С 14 июля 2016 в кино
Сила воли
Race (12+)
Спортивная драма, биография, Канада, Германия, 2016, 134 мин.
Режиссёр: Стивен Хопкинс
Сценаристы: Джо Шрэпнел, Анна Уотерхаус
Продюсеры: Карстен Брюниг, Люк Дайан, Кейт Гарвуд, Стивен Хопкинс, Жан-Шарль Леви, Николас Мануэль, Луи-Филипп Рошон, Доминик Сегин, Solly Azar, Джонатан Бронфман, Кристоф Чарлир, Jean Eichenlaub, Морган Эммери, Дэйв Гаррет, Скотт Кеннеди, Morgan Menahem, Эд Мунтяну, Тьерри Поток, Марк Слоун
Оператор: Питер Леви
Помощник оператора: Питер Мосс
Композитор: Рэйчел Портман
Художники: Дэвид Брисбин, Жан-Пьерр Паке, Марио Давиньон, Ингеборг Хайнеман, Андре Валаде
Монтажер: Джон Смит
В ролях: Стэфан Джеймс, Джейсон Судейкис, Эли Гори, Шанис Бэнтон, Кэрис ван Хаутен, Джереми Айронс, Уильям Хёрт, Давид Кросс, Джонатан Хиггинс, Тони Кёрран, Аманда Крю, Барнаби Мечурат, Джонатан Арис, Тим Макиннери, Николас Вудесон, Джесси Бостик, Глинн Тёрман
Исполнительный музыкальный продюсер: Джордж Экогни
Второй режиссер: Элиот Мэтьюс
Редактор визуальных эффектов: Мартин Липманн
Создано совместно с Forecast Pictures, ID+ и Totally Commercial Films при поддержке Фонда Джесси Оуэнса, The Luminary Group и JoBro Film Finance. Совместное производство Solofilms / Trinica Entertainment / Trinity Race
Дата премьеры: 14 июля 2016
В российский прокат выходит драматическая история триумфатора Олимпийских игр, бросившего вызов самому Гитлеру. Байопик легендарного Джесси Оуэнса приподнимает завесу тайны над одним из самых противоречивых событий в истории олимпийского движения.
Правдивая история легендарного чернокожего атлета Джесси Оуэнса, чье невероятное упорство привело его на Олимпийские игры 1936 года в нацистском Берлине. Встретившиеся на его пути преграды и искушения — ничто в сравнении с грандиозным забегом, за которым следил весь мир. Затаив дыхание, одни надеялись на победу Джесси как на символ справедливости и достоинства, а другие жаждали его поражения во имя триумфа идеологии. Несколько секунд — и Джесси ворвался в историю, бросив дерзкий вызов самому Гитлеру.
Фильм рассказывает реальную историю легендарного чернокожего легкоатлета Джесси Оуэнса, завоевавшего четыре золотые медали на Олимпиаде в нацистской Германии в 1936 году. Упорство и стремление побеждать привели чернокожего атлета на Олимпийскую арену, где он мог либо потерять все, либо на глазах у всего мира нанести сокрушительный удар по расистской идеологии. Помимо удивительного жизненного пути триумфатора игр Оуэнса картина описывает невероятные события и политические интриги, разворачивающиеся на фоне массового движения за бойкот Олимпийских игр в столице Третьего рейха.
Главные роли в фильме исполнили молодой актер Стефан Джеймс («Сельма») и звезда «Несносных боссов» и «Однажды в Вегасе» Джейсон Судейкис, блестяще справившийся с нетипичной для себя драматической ролью. Также в фильме сыграли лауреаты «Оскара» Джереми Айронс («Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Высотка») и Уильям Хёрт («Первый мститель: Противостояние», «Любовь сквозь время»). Роль знаменитой немецкой кинематографистки Лени Рифеншталь исполнила актриса Кэрис ван Хаутен, известная по роли Красной женщины в сериале «Игра престолов».
«Сила воли» стартует в прокате 14 июля 2016 года.
«Сила воли» – фильм, основанный на реальных событиях необыкновенной жизни звезды легкой атлетики Джесси Оуэнса. Шаг за шагом Оуэнс шел к тому, чтобы стать величайшим легкоатлетом в истории. Этот путь привел его на Олимпийские игры 1936 года, где он бросил вызов Адольфу Гитлеру и всей его концепции арийского превосходства.
«Сила воли» – воодушевляющее кино о человеческой борьбе за право стать легендой Олимпиады, о смелости и целеустремленности, о терпении и дружбе.
Фильм повествтует о жизненном пути Джеймса Кливленда Оуэнса, прославившегося под именем Джесси (его сыргал Стивен Джеймс, известный зрителям по фильму «Сельма» (Selma). Студентом и атлетом колледжа Государственного университета Огайо Джесси нес на себе тяжкий груз расовой неприязни, ответственности перед питавшими надежды родными и груз тех высоких требований к спортивной подготовке, которые он предъявлял самому себе.
В Государственном университете Огайо Джесси нашел мудрого тренера и верного друга в Ларри Снайдере (Джейсон Судейкис), который не боялся направлять его за пределы собственных возможностей. Дома Джесси поддерживала любящая его Рут Соломон (Шанис Бэнтон), с которой у Джесси была маленькая дочка. С таким тылом он одержал не одну межуниверситетскую победу и заработал себе место в Олимпийской сборной США...
...Но суждено ли было сборной Америки отправиться на Олимпиаду 1936 года? Американский Олимпийский комитет во главе с президентом Джеремией Махони (его сыграл обладатель премии «Оскар» Уильям Хёрт) рассматривал бойкот как способ выразить протест Гитлеру. О целесообразности такой меры с ним спорил миллионер-предприниматель Авери Брундаж (обладатель «Оскара» Джереми Айронс). Брундаж одержал в этом споре верх, США подтвердили свое участие в Играх, а Джесси вместе с коллегами-атлетами поехал в Берлин, где поле соревнований оказалось для него еще и минным полем губительной расовой политики.
Пока режиссер Лени Рифеншталь (Кэрис Ван Хаутен из «Игры престолов») под стальным взглядом нацистских лидеров готовила камеры для съемки Олимпийских игр, Джесси не терял решимости соревноваться безупречно и честно. На глазах у всего мира он заставил резко финишировать саму историю американского расизма и поставил под удар деспотичный гитлеровский режим. Джесси Оуэнс вошел в историю, олицетворив собой все то, чего может добиться атлет, вдохновив миллионы людей тогда и продолжая вдохновлять их сейчас.
Как создавался фильм. Люди и легенда
Джесси Оуэнс – это герой мирового масштаба. Его победа на Олимпийских играх 1936 года в Берлине отзывается эхом до сих пор. В информационную эпоху слава быстротечна. Однако ни одна из тех четырех золотых медалей Джесси Оунэса не забыта. Его выступление на Олимпиаде сделало мир ярче. Спустя 80 лет Оуэнс остается одним из немногих героев Олимпийских игр, чье имя и образ – неотъемлемая часть нашего культурного наследия.
Продюсер Люк Дайан снял короткометражную картину «Посвящается Джесси Оуэнсу и Карлу Льюису» (Tribute to Jesse Owens and Carl Lewis). Фильм был отмечен наградами, однако Люк Дайан пошел дальше – к созданию полнометражного фильма об Оуэнсе. Сначала к нему присоединился продюсер Жан-Шарль Леви, затем режиссер Стивен Хопкинс, а потом и другие представители международного киносообщества. Одно это уже говорит о влиянии, которое не перестает оказывать на людей со всего мира история Джесси Оуэнса.
«Сила воли» - первый художественный фильм об Оуэнсе. Он сделан при содействии Фонда Джесси Оуэнса и его семьи.
«Первым делом мы направились к дочерям Джесси Оуэнса и его жене Рут Соломон. Мы хотели донести до них наши намерения, рассказать, что именно мы хотим вложить в фильм, и просить их благословения. С тех самых пор, то есть с самого начала процесса работы над фильмом, они были с нами», - рассказывает Леви.
Работая над сценарием «Силы воли», Джо Шрэпнел и Анна Уотерхаус решили сконцентрироваться на наиболее насыщенном событиями времени в жизни легендарного атлета. Точкой отсчета было прибытие Джесси в Государственный университет Огайо в возрасте 19 лет, а логическим завершением стали его триумфальные забеги на международном уровне два года спустя.
«Нас не интересовало повествование от колыбели до могилы, – объясняет Уотерхаус. – Нам показалось, что гораздо больше о прошлом и будущем Джесси мы могли бы рассказать, описав именно этот знаменательный отрезок его жизненного пути».
«Мне кажется невозможным уместить всю жизнь Джесси Оуэнса в двухчасовой фильм, - добавляет Хопкинс. – Концентрируясь на 1934-1936 годах, мы видим, как он из талантливого бегуна вырастает в чемпиона мира. Эти временные рамки представляют еще и особый драматургический интерес: ни до, ни после подобная череда свершений для Джесси была бы невозможна. До этого временного отрезка недостаточно развит был технический прогресс, а после – Европу поразил фашизм».
Шрэпнел и Уотерхаус также постарались выйти за границы привычного фильма о спорте, поместив его в широкий социальный и политический контекст. «Чтобы аудитория фильма оценила достижения Оуэнса, масштаб и важность его побед, нам нужно было ознакомить ее с историческим контекстом, – поясняет Шрэпнел. – Люди могут и не догадываться о том, что эти Игры были на волоске от срыва или могли состояться без участия США. Как бы то ни было, Игры в Берлине стали последней Олимпиадой перед Второй мировой войной. Мир очень быстро менялся».
«Мы напрямую высказывали Стивену свои идеи, и он их поддерживал. Наше сотрудничество с ним стало одним из самых плодотворных в нашей карьере. На каждом из этапов он лишь совершенствовал то, над чем работали мы», - добавляет Уотерхаус.
«История Джесси Оуэнса настолько насыщенная и необыкновенная сама по себе, что Джо и Анне ни секунды не приходилось придумывать ходы, чтобы сделать ее интереснее. Вместо этого им, наоборот, приходилось отбирать и подбирать факты так, чтобы своим количеством они не затмили саму суть истории», - говорит Хопкинс.
Сценаристы проанализировали сотни исторических документов, биографий общественных и политических деятелей того времени, не упуская из виду ничего, что могло бы касаться Джесси Оуэнса.
«Мы вновь и вновь убеждались в том, сколь важны оказались победы Джесси в Берлине – не только для спортивного мира, но для всего мира в целом,» - говорит Шрапнель.
Продюсер Кейт Гарвуд отмечает, что «Джо и Анне удалось описать эту историю как значимую для всех»: «Своего рода окном в жизнь Джесси стали для нас его отношения с тренером Государственного университета Огайо Ларри Снайдером: его тренировки, уважение и дружба, которые между ними процветали, были крайне важны для Джесси как в описываемый нами период, так и по жизни в целом. Те эмоции, которые он получал от их отношений, поддерживали его в различных ситуациях, связанных с общественным устройством и политикой того времени», - рассказывает Уотерхаус. - Ставки игроков в этих ситуациях были высоки, а втянутый в эти игры Джесси расплачивался нешуточными эмоциональными переживаниями. Так, его жизнь напрямую зависела от жарких споров о том, должны ли Соединенные Штаты бойкотировать Игры в Берлине в знак протеста против Адольфа Гитлера, подвергавшего преследованиям евреев и представителей других национальностей».
«Кроме эмоционального тандема Оуэнса и Снайдера мы пристально рассматривали другие отношения – те, что разворачивались в Американском Олимпийском комитете между Авери Брундажом и Джеремией Махони», - продолжает Шрэпнел. - Любопытны и отношения между Оуэнсом и одним из его главных соперников, немецким бегуном, «арийской гордостью» Гитлера Карлом Луцем Лонгом. Они наполнены не только духом состязательности, но и большим уважением. Олимпиада дала начало их многолетней дружбе».
Шрэпнел указывает и на «пульсирующие отношения между режиссером Лени Рифеншталь и немецким министром пропаганды Йозефом Геббельсом».
Этот дуэт относится, казалось бы, к чужому для Оуэнса миру, однако влияет на его судьбу. «Нацистский режим хотел использовать Олимпиаду как презентацию своих идей миру» - напоминает Уотерхаус. – Такой подход дал начало тому значительному влиянию, которое Игры 1936 года возымеют на историю. Рифеншталь убедила Гитлера в том, что съемка Игр увековечит нацистский режим в той же манере, что и ее более ранняя работа «Триумф воли». Геббельс же пытался выяснить ее истинные мотивы и узнать секрет ее отношений с Гитлером».
Интеллектуальные поединки между Рифеншталь и Геббельсом демонстрируют непростые в сущности отношения между людьми в Германии и нацистским правящим классом. Геббельс проиграет идеологическую войну, в том числе благодаря беспрецедентному выступлению Оуэнса, которое Рифеншталь навсегда запечатлит в своем двухсерийном шедевре «Олимпиа». Изначально видеозапись с Оуэнсом была удалена из ее фильма, но она настояла на том, чтобы запись вернули.
«Исключительный талант Оуэнса видели все, и в течение всей жизни этот дар сводил его с удивительными людьми со всего света» - отмечает Хопкинс.
«Но Оуэнс встречал и тех, кто язвил и издевался над ним – как на родине, так и за границей. Даже после того как он принес славу своей стране, он постоянно подвергался расистским нападкам» - добавляет Уотерхаус.
«Борьба с расизмом в разных его проявлениях длилась для Джесси всю жизнь,» - говорит Шрэпнел. – Мы посчитали важным продемонстрировать это в конце повествования, причем не в титрах, а именно в одном из заключительных эпизодов, который, к сожалению, отражает реально произошедшее событие, напомнившее Джесси о том, к чему ему пришлось вернуться».
Мир на экране
Где найти актера, способного сыграть молодого человека, превращающегося в живую легенду? Такого искали всюду. «Мы проводили кастинг в Великобритании, США, Канаде – во всех англоязычных странах, » - вспоминает продюсер Кейт Гарвуд. – Прежде чем найти, наконец, Стивена Джеймса, мы просмотрели сотни записей с проб на роль Джесси. Ранее я видела его прослушивание на роль британского персонажа. Тогда он блестяще справился с акцентом, который крайне непросто изобразить. Оказалось, ему не составило труда говорить так же естественно и с американским акцентом».
К тому же уроженец Канады Джеймс накануне воплотил на экране правозащитника, американского конгрессмена Джона Льюиса в фильме «Сельма» (Selma). «Мы все были под большим впечатлением, когда смотрели его пробы на роль – столько чувственности он привнес в каждую сцену. Мы просто посмотрели друг на друга и сказали: «Да вот же он – Джесси Оуэнс», - вспоминает Гарвуд.
Джеймс признает, что до съемок знал о Джесси немногое: «Я имел довольно общие представления о том, кто он и что сделал. Очень быстро я понял, что его жизненная история гораздо глубже, чем просто рассказ о невероятных успехах в атлетике. «Сила воли» позволяет лучше понять время, обстоятельства и конфликты, внутри которых Джесси приходилось жить».
Джеймс принял предложение на роль, поскольку верит, что «подобные истории необходимо передавать из поколения в поколение, чтобы они не канули в лету». Именно такую миссию, по его словам, он видел в этой роли.
«Всю жизнь Джесси боролся против жизненных невзгод. Боролся и побеждал. Поехав на Олимпийские игры в Берлин, он разрушил границы дозволенного, изменив не только картину спортивных рекордов, но и ход истории. Без его вклада у многих атлетов, последовавших по его стопам, не было бы ни единого шанса».
Джеймс погрузился в исследования и спортивные тренировки. К последним он был вполне готов, поскольку уже занимался баскетболом, футболом, американским футболом, кикбоксингом и легкой атлетикой. Актер без устали тренировался, чтобы освоить уникальную манеру Джесси Оуэнса управлять своим телом и бегать. «Если у вас уже есть свой стиль бега, то может быть очень трудно от него отвыкнуть» - отмечает он.
Несколько месяцев тренировок с тренером мужской команды по легкой атлетике из Технологического института Джорджии позволили ему освоить программу Оуэнса. Джеймс также тренировался с канадским олимпийским чемпионом 2008 года Хэнком Палмером, который выступил еще и дублером Джеймса в нескольких сценах забегов и сыграл брата Джесси Оуэнса Куинси. «За те десятилетия, что я занимаюсь легкой атлетикой, я неоднократно замечал, что мы, атлеты, переняли плавный стиль бега Оуэнса, несколько изменив его с годами. Я верю, что «Сила воли» будет мотивировать молодых легкоатлетов. Я счастлив возможности стать частью этого проекта», отмечает Палмер.
«Работа со Стивеном в первую очередь касалась подготовки к беговым нагрузкам, которые предстояли ему на съемках – сцены с бегом приходилось снимать по нескольку раз в день. Стивен отлично справился. Он стал бы, на мой взгляд, весьма неплохим бегуном, если бы продолжил тренировки: он привык поддерживать форму и быстро усвоил манеру Джесси Оуэнса».
Джеймс приложил к актерской составляющей своей роли не меньше усилий, чем к спортивной. «Видеозаписей с Джесси оказалось вовсе не так много, как я ожидал. К счастью, его дочери и внучки были с нами все время работы над «Силой воли». Они помогали мне отрабатывать манеру Джесси говорить и двигаться» - вспоминает Джеймс.
В итоге он почувствовал себя «частью того мира, в котором жил Джесси»: «Декорации, костюмы, люди, с которыми я работал, - все это помогало мне ощущать, что я живу жизнью Джесси, иду – и бегу – по его стопам».
Другая восходящая звезда канадского происхождения, актриса Шанис Бэнтон, сыграла Рут Соломон – будущую жену Оуэнса и мать трех его дочерей, одна из которых, Глория, родилась еще до Олимпиады.
«Рут знала Джесси почти всю жизнь: между ними была особая связь. Она была женщиной своего времени, и я много внимания уделяла тому, как она преподносила себя окружающим. Ощутить дыхание времени помогли, разумеется, костюмы и макияж. Я чувствовала связь с Рут, поскольку она была очень заботливым, теплым человеком, для которого не было ничего дороже семьи», - делится Бэнтон.
«Стивен серьезно подходит к работе; он настраивается перед съемкой каждой сцены. Мы знали, что рассказываем важную историю, и подрастающим поколением нужно понять, через что прошел Джесси Оуэнс» - продолжает она.
Второй важнейшей задачей для команды по кастингу было найти подходящего актера на роль тренера Оуэнса Ларри Снайдера, тренировки с которым помогли Джесси преуспеть. Сам Снайдер упустил возможность войти в сборную США накануне Олимпиады 1924 года в Париже. Не всегда простые отношения между Оуэнсом и Снайдером составляют эмоциональное ядро фильма. По словам продюсера Жана-Шарля Леви, их дружба лежит в основе центральной темы «Силы воли». «Отношения между ними демонстрируют, как единство может победить расизм. Примечательно, что их дружба не вынужденная, не натянутая: они искренне тянулись друг к другу» - отмечает Леви.
Эту мысль развивает Джеймс: «Любовь к спорту свела этих двух людей с совершенно разной биографией: Ларри не приходилось прорываться сквозь жизненные препятствия, как Джесси. Но на беговой дорожке они бежали вместе. И эта связь была прочной и вечной, как камень».
«Снайдеру было далеко за тридцать – это нетипичный возраст для тренера. К Джесси он испытывал почти отеческие чувства – такие старший брат испытывает к младшему», - добавляет Гарвуд.
«Джейсон Судейкис привнес теплоту и привлекательную непринужденность в персонажа Ларри Снайдера, не лишив его и остроты. Нам повезло с Джейсоном».
«Любовь к актерской игре объединяла нас с Джейсоном так же, как Джесси и Ларри объединяла их любовь к спорту – вопреки тому, какими разными дорогами мы к этой любви пришли» - отмечает Джеймс.
Судейкис видел в Ларри человека, «с высокими целями и далекими устремлениями»: «Его карьера в легкой атлетике сложилась достойно. С самого начала он, верно, оценил потенциал Джесси и сумел разглядеть слабые места в его технике. Он работал над тем, чтобы Джесси мог достичь поставленных целей физически и, что не менее важно, духовно: помогал ему справляться со стрессом и ладить с окружающим миром. Они стали хорошими друзьями – и остались ими – образовав уникальный союз, подобный которому редко когда можно встретить» - говорит Судейкис. - Несмотря на невзгоды, Джесси достиг поистине существенных результатов на родине и за рубежом, его история – одна из самых грандиозных американских историй. Для меня честь быть одним из тех, кто рассказывает ее, тем более в ней столько провидческого. Она предназначена для нас с вами, ведь мы по-прежнему живем в мире, где слишком многое нас разделяет».
Пока Оуэнс и Снайдер усиленно тренировались, над их судьбой нависла тень геополитических конфликтов. «Первой угрозой стала рассматриваемая Америкой возможность бойкотировать Олимпийские игры 1936 года в знак протеста против нацистского режима в целом и преследования евреев и других народов в частности, – отмечает режиссер Стивен Хопкинс. – Серый кардинал американского Олимпийского комитета – неоднозначной репутации человек Авери Брундаж – считал, что спорт должен быть отделен от политики. После продолжительного ожесточенного спора с другими членами комитета Брундажу удалось выбить победу, пусть отрыв при голосовании был ничтожно мал. Американская сборная все же отправилась на Олимпиаду, меняя ход мировой истории и – судьбу Джесси Оуэнса».
«Намерения Брундажа обсуждают по сей день, поскольку имел место конфликт интересов: Брундаж принял от нацистского министра пропаганды Йозефа Геббельса выгодный для себя контракт на строительство немецкого посольства в Вашингтоне. В то же время он не боялся и открытого противостояния с Геббельсом» - говорит сценарист Анна Уотерхаус. На роль Брундажа был выбран человек, способный передать противоречивость характера этого персонажа, - обладатель премии «Оскар», имеющий опыт воплощать не менее сложных исторических персонажей Джереми Айронс.
Изучив своего персонажа, Айронс составил его характеристику: «Он родился в бедной семье, стал крайне успешным магнатом в сфере недвижимости, а также спортсменом, который рьяно защищал любительский характер Олимпийских игр, протестуя против денежных вознаграждений атлетам. Самого себя он, тем не менее, вознаграждением не обделил. Двойные стандарты? Возможно. Играя Брундажа, я не судил его, а старался передать всю сложность его характера – мастерски написанный сценарий не упрощал его».
«По сей день продолжается спор о том, нужно ли бойкотировать событие из-за определенной политики страны, где оно происходит? Если бы не настойчивость Брундажа, Джесси Оуэнс никогда не смог бы дать Гитлеру пощечину в виде тех четырех золотых медалей, что он увез домой. Если бы американцы не приехали в Берлин, Гитлер получил бы то, что хотел».
Оппонентом Брундажа в американском Олимпийском комитете был его президент Джеремиа Махони. Стоящие друг друга противники в реальной жизни, на экране они также должны были представлять одну весовую категорию. Создатели фильма посчитали, что в связи с этим было бы уместно пригласить на роль Махони другого обладателя премии «Оскар» – Уильяма Хёрта. Несмотря на то, что оба актера много лет снимаются в кино и на их счету множество ставших незабвенными фильмов, их пути ранее не пересекались на одной съемочной площадке – экранное противостояние Джереми Айронса и Уильяма Хёрта в «Силе воли» стало их первой совместной актерской работой. Во время репетиций и обсуждений Стивен Хопкинс, по словам Айронса, создал «замечательную рабочую атмосферу».
«Стивен спрашивал нас с Джереми о том, что мы думаем. А нашим мнением не так уж часто нынче интересуются» - добавляет Хёрт. Актер досконально изучал, как рьяно Махони защищал идею бойкота. «Махони привык иметь дело с трудными ситуациями. Он был юристом и судьей, заседал в Верховном суде штата Нью-Йорк», - отмечает Хёрт.
«Сценарий почти слово в слово воспроизводил выразительную и просто красивую речь Махони: его позиция заключалась в том, что участием в той Олимпиаде мы противоречили бы идеалам Олимпийских игр. Для Махони было крайне важно показать, что нельзя купить честь и гражданское самосознание, с которыми связаны Олимпийские игры и весь любительский спорт».
Другой персонаж, который отстаивает свои профессиональные и патриотические принципы, - это Лени Рифеншталь. Всю жизнь ей вслед сыпались бесчисленные вопросы о ее отношениях с идеологами нацистского режима. «Но как и в случае с Брундажом мы хотели изобразить ее без какого-либо окраса, чтобы зрители могли сделать собственные выводы, самостоятельно оценив всю неоднозначность ее мотивов», - говорит сценарист Джо Шрапнел.
Что не вызывало вопросов, так это то, сколько новаторства она внесла в кинематограф. Хорошо известно и то, как в отношениях с Геббельсом и даже Гитлером первая выдающаяся женщина-режиссер оставалась себе на уме. Рифеншталь не отклонялась от поставленной цели: создать один из величайших документальных фильмов о спорте всех времен – «Олимпию». Рифеншталь была готова запечатлеть в деталях все, что разворачивалось на поле, установив несколько десятков камер по всему Олимпийскому стадиону Берлина, включая только появившиеся тогда камеры для ускоренной съемки.
Голландская актриса Кэрис ван Хаутен, работая над образом Рифеншталь, «концентрировалась на творческой стороне ее характера».
«Она была яркой и полной амбиций, чуткой и чувствительной к прекрасному, - говорит ван Хаутен. - Она бы не смогла устоять против столь уникального для художника шанса и в то же время вызова – неограниченного доступа к Олимпийским играм. А что касается всего остального, то мы ведь никогда не узнаем наверняка, что происходило на самом деле, насколько она была осведомлена о политике Гитлера и происходящем в целом, не так ли?»
Выбирая площадку для съемок
«Нам нужно было визуально противопоставить темные и светлые элементы истории – триумфальная победа стала лучом света в царстве нацистского режима, на темном фоне которого разворачивалась Олимпиада, - отмечает продюсер Кейт Гарвуд. – И нам совершенно необходимо было снимать на улицах Берлина».
Многие американские сцены «Силы воли» были сняты в Монреале и его окрестностях, но для ключевых олимпийских эпизодов не было места более подходящего, чем Берлин и особенно Олимпийский стадион. Там они и были сняты. Стадион был построен специально для проведения Игр 1936 года, и именно там Джесси Оуэнс завоевал свои медали. Ведущая к стадиону улица носит имя Оуэнса. А здание берлинского общежития, где жил Оуэнс во время Олимпийских игр, было недоступно для съемок, поскольку в нем находится музей в честь его достижений.
Четыре недели съемок в немецкой столице позволили добиться «такой правдоподобной картины, какую никогда бы не удалось получить с помощью воссоздающих Берлин декораций,» - говорит режиссер Стивен Хопкинс. Стивен Джеймс был изумлен, выбежав на поле через тоннель Олимпийского стадиона:
«Я стоял на том самом месте, где в 1936-м стоял Джесси Оуэнс. У меня дух захватывало, и мурашки пошли по коже: я вдруг всем своим существом прочувствовал тот трепет, который, должно быть, ощущал Джесси, выбежав состязаться на поле, где на него были устремлены 100 тысяч пар глаз».
Оператор-постановщик Питер Леви сотрудничал с Хопкинсом в кинематографе более тридцати лет. Работая над «Силой воли», они старались избежать тех подводных камней, на которые обычно натыкаются создатели исторических фильмов. «Первым делом важно выбрать ритм и скорость течения кадров, в которых современный фильм будет изображать события прошлого, – говорит Леви. – Безусловно, должны быть совершенно точно подобраны костюмы и декорации. Но драма разыграется лишь тогда, когда благодаря чуткой игре актеров оживет сам дух времени».
«Когда снимаешь историческое кино, нужно ощущать себя внутри этого времени – так, будто бы случившееся тогда происходит прямо здесь и сейчас, – развивает мысль Хопкинс. – Тогда оживают персонажи – актеры перестают быть актерами и полностью в них перевоплощаются. Тогда и зритель не смотрит, а проживает эти кадры вместе с ними».
«Во время съемок американских событий я использовал приглушенный, мягкий свет, – рассказывает Леви. – Действие происходило во времена Великой депрессии. Я убавил свет в помещениях, потому что люди тогда экономили электроэнергию. Полутона, отсутствие яркого освещения и подсветок придали «американскому» отрезку фильма насыщенные темные тона».
Жизнь привела Оуэнса в Германию, и для изображения происходивших там событий Леви использовал «более глубокие тени и красочные цвета»: «Для съемки Олимпийских игр мы использовали приемы из документального фильма Лени Рифеншталь «Олимпия», добавив контрастности».
«Олимпия» была, как известно, великолепным – черно-белым – кино. Художнику-постановщику Дэвиду Брисбину и его команде стоило большого труда отыскать цветные фотографии того времени. «Даже снимков обыденной ежедневной жизни, которые сегодня кажутся нам столь неотъемлемой ее частью, было очень немного».
«Это лишь усилило мой давний и профессиональный интерес к истории дизайна. Нам удалось воссоздать дизайн конца 1920-х и начала 1930-х годов: от изобразительного искусства до мебели, от архитектуры до транспорта».
Художник по костюмам Марио Давиньон и его команда концентрировались не столько на цветовой гамме, сколько на форме атлетов: фасоне и покрое этой формы. «Олимпиада в Берлине привнесла новшества в спортивную форму – например, на шортах для бега появились молнии, - отмечает Давиньон. – Что касается работы с цветом, то нам с Дэвидом приходилось для цветного фильма воссоздавать время, которое вошло в историю черно-белым. Нужно было не смещаться ни в теплые, ни в холодные тона, оставаясь где-то посередине – да так, чтобы цвета гармонировали друг с другом».
«Моему цеху удалось одолжить самый разный материал – аутентичный экземпляры того времени и репродукции из оригинальных тканей. Мы полностью воссоздали шорты Олимпийской сборной США: сначала изучали черно-белые фотографии, затем восстанавливали их подлинные цвета, потом шили, потому что в съемках участвовали много атлетов, и всем им нужны были шорты. Самым главным для нас было сохранить ощущение того времени».
Тщательное планирование и предпроизводство позволило всем быть на одной волне, на одном уровне понимания того, что же происходило в 1930-е. Хопкинс формулировал всем цехам, что именно он хотел бы видеть и слышать. Декорации были сделаны так, чтобы специалисты по визуальным эффектам впоследствии обогащали и совершенствовали изображение. Среди созданных при помощи компьютера изображений были части Манхэттена, Стадион Лос-Анджелеса, флаги и баннеры американских университетов.
Продюсер Жан-Шарль Леви отмечает, что работа над фильмом свела вместе мастеров и творческих людей со всего мира, и «все, кто погружался в эту работу, был ошеломлен тем следом, который оставил Джесси в истории».
«Мы очень надеемся, что зрители по всему свету, посмотрев фильм, будут вдохновлены Джесси Оуэнсом, его благородством и иделами, которым он был верен, – так же, как вдохновились ими мы во время создания этого фильма».
«Для меня это в конечном счете фильм о человеке, сохранившем свою душу тогда, когда отовсюду ее пытались из него выбить и разорвать вклочья. Он сохранил ее, проявив чудеса героизма. Был и еще один урок, который я усвоил. По мере общения с дочерями Джесси, я все яснее осознавал, что ни разу в жизни Джесси не провозглашал себя героем. Героизм его исходил изнутри. Он просто был героем и все. Это очень редкое качество, оно встречается еще реже той удивительной доблести, которую он проявил как атлет».
О Джесси Оуэнсе
Удивительное достижение Джесси Оуэнса – четыре золотые медали, заработанные на Олимпийских играх 1936 года в Берлине, – сделало его незабвенной частью мировой истории.
Он родился в Оуквилле, штат Алабама. Назвали его Джеймс Кливленд Оуэнс. В девять лет вместе с семьей переехал в Кливленд, Огайо. Имя Джесси, под которым он навсегда вошел в историю, по ошибке дала ему школьная учительница: вместо инициалов «Джей Си» ей послышалось «Джесси», так его и записали – как оказалось, на всю жизнь. Отец Джесси занимался земледелием на арендованном участке земли, дед был рабом... Атлетикой Джесси начал заниматься в 1928 году в Кливленде: он побил рекорды по прыжкам в высоту и в длину среди учеников старшей школы, в старших классах он три года подряд выигрывал во всех ключевых легкоатлетических состязаниях, включая Государственный чемпионат Огайо. В выпускном классе он установил новый мировой рекорд прыжка в длину (24 фут, 11 ¾ дюйма). Во время Национального чемпионата среди школьников в Чикаго Джесси пробежал сто ярдов за 9,4 секунды, тем самым установив новый мировой рекорд среди учеников старшей школы и повторив общий мировой рекорд, а также установил рекорд среди учеников старшей школы на дистанции 220 ярдов.
Оуэнс поступил в Государственный университет Огайо, чтобы оставаться рядом с семьей. Во время учебы он работал на нескольких работах и – участвовал во многих межвузовских соревнованиях. 25 мая 1935 на Чемпионате «Большой десятки» в Энн-Арборе он пробежал сто ярдов за 9,4 секунды, снова повторив мировой рекорд. Он участвовал еще в трех состязаниях, и для каждого из них установил новый мировой рекорд.
Эти успехи вселили в него уверенность в том, что он готов выйти на высший уровень, и в 1936 году Оуэнс отправился представлять США на Олимпийских играх в Берлине. Германия находилась под контролем нацистов, диктатор Адольф Гитлер постулировал господство «арийской расы». Его теорию опроверг итог Олимпийских игр: Джесси Оуэнс стал первым афроамериканским легкоатлетом, выигравшим четыре золотые медали за одну Олимпиаду – в забегах на сто метров, 200 метров, прыжке в длину и эстафете 4x100 метров, установив в последней еще и мировой рекорд. В тяжелые времена пустившей глубокие корни и процветающей сегрегации Оуэнс доказал, что не раса, не национальность, а личные качества делают человека особенным. Благодаря своим беспрецедентным достижениям Оуэнс преподнес миру урок, который тот уже не мог не усвоить.
48 лет никому не удавалось повторить его рекорд по количеству золотых медалей на одной Олимпиаде.
Вернувшись в Америку, Оуэнс вместе со своей женой Рут Соломон воспитывал трех дочерей: Глорию, Беверли и Марлин. Его жизненный путь продолжился работой с молодежью из неблагополучных семей. Он возглавил Юношеский клуб Чикаго и вошел в его совет. Он ездил по всей стране в качестве оратора, выступая перед молодыми людьми на собраниях граждан, заседаниях объединений родителей и учителей, встречах церковных организаций, братств, на мероприятиях, посвященных афроамериканской истории, собраниях в школах и колледжах, - везде, где мог вдохновить их к свершениям. Он также был консультантом и специалистом в области связей с общественностью в различных организациях, включая Олимпийский комитет США.
Джесси Оуэнс стал первым афроамериканцем, который появился на американском телевидении, в 1936 году приняв участие в экспериментальной программе на канале NBC. Ни тогда, во времена своего триумфа, ни десятилетия спустя заслуги господина Оуэнса не были публично признаны американским президентом. Лишь в 1976 году это попытались исправить, пригласив Оуэнса в Белый дом для награждения высшей гражданской наградой США – Медалью Свободы. В 1979 году он вновь посетил Белый дом, где ему присудили награду «Живая легенда». В 1990-м Оуэнс посмертно был награжден Золотой медалью Конгресса США.
Его имя в Америке было дано школам, улицам и паркам. Монумент в честь него расположен в парке Форт Хантингтон в Кливленде. В альма-матер Оуэнса – Государственном университете Огайо – имя Джесси получил стадион легкой атлетики. В университетском городке находятся здания и реабилитационные центры, которые также носят его имя.
Джесси Оуэнс был мечтателем, осуществившим мечты многих людей; оратором, к которому прислушивался мир; человеком, который вдохновил миллионы молодых людей из разных поколений и – чемпионом во всех смыслах этого слова.
Истинное золото получаешь, обретя дружбу на поле атлетических состязаний. Награды ржавеют, но не одна пылинка не скроет блеск настоящей дружбы.
Джесси Оуэнс (1913 – 1980)