В рамках шестого сахалинского международного кинофестиваля «Край света» будет показана программа «Острова», подготовленная совместно со студией «Ленфильм». В нее войдут семь картин производства разных стран и лет. Действие во всех из них происходит на острове или на островах.
Один из первых фильмов Эльдара Рязанова (1927 – 2015), снятый им совместно с известным впоследствии документалистом Василием Катаняном (1924 – 1999), сравнительно малоизвестный неигровой «Остров Сахалин» (1954) был отобран в программу короткого метра Каннского кинофестиваля 1955 года и, как считается, во многом определил судьбу будущего мастера игрового советского кино.
Созданный шесть лет спустя неподалеку от Сахалина «Голый остров» Канэто Синдо (1912 – 2012) – полнометражный черно-белый художественный фильм, дающий представление и о непростой жизни аборигенов островов Внутреннего Японского моря, и о плодовитом японском кинематографисте. В 1961 году картине был присужден Большой приз II Московского международного кинофестиваля (вместе с «Чистым небом» Григория Чухрая).
Тяжелый труд и трудный быт хорошо знаком и другому малочисленному народу этих мест – нивхи, коренным обитателям Приамурья, Сахалина, Японии – и героям картины «Пегий пес, бегущий краем моря» (1990) Карена Геворкяна (1941), основанной на одноименной повести Чингиза Айтматова.
Тема борьбы со стихией, дающей пищу, но способной отнять жизнь; мотивы героизма и самопожертвования, подчас необходимых в таких условиях, характерны и для «Летней поездки к морю» Семена Арановича (1934 – 1996) об экспедиции школьников на Новую Землю. Над этой ленфильмовской картиной работали талантливейшие профессионалы эпохи: сценарист Юрий Клепиков, композитор Олег Каравайчук, оператор Владимир Ильин и другие.
Яркими актерскими работами Петра Мамонова, Виктора Сухорукова, Виктории Исаковой отличается религиозно-мистическая драма «Остров» (2006) Павла Лунгина (1949), завоевавшая множество номинаций и призов на ведущих российских кинофестивалях.
Знаменитое место жительства Ингмара Бергмана и арена таких его шедевров, как «Персона», «Страсть», «Сквозь тусклое стекло», остров Форё давно привлекает исследователей творчества и жизни великого шведского режиссера. В фильме-интервью «Бергман и остров Форё» (2004) репортера Мари Нирерёд (1955) Бергман в последний раз рассказывает о своем детстве.
Куратор программы «Острова» – Ольга Аграфенина («Ленфильм»).
Среди других, уже объявленных внеконкурсных секций – ретроспективы немецкого исследователя-документалиста Харуна Фароки и итальянского режиссера Миммо Каллопрести.