В рамках Летнего Театрального Фестиваля TheatreHD в кинотеатрах России начинаются показы трех спектаклей знаменитого британского хореографа Мэтью Борна. Балеты «Кар Мен», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» в абсолютно неожиданной трактовке будут показаны в 60 городах России.
Строго говоря, назвать спектакли Борна балетами в классическом понимании этого слова нельзя. Сам он характеризует их как «пьесы без слов»: слегка безумная смесь актерской игры, танца, пластических экзерсисов и световых эффектов. Драматические спектакли, где вместо слов – движения. Смесь драмбалета, перфоманса, мюзикла, элементов массовой культуры и безграничной фантазии. Определения можно подбирать долго, и ни одно из них не будет точным. Потому что Мэтью Борн придумал свой собственный жанр и более чем успешно существует в нем уже не одно десятилетие.
Долгое время Мэтью Борн, буквально «выращивающий» свою публику, отказывался от сотрудничества с большим экраном, даже его артисты ни разу не видели своих выступлений в записи. К счастью, это время прошло, и теперь зрители всего мира имеют возможность увидеть три выдающихся работы мастера в кинотеатрах.
Киногастроли Мэтью Борна в Москве начались 1 июля, в других городах первый показ (открывает блок показов «Кар Мен») – 12 июля 2016 года.
Кар Мен
Открывает парад балетных «блокбастеров» самый брутальный спектакль Борна – «Кар Мен». Именно так, в два слова, ибо речь не о цыганке с табачной фабрики, а об автослесаре (car – машина, man – человек, мужчина). Запутанный, нервный любовный многоугольник на фоне бессмертной музыки Бизе, бешенный драйв, страсти, насилие, любовь и ненависть – такой «замес» не может оставить равнодушным никого.
«Кар Мен» поставлен по мотивам, весьма отдаленным, впрочем, знаменитой оперы Бизе «Кармен», для которой была написана, возможно, самая узнаваемая и потрясающая классическая партитура; для спектакля Борна она великолепно аранжирована Терри Дэвисом. Всем известная история из XIX века и табачной фабрики переехала в засаленную автомастерскую-забегаловку в Америке 60-х годов, где страсти и мечты жителей маленького городка разбиваются вдребезги с появлением обаятельного незнакомца. Подогреваемые жаром и желанием, участники драмы попадают в необратимый водоворот алчности, страсти, предательства и мести. Невероятная сценография Леза Бразерстоуна, выразительный дизайн света от Криса Дейви и способность Мэтью Борна ярко и живо рассказывать истории создали убедительный образ одноэтажной Америки, послуживший фоном к невероятной по накалу драме.
Лебединое озеро
«Лебединое озеро» – самый знаменитый спектакль танцевальной компании New Adventures, за 21 год не только не постаревший, но с каждым годом становящийся все острее и острее. Два одиноких существа, нашедших друг друга в насквозь лживом мире, сражаются за свое право выбора и терпят поражение. «Не выбивайся из стаи, иначе заклюют» – принцип этот, увы, работает и для лебедей, и для людей.
От канонического «Лебединого озера» в спектакле Мэтью Борна остались только имена некоторых персонажей и музыка Чайковского, и это делает спектакль еще более интересным для российского зрителя, с молоком матери впитавшего классическую версию в белых пачках. Трагическая история несчастного принца, затюканного властной матерью, и Лебедя, который оказался единственной родственной душой, но подверг Принца непереносимому испытанию – прекрасная грустная притча об одиночестве и о том, что против стаи идти невозможно и опасно, будь ты птица, обычный человек или особа королевских кровей. В то же время это «Лебединое озеро» – очень смешной спектакль, с элементами пародии, наполненный прекрасным английским юмором. Так что у зрителей будет повод и посмеяться в голос, и поплакать над историей, которая за 21 год с момента создания балета не только не потеряла остроты, но стала еще более актуальной.
Спящая красавица
Совсем другое настроение у «Спящей красавицы». Этот спектакль – гимн всепобеждающей любви, для которой и 100 лет ожидания не преграда. Сам Борн назвал свою историю «готической», но на самом деле это очаровательная мелодрама с элементами комедии, мистики, с борьбой кланов вампиров (да, заметный привет молодежной субкультуре вообще и «Сумеркам» в частности), Великобританией в конце великой эпохи, сэлфи на фоне заброшенного замка, попыткой ритуального жертвоприношения и классическим хэппи эндом в стиле «жили долго и счастливо».
История, которую рассказывает в своей «Спящей красавице» Мэтью Борн, начинается в 1890 году, в тот самый год, когда мир увидел самую первую премьеру этого балета на музыку Чайковского – начинается крестинами принцессы Авроры. Это был период в европейской истории, когда феи, вампиры и загадочный декаданс будоражили умы и давали пищу фантазиям в готическом стиле. Аврора растет, и мы вместе с ней перемещаемся в прекрасную и уходящую Эдвардианскую эпоху, мифический золотой век долгих летних чаепитий, крокета на лужайке и новых танцевальных безумий. Годы спустя, как и положено, по сказке Шарля Перро, через сто лет, Аврора проснется в нашем, современном мире, в мире еще более загадочном и удивительном, чем любая волшебная сказка. «Спящая красавица» Мэтью Борна – это любовная история в готическом стиле, которая покорила сердца любителей танца всех возрастов и завершила трилогию балетов Чайковского в хореографии Мэтью Борна.