С 14 июля 2016 в кино
Новости с планеты Марс
Des nouvelles de la planète Mars (16+)
Комедия, Франция, Бельгия, 2016, 101 мин.
Режиссёр: Доминик Молль
Сценаристы: Жиль Маршан, Доминик Молль
Продюсеры: Мишель Сен-Жан, Филипп Логи, Патрик Кине
Оператор: Жан-Франсуа Хенсгенс
Композитор: Эдриан Джонстон
Художник: Вирджиния Монтель
Монтажер: Марго Мейньер
В ролях: Франсуа Дамьенс, Венсан Макен, Верле Батенс, Жанн Гитте, Том Ривуар, Мишель Омон, Катрин Сами, Филипп Лоденбаш, Оливия Коте, Леа Дрюкер и другие
Дата премьеры: 14 июля 2016
Лучшие французские комики – Франсуа Дамьенс («Новейший завет») и Венсан Макен («Друзья») разыгрывают легкую абсурдную историю о том, как настроить свое сердце на любовь и, наконец, зажить своей жизнью.
Филипп Марс работает айтишником, мечтает о космосе, и его все достали. Дети считают лузером, сестра – занудой, и даже призраки умерших родителей подшучивают над ним. Все меняется с появлением несуразного коллеги Жерома. Этот до слез смешной и немного опасный сослуживец по уши влюблен в не менее странную особу, с которой познакомился в психушке. Парочка станет и горем, и спасением Филиппа – перевернет его дом и жизнь с ног на голову, заразит романтичным бредом и заставит впервые в жизни совершить настоящий поступок – похлеще полета на Марс.
Эта картина, затрагивающая важные вопросы бытия, дрейфует в диапазоне от черной комедии до трагикомедии. В таких интонациях автор обозначает конфликт между вселенским хаосом и человеческим разумом, пытающимся его обуздать. В кажущийся почти легкомысленным сюжет вплетены серьезные темы современного благополучного мира: одиночество в рабочем коллективе и семье, непонимание между родителями и детьми, нагнетающие тревогу медиа и так далее. Все перечисленное однажды наваливается на главного героя, и, пытаясь справиться со всеми вызовами судьбы одновременно, он меняет свою жизнь раз и навсегда.
В легком жанре режиссер Доминик Молль чувствует себя легко. «Новости с планеты марс» — его пятая по счету комедия. Предшествующие фильмы неоднократно были отмечены жюри лучших европейских фестивалей. Наибольшее количество наград собрала его картина 2000 года «Гарри – друг, который желает Вам добра» (4 «Сезара», в том числе за режиссуру, номинация на Золотую пальмовую ветвь в Каннах и другие).
Режиссер Доминик Молль о своей картине
Фильм начинается со дня рождения Филиппа Марса (Франсуа Дамьенс), ему 49, и его этот день волнует меньше, чем кого бы то ни было. Филипп – разведенный отец, застрявший на скучной работе, кажется, что он совсем потерял веру в будущее. Все это звучит, как зачин стандартной психологической драмы … но ваш фильм – все, что угодно, только не стандартная драма. Как это получилось?
Я хотел снять комедию, но необычную, своеобразную комедию о человеке, который изо всех сил старается не утратить благоразумие в мире – нашем мире – который все больше и больше обессмысливается. Человек, который родился и вырос в двадцатом веке, который глубже чувствует век двадцать первый. Филиппу Марсу кажется, что он закрепостился в себе, увяз в повседневности, и ему становится все сложнее проникаться какими-то вещами, усматривать смысл. Но череда событий заставит его взглянуть по-новому на свою работу, на свою жизнь, на своих детей. Сначала я также хотел изобразить то, как устроен мир в корпорациях, с их иерархией и жестокостью, ну а в конечной версии сохранились только некоторые элементы замысла.
И босс, который бесцельно мотается по офису и раздает конфетки …
Да, это я взял прямиком из обучающей программы по менеджменту.
И на работе, и жизни Филипп старается совершать правильные поступки, но кажется, что он просто не может выйти из роли благоразумного, стороннего наблюдателя. Как будто он не может целиком и полностью погрузиться в происходящее.
Этот момент про погружение - основной. Все персонажи, среди которых оказывается и Филипп, так или иначе включены в какие-то события фильма или отношения с другими людьми. Для Грегуара и Хлои это то, что они стали вегетарианцами, для Сары и матери - это работа, для Жерома – любовь. Филипп Марс держится определенных правил, и сохранение благоразумия - одно из них, но он не осознает, что на самом деле просто коченеет. Жером – это то торнадо, которое заставит его шевелиться.
Через десять лет после фильма «Лемминг» вы вновь работаете со своим сценаристом Жилем Мершаном, с которым вы также написали сценарий фильма «Гарри – друг, который желает вам добра».
На самом деле, после «Лемминга» и до «Марса» мы с Жилем не переставали сотрудничать. Как только мы закончили сценарий, над которым Жиль работал в качестве режиссера (фильм называется «В чаще леса»), сразу начали работать над «Марсом». Задолго до этого мы с Жилем придумали альтер-эго Филиппа: Жером- полная противоположность Филиппу, он как заноза, которой пятнадцать лет назад был Гарри. Нас веселили эти параллели, пока мы накидывали идеи. «Гарри вернулся! Жером – новый Гарри, которому окончательно сорвало крышу!» Но сумасшествие Жерома менее опасно, чем то, что было с Гарри. Оно более веселое.
И все же - Жером разгуливает с мясницким ножом в портфеле
Все так, Жером несколько не в себе. Он настолько же не в себе, насколько Филипп в себе. Одному совершенно сорвало крышу, другой же все больше «закупоривается». Но Жером не просто псих, вместе с тем он хрупкий и чувствительный человек. Он крушит компьютеры своим тесаком от неподдельного отчаяния. Что отличает его от Филиппа - так это его способность восхищаться всем, что он видит. Посмотрите, как он говорит о Хлое. У Филиппа же есть лишь одна мечта: стать невесомым и улететь в открытый космос, в одиночестве. Со временем, когда гравитация дает о себе знать, эта мечта начинает действовать ему на нервы.
К всеобщему удивлению, после того, как Филипп лишился половины уха, он пускает Жерома пожить к себе. Дочь Филиппа, Сара, обвиняет Жерома в покушении на убийство
На это раз Сара ошибается. Не исключено, что Филипп подсознательно догадывается, что сумасбродность Жерома может изменить и его собственную жизнь. Это и останавливает его от того, чтобы прогнать Жерома даже тогда, когда последний переходит всякие границы. Даже Франсуа Дамьенс не сразу принял эту идею. Он боялся, что это заставит Филиппа выглядеть слишком пассивным. Я же уверен, что интересным персонажа можно сделать, заставив его поступать так, как вы сами никогда не поступили бы.
Откуда у вас такой интерес к характерам разрушительного толка?
Я думаю, возможно, я сам слишком благоразумен, и мне доставляет удовольствие придумывать этаких нарушителей спокойствия … Но вот что непреложно: мы с Жилем обожаем выдумывать ситуации, где безупречно организованная жизнь наших главных героев попросту катится к чертям.
В этом смысле вы отлично повеселились в «Новостях с планеты Марс»
Да. Комическая часть фильма устроена по нарастающей: по нарастающей работают психические и физические удары, которые сыпятся на Филиппа, так же устроены абсурдные ситуации, все больше незваных гостей появляется в его квартире и так далее. Когда Филипп просыпается в начале фильма, в квартире только он и его кот. Потом врываются дети, а за ними Жером, а за ним лягушки, а за ними сестра с собакой, а за ней, наконец, Хлоя, вегетарианка-активистка. И это не говоря о его жене, которая присутствует на телеэкране, и призраках отца с матерью … Как будто бы фильм, подобно голове Филиппа Марса, наполняется всем этим, пока содержимое не начинает «литься из ушей», и тут он открывает выход в новое измерение.
Сны и фантазии проходят через весь фильм. Филиппу являются его мертвые родители, говорят с ним, и с каждым появлением делаются все меньше и меньше. Повторяются кадры с Филиппом в виде астронавта. А также этот сюрреалистический эпизод, когда Филипп разговаривает с бывшей женой через экран телевизора
Нам с Жилем нравятся фильмы, где есть внутреннее измерение, когда ты можешь представить, что все это происходит в голове главного героя. Нас не покидало ощущение, что подобный подход придаст этой комедии особенную интонацию. Мы хотели заставить зрителя сомневаться насчет того, насколько реально всё то, что происходит с Филиппом, и думать, реальны ли вообще все те события, что следуют за происшествием с мясницким ножом. Может это чистое воображение? Жив ли Филипп вообще? Появление его мертвых родителей и фантазии работают на это ощущение.
Это будто бы тебя захватывает ночной кошмар и выясняется, что в этом кошмаре весело?
Эта атмосфера ночного кошмара акцентирована, я хотел придать фильму этот оттенок. Действие практически всегда разворачивается в темное время суток, в дневное время, например, в сценах в офисе, мы не видим неба и не слышим звуков снаружи. Все, что мы слышим, это шум от вентиляторов и компьютеров, что позволяет создать достаточно ирреальную атмосферу с привкусом клаустрофобии. Создается ощущение, что мы движемся по тоннелю вслед за Филиппом. И только в самом конце, когда они выпускают лягушек на свободу, мы видим настоящее солнце.
Свет в конце тоннеля. Получается, финал достаточно мажорный
Мажорный, да. Филипп изменился. Рискуя своей жизнью, чтобы освободить лягушек, Филипп доказывает сыну, что он оставил свою позу благоразумного наблюдателя и заново почувствовал вкус к риску и приключениям и особенно вкус к жизни, какой бы смехотворной при этом ни казалась миссия по спасению лягушек. Перед тем, как исчезнуть навсегда, родители Филиппа говорят ему: «Что ты творишь, Филипп? Ты что, не в своем уме?»
Филипп кажется своим детям, 17-летней дочери и 13-летнему сыну, неудачником. «Ты застрял в двадцатом веке»- говорит ему его дочь. Фильм очень точный и забавный, в плане отношений отцов и детей
Отношения отцов и детей – одна из ключевых тем фильма. Дочь Филиппа Сара достаточно безжалостна в своих суждениях. Может показаться, что она несправедлива к отцу, который изо всех сил старается быть деликатным родителем, дать детям самое лучшее. Но, как и многие родителя (в том числе и я), он часто просто не понимает своих детей. Он хочет, чтобы они разделяли его вкусы, его заботы, его идеалы. Хочет, чтобы им нравилось смотреть комедии братьев Маркс и так далее. При этом сам он не готов примеряться к их образу жизни. Он думает, что вегетарианство его сына - это причуда, не может понять, почему для его дочери так важно достичь успеха. Мы склонны забывать, что наши дети проживают другую жизнь, иной опыт, что история вокруг них отличается от того, что было с нами.
Как, например, кризис в современной Европе, о котором говорит бывшая жена Филиппа в телевизионных выпусках?
Совершенно верно. Я родился в 1962 году, я из того же поколения, что и Филипп. Я вырос с верой в идеал объединенной Европы, которая дистанцирует от нас события Второй Мировой войны, через которую пришлось пройти моим родителям. Несмотря на Холодную войну, мы чувствовали, что находимся на пути к лучшему миру, большую роль здесь сыграло падение Берлинской стены. Но все это значит куда меньше для современных молодых людей, родившихся уже после падения стены. Их представление о будущем более запутанное и тревожное.
Мать и отец Филиппа говорят, что это задача родителей давать своим детям веру в будущее и идеалы.
И Филипп отвечает им: «верить в будущее стало непросто». Эта тема в фильме есть, и она очень важна. Прежде чем передать свои идеалы потомкам, необходимо их выслушать и понять, а это совсем непросто. И это тоже часть пути Филиппа Марса: заново научится слушать своих детей и заново открыть собственные идеалы.
Фильм не теряет чувства юмора даже в моменты, когда затрагивает такие серьезные темы
Когда вы говорите о серьезных вещах, это вовсе не означает, что вам самому надо становиться серьезным. Мы с Жилем славно провели время, докучая старику Филиппу Марсу и придумывая персонажей, которые окружают его. Это, конечно Жером, дети Филиппа, Сара и Грегуар, его бывшая жена – телерепортер, его босс Гордон, вегетарианка Хлоя, призраки родителей и старшая сестра, два брата, престарелый сосед, одержимый президентом Жискаром д’Эстеном, мужчина с собачкой, отец Роксаны, директор школы. Это те, чья особая энергия двигает сюжет вперед.
Откуда все эти сумасшедшие идеи, которыми приправлен фильм? Например, странная зацикленность сына Филиппа и Хлои на вегетарианстве? Или рехнувшийся сосед, который убежден, что он был шофером президента Жискара д’Эстена?
Ход про шофера президента одновременно обращает нас и к знакомым фактам, и к абсурдности ситуации. Это то, что связывает историю с прошедшим веком, который и близок, и очень далек одновременно. Когда мы с Жилем пишем вместе, мы очень много развлекаемся с подобного рода деталями, затем вписываем их в историю … А затем избавляемся от большей части из них затем, чтобы не сильно отклоняться от основной сюжетной линии. В конце концов, каждая, даже самая маленькая деталь, должна сработать на историю в целом – как ход про вегетарианцев, который играет ключевую роль в сюжете.
Почему вы сделали Грегуара и Хлою именно вегетарианцами? Вы сами вегетарианец?
Нет, я боюсь, я не смогу отказаться от порции оссобуко (итальянское мясное блюдо). Но я стараюсь сознательно относиться к потреблению мяса. Фабрик по производству мяса стало слишком много. Они сделают все, что угодно, лишь бы выполнять свои минимумы. Это один из признаков того, что что-то не то происходит с нашим обществом. На это нельзя просто закрыть глаза. Это то, что лежит в основе самого понятия о прогрессе, Грегуар говорит об этом в фильме. Что совершенно точно, так это то, что Грегуар, резко отказавшись от мяса, выказывает ребяческий идеализм. Идеализм в любом его виде необходим для того, чтобы ход вещей начал меняться.
Франсуа Дамьенс невероятно убедителен в роли Филиппа Марса.
Мне очень понравилась его работа в фильме Аксель Ропер «Семья Вольберг». Он привнес в свою роль много человеческого, в особой, присущей только ему манере, он завуалировал комичность и прочие эмоции своего персонажа, сделал их не такими явными. Именно это я и искал. А это не самая легкая роль, потому что Филипп в основном реагирует, а не действует. Но благодаря Франсуа, получился герой, которому сопереживаешь. У Франсуа талант, он любого своего персонажа может сделать симпатичным. Мой любимый момент - это когда он вместе с детьми смотрит «Большой магазин» братьев Маркс по телевизору. Как меняется выражение его лица, от почти детского восторга до полного разочарования, когда он замечает, что детям скучно … Я в восторге каждый раз, когда смотрю этот эпизод.
В противовес спокойной манере Франсуа Дамьенса, мы видим Венсана Макена в роли Жерома, персонажа на грани полного безумия.
Венсан сам по себе очень экспрессивен, неконтролируем, что очень подходит его персонажу. Те же черты вы обнаружите в пьесах, которые он ставит для театра: взрывную смесь из неуёмности, злости и переизбытка эмоций. Венсан одержим идеей играть каждый дубль по-разному, каждый раз удивляя и нас, и самого себя. Они с Франсуа существуют в разных ритмах, но это идет на пользу их персонажам. Нам всем пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться здесь баланса. Они, каждый по- своему, находят дорогу к зрителю, мне было важно добиться этого.
Накал эмоций приходится на отношения Филиппа с детьми и роман Жерома и Хлои
Я люблю тот момент, когда Хлоя и Жером впервые сталкиваются друг с другом, лицом к лицу, в коридоре у Филиппа, и не знают, что друг другу сказать. Время будто бы замирает – и Венсан Макен, и Верле Батенс заполняют его целиком. Там есть еще весьма сумасшедший эпизод, когда они орут друг на друга в машине, за окном льет дождь, а из приемника звучит опера Верди. Я был поражен игрой Верле в этой сцене. Она полностью отдается своей роли, душой и телом. Она создала именно ту смесь уязвимости и отчаянной решимости, которая мне была нужна в Хлое.
Дети тоже великолепны. Там есть момент, когда сын упрекает отца за то, что тот никогда не слушает его. И еще когда дочь, которая казалась нам «крепким орешком», оказывается сломленной после расставания со своим парнем
Да, роль детей в эмоциональном плане неоценима. Я получил огромное удовольствие от работы с ними. И я бы не хотел упускать из виду и других актеров, особенно тех, кто постарше: Мишель Омон, Катрин Сами и Филипп Лоденбаш. Они взялись за эту работу с юношеской энергией и энтузиазмом. Они исполнили свои роли с невероятной искренностью, которая сделала их персонажей столь симпатичными.
Несколько слов о музыке: в ней мы тоже находим игривость, о которой вы говорили раньше
Эдриан Джонстон, композитор, придумал определение для той музыки, что звучит в фильме, оно мне очень нравится: «невозмутимая игривость». Он предложил использовать такие инструменты, как трубу с сурдиной и комбо-орган Vox Continental, который мог придать эту самую игривость звучанию, и как и Филипп, родом из двадцатого столетия.
Песня «Come Take a Trip in My Airship» также добавляет ноту иронии
Я искал старую песню для эпизодов с Филиппом-астронавтом и случайно нашел эту песню 1904 года о путешествии на Луну, Венеру и – Марс. Она очень хорошо сочетается с тем, как Филипп Марс парит в блаженстве и невесомости где-то в открытом космосе. Для закрывающих титров мы записали собственную версию, для которой дуэтом спели Филипп Лоденбаш (пожилой сосед) и Верле Батенс (Хлоя).
Подводя черту, как бы вы определили фильм «Новости с планеты Марс»? Личный апокалипсис? Забавный кошмар?
Когда я только начал обсуждать фильм со своим продюсером Мишелем Сен-Жаном, я назвал это «экзистенциальной комедией». Думаю, это достаточно хорошее определение.