С 28 мая по 5 июня в Ленинградской области и республике Карелия прошёл юбилейный, 20-й внедорожный марафон «Ладога 2016» - крупнейшее приключение на бездорожье, в котором принимают участие автомобили, мотоциклы, болотоходы, квадроциклы, а также велосипеды. Старт на Исаакиевской площади приняли 214 экипажей из различных стран и городов.
Трофи-рейд «Ладога» ежегодно собирает под свои знамёна как профессиональных спортсменов, так и любителей, и даже обычных туристов. Организаторы готовят разнообразные трассы, которые не оставляют равнодушными ни одного любителя приключений и отдыха на природе. Сложные броды и каменистые кручи, глубокие коварные болота и лесные чащи – препятствия, которые ожидали участников в течение восьми гоночных дней.
Участники категории Sport ежедневно проходят специальные участки на лучшее зачетное время, и по сумме времён прохождения определяются победители. В зависимости от класса подготовки автомобилей, категория Sport разделяется на разные группы, есть также и отдельный зачёт для мотоциклистов.
Вячеслав Зейтунян, штурман экипажа №306, победитель в зачёте TR-3: «Каждый день у нас бывали своеобразные приключения. Один раз утопили машину, долго вытаскивали лебёдкой, сэндтраками, хайджеком. Мой пилот – новичок, впервые на болоте, и после этого эпизода он уже был очень внимателен».
Геннадий Малецкий, пилот, победитель в зачёте TR-2: «У нас было немало серьёзных соперников, среди них были и обладатели Кубка, и чемпионы России, и даже семикратный победитель «Ладоги». «Ладога-Трофи» - это одно из лучших соревнований, которое вообще есть в календаре. Это серьёзный марафон, который требует не только подготовки техники, но и работы над собой».
Большинство спецучастков в группе Moto Sport выиграл финский дуэт мотоциклистов Рейо Карппинен и Пекка Хойккала – эти спортсмены не первый год приезжают на «Ладогу» и являются одними из самых возрастных участников трофи-рейда: суммарный возраст дуэта – около 120 лет. Однако в первый же гоночный день преодоление брода вызвало у финнов проблемы с техникой, и, несмотря на блестящие результаты во всю последующую неделю, иностранные спортсмены остались за пределами призового подиума.
Если говорить о возрасте, то самым старшим участником «Ладоги» является 78-летний Анатолий Викторов, известный каждому любителю автоспорта как Турбодед. Участник 15-ти трофи-рейдов на Ладоге, организатор самых крупных гоночных соревнований в Советском Союзе, Анатолий Викторов – живая легенда автоспорта. Год назад врачи приговорили Турбодеда к неподвижности, но спортсмен разработал собственную программу тренировок и не только встал с постели, но и вышел на старт 20-й «Ладоги» и прошёл всю трассу до конца.
А самой юной участницей стала 9-летняя Алина Алексеева, выступившая штурманом в зачёте Grand-tourism Lite. Правила туристической категории, конечно, существенно отличаются от спортивных зачётов: «гранд-туристы», как их называют на «Ладоге», участвуют в квесте-путешествии, где им необходимо собрать ответы на заданные вопросы и, подставив их в формулу, вычислить координаты точки финиша. Экипаж Павла и Алины Алексеевых завоевал «бронзу» в зачёте GT Lite.
Категория Adventure – «младшая сестра» спортивных зачётов, здесь требуется пройти дистанцию не быстрее всех, а просто уложившись в норматив. Именно здесь пробуют свои силы будущие участники чемпионата России по трофи-рейдам.
Впервые на старт «Ладоги» вместе с «моторизованными» участниками вышли и велосипедисты. Их ожидали специальные участки, куда из соображений экологии запрещён въезд автомобилям и мотоциклам – прекрасные дюны Ладоги и удивительные водопады Юканкоски. Участники велозачёта признались, что восьмидневный марафон – единственный такого рода в стране – стал очень сложным, но чрезвычайно увлекательным испытанием.
Борис Павлов, победитель зачёта Velo Pro: «Просто проехать трассу зачета Velo, не борясь за призовые места – это далеко не каждому по силам. Финиш здесь – это уже победа. Ежедневные многочасовые гонки на секундомер – это очень большая нагрузка, организм просто не успевает восстанавливаться, и с каждым днем усталость накапливается. Но сдаться и всё бросить мне не хотелось ни разу. Хотя напутственные слова доктора «Ладоги»: «Мотоциклисты и велосипедисты, помните: вы не бессмертны» я вспомнил не раз».
Двадцатая «Ладога» завершилась, и организаторы уже начинают подготовку к трофи-рейду 2017 года. Ведь этот уникальный марафон в течение 8 дней объединяет спортсменов и организаторов, механиков и судей – всего более 2000 человек, каждый из которых любит автоспорт и восхищается уникальной природой Приладожья.
Победители в категории Sport
TR-1: Столярчук Виктор/Камышов Максим (Санкт-Петербург)
TR-2: Малецкий Геннадий/Емелин Павел (Санкт-Петербург/Тольятти)
TR-3: Бессмертный Вячеслав/Зейтунян Вячеслав (Ставрополь/Сочи)
Proto: Гурклис Нериус/Зейза Айгарс (Вильнюс, Литва)
Euro: Кирилловский Сергей/Кирилловская Татьяна/Тидор Антон (Петрозаводск)
ATV-Open: Тузов Алексей/Александров Максим (Санкт-Петербург)
ATV-Special: Гарагашьян Алексей/Черкасов Тимофей (Ленинградская обл.)
Moto Sport: Блюмхен Ян/Мелков Виталий (Санкт-Петербург)
Победители категории Grand Tourism:
GT Pro: Фрейбергс Интс/Фрейберга Эсмеральда/Вилцанс Юргис/Ринкинс Нормундс (Рига, Латвия)
GT Lite: Авраменко Сергей/Беседин Андрей (Раменское МО)
Победители категории Adventure:
Adventure: Архипов Сергей/Архипов Андрей (Смоленск)
Adventure-Open: Жулябин Сергей/Антошин Андрей (Пенза)
ATV-Adventure: Гуляев Юрий/Попов Сергей (Люберцы/Москва)
Moto-Adventure: Шевчук Евгений/Феддер Максим (Санкт-Петербург)
Победители категории Velo:
Velo Pro: Павлов Борис (Тверская обл.)
Velo Lite: Шатловский Иван (Волгоград)