Человек – швейцарский нож
04.06.2016 22:12
Просто Мария

С 30 июня 2016 в кино

Человек – швейцарский нож

Swiss Army Man (18+)

Фэнтези,  драма,  мелодрама,  комедия,  приключения,  США,  2016,  95 мин.

Режиссёры: Дэн Кван,  Дэниэл Шайнерт

Сценаристы: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт

Продюсеры: Миранда Бэйли,  Лоуренс Ингли,  Лорен Манн,  Аманда Хартри,  Эял Риммон, Джонатан Ванг,  Джим Кауфман,  Тодд Кинг,  Уильям Олссон,  Гидеон Тадмор

Оператор: Ларкин Сайпл

Композиторы: Энди Халл,  Роберт Макдауэлл

Художники: Джейсон Кисвардей,  Дэвид Дуарте,  Стефани Льюис,  Келси Эфрэм

Монтажер: Мэттью Хэннем

В ролях: Мэри Элизабет Уинстэд,  Дэниэл Рэдклифф,  Пол Дано,  Тимоти Йолих,  Ричард Гросс,  Марика Кастил,  Аарон Маршалл,  Энди Халл,  Антония Риберо 

Дата премьеры:  30 июня 2016

Абсолютно безумная и невероятно изобретательная комедия о поисках любви и дружбы.  Оказавшись на необитаемом острове, Хэнк (Пол Дано) уже был готов потерять всякую надежду, но все меняется, когда на берегу он находит труп по имени Мэнни (Дэниэл Рэдклифф). Многофункциональность Мэнни поможет Хэнку выжить в диких условиях и заново обрести радость жизни. Вместе они отправятся в эпическое путешествие, которое вернет Хэнка к девушке его мечты.

Уморительно смешная и пронзительно трогательная эксцентричная комедия «Человек-швейцарский нож» – полнометражный дебют режиссеров музыкальных видеоклипов Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта, известных под псевдонимом Дэниэлы. Творцы стирают все рамки креативности как по форме, так и по содержанию. Каждая сцена фильма «Человек-швейцарский нож» абсурдна и эмоциональна, причудлива и многозначительна.

Застряв на необитаемом острове, Хэнк (Пол Дано) совсем теряет надежду когда-нибудь вернуться домой. Но однажды в кромешной темноте отчаяния он видит луч надежды. Он находит труп человека (Дэниэл Редклифф), который прибило к берегу приливом. Хэнк и мертвец, которого изгой окрестил именем Мэнни, довольно быстро становятся хорошими друзьями и отправляются в эпическое путешествие, которое, по идее, должно воссоединить Хэнка и женщину его мечты.

«Человек-швейцарский нож» увлекает зрителей в невероятный, фантастический мир, не похожий ни на один другой; мир безграничного воображения, в котором мирно сосуществуют волшебство и реальность; мир, в котором любые мечты и страхи могут осуществиться. Дано и Рэдклифф хорошо поняли и прониклись замыслом режиссеров, которые стремились найти идеальный баланс между смехом и страхом, соблюдая его на всем протяжении фильма. Среди всех прочих чудес кинематографа «Человек-швейцарский нож» представляется подлинным культурным феноменом, оригинальным по своей форме исследованием человеческой сущности, ее сильных и слабых сторон.

 

О работе над фильмом


«Человек-швейцарский нож» выгодно выделяется на фоне сонма перезапусков, сиквелов и супергеройских блокбастеров. Это будоражащий воображение гремучий коктейль, главные роли в котором сыграли Пол Дано и Дэниэл Рэдклифф, двое едва ли не самых выдающихся и талантливых актеров нашего времени. Сценаристами и режиссерами картины выступили Дэниэл Шайнерт и Дэн Кван – дуэт, известный в индустрии развлечений под псевдонимом Дэниэлы. Коллеги рассказали трогательную историю о небывалой дружбе, которая была с восторгом принята на кинофестивале в Сандэнсе в 2016 году. «Человек-швейцарский нож» в мгновение ока превратил Дэниэлов в едва ли не самых многообещающих молодых режиссеров.

Дэниэлы привыкли работать в условиях крайне ограниченного финансирования, черпая вдохновение в работах таких мастеров, как Спайк Джонс,  Мишель Гондри и Бен Зайтлин. «Человек-швейцарский нож» отличается исключительным, сюрреальным визуальным стилем, который по достоинству оценили зрители короткометражного фильма Interesting Ball и меломаны, видевшие клип DJ Snake и Lil Jon на песню Turn Down For What. В видеоклипе наглядно показывается, как музыка может «качать» человека. В клипе использовались практические спецэффекты, марионетки и танцевальные номера.

«Человек-швейцарский нож» займет достойное место в списке зрелищных и провокационных работ режиссеров, которые неоднократно шокировали участников кинофестивалей и посетителей портала YouTube. В наше время, когда многие с трудом могут оторвать взгляд от экрана смартфона, такая реакция особенно ценна. Тема взаимоотношений, в том числе дружеских, часто встречается в работах режиссеров, и «Человек-швейцарский нож» не стал исключением. Сюжет рассказывает о молодом человеке, который заводит необычную дружбу со страдающим повышенным метеоризмом трупом, которого выбросило на берег необитаемого острова прибоем. Одна из самых ярких и запоминающихся сцен в фильме – главный герой мчится на пускающем газы трупе по морю, словно на гидроцикле.

 

Все началось с одной идеи


Клип Turn Down For What доказал, что Дэн Кван способен взять любую идею и довести ее до абсурдного максимума. Точно так же появился замысел фильма «Человек-швейцарский нож». Друзья придумали историю в самолете, когда летели в Алабаму в поисках вдохновения. На тот момент режиссеры работали на одну компанию, которая предлагала за работу гонорар всего в несколько тысяч долларов.

«Мы специализировались на короткометражном формате и довольствовались весьма скромными бюджетами, – вспоминает Кван. – Затруднительное положение натолкнуло нас на мысль о мужчине, которой оказывается на необитаемом острове в компании пукающего трупа». В какой-то момент отчаяние и повышенное газообразование собрата по несчастью подсказывают главному герою удивительный способ спасения – он решает оседлать труп и на его спине пересечь море. «Мы сошлись во мнении, что подобную затею не имело смысла реализовать в короткометражном формате, поскольку мы попросту не успели бы полностью отработать материал, – продолжает мысль Шайнерт. – Мы решили, что единственный способ осуществить задуманное – снять полнометражный фильм и раскрыть все нюансы необычной ситуации».

В каждой своей последующей работе Дэниэлы предлагают вниманию зрителей ситуации, которые при прочих равных условиях могут показаться шокирующими и абсурдными. Ярким примером может послужить видеоклип группы Manchester Orchestra на песню Simple Math, в котором описывается автомобильная катастрофа на лесной дороге. Простенькая история интуитивно понятными образами рассказывает о причинно-следственной связи, о том, как те или иные пережитые человеком эмоции влияют на его образ жизни. «Не скрою, нам нравится шокировать зрителей неожиданными и необычными сюжетами и поворотами, ведь современную публику очень непросто удивить, – убежден Шайнерт. – Каждый живет в шорах своей собственной жизни, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Мы намерены сорвать эти шоры». Кван добавляет: «В глубине души мы очень серьезные люди. Иногда то, что мы видим, цепляет, и мы не можем остаться безучастными. В то же самое время мы сами в шоке от эмоционального дерьма, которым потчуют нас средства массовой информации, поэтому пытаемся закопать его в абсурде и делать то, что нам нравится».

 

Поиски доброты и человечности в необычной дружбе

 

Фильм «Человек-швейцарский нож» рассказывает историю Хэнка (Дано), пропавшего без вести и отчаянно цепляющегося за жизнь на необитаемом острове. Он находит себе необычного компаньона Мэнни (Рэдклифф), труп которого вынесло на берег прибоем. Стремление уцелеть на лоне дикой природы толкает собратьев по несчастью на невероятные поступки. Они помогают друг другу выжить, если можно так выразиться, и это продолжается до тех пор, пока цивилизация не начинает угрожать их уникальной по своей природе дружбе. «Каждый день я приходил на съемочную площадку, недоумевая, как Дэниэлы собираются снимать фильм по столь необычному сценарию, – признается Рэдклифф. – И каждый день они находили какие-то удивительные творческие ходы, зачастую справляясь примитивными средствами с крайне трудными задачами. Увлекательнее всего на съемках этого фильма было наблюдать за режиссерами, работавшими на площадке».

Предельную реалистичность картины придают... газы. «Мы проводили аналогию между повышенным газообразованием, наблюдающимся у трупа, и всем, чего люди по тем или иным причинам стыдятся, – объясняет Шайнерт. – Мы брали какой-нибудь извращенный социумом стереотип за основу, на которую впоследствии насаживали события, словно бусины на нитку. Попутно мы вынуждали зрителей взглянуть на этот стереотип под иным углом. Скажем, каждый из нас пукает, и это считается нормальным. Когда нечто в привычной жизни отталкивающее становится, напротив, связующим звеном в человеческих отношениях, оно становится жизнеутверждающим».

Учитывая необычные отношения главных героев (не часто встретишь фильм о двух друзьях, один из которых мертв), «Человек-швейцарский нож» увлекает зрителя в захватывающую исследовательскую экспедицию природы человека, наглядно демонстрируя, что отношения могут послужить отличным вдохновением для творческого поиска. «Эта история о любви в самом общем смысле слова, – утверждает Шайнерт. – Мы стремились исследовать какие-то общепринятые и общедоступные истины, не навешивая на них ярлыки». Кван добавляет: «Эта история о двух героях, каждому из которых нужно что-то... или кто-то. И они обретают искомое. Надеемся, просмотр фильма заставит зрителей задуматься о том, что нужно быть осторожным в своих желаниях».

 

Человек-швейцарский нож: Друзья по жизни

 

Дружба Шайнерта и Квана также развивалась достаточно необычно. Режиссеры встретились в анимационном классе колледжа и отнюдь не сразу нашли общий язык.

Шайнерт – своевольный аудиал, а Кван – интроверт и перестраховщик. «Мы – полные противоположности, – убежден Кван, – и при первой встрече отнеслись друг к другу с большим предубеждением». Однако, отучившись два семестра бок-о-бок, режиссеры завоевали взаимное уважение, несмотря на кардинально различающийся подход к творческому процессу. Их объединяла любовь ко всему необычному и извращенному.

Шайнерт с улыбкой добавляет: «Это было, типа: «Ух ты, а ты тоже снимаешь изврат? Круто!»

На протяжении следующего года формировался их творческий дуэт. Каждый из них работал над собственными проектами – Кван занимался анимацией и разработкой фонов, а Шайнерту больше по душе были импровизационные комедии и театр. Коллеги обнаружили, что когда работают вместе, результат получается всегда замечательным, но зачастую непредсказуемым. «У нас наладился некий органичный процесс творчества, – вспоминает Шайнерт. – Мы много работали вместе до тех пор, пока в одночасье нам не заплатили. Нам оставалось поделить гонорар и обязанности на будущее. Перед тем, как нам заплатили за первый совместный видеоклип, мы сняли восемь короткометражных картин. Дэн выступал режиссером, я – оператором или монтажером, или наоборот. Мы часто менялись ролями».

Режиссеры снимали музыкальные видеоклипы на композиции таких групп, как Manchester Orchestra,  Joywave,  Passion Pit,  Battles,  Foster the People,  Tenacious D и The Shins. Клип на песню Simple Math группы Manchester Orchestra был номинирован на премию MTV Video Music Award. К слову, два музыканта из Manchester Orchestra, певец-песенник Энди Хулл и гитарист Роберт МакДауэлл, приняли активное участие в работе над саундтреком к фильму «Человек-швейцарский нож». «Музыкальные видеоклипы стали нашей киношколой, – говорит Кван. – Мы очень многому научились, работая с музыкантами, гораздо большему, чем узнали за школьной партой. Много знаний мы почерпнули друг у друга, поскольку обладали кардинально отличающимися знаниями». Клип Simple Math стал своеобразной взлетной площадкой, с которой режиссерский дуэт стартовал в большой мир индустрии развлечений. 

В 2014 году на презентации сценарной лаборатории Сандэнса Дэниэлы представили на зрительский суд клип Turn Down for What, который имел оглушительный успех. На канале YouTube видео набрало 400 миллионов просмотров, клип получил премию MTV VMA Award, был номинирован на «Грэмми»® и отмечен радушными отзывами в твиттере Кэти Перри. Питч клипа прошел под общим лейтмотивом «пробиваясь на вечеринку сквозь пол». Сценарий музыкального видео был написал под воздействием работы над сценарием фильма «Человек-швейцарский нож», идею которого одобрил сам Квентин Тарантино – один из наставников сценарной лаборатории Сандэнса. «Представляя клип, мы посоветовали зрителям отключить мозги и все внутренние силы направить на эмоциональное восприятие, – объясняет Кван. – Для нас клип стал своеобразным катарсисом в период напряженной творческой работы».

Видеоклип моментально приобрел статус вирусного, распространяясь по сети с невероятной скоростью. С такой же скоростью Дэниэлы обретали популярность.

«Главные роли в клипе сыграли мы сами и наши друзья, – рассказывает Шайнерт. – Мы работали несколько дней, в течение которых Дэниэла [Квана] нещадно избивали на съемочной площадке». Кван добавляет: «Мы были практически уверены в том, что на этом клипе наши режиссерские карьеры и закончатся, поскольку идея была идиотской донельзя». В результате именно это видео заложило краеугольный камень работы над фильмом «Человек-швейцарский нож». «Для нас стало большой неожиданностью и поводом для гордости одобрение Лаборатории Сандэнса и нараставшая, словно снежный ком, популярность нашего клипа, – говорит Шайнерт. – Наконец мы набрались смелости и спросили: «А не могли бы вы заплатить нам за это невозможно развратное видео?»

 

Кастинг актеров на роли Хэнка и Мэнни


Когда работа над сценарием была завершена, Дэниэлы начали подыскивать актеров, которые бы гармонично смотрелись в главных ролях фильма Человек-швейцарский нож». Необходимо было найти талантливых актеров, сходных по духу. В результате кропотливого кастинга выбор пал на Поле Дано и Дэниэле Рэдклиффе. Последний давно вырос из мантии Гарри Поттера и играет весьма противоречивые роли в независимом кинематографе и бродвейских мюзиклах. «Мы  искали актеров с вокальными данными, с хорошими отзывами от других режиссеров, да еще и талантливых», – говорит Шайнерт о критериях отбора.

Дано был первым в списке претендентов. Трудное, приключенческое амплуа для актера, сыгравшего запоминающиеся роли в фильмах «Нефть»;  «Маленькая мисс счастье»;  «Любовь и милосердие»,  было не в новинку. «Хэнк – не вполне обычная роль для Пола, но ему она показалась интересной, – говорит Кван. – Фильм же только выиграл, приобретя великолепного драматического актера на главную роль». Шайнерт добавляет: «Мы с Полом подружились, потому что глубоко внутри он тоже со странностями. Вообще, все три актера, сыгравшие главные роли в фильме «Человек-швейцарский нож», включая Дэниэла Рэдклиффа и Мэри Элизабет Уинстэд, должны были довериться нам, чтобы вжиться в свои непростые во всех отношениях амплуа».

Фильм снимался на протяжении нескольких недель в лесах Северной Калифорнии. Роли, которые играли Дано и Рэдклифф, оказались очень трудными во всех смыслах слова. «Мне сейчас кажется, что я никогда так не выкладывался на съемочной площадке, и не только потому, что приходилось таскать Дэниэла по лесам на своем горбу, – говорит Дано. – Тут все было одно к одному – и пересеченная местность, и динамика, и юмор, и эмоции. Дэниэлы очень необычно подходят к работе и каждый раз придумывали на съемочной площадке что-то новое и интересное. Многие сцены были выверены ими с точностью танцевальной хореографии».

Дано и Рэдклифф были знакомы и до начала съемок фильма «Человек-швейцарский нож», но, читая сценарий, они начинали понимать, насколько важна настоящая дружба между ними, как в кадре, так и за его пределами. «К счастью, у нас хорошие отношения и в реальной жизни, – отмечает Дано. – Встретившись в Нью-Йорке на репетиции, мы оба засомневались, что Дэниэлам удастся реализовать безумие, описанное на страницах сценария. Каждый новый съемочный день мы встречали с замиранием сердца, творческий процесс был для нас сюрпризом». По сюжету актеры были вынуждены долгое время довольствоваться довольно тесным общением друг с другом, но, кажется, их обоих компания вполне устраивала.

«Большую часть фильма на экране зрители будут видеть только нас двоих, так что на наши плечи лег весьма внушительный груз ответственности, – продолжает Дано. – Зато нам было, где развернуться и поимпровизировать. Все сложности и радости съемок мы делили пополам».

У Рэдклиффа ушло некоторое время на то, чтобы свыкнуться с ролью трупа, которого большую часть времени кантовали по съемочной площадке. Он должен был сыграть безжизненное тело, которое во многих сценах подменяли манекены. Впрочем, необходимость в дублерах практически отпала – Дано предпочитал таскать самого Рэдклиффа, чтобы чувствовать вес его тела, а сам Рэдклифф был настроен самостоятельно выполнять все свои трюки. Готовясь к видеоконференции с актером, режиссеры опасались, что Дэниэл может отказаться от роли Мэнни – слишком уж необычная и трудная роль ему предлагалась. «К нашему удивлению и радости Дэниэл задал нам только один вопрос: «А трюки мне самому доверите?», – вспоминает Шайнерт. – На съемках фильмов франшизы Гарри Поттер он сам выполнял многие трюки и, конечно, скучает по этому увлекательному процессу».

Рэдклифф признается, что сложнее всего было не стремиться сыграть ожившего мертвеца. «Если вам кто-то скажет о говорящем и двигающемся трупе, первое, о чем вы подумаете, будет, скорее всего, зомби, – объясняет актер. – Мэнни не зомби, и это очень важно. В процессе работы я придумал для моего героя идеальное, как мне кажется, определение – «волшебный мертвяк». В такую роль мне было легче вживаться».

Прочитав сценарий, Рэдклифф пришел к выводу, что его герой расстался с жизнью, но жизненная энергия по-прежнему наполняет его до краев. «Мэнни – не вполне обычный ангел, который появляется для того, чтобы спасти отчаявшегося Пола, – продолжает Рэдклифф. – Он – проявление доброты и любознательности. В начале фильма он кажется несмышленым ребенком, который по ходу развития сюжета быстро взрослеет и познает мир. Ему не миновать «кризиса среднего возраста», когда человек теряет смысл жизни. Один из самых прекрасных и одновременно трагичных аспектов фильма состоит в осознании того, что непосредственность Мэнни неумолимо и безвозвратно рушится».

Рэдклифф с удовольствием вспоминает о съемках фильма. Ему очень понравилось работать с Дано и Дэниэлами. В закадровую команду режиссеры набрали специалистов, с которыми много работали ранее на съемках музыкальных клипов и были знакомы еще с колледжа. Камерность съемок фильма «Человек-швейцарский нож»  невозможно сравнить с эпическими съемками фильмов франшизы Гарри Поттер, с которых началась карьера Рэдклиффа. Однако на съемочной площадке царила та же атмосфера большой и дружной семьи.

«Оглядываясь назад, могу сказать, что мне повезло поработать с самыми удивительными и талантливыми режиссерами, – говорит Рэдклифф. – Но Дэниэлы позволили мне подняться по своеобразной карьерной лестнице на одну, а то и несколько ступенек выше. Роль в фильме «Человек-швейцарский нож» стала одной из самых забавных и невероятных на моей памяти». Больше всего актеру понравилось полное отсутствие какой бы то ни было субординации на съемочной площадке. Он мог запросто поболтать с любым представителем закадровой команды, будь то художник-постановщик Джейсон Кисвардей, арт-директор Дэвид Дуарт или декоратор Келси Эфрейм. «Это была одна из самых впечатляющих команд из всех, с которыми я работал, – утверждает Рэдклифф. – Поразительно, как им удавалось все успевать, да еще и со столь ограниченным бюджетом. Большая часть фильма снималась в лесу. И все декорации, которые вы увидите на экране, были сделаны из того, что Дэниэлы и их команда нашла в лесной чаще».


Испытание для Manchester Orchestra


Кинетическая энергия фильма «Человек-швейцарский нож» во многом зависела от атмосферного саундтрека, который сочинили музыканты группы Manchester Orchestra Энди Хулл и Роберт МакДауэлл. Музыка отражала всю яркую гамму эмоций, которые переживал отчаявшийся, затерявшийся в неизвестности Хэнк.

Еще до начала съемок Дэниэлы связались с музыкантами из Атланты, предложив написать саундтрек к их полнометражному дебюту. К величайшему удовольствию Квана и Шайнерта, Хулл и МакДауэлл сочинили композиции, которые отлично вписались в необычные события сценария, несмотря на то, что сделать это было очень непросто. Музыканты должны были придумать композиции, которые содержали бы только звуки живой природы и звуки, так или иначе издаваемые человеческим телом.

Традиционное оркестровое оформление появляется только в финальных сценах картины, в остальном весь саундтрек был выполнен в минималистском стиле. «Фильм рассказывает о блуждающем по лесу парне, – объясняет Шайнерт, – поэтому мы хотели, чтобы на заднем плане звучали только те звуки, которые он действительно мог услышать».

Кван считает себя фанатом группы Manchester Orchestra еще с колледжа и справедливо полагал, что Хулл и МакДауэлл – именно те, кому можно доверить саундтрек к фильму «Человек-швейцарский нож».

«Энди – просто бог, когда дело касается а-капелла, он настоящий виртуоз вокала, – объясняет свой выбор Кван. – Для музыкального оформления картины нам в первую очередь нужна была именно вокальная партия. Роберт отвечал за различные звуковые эффекты. В целом музыканты составили очень гармоничный дуэт и отлично справились с поставленными перед ними задачами». Хулл и МакДауэлл, обожающие всевозможные трудные задания, с радостью взялись за работу. «Мы знаем, как писать композиции для музыкальных инструментов, поэтому нам было невероятно интересно попробовать написать саундтрек только для наших голосов», – признается Хулл.  МакДауэлл добавляет: «Мы сами не подозревали, что использование одних только звуков голоса может создавать полноценные музыкальные произведения, гармонично украшающие фон сцены. Впрочем, Дэниэлы не хотели, чтобы мы ограничились одними фоновыми композициями – в некоторых сценах музыка выходит и на первый план. В целом наша работа стала полноценным и непростым творческим поиском, а результат превзошел все наши ожидания».

Съемки фильма «Человек-швейцарский нож» можно охарактеризовать постоянным противоборством наслаивающихся друг на друга трудностей и всепобеждающей взаимопомощи. Это противостояние наблюдалось на всем протяжении производственного периода – начиная с изначальной идеи о газующем трупе и налаживании дружеских отношений между Дано и Рэдклиффом, и заканчивая уникальным а-капелльным саундтреком Manchester Orchestra. На съемках фильма «Человек-швейцарский нож» очень ярко была выражена двойственность – жизнь и смерть, два героя, два актера, два режиссера и так далее. «Не случайно фильм о двух друзьях снимают два режиссера, – считает Шайнерт. – Непередаваемое ощущение, когда снимаешь какой-нибудь сумасшедший фильм и чувствуешь, что люди на съемочной площадке разделяют твою любовь к этому проекту. Это чувство невозможно сфабриковать, это какое-то волшебство, настоящая магия. Мы хотели, чтобы наш фильм получился, мягко говоря, странным, потому что по-хорошему каждый из нас со странностями».

Добавить комментарий