Оскароносного «Сына Саула» представят на фестивале венгерского кино «Cifra 2» в Москве
28.03.2016 22:24
Просто Мария

Фестиваль венгерского кино «Cifra 2» с 31 марта по 4 апреля 2016 года пройдет в Центре документального кино и Гоголь-центре.

Хедлайнером фестиваля  станет самый знаменитый европейский фильм 2015 года «Сын Саула», завоевавший гран-при Каннского фестиваля и премию «Оскар». Но силу кинематографа современной Венгрии подтверждают все участники фестиваля. В каждом – движение, пульс времени, высокий постановочный класс, неизбитый подход к истории – и новейшей, и ХХ века. Каждый – волнующий рассказ: эмоциональность отличает феерическую музыкальную комедию «Свинг», изящную салонную мелодраму «Полусвет» и сколь актуальный, столь и брутальный триллер «Уик-энд», поэтичную драму «Предрассветная лихорадка», основанную на реальных послевоенных судьбах, и суровую антиутопию «Заблудшие».

Гостями фестиваля станут актриса Франциска Тёрёчик, актер Левенте Молнар и  ассистент режиссера Ласло Немеша – Золтан Дёваи.

Франциска Тёрёчик представит фильмы со своим участием «Свинг» и «Заблудшие», а Левенте Молнар и Золтан Дёваи расскажут о работе над картиной «Сын Саула».

 Фильмом открытия фестиваля станет комедия «Свинг», а закроет  фестиваль драма «Сын Саула».

Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

 

cf89136040a7696af3c285095c7bba56f983f010509.jpg

Расписание фестиваля:

31 марта 2016

19:00 Свинг // Q&A: Франциска Тёрёчик

Центр документального кино

 

Венгрия 2014, 117 мин.

Режиссер:  Чаба Фазекаш

В ролях: Эстер Оноди,  Эстер Чакани,  Франциска Тёрёчик,  Бела Месарош,  Мари Тёрёчик, Янош Кулка

Упоительная музыкальная комедия о женщинах, которые поют

У всех четырех прекрасных героинь фильма этот день не задался. Рыжую тезку Кейт Буш, бывшую 10 лет назад звездой конкурса «Молодые таланты», бросил очередной кратковременный спутник, и вот она, без крова и денег, с чемоданами и мальчишкой-сыном под рукой, обивает пороги в поисках работы, соглашаясь, в конце концов, на незавидную должность официантки. Юная Ангела, грезящая карьерой певицы, даром, что весь ее опыт пока – только детские утренники, не может совладать с собственной робостью и сбегает с прослушивания. Благополучная, казалось бы, домохозяйка Рита, давным-давно оставившая профессию учительницы пения, узнает, что её благоверный после полувека супружества ушел к разлучнице из косметического салона. А пожилая легенда джаза Эмми, некогда почитавшаяся как Королева свинга, едва не захлебывается бренди во время опостылевшего выступления перед жующей ресторанной публикой. В этом будапештском ресторане и сходятся векторы «женщин в изгнании». Но вместо того, чтобы проклинать судьбу, дамы решают ее переломить – и создают умопомрачительную музыкальную группу.

Бодрящий и пьянящий как шампанское, ослепительно яркий и бесконечно оптимистичный фильм щедр на смешные и грустные сюжеты, он властно увлекает в гастрольную круговерть, где радость и печаль танцуют в ритме свинга. Его остроумие и великолепие подпитывает не прервавшаяся в Венгрии даже в годы социализма культура кабаре. Абсолютную достоверность картине, по-сериальному насыщенной событиями, придает замечательное убеждение, что в любых передрягах и строить, и жить, и любить помогает песня. И, конечно, великолепный актерский ансамбль с участием живой легенды венгерского кино, несравненной Мари Тёрёчик в роли Эмми.

 

1 апреля 2016

19:00 Заблудшие // Q&A: Франциска Тёрёчик

Центр документального кино

 

Венгрия 2015, 115 мин.

Режиссер: Кристина Года

В ролях: Иван Фенё,  Пирошка Молнар,  Анна Дёрди,  Франциска Тёрёчик,  Оскар Няри

Социальный триллер о рождении неофашизма

Братья Йоци и Мате живут в городке, настолько затрапезном и маленьком, что даже буква D на вывеске единственной дискотеки мигает, будто из последних сил. Младший, Мате, еще не оставил надежд, он – многообещающий легкоатлет, пусть и приходится ему тренироваться в совсем неподходящей для бега обуви: на нормальные кроссовки денег нет. А вот старший, Йоци, уже смирился с потерянной жизнью: перед глазами печальный пример отца, мотающего тюремный срок за двойное убийство, впереди – ни работы, ни перспектив. Да и город после закрытия фабрики чахнет на глазах; кажется, вольготно в нем только бандитам-мигрантам, подмявшим всю северную часть и промышляющим кто рэкетом, кто – наркотиками, а кто – металлоломом (в который превращается спиленный памятник Гете). Все меняется с приездом нового капитана полиции – этот живчик с правильными словами о гражданских правах и необходимости за них драться успешно берется за воспитание лоботрясов, формируя из городской молодежи военизированный отряд. И вот уже малые предприниматели вздохнули свободно, драгдилеры уползли в темные щели, большой бизнес расщедрился на спонсорские вложения – но не несут ли новые дружинники опасность куда большую, чем мелкая преступность?

Режиссер Кристина Года, знаменитая комедиями «Секс и ничего больше» (Csak szex és más semmi, 2005) и «Хамелеон» (Kaméleon, 2008), отважилась на жесткий фильм-предупреждение – о том, в какой ад ведут благие намерения людей с диктаторскими замашками, как уязвим гуманизм в непростых социальных условиях, чего стоит человек и цивилизация перед лицом экономических трудностей. А своей обаятельной дидактикой фильм напоминает наше перестроечное кино, что тоже, безусловно, плюс.

 

2 апреля 2016

15:00 Уик-энд

Центр документального кино

 

Венгрия 2015, 100 мин.

Режиссер:  Арон Матяшши

В ролях: Дорка Гриллуш,  Корнел Шимон,  Тамаш Лендел,  Терез Вашш,  Домокош Сабо,  Аттила Арпа

Кровавый триллер на лоне божественной природы

Адвокат Марта (Дорка Гриллуш, также блистающая в «Полусвете») любит жить рискованно: крутые виражи и вождение без правил, сложные клиенты и шантаж соперников. Ее муж – напротив, неуклюж, мягкотел и не склонен к скороспелым поступкам. Ближайший уик-энд супруги собираются провести в живописных лесах на границе с Румынией: бесчестный строительный делец Иштван, только что с помощью Марты выигравший суд первой инстанции, в качестве благодарности устраивает охоту на косуль – разумеется, нелегальную. Вожделенную долю адреналина Марта получит – вот только охота пойдет по незапланированному сценарию.

Завораживающий взгляд природными красотами и заставляющий нервно вжиматься в кресло, этот безупречно напряженный «Уик-энд» сталкивает стихии городской капиталистической алчности и сельской родовой мести, прививает к экспрессивному корневому триллеру в духе «Соломенных псов» (Straw Dogs, 1971) изощренный нуар. Новый высокотехнологичный подход к классическим жанрам.

17:00 Полусвет

Центр документального кино

 

3 апреля 2016

14:30 Свинг

Центр документального кино

16:45 Предрассветная лихорадка

Центр документального кино

 

Венгрия,  Швеция,  Израиль,  2015,  114 мин.

Режиссер: Петер Гардош

В ролях: Милан Шруфф,  Эмёке Пити,  Лехел Ковач,  Андреа Петрик,  Габор Мате,  Йожеф Дябронка

Подлинная история невозможной и прекрасной любви

2014-й год, по запруженным улицам Иерусалима идет пожилая дама (выдающаяся израильская актриса Гила Альмагор), обладательница бесценного груза: стопки пожелтевших писем 60-летней давности. Следуя за ее воспоминаниями, мы переносимся в май 1945-го, когда только что освобожденный узник концлагеря, венгр Миклош, на нижней палубе корабля был доставлен в шведский госпиталь на острове Готланд. Врач подписал приговор: легкие почти уничтожены туберкулезом и последствиями тифа, 6 месяцев, не больше. Но диагноз не может сломить волю Миклоша к жизни: он написал письма 117 девушкам-соотечественницам из родного Дебрецена. Одну из них – ту самую, главную и единственную, зовут Лили.

Новая работа выдающегося режиссера Петера Гардоша (в нулевые он дважды участвовал в конкурсе ММКФ с замечательными фильмами «Фарфоровая кукла» (A Porcelánbaba, 2004) и «Выходка» (Tréfa, 2008)) – смело смешивает общественное и личное, кровоточащую историю послевоенной Европы и хрупкую частную историю любви двух людей, чудом выживших на руинах мира.

 

19:00 Полусвет

Центр документального кино

 

Венгрия 2015, 88 мин.

Режиссер: Аттила Сас

В ролях: Патриция Ковач,  Дорка Гриллуш,  Лаура Дёбрёши,  Янош Кулка,  Карой Хайдук

Чувственное ретро о расчете и страсти

Будапешт, 1910-е годы. На холодном рассветном берегу найден сундук с трупом женщины. В дверь квартиры с осколками хрусталя на полу и книгой Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» на разобранной постели стучат полицейские. Что предшествовало роковым событиям? Мы станем свидетелями четырех бурных дней, в которых намертво переплелись жизни трех женщин. Одна – роскошная куртизанка Элиза, уверенная в своей актерской способности превзойти саму Асту Нильсен, разбивательница мужских сердец – от пожилого магната до молодого поэта. Вторая – верная экономка Рожи, связанная с хозяйкой давней и мучительной дружбой-соперничеством. Третья – юная служанка Като, прибывшая в богатый дом без рекомендательного письма, но с большими амбициями и патриархальными иллюзиями о невозможности добрачных связей.

Красивый и эротичный фильм играет в мелодраму начала ХХ века, но без невинности и наивности старого кино. Здесь отношения достигают белого каления, уютный модерн последних предвоенных лет становится декорацией для жгучих страстей. Обратите внимание на самоотверженную Дорку Гриллуш в роли Рожи: на фестивале есть еще один фильм с ее участием, остросовременный «Уик-энд». И не проглядите Яноша Кулку в роли строгого до жестокости миллионера Макса – в «Свинге» у этого актера совсем другая, комичная и трогательная роль трансвестита Али.

 

4 апреля 2016

20:00 Сын Саула // Q&A: Золтан Дёваи,  Левенте Молнар

Гоголь-центр

 

Венгрия 2015, 107 мин.

Режиссер: Ласло Немеш

В ролях: Геза Рёриг,  Левенте Молнар,  Урс Рехн,  Тодд Шармон,  Ежи Валцак

Бескомпромиссный опыт погружения в ад на Земле

Саул (или Шауль – так по-венгерски звучит имя древнего еврейского царя, прогневившего ветхозаветного бога) – узник концлагеря, чернорабочий зондеркоманды, проживает свой последний день в попытке предать земле тело мальчика, принятого им за сына. Пока другие заключенные готовят вооруженный побег, Саул тщетно ищет среди обреченных на смерть раввина, способного прочесть кадиш, стремится уберечь тело ребенка от печи крематория и достойно (насколько это возможно в недостойных условиях) похоронить.

Один из главных европейских фильмов года, покоривший и Каннский кинофестиваль, и Американскую киноакадемию, – страшный, почти невыносимый опыт гиперреалистичного погружения в будни Аушвица. Защитой от того, чтобы не сойти с ума вместе с героем и пережить 107 минут ада, служит потрясающее режиссерское мастерство дебютанта Ласло Немеша, выстраивающего сложнейшие длинные кадры и снимающего на 35-миллиметровую пленку. Кстати, в России киноманы могут знать Немеша – четыре года назад его вдохновленный Достоевским короткий метр «Джентльмен откланивается» был в программе фестиваля «2-in-1».

Картина будет выпущена в российский прокат компанией «Russian World Vision» 14 апреля.

Добавить комментарий