Фильм "Громче, чем бомбы" стартует в российском прокате в апреле
20.03.2016 23:31
Просто Мария

С 7 апреля 2016 в кино

Громче, чем бомбы

Louder than bombs  (16+)

Драма,  Норвегия,  Франция,  Дания,  2015,  109 мин.

Режиссёр: Йоаким Триер («Реприза»,  «Осло, 31-го августа»)

Сценаристы: Йоаким Триер,  Эскиль Вогт

Оператор: Якоб Ире

Композитор: Ола Флёттум

Художники: Молли Хьюз,  Гонсало Кордоба,  Эмма Поттер,  Мишель Шлютер-Форд

Монтажер: Оливье Бугге Кутте

В ролях: Гэбриел Бирн («Перекресток Миллера»,  «Подозрительные лица),  Изабель Юппер («Пианистка»,  «Любовь»,  «8 женщин»),  Джесси Айзенберг («Социальная сеть»,  «Добро пожаловать в Zомбилэнд»,  «Иллюзия обмана», «Ультраамериканцы»),  Девин Друид («Что знает Оливия?»,  «Луи»),  Рэйчел Броснахэн («Карточный домик»),  Эми Райан («Шпионский мост»),  Руби Джеринс,  Дэвид Стрэтэйрн,  Меган Кетч,  Шон Каллен и другие

Дата премьеры:  7 апреля 2016 в кино

Изабель Рид была знаменитым военным фотографом и каждый день рисковала собой, но погибнуть ей было суждено в обычной автокатастрофе. Спустя три года ее муж и сыновья, так и не сумевшие смириться с утратой, находят новую информацию об истинных причинах ее смерти.

 

7 апреля в российский прокат выйдет новый фильм Йоакима Триера «Громче, чем бомбы». Главные роли в картине исполнили звёзды европейского и американского кинематографа  Изабель Юппер,  Джесси Айзенберг и Гэбриел Бирн.

«Громче, чем бомбы» - снятый в Нью-Йорке первый англоязычный фильм известного норвежского режиссера Йоакима Триера. Картина была участником основной конкурсной программы 68-го Каннского кинофестиваля и претендентом на «Золотую пальмовую ветвь».

Действие фильма разворачивается в семье знаменитого военного фотографа Изабель Рид. Будучи страстно влюбленной в свою профессию, Рид каждый день рисковала собой, но погибнуть ей было суждено в обычной автокатастрофе. Прошло три года, готовится выставка ее фотографий. В Нью-Йорк, к отцу и младшему брату приезжает старший из ее сыновей. Оставшись наедине друг с другом, семья пытается наладить отношения между собой и разобраться в таинственной истории гибели женщины, о которой каждый хранит очень противоречивые воспоминания.

Роль военного фотографа Изабель Рид исполнила легенда европейского кино – Изабель Юппер («Пианистка», «Любовь», «8 женщин»). По словам актрисы, это самый невообразимый персонаж, которого ей приходилось играть, а тема фильма универсальна и понятна каждому - ускользающее и хрупкое благополучие внутри как человека, так и семьи.

«Ее персонаж не находится на экране все время: она то появляется, то исчезает в течение фильма. Я не могу себе представить, чтобы какая-либо другая актриса могла сыграть эту загадочную, ускользающую мать», - говорит Йоаким Триер об Изабель Юппер и ее персонаже.

Сюжет фильма вращается по оси воспоминаний о погибшей Изабель Рид, отводя больше места ее присутствию, изучая взаимоотношения членов семьи, нежели акцентируя внимание на теме утраты.

«Я хотел поговорить о семье и о цене амбиций, о невероятной и вызывающей восхищение работе военного журналиста на одной чаше весов и о постоянной нужде быть частью семьи, присутствовать в семье – на другой. Я думаю, этот конфликт знаком многим», - отмечает режиссер Йоаким Триер.

Роль старшего сына мастерски исполнил популярный молодой актер Джесси Айзенберг, известный своими ролями в фильмах «Социальная сеть»,  «Иллюзия обмана»,  «Добро пожаловать в Zомбиленд» и др. Образ отца на экране воплотил Гэбриел Бирн, сыгравший в более чем 60 фильмах, среди которых «Подозрительные лица»,  «Перекресток Миллера» и «Конец света». Настоящим открытием фильма стал молодой актер Девин Друид, представивший на экране сложный образ 15-летнего подростка, персонаж которого привносит в фильм совершенно неожиданные и порой фантастические интонации, переплетая реальность, собственные иллюзии и свои воспоминания о матери.

«Я думаю, что наша память, наше представление о себе, о собственной персоне, основанное на воспоминаниях, тема очень захватывающая и непростая. В фильме я стараюсь изобразить этот особенный процесс – воспоминание», - говорит Йоаким Триер. «Наша история фокусируется на том эффекте, который ее смерть оказала на трех мужчин, пытающихся пережить это событие и двинуться дальше, каждый по своему собственному жизненному пути. Интересно то, как семейная жизнь заставляет тебя смотреть на себя со стороны - это постоянная переоценка собственной персоны».

Стоит отметить, что «Громче, чем бомбы» - это первая лента норвежского режиссера, попавшая в основной конкурс Каннского киносмотра, начиная с 1979 года. Предыдущие работы Йоакима Триера также уже успели привлечь к себе внимание международной публики. Его фильмы «Реприза» (2006) и «Осло, 31-го августа» (2011) заслужили признание критиков и были удостоены наград международных фестивалей, среди которых Каннский кинофестиваль,  Санданс,  TIFF Торонто,  MFF Карловы Вары и другие.

Режиссер Йоаким Триер  рассказал о  своем фильме.


Расскажите историю названия фильма. К чему оно отсылает? «Громче, чем бомбы» история о войне?

Я думаю, мы искали название, которое смогло бы выдержать баланс между непростой семейной историей противопоставленной истории матери, ее профессиональным амбициям, опыту, который она обрела, работая заграницей как военный фотограф. В несопоставимости переживаний, как мне кажется, скрыта интрига. Это, конечно, еще и название первого американского альбома группы Smiths. Но фильм не о войне, и не о группе Smiths. Оказалось, что название альбома группа Smiths позаимствовала у американской поэтессы Элизабет Смарт, это цитата из ее книги «На станции центрального вокзала я села и заплакала». И мне очень понравилось, что у этой фразы американское происхождение, так как работал над картиной я в Штатах.

 

Каковы истоки проекта?

После моего первого фильма «Реприза» в Америке на меня обратили внимание. Я стал читать англоязычные сценарии и получил несколько предложений. Среди американских кинематографистов я встретил множество интересных людей, но не мог найти проект, который бы отвечал моим интересам, тому, что волнует меня с точки зрения кинематографа. У нас со сценаристом Эскиль Фогт были совместные идеи, и мы решили начать с собственного наброска, а не браться за готовый сценарий. Вы не должны забывать, что я родом из страны, на языке которой говорит всего 5 миллионов человек, так что, когда я решил снимать кино, было само собой разумеющимся отправиться в киношколу в Лондоне. Там я снял 3 короткометражных англоязычных фильма, которым присудили награды. Нам с Эскиль всегда хотелось делать кино для интернациональной аудитории, и то, что «Репризу» и «Осло, 31-го августа» так хорошо приняли в разных странах, для нас это стало настоящей наградой. Особенно ценным оказалось то, что фильмы оказались интересны международной публике благодаря их национальным особенностям. Из этого мы извлекли урок и, прежде чем приступить к фильму «Громче, чем бомбы», мы тщательно изучили характеры и те локации, в которых они должны были находиться. Я на самом деле верю, что, как кинематографист, вы определяетесь больше не тем языком, на котором говорите, но кинематографическим языком, с помощью которого вы создаете историю. Другая сторона создания англоязычного фильма, это возможность работать с потрясающими актерами международного уровня, то, чего мне хотелось уже очень давно. Будучи киноманом с детства, я вырос на зарубежном кино. Это обычное дело для молодого человека, отправиться в Синематеку в Осло, а тем же вечером посмотреть француза Луи Малля, японца Оцу или американца Сидни Люмета. Кинематограф, в моем представлении, всегда был и остается способом преодоления языковых барьеров.

 

Было ли непривычно работать в Штатах? Расскажите о своих впечатлениях от американского опыта?

Конечно, съемочная команда в Нью-Йорке была гораздо больше тех, с которыми я работал в Норвегии. Но когда вы занимаетесь режиссурой, вашей главной задачей является создание такой обстановки на съемочной площадке, которая сработает на историю и поможет актерам, так что, в плане организации процесса, я делал то же, что и раньше. У нас сложился настоящий репетиционный период, и я старался создать такие же доверительные отношения с актерами, какие мне посчастливилось иметь на предыдущих фильмах, это, конечно же, основное, вне зависимости от того, где вы снимаете. Во время самих съемок я следил за своим ближайшим соратником, оператором Якобом Ире, и спросил: «Это ведь то же, что мы обычно делаем? Сильно не отличается?». Это своего рода испытание, которое неизменно: вы идете на риск, держитесь за каждое мгновение и в то же время необходимо создать комфортную рабочую обстановку, позволить актерам исследовать (свой персонаж), что важнее даже, чем достигать намеченной цели от раза к разу.

 

Это также Ваш первый опыт работы с таким большим актерским составом, с именитыми актерами с огромным опытом, не было ли это пугающим?

Скажем, создание фильма на определенных этапах вообще кажется пугающим. Я думаю, все актеры были очень расположены, так что испуганным я себя не чувствовал. К своим персонажам актеры отнеслись серьезно, и каждый из них сделал свой личный вклад в фильм, а это лучшее, на что можно надеяться.

 

О Джине, роль которого исполнил Гэбриел Бирн

Джин представляет собой портрет современного отца. Под современным я подразумеваю то, что по сравнению с патриархальным укладом, он несет куда больше ответственности за эмоциональную сторону семейной жизни.  Он оставил карьеру актера и стал учителем, чтобы быть ближе к своим детям. Джин старается сплотить семью, он буквально сражается за отношения со своим 15-летним сыном Конрадом, который захвачен компьютерными играми и жизнью в сети, что очень сложно понять отцу. Иногда из этого вытекают комические ситуации. В одном из эпизодов Джин пытается создать персонажа онлайн игры, чтобы встретиться с персонажем сына, но разрешается эпизод неожиданным образом. Что-то теплое и нежное есть в образе Джина. Его сила заключена в его умении понимать других, но ему приходится прикладывать усилия, чтобы понять, чего же хочет он сам, что ему делать со своей собственной жизнью. Сочетание теплоты и ума, присущие Гэбриелу Бирну, было очень важно для создания образа Джина. Мы говорили о том, как мы устали от клише авторитарного отца, которому противостоят сыновья. Характер Джина во многом необычен, в плане той эмоциональной ответственности, и Гэбриел привнес очень много жизненной правды и юмора в этот характер. Я думаю, он – тот тип актера, который очень чутко реагирует на тему, положенную в основу сюжета. Он на самом деле в состоянии взглянуть на фильм более широко.

 

О Джоне, роль которого исполнил Джесси Айзенберг

Джона один из тех, кто достиг успеха довольно рано. Он чувствует, что был более близок с мамой, чем остальные. Во многом его история – это история горя, которое приходит время спустя. Под маской благополучного и амбициозного ученого, который недавно стал отцом, происходит переоценка образа собственной матери, и эта маска крошится. Джесси очень точен как актер, и необычайно забавен, и я благодарен, что он проделал работу над новым для себя типом персонажа, возможно, обнаружив собственный уязвимые места в роли Джоны. Джесси очень умный и созидательный человек. К тому же, он прекрасный театральный драматург, о чём немногие знают. Наши обсуждения общей драматургии фильма и характера его персонажа были для меня очень вдохновляющими.

 

О Конраде, роль которого исполнил Девин Друид

Конрад застенчивый 15-летний подросток. В начале фильма, кажется, что именно Конрад больше всех пострадал от потери матери, но в течение сюжета его характер раскроется с неожиданных сторон. Я хотел рассказать о том, что часто социальное поведение человека идет вразрез с его внутренней жизнью, и я постарался выразить это несоответствие в характере Конрада кинематографическими средствами: показывая его с эмоциональной и романтической стороны, когда он старается сблизиться с девушками в собственной манере, нуждаясь в самовыражении, совершая неожиданные поступки. Я заранее знал, что поиски актера на роль Конрада окажутся самыми трудными. То, что мы нашли Девина Друида, большая удача для фильма. Он просто великолепный актер и тут нечего добавить. Я очень горжусь тем, что мне довелось поработать с ним прежде, чем его талант заметят все остальные.

 

О фотографе Изабель Рид, роль которой исполнила Изабель Юппер

Я хотел поговорить о семье и о цене амбиций, о невероятной и вызывающей восхищение работе военного журналиста на одной чаше весов и о постоянной нужде быть частью семьи, присутствовать в семье – на другой. Я думаю, этот конфликт знаком многим. На создание образа Изабель Рид меня вдохновили несколько известных военных фоторепортеров, с которыми я либо встречался, либо истории которых я изучил. Но это не история о профессии как таковой. Это история об отношениях родителей и детей и о тех битвах, которые приходится вести семье. Много лет я являюсь фанатом Изабель Юппер, а несколько лет назад мы встретились на кинофестивале в Стокгольме. С тех пор мы оставались на связи, и я был очень взволнован, когда она приняла предложение сыграть мать в нашем фильме. Ее персонаж не находится на экране все время, она то появляется, то исчезает в течение фильма. Я не могу себе представить, чтобы какая либо другая актриса могла сыграть эту загадочную, ускользающую мать.

 

Расскажите о фотографиях Изабель Рид

Я изучил множество материалов о военной фотографии, тем не менее, фильм не посвящен исключительно этой теме. В «Осло, 31-го августа» рассказана история наркозависимого персонажа, но сама история касается других аспектов его жизни. Тем не менее, наркозависимость стала отправной точкой, я хотел исследовать эту тему и отразить ее максимально точно. То же самое с фильмом «Громче, чем бомбы», я хотел создать все детали ее жизни как военного фотографа с максимальной достоверностью. Огромную поддержку в этом плане нам оказали крупные фотоагентства, такие как Магнум и VII. Над созданием фотографий Изабель Рид потрудилось несколько фотографов, среди них несколько работ известного французского фотографа Александры Була, она одна из тех, чьими работами в этой области я особенно восхищаюсь. В ее фотографиях есть человечность, которая сочетается с чувствительностью самого фотографа.

 

Сюжет фильма вращается по оси личных и коллективных воспоминаний об Изабель. Расскажите об этом процессе. И о вашем непрекращающемся интересе и обращении к теме воспоминаний в Ваших работах

Я думаю, что наша память, наше представление о себе, о собственной персоне, основанное на воспоминаниях, тема очень захватывающая и непростая. В фильме я стараюсь изобразить этот особенный процесс – воспоминание. Я хотел избежать того типа драмы, где все герои собираются вокруг умирающей матери, сидят в комнате и плачут. Наша история разворачивается через 3 года, после смерти матери и фокусируется на том эффекте, который ее смерть оказала на трех мужчин, пытающихся пережить это событие и двинуться дальше, каждый по своему собственному жизненному пути. Интересно то, как семейная жизнь заставляет тебя смотреть на себя со стороны, это постоянная переоценка собственной персоны. Почему у детей одних и тех же родителей такое разное отношение к последним? Как вы сможете найти общий язык между собой, когда иногда вам необходимо вырваться? Память хранит как отчаяние, так и надежду. В состоянии горя, люди часто описывают статичные, неизменные воспоминания. Я стараюсь показать это в фильме, непрерывная переоценка того, кто мы есть, позволяет нам освободиться от этих ступоров. Там есть сцена, где Конрад, младший брат, вспоминает, как он играл с мамой в прятки в детстве. Когда он впервые за много лет думает об этом, он осознает, как эта игра виделась маме, что и она получала от нее удовольствие, хотя, очевидно, знала, где прячется сын. В том, как мы переживаем нашу собственную историю, кроются возможности взглянуть на нее иначе, сулящие свободу. Поэтому эта несколько грустная история мне представляется безоговорочно оптимистичной.

 

По большей части повествование фильма выстроено не линейно. Расскажите нам об этом творческом выборе

В наши дни множество сюжетов перекочевало на экраны телевизоров. Я же храню безоговорочную веру в особое пространство киноэкрана. Наиболее подходящее для того, чтобы наблюдать человеческие истории. Крупный план на киноэкране уникален. Это весьма интимный род столкновения с человеком, которого не существует ни в каком другом виде искусства. Где еще вы можете лицо на такой крупности? Я стараюсь создавать истории, где сосуществует множество точек зрения, в надежде глубже проникнуть во внутреннюю жизнь персонажей. Романная форма не усматривает ничего удивительного в перемене временных пластов и проникновении в мысли разных персонажей в пределах одного произведения. Меня озадачивает то, что принято считать это чем-то необычным в кино. Чем масштабнее становятся проекты, тем важнее помнить, что это весело – экспериментировать со способами изложения сюжета. Сблизиться с аудиторией, в качестве рассказчика, возможно лишь сохраняя свою собственную точку зрения. Тут нет ничего общего с бюджетом или с тем, сколько здоровых трейлеров вы можете пригнать на площадку.

Добавить комментарий