работе. Он просто делает то, что ему говорят, и это давит на него. Он провел какое-то время в Лос-Анджелесе и начал думать, что тратит свою жизнь. Ему скоро 30, и он еще не достиг ничего, денег особо нет, а семья в Нью-Йорке бросила его». Но в то же время, отмечает Роберт, он достиг определенного уровня в профессии. «Мир не был настолько завален фотографиями знаменитостей, так что фотографии журнала Life ценились высоко, и они не пытались выставить знаменитостей в дурном свете. Это было преклонение перед людьми, и я думаю, что объект съемки мог доверять фотографу немного больше».
Но завоевать доверие Джеймса Дина было вызовом для Денниса. В конце концов, Дин начал доверять Стоку, но это было не просто. Усилия стоили того. Роберт говорит: «Деннис понимал, что Джимми будет известней быстрее, чем сам осознавал. Я думаю, что самая большая проблема Денниса, что он не ценил свою собственную работу. Он хорошо снимал до встречи с Джимми, но не смотрел на снимки как на что-то ценное, да за них его и не награждали. Джимми он нравился, и это дало возможность снимать, позволило думать о себе как о художнике, потому что Сток очень уважал работу Джимми».
Вся команда согласна, что Дэйн ДеХаан идеален в роли Джеймса Дина, но он не сразу согласился на нее. Антон вспоминает, что «много актеров хотели сыграть Джеймса, но только после встречи с Дэйном я захотел, чтобы играл именно он. Джеймс Дин был его любимым актером, и он не хотел копировать или повторять его».
ДеХаан считал сценарий превосходным и восхищался Антоном: «Сценарий попал ко мне около года назад, и когда я его прочитал, то подумал, что ни за что бы не стал играть. Я думаю, что я отказывал раз пять, прежде чем взяться за это кино».
Дэйн говорит, что люди не понимали его реакцию, потому что ему предлагали «великолепный сценарий и великолепного режиссера»: как можно быть в восторге от всего, но отказываться от роли? Дело, как объясняет Дэйн, в том, что он уважает и любит Дина: «Он тот, кто для меня стоит на пьедестале, и я не думаю про себя так, как думаю про него». Поворотным моментом для Дэйна стал разговор с продюсером Каннингом. «Он объяснил, о чем будет фильм, и сказал, что это возможность показать людям настоящего Джеймса Дина. Есть какое-то представление о нем, но оно не верное. Вдобавок, многие молодые люди даже не знают, кто такой Джеймс Дин, так что фильм – это шанс представить его новой аудитории».
Роль пугала Дэйна, но он знал, что это испытание для него, и оно поможет ему вырасти как актеру. «Именно невозможность его сыграть и притягивает. Не интересно делать легкие вещи», – смеется Дэйн.
Каннинг считает, что «Дэйн ДеХаан, как Джеймс Дин, был для команды создателей мечтой с самого начала». По его словам, они были одержимы идеей заполучить его. Антон Корбейн говорит: «Для Дэйна – это вызов. Его телосложение иное, нежели то, что было в 50-х, не такое скульптурированое, со всеми этими кубиками пресса у нынешних актеров».
Дэйн отмечает: «Мне пришлось потерять около 25 фунтов за три месяца для роли. Я работал с тренером и ел много еды, чтобы выглядеть как парень из 50-х». Также потребовалась работа с гримером: ДеХаан работал с Сарой Рубано, с которой он сотрудничал на «Человеке - Пауке»: «Я спросил ее, может ли она сделать меня похожим на Джеймса Дина, и она сделала. У нас уходило примерно часа по два каждый день перед съемками».
Герш Филиппс, художник по костюмам, проделал огромную работу, найдя примерно или почти такую же одежду, которую носил Дин: пальто как на фото с Times Square и много других вещей из 50-х.
Но роль требовала не только изменения тела. Каннинг говорит, что «Дэйн выглядел пугающе похожим на Дина. У него были голос, физика, темперамент Джеймса Дина, и самое главное, он создал характер, и это было самым особенным. Он не играл Дина из фильмов, он нашел реального человека в персонажах картин культового актера».
ДеХаан прекрасно знал о попытках, и передать реальную индивидуальность, и представление о легенде: «У каждого есть свое особое видение Дина – того, кем он был и так далее. Так что это и огромная ответственность, и честь, и попытка сломать все стереотипы, показать, кем он был на самом деле. Люди пойдут на фильм со своим представлением об актере и, возможно, увидят его отголоски, но, надеюсь, узнают и что-то новое о нем».
Дэйн согласен, что «Лайф» – это не просто байопик: «Это две недели жизни Дина и Стока, но это решающие две недели». С его точки зрения, это больше изучение характера, нежели байопик. «Тогда еще никто особо не знал, кто такой Джеймс Дин за пределами Голливуда и родного города актера. «К востоку от рая» еще не вышел в прокат. «Бунтарь без причины» и «Гигант» не были даже сняты», – отмечает ДеХаан.
В наше время в отличие от 50-х изменились культура знаменитостей в целом, а также скорость и уровень доступа к информации и фотографиям. «Не изменилось лишь то, слава – по-прежнему сложная штука, особенно для тех, кого она касается. Фильм очень хорошо показывает, что то, что выглядит сверкающим и идеальным, может мучительно отзываться на личности», – говорит Корбейн.
Дэйн пристально изучал своего персонажа: «За три месяца я прочитал все книги о нем, до которых смог дотянуться, пересмотрел кучу интервью, нашел великолепную запись, которую Дин сделал, когда приехал в Фермонт с Деннисом. У него был один из первых скрытых микрофонов, и он записал весь разговор с семьей за ужином». Дэйн описывает такую возможность подготовиться как «идеальную». Он искал и нашел, кем же был Джеймс Дин, тот Джимми, который изменил жизнь Денниса Стока.
Дэйн описывает эти отношения как основу фильма: «Джеймс – катализатор этой внутренней истории. Они учатся друг у друга. Джимми меняется, и за эти две недели, я думаю, он начинает понимать, что дом и семья начинают медленно ускользать от него, и Деннис помогает ему понять это». К тому же Деннис все время беспокоится за будущее, так что он влияет на способность Джимми быть в настоящем».
ДеХаан рассматривает «Лайф» как фильм «о двух артистах различного типа мышления, сошедшихся вместе и обнаруживающих, что у них есть что-то общее». Этот опыт, с его точки зрения, меняет их.