23 марта 2016, 19:00
Большой зал Московской государственной Консерватории имени П.И. Чайковского
«Два рояля. Порги и Бесс»
Фортепианный дуэт Дмитрия Алексеева и Николая Демиденко
В программе: Шостакович, Гершвин, Метнер, Рахманинов
23 марта весь вечер на сцене легендарного Большого зала московской Консерватории будет звучать музыка для дуэта роялей. Вот уже более двадцати лет ансамбль Дмитрия Алексеева и Николая Демиденко исполняет выдающиеся произведения академической и джазовой традиций, в том числе и собственные транскрипции (свободные виртуозные обработки сочинений), и переложения симфонических шедевров классической музыки.
Дуэтом уже записан и выпущен диск с произведениями русских композиторов эпохи позднего романтизма – Рахманинова и Метнера; творения этих авторов и прозвучат на концерте. Это Русский хоровод (Сказка) оp.58 no.1 Николая Метнера, пронизанный национальной интонационностью материала и широким, почти зримым, сценическим образным размахом, при этом соединяющий в себе и общеевропейские музыкальные традиции, и традиции русской композиторской школы, идущей от камерной музыки Мусоргского и Чайковского, сочетая в себе концертную виртуозность.
«Симфонические танцы» Рахманинова – поистине космогоническое произведение, последнее сочинение великого композитора – это одновременно и музыкально-философское обобщение, и небывалое по насыщенности и динамике внутренних процессов творческое завещание великого мастера, захватывающее своим темпераментом и глубиной любого слушателя, при этом не теряющее в камерной версии для двух роялей своего грандиозного воздействия, станет драматической кульминацией вечера. Образная насыщенность музыки требует от дуэта музыкантов не только выдающихся технических данных и точности в интерпретации авторского замысла, но и тончайшей ансамблевой слаженности, что и является очевидным достоинством фортепианного дуэта Алексеева-Демиденко.
В первом отделении концерта в исполнении фортепианного дуэта прозвучат два сочинения в переложении и обработке Дмитрия Алексеева – транскрипция первой джазовой сюиты Дмитрия Шостаковича и концертная сюита «Порги и Бесс», основанная на избранных номерах первой национальной американской оперы Джорджа Гершвина. Музыка этой части концерта – пример доступного, но при этом высокохудожественного искусства, обращение авторов классической академической традиции к популярным в их время музыкальным направлениям, жанрам, даже манерам (как влияние негритянского мелоса в сочинении Гершвина). Мастерская изобретательность вместе с гениальною ясностью обеспечивают этим сочинениям вневременное признание, а блистательная фортепианная аранжировка Д. Алексеева преображает «лёгкую» музыку классиков в насыщенные и виртуозные концертные фантазии.
«Когда человек начинает сам искать свой путь, важно решить три основные проблемы. Во-первых, нужно найти правильный голос для каждого инструмента, зала и пьесы. Даже у одного и того же композитора разные сочинения исполняют разным звуком. А вторая и третья задачи – научиться обращаться с пространством и временем музыки. Тогда все получится», – таков творческий метод и подход к исполняемой музыке выдающегося пианиста Николая Демиденко, участника творческого тандема.