Накануне Светлого Праздника Пасха фойе театра «Русская песня» превратилось в настоящий музей, в котором разместились пасхальные яйца, сотворенные яркими и самобытными художниками и мастерами декоративно-прикладного искусства со всей страны.
Каждый экспонат Фестиваля пасхальных яиц представлял собой не только эксклюзивную ручную работу, но и настоящее произведение искусства. Участники фестиваля представили свои работы, рассказали об использованных техниках и провели мастер-классы.
Посетители долго рассматривали пасхальные яйца из дерева, выполненные в технике Кудринская резьба по дереву. Работы мастера Дмитрия Трифонова выдержаны в едином стиле, но имеют разный рисунок. Свое название данная резьба получила от подмосковной деревни Кудрино, где была организована мастерская резьбы по дереву талантливым резчиком, крестьянином Василием Ворносковым.
Большое, полутораметровое яйцо с изображением дома и семьи представила строительная компания Index Home. «Пасха – это семейный праздник, когда вокруг праздничного стола собираются самые близкие люди, - поделилась представитель компании Мария Кукушкина. – Мы представили на фестивале яйцо, символизирующее уют и любовь».
Мастер Никита Самойлов представил необычные арт-объекты – светильники из страусиных яиц. Уникальность его работ заключалась в том, что художник окрасил внутреннюю сторону скорлупы разными цветами, а также выполнил оригинальную резьбу по скорлупе.
Серию из 18 страусиных яиц, искусно оплетенных бисером, представила Любовь Заева. Авторские работы мастера объединены тематикой православных ликов святых.
Мастер из Санкт-Петербурга Александр представил роскошные яйца – самые настоящие ювелирные изделия, которые изготовил из хрусталя, фарфора, драгоценных камней и металлов. Внутри каждого яйца расположена эксклюзивная миниатюрная скульптурная композиция.
Особый интерес у посетителей вызвала коллекция арт-объектов белорусского мастера Александра Рыжевского. Сложная, тонкая, филигранная работа представлена в технике резьбы по скорлупе яиц. Работы из такого хрупкого материала, как яичная скорлупа, вызвали восторг и удивление всех присутствующих. Во время мастер-класса художник подчеркнул, что яйцо использует в натуральном виде. «Я его никак и ничем не укрепляю, пропагандируя возможность работы с натуральным природным материалом, - объяснил Александр. - Сами яйца не перекрашиваю, так как считаю, что важна естественность, чтобы осмыслить насколько хрупкое становится прекрасным».
Главным экспонатом выставки стало яйцо, выполненное художником Алексом Доллем. Автор привез его специально к фестивалю из Национального музея Княжества Лихтенштейн (Швейцария). Чтобы получить разрешение на вывоз яйца в Россию, в швейцарском музее собиралась специальная комиссия: главная сложность транспортировки заключалось в том, что дорогостоящее ювелирное яйцо чрезвычайно хрупкое. И буквально одно неверное движение может нанести непоправимый вред пасхальному произведению искусства. Яйцо застраховано на внушительную сумму.
Как рассказал Алекс Долль, скорлупа утиного яйца была приобретена на аукционе в Швейцарии 50 лет назад его бабушкой. В 2015 году художник решил расписать его для того, чтобы представить на пасхальных торжествах, а чуть позже – еще и дополнить его ювелирным обрамлением. Алекс покрыл скорлупу сусальным золотом, на лицевой части яйца изобразил библейскую сцену Воскресения Христа. В подставке, изготовленной ювелирами по эскизам художника, использовано 73 грамма золота 18 карат, 3 изумруда по одному карату, символизирующих Святую Троицу, 12 рубинов, что соответствует 12 ученикам, и 33 бриллианта – по числу лет земной жизни Иисуса. Венчает яйцо Двуглавый орел с первыми буквами Пасхального приветствия – Христос Воскресе и альфой, символизирующей начало отсчета времени от Рождества Христова. Подставка выполнена из осины – дерева, которое упоминается в Новом Завете в связи с событиями Страстной недели, с изображением вербы, также являющейся символом пасхального цикла. Кроме того, в яйце не использовано ни грамма серебра – так как Иуда, по преданию, продал Христа за 30 серебряников.
Появление в фойе художественного руководителя театра «Русская песня» Надежды Бабкиной в сопровождении своего коллектива оживило размеренный ход фестиваля. Все вместе они разместились за специальным столом и занялись росписью пасхальных яиц, сопровождая творческий процесс песнями под гармонь.
Приятным сюрпризом для Надежды Бабкиной стал подарок от Александра Рыжевского – эксклюзивное яйцо с гравировкой «Русская песня» и ажурное яйцо в виде пересеченных перьев. «Воздушность и легкость, которой наполнены работы Александра Рыжевского, поражают и восхищают, — отметила Надежда Бабкина, — Продолжая традиции наших предков, Александр воплотил в реальность свою безграничную фантазию».
Подобный фестиваль проводится в театре впервые, но Надежда Бабкина надеется, что он станет доброй традицией, ежегодно привлекая мастеров со всей России. На фестивале художники смогут продемонстрировать свое умение, талант и заявить о себе широкой публике. Надежда Георгиевна сказала: «Роспись пасхальных яиц – это традиционное народное русское искусство, именно поэтому Фестиваль пасхальных яиц проходит в театре «Русская песня»: два этих фольклорных искусства гармонично сочетаются».
2016 год для ансамбля «Русская песня» — юбилейный. На этот период запланировано множество различных мероприятий, связанных с традиционной народной культурой. В ноябре состоится премьера спектакля по произведениям Михаила Шолохова, а уже на 12 мая намечен концерт коллективов театра «Русская песня» «Помнит сердце, не забудет никогда», приуроченный ко Дню Великой Победы.
Фотографии: Михаил Брацило, Наталья Мущинкина