Новое кино Швеции столичные кинозрители увидят с 15 по 21 июня 2016 года. В Москве показы пройдут в киноклубе «Фитиль» и киноцентре «Каро 11 Октябрь».
Новое кино Швеции с 22 июня по 9 июля 2016 года также пройдет еще в 15 городах России.
8 новых фильмов из страны, достигшей немыслимых высот в экранном постижении человеческой психологии и подарившей миру великих однофамильцев – актрису Ингрид Бергман и режиссера Ингмара Бергмана. Они могли бы гордиться новым шведским кино – внимательным к перепадам чувств, ориентирующемся на сильные характеры, полном красивых лиц. Семейные отношения, общественное устройство, политический драйв, исторические события – темы, которые ведущие режиссеры облекают в захватывающие жанры. Напряженные драмы, уморительные комедии, дотошные биографии – на выставке кинематографических побед славной европейской кинематографии.
Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.
Гостями киносмотра станут: режиссер фильма «Вторая жизнь Уве» Ханнес Хольм и режиссер фильма «Ингрид Бергман: своими словами» Стиг Бьёркман. Фильм открытия - Вторая жизнь Уве.
Расписание в Москве:
14 июня 2016
18:00 Вторая жизнь Уве (пресс-показ)
Московский дом книги
15 июня 2016
20:00 Вторая жизнь Уве // Q&A: Ханнес Хольм
Каро 11 Октябрь
16 июня 2016
20:00 Моя младшая сестра
Каро 11 Октябрь
17 июня 2016
19:30 Ингрид Бергман: своими словами // Q&A: Стиг Бьёркман
Киноклуб «Фитиль»
18 июня 2016
14:00 Мастер-класс Стига Бьёркмана
Московская школа кино
17:00 Ингрид Бергман: своими словами // Q&A: Стиг Бьёркман
Киноклуб «Фитиль»
20:00 Непрощенный
Каро 11 Октябрь
19 июня 2016
16:00 Астрид
Киноклуб «Фитиль»
20:00 Мы - лучшие!
Каро 11 Октябрь
20 июня 2016
20:00 Столетний старик, который вылез в окно и исчез
Каро 11 Октябрь
21 июня 2016
20:00 Серьёзная игра
Каро 11 Октябрь
Программа Кинокниги
Вторая жизнь Уве / En Man Som Heter Ove
Швеция, 2015, 116 мин.
Режиссер: Ханнес Хольм
В ролях: Рольф Лассгорд, Бахар Парс, Филип Берг, Ида Энгволл, Тобиас Алмборг, Класс Вильергорд
Фирменная скандинавская трагикомедия о счастье социализации
Уве – ворчун и педант, на ежедневном обходе жилого квартала ведет себя придирчивей полицейского, доставляя немало головной боли не столь дисциплинированным соседям. Впрочем, его, если и не любят, то уважают. Все, кроме новых владельцев фабрики, где Уве отработал 43 года – вот вам садовая лопатка в награду за многолетний труд и добро пожаловать на заслуженную пенсию. Такая жизнь не для деятельного Уве, и он решает покончить с собой, но присоединиться к любимой покойной жене мешает появление новых беспокойных соседей, многодетной семьи шведского рохли Патрика и его горячей иранской жены Парваны…
В округе ВестраГёталанд, где живут Уве, его друзья и соседи, холодно, зато фильм согревает душевным теплом. Его авторы не сомневаются в том, что человек по природе добр и благороден; бывают, конечно, исключения, но чтобы исправлять ошибки природы и существуют такие люди, как Уве – и хорошо, что им отпущена не одна жизнь.
Награды и фестивали: Премия «Золотой жук» – приз зрительских симпатий; Международный кинофестиваль в Гётеборге – участник программы.
Серьёзная игра / Den Allvarsamma Leken
Швеция, 2016, 115 мин.
Режиссер: Пернилла Аугуст
В ролях: Миккель Боэ Фёльсгор, Лив Мяёнес, Микаэль Нюквист, Сверрир Гуднасон, Свен Нордин
Большой любовный кинороман
Для Арвида и Лидии начало ХХ века стало началом любви – долгой, бурной, взаимной и несчастливой. Они познакомились в домике на озере, куда Арвид, только что заступивший на пост корректора в важной национальной газете, приехал вместе с коллегами – и с первого взгляда влюбился в чернобровую дочь художника. Лидии было суждено осиротеть, о браке с нищим юношей не могло быть и речи, каждый пошел своим путем, но спустя годы эти пути пересеклись – с фатальными последствиями...
Вторая режиссерская работа крупнейшей шведской актрисы Перниллы Аугуст (её фильмография включает и Бергмана, и «Звёздные войны») основана на романе классика шведской литературы Яльмара Сёдерберга и отличается отменным качеством. Это кино тщательной выделки, размеренное, как сумеречный ужин, живописное, как северный пейзаж, нежное, как фортепианная пьеса, переменчивое, словно времена года и страстное, как опера – именно королевский театр окажется местом случайных и судьбоносных встреч героев. Аугуст знает толк и в роскошном актерском ансамбле, без которого немыслим подлинный эпический кинороман.
Столетний старик, который вылез в окно и исчез / Hundraåringen Som Klev Ut Genom Fönstret Och Försvann
Швеция, Россия, Великобритания, Франция, Испания, 2013, 114 мин.
Режиссер: Феликс Хернгрен
В ролях: Роберт Густафссон, Миа Шерингер, Ивар Викландер, Давид Виберг, Йенс Хультен
Криминальный фарс и урок истории ХХ века со щедрой дозой черного юмора
После того, как подлая лисица растерзала рыжего кота Молотова – самое дорогое существо в жизни Алана Карлсона – старик попал в богадельню. Где не стал задерживаться – в день своего столетия он, как и было сказано, вылез в окно, но исчез только для назойливого персонала, отправившего на его поиски полицию. На самом деле старик не терялся – стал обладателем чемодана с 50 миллионами бандитских крон, завел новых друзей и отправился в опасное путешествие по стране, вспоминая свою умопомрачительную жизнь...
«Старик», восхитивший Американскую киноакадемию работой гримеров (в 2016-м году фильм получил соответствующую номинацию на «Оскар»), – европейский аналог «Фореста Гампа», эпопея простака, прошагавшего по ключевым историческим вехам века и не придавшего им особого значения. Только, в отличие от добряка Фореста, Карлсон с детства обожал взрывать – не важно, что или кого. И прогулка его – по теневой стороне истории, включающей Гражданскую войну в Испании, манхэттенский проект и сталинские лагеря. Никакого пиетета перед учеными, тиранами и прочими президентами авторы «Старика» не испытывают, уравнивая в комических правах и байку о современных похождениях столетнего Алана, и оставшийся за его плечами кровавый ХХ век. Завидный подход.
Награды и фестивали: Номинация на премию «Оскар» – лучший грим и причёски; Премия «Золотой жук» – приз зрительских симпатий; Международный кинофестиваль в Чикаго – приз зрительских симпатий; Международный кинофестиваль в Дурбане – приз зрительских симпатий; Международный кинофестиваль во Флориде – приз зрительских симпатий; Номинация на премию «Гойя» – лучший европейский фильм.
Программа Легенды Швеции
Ингрид Бергман: Своими словами / Jag Är Ingrid
Швеция, 2015, 114 мин.
Режиссер: Стиг Бьёркман
Масштабный и откровенный портрет легенды мирового кино
1928-й. Маленькая Ингрид просит Бога о том, чтобы папа поскорее выздоровел. Увы, небеса остаются равнодушными к мольбам ребенка – 1929-й становится для Ингрид годом потерь – отца, тёти, дедушки, кузенов. Но никакие трудности не сломят Ингрид Бергман – будущую звезду и покорительницу Голливуда, всегда отличавшуюся бесстрашием и никогда не покорявшуюся судьбе. В этом фильме она сама рассказывает о своей удивительной жизни – благодаря дневникам, письмам, телевизионным интервью и домашнему видео; потрясающая актриса, женщина, человек, пример абсолютной красоты и абсолютной свободы. А еще в кадре делятся воспоминаниями родные и близкие Бергман, включая её знаменитую дочь, актрису и режиссера Изабеллу Росселлини.
Документалист и киноман Стиг Бьёркман делал изобретательные фильмы о многих титанах-кинематографистах, от Ингмара Бергмана до Ларса фон Триера. Этот – самый пронзительный, изумительно выдерживает личностную интонацию, выходит за рамки просто хорошего биографического дока, создавая иллюзию исповеди, прямого обращения героини к зрителю. Особую атмосферу поддерживает музыка выдающегося британского композитора Майкла Наймана. Закадровый текст за Ингрид Бергман читает обладательница премии «Оскар» – шведская актриса Алисия Викандер.
Награды и фестивали: Каннский кинофестиваль – премия «Золотой глаз» (особое упоминание); Международный кинофестиваль в Ванкувере – лучший международный документальный фильм.
Астрид / Astrid
Швеция, 2015, 90 мин.
Режиссер: Кристина Линдстрём
Всё, что вы хотели знать о гениальной Астрид Линдгрен
«Спокойствие, только спокойствие», «Пустяки, дело житейское», «Если человеку мешает жить только ореховая скорлупа, попавшая в ботинок, он может считать себя счастливым», «С крыши звезды видны лучше, чем из окон, и можно только удивляться, что так мало людей живет на крышах», «Лучше умереть, чем есть цветную капусту»... Цитировать книги о Малыше и Карлсоне можно до бесконечности – это кладезь житейской мудрости и легкости, шедевр шведской писательницы Астрид Линдгрен. Причем далеко не единственный в ее биографии: Пеппи Длинный чулок, Рони – дочь разбойника, Расмус-бродяга, Эмиль из Лённеберги, Калле-сыщик и сорванцы из Бюллербю – это всё она, удивительная Линдгрен, прожившая 94 замечательных года и ответственная за воспитание и взросление миллионов детей по всему миру.
Специальное событие фестиваля нового шведского кино – показ детальной биографии великой сказочницы, сделанной телеканалом SVT. В создании документальной трилогии принимали участие люди из ближнего круга героини – дочь Карин Найман, личный секретарь Черстин Квинт, иллюстратор Марит Тёрквист. Они дарят нам возможность максимального глубокого погружения в мир Линдгрен, до появления этого фильма скрытый от посторонних глаз.
Программа Мы – молодые!
Моя младшая сестра / Min Lilla Syster
Швеция, Германия, 2015, 95 мин.
Режиссер: Санна Ленкен
В ролях: Ребекка Йосефсон, Эми Даймонд, Хенрик Норлен, Анника Халлин, Максим Мехмет
Необычная семейная драма с участием еды
Румяная толстушка Стелла с восторгом смотрит на свою старшую сестру Кати – юную фигуристку, умницу, красавицу и стопроцентную ролевую модель. Но от восхищенного взгляда младшей не сможет укрыться и то, что у Кати что-то не так: девушка отказывается от пищи. То, что начиналось, как разумная спортивная диета перерастает в серьезную психосоматическую патологию, и только бесконечная любовь и бесконечное терпение Стеллы может спасти родного человека...
Нашумевший фильм, получивший в мировом прокате более вызывающее название «Моя тощая сестра», – нервная эмоциональная драма о противоречиях, которых не избежать даже самой благополучной с виду семье. Однако фильм сложнее и глубже, чем нерядовая семейная история, он выходит за границы мучительных девичьих переживаний, превращаясь в рассказ о противоборстве духа, стремящегося к рекордам, и слабого уязвимого тела. В этом поединке не может быть победы, но возможна гармония.
Награды и фестивали: Берлинский кинофестиваль – «Хрустальный медведь», особое упоминание международного жюри Generation K-Plus; Международный кинофестиваль в Гётеборге – приз зрительских симпатий, приз города Гётеборга; Фестиваль европейского кино в Лечче – лучший сценарий, приз Fipresci, приз зрительских симпатий; Международный кинофестиваль в Голуэйе – лучший международный дебютный фильм; Международный кинофестиваль в Сиэтле – лучшая женская роль (3-е место)
Мы – лучшие! / Vi Är Bäst!
Дания, Швеция, 2013, 102 мин.
Режиссер: Лукас Мудиссон
В ролях: Мира Баркхаммар, Мира Гросин, Лив ЛеМойн, Йохан Лильёмарк, Маттиас Виберг
Ретро, детство, панк-рок и прочее озорство
Стокгольм, 1982-й год. Панк мёртв – об этом знают даже школьницы, похожие на Барби. Или всё-таки жив? Две интересные чудачки 12-ти лет, неразлучные подруги Бобо и Клара, из духа противоречия сколачивают настоящий панк-бэнд: чтобы утереть нос высокомерным старшеклассникам из хард-рокового «Железного кулака», чтобы разбавить пресные школьные концерты с их (о, незабываемые 80-е) аэробикой, чтобы высказаться на самые горячие темы. И доказать себе, что уже в 12 лет можно быть не просто маленькими девочками со смешными стрижками и натертым мылом гребнем на голове, но полноценными личностями. Как и полагается панкам, Бобо и Клара не умеют играть ни на одном музыкальном инструменте – и вот в группе появляется третья участница, Хедвиг, задумчивая длинноволосая девочка из хорошей религиозной семьи...
Лукас Мудиссон, поэт и режиссер, любим и на родине, и в России с дебюта в кино, чудесной истории о девичьей дружбе «Покажи мне любовь» (Fucking Amal). Он как мало кто умеет снимать про людей на пороге жизни, и точно, и трепетно фиксируя первые дни после детства. В новом фильме эти дни приходятся на колоритную эпоху, когда шведские подростки сочиняли матерные песни про Брежнева и Рейгана, спорили об атомных электростанциях, переживали за голодающих африканских детей. «Мы – лучшие!», конечно, и про первые влюбленности, и про диалог с родителями, но еще и про политику, и про демократию, основы которой героини постигают в частной жизни и личных отношениях.
Награды и фестивали: Венецианский кинофестиваль – участник программы «Горизонты»; Международный кинофестиваль в Токио – Гран-При; Международный кинофестиваль в Рейкьявике – приз зрительских симпатий; Международный кинофестиваль в Филадельфии – особое упоминание; Фестиваль европейского кино в Лез-Арке – приз прессы; Международный кинофестиваль в Гётеборге – премия «Лоренс»; Премия «Золотой жук» – лучшее художественное оформление, лучший грим; Международный кинофестиваль в Сиэтле – участник программы; Кинофестиваль «Тёмные ночи» в Таллинне – участник программы.
Непрощенный / Efterskalv
Швеция, Польша, Франция, 2015, 102 мин.
Режиссер: Магнус вон Хорн
В ролях: Ульрик Мунтер, Матс Бломгрен, Веслав Комаса, Лоа Эк, Феликс Гёранссон, Эллен Маттссон
Драма о преступлении, наказании и искуплении
Йон покидает стерильные стены исправительной колонии для несовершеннолетних, где провел два года. Ему предстоит возвращение в обычный мир – на семейную ферму, к отцу и брату, в школу, к бывшим друзьям и одноклассникам, в городок, где родственники убитой девушки живут по соседству и никогда не простят парню совершённое преступление...
Строгий, этически безупречный и безупречно сыгранный фильм – образец высококлассной нордической драмы. «Непрощенный» создает высоковольтное психологическое напряжение, не прибегая к запрещенным приемам и сомнительным уловкам. Безусловное открытие – исполнитель главной роли Ульрик Мунтер, актер-дебютант, впервые прославившийся благодаря Youtube, уже в 15 лет, выигравший национальный музыкальный конкурс, а к выходу «Непрощенного» ставший на родине звездой рок-н-ролла. Светлое будущее в кино ему тоже гарантировано: в роли Йона Мунтер демонстрирует чудо перевоплощения в замкнутого подростка, прячущего внутреннюю рану за внешней ледяной невозмутимостью.
Награды и фестивали: Каннский кинофестиваль – участник программы; Польский кинофестиваль – лучшая режиссура, лучший сценарий, лучший монтаж; Международный кинофестиваль в Остенде – премия Look; Кинофестиваль Cameraimage – участник программы; Международный кинофестиваль в Лондоне – участник программы; Международный кинофестиваль в Стокгольме – участник программы; Международный кинофестиваль в Гётеборге – участник программы; Международный кинофестиваль в Чикаго – участник программы; Международный кинофестиваль в Кливленде – участник программы.